Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Итоги парламентских выборов и перспективы развития Молдовы

17:01 , 6 Октябрь 2025
3
0


2 октября 2025 г. в Институте стран СНГ состоялся международный круглый стол на тему «Итоги парламентских выборов и перспективы развития Молдовы».     

В работе круглого стола приняли участие:  директор Общественно-полезного фонда «Благотворение» Н.Н. Волкова; Богдан Цырдя, депутат парламента РМ от партии социалистов; политолог-социолог, заместитель председателя общественного движения «Родина – Евразийский союз»  Б.А. Шаповалов (Кишинёв);  заместитель директора Института социально-политических исследований и регионального развития ПМР А.В. Моспанов (ПМР); председатель Общественной палаты ПМР, директор филиала Института стран СНГ в г. Тирасполь В.О. Ладункин;  доктор исторических наук, профессор,  заведующий кафедрой истории РГСУ В.П. Степанов; кандидат исторических наук, эксперт  В.В. Дамьян; руководитель Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Э.Г. Соловьев;  представитель Межрегиональной общественной организации «Союза гагаузов» Б.М. Гермек;  доктор политических наук, профессор Н.И. Харитонова; эксперт, кандидат исторических наук И.П. Шорников; вице-президент Фонда развития государственного права и гуманитарных проблем (РФ), директор института «Стратегия Приднестровья» (ПМР) И.Н. Иваненко; заведующий отделом Украины Института стран СНГ И.В. Скориков; заведующий   отделом по взаимодействия с Русской Православной Церковью  Института стран СНГ К.А Фролов, эксперт, координатор С.Я. Лавренов и др.       

В рамках круглого стола была проведена презентация  сборника материалов международной научной конференции «Народ Приднестровья и Гагаузии вместе с Россией», посвященный 100-летию МАССР и 30-летию Гагаузии в составе РМ, изданной в 2025 г. при содействии  Фонда «Благотворение».

Обсуждались также итоги парламентских выборов в Молдове и сложившаяся поствыборная ситуация в республике, актуальная геополитическая обстановка  в регионе, вероятность прямого вовлечения Молдовы в конфликт на Украине, а также перспективы приднестровского урегулирования и отношений Молдавии с Гагаузской автономией.                         

В ходе обсуждения эксперты пришли, в целом, к следующему консолидированному мнению.

Первое. Обстановку, в которой происходили выборы можно  определить как дальнейший шаг по узурпацию власти проевропейскими силами. Она характеризовалась нарушениями Конституции, законов, прав граждан на участие в выборах, использованием различных технологий по манипуляции общественным мнением, необоснованным снятием политических конкурентов с выборов, отсутствием прозрачности в голосовании за рубежом, продолжающейся зачисткой информационного пространства накануне выборов и др. 

Второе. По итогам выборов пропрезидентская партия PAS, применив весь имеющийся админресурс, смогла удержать власть. Оппозиции, по различным причинам, не удалось составить серьезную конкуренцию провластной партии с тем, чтобы изменить общественно-политическую ситуацию в стране. Накануне выборов, согласно соцопросам, Патриотический блок мог претендовать на 33–35% голосов избирателей, в реальность он получил 26% с небольшим.  

Не сбылись также ожидания блока «Альтернатива» на то, чтобы стать «третьей силой», потеснив старые политические формации. Сюрпризом избирательной кампании стал прорыв в парламент партии «Демократия-дома» во главе с Василием Костюком.

В целом, избирательная кампания, в очередной раз, продемонстрировала необходимость перезагрузки оппозиционного политического фланга. Снятие с гонки в последний момент партии «Сердце Молдовы», блокирование приднестровских избирателей и другие проблемы – эти и другие моменты должны были компенсироваться максимальной консолидацией оппозиции различных оттенков, чего не произошло.

Впервые в новейшей истории Молдовы силовые структуры стали едва ли не  главным действующим лицом в избирательной кампании. В предвыборный период проводились обыски и многочисленные   задержания,  готовилась почва для устранения политиков из выборной гонки, происходило запугивание населения. Как следствие, провластная партия, рейтинг лидеров которой (Гросу, Речан) колебался в пределах одного процента,  вышли победителями.

Третье.  Что касается  геополитического аспекта, то парламентские выборы в республике стали частью гибридной войны, принявшей  в настоящее время не только региональный, но и, в значительной степени, глобальный характер. Как следствие, иностранное вмешательство в молдавские выборы достигло беспрецедентных масштабов. Для поддержки режима Санду были задействованы огромные ресурсы Евросоюза. Европейские структуры «наводнили» Молдову своими людьми, задачей которых являлось не допустить, ни при каких обстоятельствах, победы оппозиции.  

