Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Круглый стол на тему:«Энергокризис в Молдово-Приднестровском регионе: причины и последствия»

18:38 , 27 Январь 2025
3
0


ПОСТСКРИПТУМ

21 января в Институте стран СНГ состоялся круглый стол на тему:              

«Энергокризис в Молдово-Приднестровском регионе: причины и последствия».

В рамках круглого стола обсуждались следующие вопросы:      основные причины энергокризиса в Молдово-Приднестровском регионе; перспективы диверсификации газовых поставок и электроэнергии в Молдову и ПМР; о развитии социально-экономического и гуманитарного кризиса в Молдове и Приднестровской Молдавской Республики; о состоянии энергосферы в Гагаузской Республике и др.

В работе круглого стола приняли участие: Б.А. Шаповалов, политолог-социолог, доктор философии, заместитель председателя общественного движения «Родина – Евразийский союз» (Кишинёв); А.М. Сафонов, эксперт, депутат Верховного Совета ПМР; А.В. Моспанов, заместитель директора Института социально-политических исследований и регионального развития ПМР; В.О. Ладункин, Председатель Общественной палаты ПМР, директор филиала Института стран СНГ в г. Тирасполь; А.А. Мигранян, доктор экономических наук, профессор, заведующая отделом экономических исследований Института стран СНГ; С.С. Жильцов, доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России; С.П. Митрахович,  преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий эксперт фонда национальной энергобезопасности; И.В. Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Департамента политологии, старший научный сотрудник Центра изучения трансформации общественно-политических отношений; Е.М. Кузьмина, кандидат политических наук,  зав. сектором Беларуси, Молдовы и Украины Института мировой экономики и международных отношений РАН; В.П. Степанов, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы   Института славяноведения РАН; Борис Гермек, представитель Межрегиональной общественной организации «Союза гагаузов»; Н.В. Илиевский, эксперт, Военный университет МО РФ; К.А. Фролов, зав. отделом Института стран СНГ по взаимодействия с Русской Православной Церковью;  И.И. Скориков, зав. отделом Украины Института стран СНГ: В.В. Новиков, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ.

Выступающие затронули различные аспекты рассматриваемой проблемы. В частности, С.С. Жильцов выступил на тему «Прекращение поставок газа через Украину: итоги и возможные сценарии развития ситуации»; С.П. Митрахович – «Энергокризис и политика в Молдово-Приднестровском регионе: варианты эскалации и кооперации»; И.В. Юшков – «Приднестровье в клубке энергетических конфликтов региона»; Е.М. Кузьмина – «Внутрполитическая ситуация в Молдове как фактор энергетического кризиса».

Эксперты пришли к следующим консолидированным мнениям:

По вопросу о причинах энергокризиса в Молдово-Приднестровском регионе.

В конце 2024 г. Кишинёв своим преднамеренным бездействием и нежеланием идти на компромисс с «Газпромом» спровоцировал кризис в газовой сфере Молдово-приднестровского региона, затрагивающей, в первую очередь, интересы Приднестровской Молдавской Республике.

Кишинёв был осведомлен о намерении Киева не продлевать транзитный договор с Россией  еще летом 2024 г.  Однако молдавские власти не озаботились тем, чтобы заблаговременно закупить природный газ в этот период на европейских рынках, а также инициировать переговоры с российским «Газпромом» о поставках газа в Левобережье. Очевидно, что Кишинёв был заинтересован в реализации наихудшего сценария, преследуя цель «обесточить» ПМР и принудить её к реинтеграции на своих условиях.

В создавшихся условиях руководство «Газпрома», прежде всего из гуманитарных соображений, выступило с инициативой о проведении переговоров с молдавской стороной. 25 ноября в Санкт-Петербурге состоялась рабочая встреча председателя правления «Газпром» Алексея Миллера и главы Минэнерго Молдовы Виктора Парликова, которая, из-за недоговорной позиции молдавской стороны,  окончилась ничем.

Действия молдавских властей свидетельствовали о том, что они были синхронизированы со сценарием, утвержденным на Западе (прежде всего США, стремящихся выдавить российский газ из Европы). Не последнюю очередь сыграла и коррумпированность молдавских властей, озабоченных соображениями личной наживы.  В последние несколько лет газ в республику закупался по нетранспарентной схеме, что создавало условия для нецелевого расходования «газовых» денег.

