Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Состоится ли объединение Румынии и Молдовы в ближайшей перспективе?

0:00 , 22 Март 2018
66
0


В Институте стран СНГ 22 марта 2018 года состоялся круглый стол на тему: «Состоится ли объединение Румынии и Молдовы в ближайшей перспективе?» (к 100-летию со дня присоединения Румынией Молдовы)

В ходе круглого стола эксперты рассматривались следующие вопросы: проблемные аспекты событий столетней давности; актуальная стратегия Румынии в отношении Молдовы; роль и место унионистских сил в политическом процессе Румынии и Молдовы; позиция США и ЕС относительно унионистского проекта; последствия присоединения Румынией Молдовы, если оно состоится.

В работе круглого стола приняли участие:

По главному вопросу о возможности объединения Румынии и Молдовы в ближайшей перспективе, большинство экспертов пришли к следующему консолидированному мнению.

Приближение 100-летней годовщиной со дня присоединения Румынией Молдовы (27 марта 2018 г.) привело к ожидаемому росту напряженности в политической жизни Молдовы. 25 марта в Кишинёве должны состояться массовые манифестации унионистов. 27 марта в Бухаресте пройдет торжественное заседание обеих пала румынского парламента, посвященного юбилейной дате. В этом политическом действе примут участие депутаты молдавского парламента и правительства. Скорее всего, большинство участников заседания выскажутся за новое объединение Румынии и Молдовы. Это означает, что тема унионизма будет занимать одно из ведущих позиций в политической повестке Молдовы в текущем году.

Исход нынешнего противостояния между унионистами (их в Молдове, по различным оценкам, насчитывают от 20 до 25%) и большей частью гражданского общества будет зависеть от далеко идущих планов нынешнего правящего режима Молдовы, его готовности обеспечить общественный порядок, а также от позиции основных внешних игроков, оказывающих огромное влияние на политический процесс в Румынии и Молдове.

Позиция парламентско-правительственного большинства Молдовы.

По мнению участников круглого стола, нынешний правящий режим (несмотря на то, что большинство его представителей являются гражданами Румынии) не заинтересован в присоединении Молдовы к Румынии в ближайшей перспективе. В первую очередь, это связано с неизбежной утратой для большинства из них властных полномочий и финансовых позиций вследствие неизбежного переформатирования политического и экономического пространства Молдовы.

Вместе с тем, правящая элита в Кишинёве не намерена в ходе развернувшейся избирательной кампании в парламент конфликтовать с активистами «унири», поскольку значительная часть этого электората поддерживает как Демократическую партию Вл. Плахотнюка, так и Европейскую народную партию его ближайшего союзника Ю. Лянкэ. Соответственно, власть будет позволять унионистам выпускать «пар», стараясь, при этом, удержать их в рамках правового поля.

В дальнейшем «унионистская» угроза будет использоваться властью как инструмент предвыборной борьбы, которая будет актуализирована в том случае, если её политические оппоненты (Партия социалистов) будут претендовать на значимое представительство в парламенте, позволяющее им существенно влиять на процесс принятия политических решений.

Позиция Румынии.

Румынская правящая элита (в отличие от большей части населения, достаточно безразличной к этому проекту), безусловно, заинтересована в присоединении своих «братьев», живущих по другую сторону р. Прут. Это объясняется не только тем, что унионизм выступает в качестве национальной идеи Румынии, но и позволяет отвлечь общественные настроения в стране от сложных социально-экономических проблем.

Вместе с тем, на этом пути существует немало препятствий.

Во-первых, подобный «аншлюс» (предполагающий фактическую «денонсацию» Договора о ненападении между СССР и Германией 23 августа 1939 г.) неизбежно приведет к обострению проблем как внутри Молдовы, так и в самой Румынии. Что касается Молдовы, то в случае утраты суверенитета, она потеряет Приднестровье и Гагаузию, занимающих однозначно антиунионисткую позицию (выраженную на референдумах). Однако потерей только этих территорий процесс может не завершиться. Соседний с Гагаузией район Тараклия может объявить о своем присоединении к Гагаузии. Ряд населённых пунктов на юге и севере Молдовы также могут не согласиться с унией. И если с потерей Приднестровья, Бухарест, судя по ряду заявлений, готов примириться, то утрата почти половины территории Молдовы его вряд ли устроит.

Наконец, присоединение Молдовы поставит вопрос о Северной Буковине, что актуализирует территориальный вопрос между Румынией и Украиной. Украина, помимо прочего, будет вынуждена реагировать на то обстоятельство, что на севере Молдовы есть районы, где проживает значительное количество украинцев. В свою очередь, в Одесской области проживает значительное количество гагаузов и болгар. Последние также компактно живут на юге Молдовы, что создает предпосылки для ирредентистского процесса.

Что касается самой Румынии, то присоединение Молдовы может вызвать обострение ситуации в Трансильвании, где проживающие здесь венгры давно уже настаивают на признании Секуйской автономии, пользуясь безусловной поддержкой Будапешта.

Еще одним препятствием на пути присоединения Молдовы в ближайшей перспективе является высокая затратность проекта. В 2006 г., когда тогдашний президент Т. Бэсеску предложил Молдове вступить вместе с Румынией в Евросоюз, оказалось, что для этого потребуется не менее 30-35 млрд. евро в течение первых пяти лет. В последующем, назывались и другие, еще более масштабные, цифры – от 180 до 200 млрд. евро. Таких трат экономика Румыния, по оценке даже румынских экспертов, вынести не сможет. При этом на помощь Евросоюза, самому пребывающему в непростой экономической ситуации, Румынии рассчитывать не приходится.