Четвертое. По итогам выборов, очевидно, что Молдова в ближайшие четыре года не только останется в сфере геополитических интересов Запада, но, несмотря на формально нейтральный статус, будет, всё более активно, втягиваться в политику НАТО на его юго-восточном фланге. С высокой степенью вероятности, Молдова может стать полигоном для дальнейшей интернационализации конфликта на Украине. В настоящее время Молдова уже активно участвует в транзите военного снаряжения и материальных ресурсов украинской стороне. Не исключено, что в последующем ей уготована роль одного из логистических центров операций НАТО против России. Прошедшие недавно учения «Огненный щит ­– 2025» подтвердили, что молдавская инфраструктура, включая склады, аэропорты и дороги, уже, в значительной степени, встроены в логистику альянса.

Пятое.  Угрожающее положение сложилось для Приднестровской Молдавской Республики. Вся избирательная кампания сопровождалась тиражированием мифа о «российской угрозе», в том числе якобы исходящей от немногочисленного российского воинского контингента, размещенного в Приднестровье.   Навязчивой идеей правящего режима в Молдове, навязанной ЕС, стало конструирование условий для выдавливания  российского  контингента с последующей трансформацией миротворческой миссии в любой иной формат под эгидой евроструктур.

Одновременно, с целью интеграции Приднестровья в свое политико-правовое и экономическое пространство, Кишинёв готов использовать и уже использует жесткий сценарий. С 1 января текущего года был прекращен транзит российского газа в непризнанную республику. В результате в ПМР разразился энергокризис, ускорился рост и без того высоких цен.

Проблему временно удалось решить российской стороне. С 14 февраля Приднестровье начало получать газ за счет российского кредита через ряд зарубежных компаний. Тем не менее, ситуация остается  напряженной.  Президент ПМР  В.Н. Красносельский неоднократно отмечал, что положение дел в энергетике региона неустойчивое. 

Пользуясь этим, М. Санду, предварительно создав искусственные трудности для ПМР, заявляет о готовности продемонстрировать для приднестровского населения преимущества интеграции —предоставить более высокий уровень жизни, доступ к банковской системе, социальным и экономическим возможностям. Подобная тактика фактически нацелена на раскол приднестровского общества.

Помимо экономического давления, не исключена попытка силового пути разрешения приднестровского конфликта, о чем свидетельствует ряд событий последнего времени. В сентябре в Румынию для участия в учениях «Dacian Fall («Падение Даков») — 2025»  прибыли несколько тысяч военнослужащих и свыше тысячи единиц тяжелой боевой техники из десяти стран НАТО. Не исключено, что после завершения маневров, которые будут проходить с 20 октября по 13 ноября, значительная их часть останется в новых местах дислокации.

По заявлению ряда авторитетных источников, на фоне выборов, с целью устрашения жителей Приднестровья страны ЕС (прежде всего, Франция и Англия)  направили первую группу военнослужащих в Одесскую область.

Несмотря на ограниченные возможности по использованию конвенциональных способов защиты ПМР, Россия, в сложившихся обстоятельствах не сможет остаться в стороне. Во-первых, подавляющее часть населения ПМР имеют российское гражданство. Во-вторых, на территории непризнанной республики находятся российские миротворцы. В-третьих, в Приднестровье на складах в огромных количествах хранится военное имущество, в том числе, боеприпасы, принадлежащие Министерству обороны РФ.

Шестое. При нынешнем правящем режиме сложные времена переживает Гагаузия.  У автономии уже отняты ряд полномочий (к примеру, Конституционный суд Молдовы лишил Гагаузию права назначать прокурора автономии). Массовое недовольство населения спровоцировал недавний приговор избранной главе Гагаузии Евгении Гуцул, чья политическая позиция расходилась со взглядами проевропейской правящей партии.

Говоря об отношениях с Гагаузией,  М. Санду неоднократно обвиняла политиков региона в том, что они якобы на протяжении многих лет преднамеренно насаждают негативные настроения в отношении официального Кишинёва.  За этим следует привычный призыв –очистить местную политику от коррумпированных деятелей и доверить управление «честным» людям. В этом случае автономия получит больше денег из центра, а также выгоды от национальных и международных проектов. По сути дела, речь идет о неприкрытом шантаже руководства и жителей Гагаузии.

Можно ожидать, что в ближайшее время Кишинёв усилит попытки по демонтажу автономного статуса Гагаузии.  Очередном шагом в этом направлении станет избрание башканом автономии политика, подконтрольного кишинёвским властям. Согласно «Уложению Гагаузии» (ст. 71.3), должность башкана становится вакантной, если он не может исполнять свои обязанности более чем 60 дней. После  этого Народное собрание назначает выборы нового руководителя, которые должны пройти в течение трех месяцев со дня образования вакансии.

После избрания нового башкана  PAS может обратиться в Конституционный суд на предмет соответствия Закона об особом правовом статусе Гагаузии Конституции РМ, где узаконено стремление к евроинтеграции.

Таким образом, обстановка в которых проходили парламентские выборы, говорит о том, что Брюссель и НАТО готовят Молдову, в случае необходимости, на роль «второй Украины». Подобная политика объективно ускоряет процесс разрушения молдавской государственности. В сложившейся ситуации граждане Молдовы оказались перед сложной дилеммой: смириться с распадом страны или предпринять энергичные усилия по спасению национальной идентичности. 

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.