Позиция ЕС. В настоящее время ЕС не заинтересован в унии между Румынией и Молдовой, что может привести к возникновению еще одной «горячей» точки в Юго-Восточной Европе.

Позиция США. Что касается позиции США, то она неоднозначна по данному вопросу. С одной стороны, американцы были бы не против инициировать еще один «управляемый» конфликт антироссийской направленности, который к тому же ослабит ЕС. С другой стороны, они не могут не учитывать сдержанную позицию ЕС по данной проблеме. Официально США устами своего посла в Молдове Джеймса Петтита (август 2016 г.) заявили, что Молдова должна оставаться суверенным государством. Кроме того, США, как известно, не подписали Версальский договор 1919 г., закрепивший, по итогам Первой мировой войны, вхождение Бессарабии в Румынию.

В создавшихся условиях, по мнению большинства участников круглого стола, Бухаресту в настоящее время выгоднее проведение курса на постепенную «румынизацию» Молдовы, которая, с 2016 г. вступила в новую фазу. В феврале 2016 г. Национал-либеральная партия (НЛП) Румынии (возглавляемой К. Иоханнисом до избрания его президентом страны) обнародовала программный документ «Республика Молдова – приоритет политики Румынии», фактически представляющий собой план объединения основных сфер жизнедеятельности двух государств, при сохранении Молдовой, до определенного момента, формальной независимости.

В этом программном документе определены конкретные меры по объединению медиапространств Румынии и Молдовы, их экономик, инфраструктуры, систем образования и других сфер жизнедеятельности. События последнего времени свидетельствуют о том, что этот план, направленный на формирование единого политического, экономического и духовного пространства Румынии и Молдовы, последовательно реализуется.

Если раньше Бухарест основной акцент делал на предоставлении облегченной процедуры получения молдаванами румынских паспортов (около 500 тыс.); преподавании в молдавских школах вместо «Истории Молдовы» — «Истории румын»; сокращении числа школ и вузов с преподаванием на русском языке, ежегодном квотировании бесплатных мест в румынских вузах для молодых людей из Молдовы (до 5 тыс.), то теперь правящий режим Румынии, при полной поддержке официального Кишинёва, значительно разнообразил свою стратегию.

В настоящее время это находит выражение в реализации совместных финансово-экономических проектов,направленных на сближение экономик Румынии и Молдовы, прежде всего, в сфере энергетики и транспорта. С 2014-2015 гг., после ухудшения отношений Молдавии и России, Румыния стала основным экономическим партнером страны-участницы СНГ.

С началом этого года было объявлено о покупке крупнейшего банка Республики «Виктория Банк» румынской финансовой организацией «Трансильвания»; одно из крупнейших молдавских винных предприятий «Пуркарь» было выставлено на румынской бирже. С целью строительства газопровода Яссы-Кишинёв румынский Transgaz достиг соглашения с молдавским правительством о приобретении молдавской Vestmoldtransgaz. Для обсуждения хода реализации совместных финансово-экономических проектов регулярно проводятся совместные заседания двух правительств.

«Румынизации» Молдовы служит и активная информационная политика, проводимая Бухарестом, которая в настоящее время приняла фактически форму информационной экспансии, в рамках которой уже порядка десяти средств массовой информации Молдовы, в той или иной степени, занимаются пропагандой унионистских идей. Информационное наступление Румынии сопровождается параллельным вытеснением российских СМИ под предлогом борьбы с «российской пропагандой».

Одновременно расширяется число финансируемых из Румынии неправительственных организаций на территории Молдовы, основной задачей которых является организационно-пропагандистская деятельность по переформатированию сознания населения страны в пользу румынской идентичности.

Существенные перемены в контексте дальнейшего сближения Румынии и Молдовы, в ближайшее время ожидают образовательную сферу Молдовы, где, помимо изучения истории румын, предполагается в ближайшее время внедрить обязательную доуниверситетскую программу по изучению румынского языка и литературы, а также ряда социальных наук (истории, географии) в интерпретации румынских специалистов. В Молдавии Академия наук, университеты, библиотеки, многие школы, в значительной степени зависят от румынских грантов.

В духовно-религиозной сфере Бухарест наращивает всестороннюю поддержку Бессарабской митрополии, подчиняющейся Румынской митрополии и, соответственно, конкурирующей с Молдавской митрополией Русской православной церкви. В настоящее время под контролем Бессарабской митрополии на территории Молдовы находится свыше 100 действующих приходов и пять монастырей. Они получают существенную финансовую поддержку из Бухареста.

Одним из последних новшеств Бухареста стало инициирование политики адресной социальной поддержки в отношении нуждающихся слоев молдавского населения.

Наконец, продолжают развиваться двусторонние отношения по линии министерств обороны и внутренних дел: в 2013 г. были ратифицированы договор о военном сотрудничестве между Румынией и Молдовой, а также договор о сотрудничестве между МВД обеих стран. В 2016 г. было принято решение о формировании смешанного румынско-молдавского батальона, который может быть дислоцирован на территории Молдовы.

Таким образом, в настоящее время идет процесс фактического сближения Румынии и Молдовы во всех сферах жизнедеятельности, при сохранении последней всё более формальной независимости. Что касается движения унионистов в Молдове, то в ближайшей перспективе оно, скорее всего, будет использоваться в качестве инструмента политической борьбы в ходе избирательной кампании в парламент. 

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.