В начале 2025 г.  население Молдовы получило тройной удар: повышенные тарифы; мизерные компенсации от властей; закупки энергоносителей за счет внешних кредитов, оплачивать которые придется рядовым гражданам.

Одной из причин подобного положения стало прекращение поставок электроэнергии на Правобережье Молдавской (Кучурганской) ГРЭС, с 1 января 2025 г. перешедшей в производстве электроэнергии на уголь и мазут. Кишинёв был вынужден переключиться на импорт электроэнергии из Румынии по цене, в два раза превышающей приднестровскую.

По вопросу о развитии социально-экономического и гуманитарного кризиса в Молдове и Приднестровской Молдавской Республики.

Целью политики Кишинёва доведение ситуации в ПМР до гуманитарного кризиса с последующей капитуляцией непризнанной республики. Об этом говорит ряд признаков.

Первый. Кишинёв, предлагая «Тираспольтрансгаз» закупать газ на внешних рынках, отказал Тирасполю в возможности самостоятельно провести переговоры с «Газпромом».

Второй. Кишинёв, заявляя о готовности предоставить Тирасполю лицензию для покупки газа на европейских рынках, одновременно потребовал оплачивать газ в молдавских леях. При этом Кишинёв не упомянул о необходимости разблокировать банковские счета приднестровских экономических агентов, что лишает их возможность проведения валютных транзакций.

Миссия ЕС в РМ, в свою очередь, в сложившейся ситуации придерживается тактики выжидания, рассчитывая, что бизнес-структуры, а затем и власти региона будут вынуждены обратиться к Молдове за помощью, что поставит их в жесткую зависимость от Кишинёва. Однако это призрачные надежды, поскольку приднестровский народ неоднократно доказывал, что он готов и умеет защищать свои интересы и независимость.

Тем не менее в энергосфере Приднестровья сложилась критическая ситуация. Несмотря на многочисленные обращения Тирасполя к Кишинёву с предложением скоординировать действия по преодолению газового кризиса, молдавские власти уклоняются от взаимодействия, обвиняя во всех бедах Россию и Приднестровье, которая якобы спровоцировала энергокризис, пытаясь таким образом повлиять на исход  предстоящих парламентских выборов.

 14 января в ходе переговоров президента ПМР В.Н. Красносельского с руководством министерства энергетики РФ было достигнуто соглашение о поставках «гуманитарного» газа в ПМР. Единственным маршрутом, по которому может поставляться газ, является в настоящее время Трансбалканский газопровод, по которому газ реверсом может пойти из Болгарии в Румынию, а затем – в Молдову. Проблема заключается в том, что газопровод проходит из Румынии на молдавскую территорию не напрямую, а дважды пересекает украинскую границу, что позволяет не только Кишинёву, но Киеву влиять на транзит российского газа. 

В настоящее время поступают сообщения о бронировании закупок газа для ПМР по этому маршруту в объеме около 3 млн. кубометров в сутки, что достаточно для внутреннего потребления Приднестровья, но не для производства дешевой электроэнергии для Молдовы – до начала кризиса Приднестровье получало около 5,7 млн. кубометров газа в сутки.

Однако  Кишинёв и на этот раз, несмотря на попытку сыграть «хорошую мину при плохой игре», пытается всячески воспрепятствовать выхода из кризиса, заявив 18 января, что эти поставки «подсанкционные» и якобы противоречат договоренностям Кишинёва о присоединении к антироссийским  международным санкциям.

В связи с острым дефицитом газа, в непризнанной республике были отключены 150 газовых котельных, остановлены все промышленные предприятия республики, кроме производящих продовольственную продукцию.  С серьезными проблемами столкнулись сфера здравоохранения (нехватка тепла в больницах) и транспорт (часть которого работает на метане).

Перебоев со светом в Приднестровье пока нет. Молдавская ГРЭС, вместе с Дубоссарской ГЭС, в ближайшие 50 дней способны полностью покрыть потребность ПМР в электричестве. После этого главная проблема будет заключаться, откуда Молдавская ГРЭС сможет пополнить запасы угля. Предложение Киева обеспечить ГРЭС углем в обмен на электричество Украине и Молдове носит сомнительный характер.

 В дополнение к энергокризису, Приднестровье продолжает сталкиваться с целым рядом других вызовов, созданных Кишинёвом. Речь, в первую очередь, идёт о блокировании поставок из России и Белоруссии медицинских препаратов и оборудования. Кишинёв объясняет это тем, что хочет ввести Приднестровье «в русло конституционности». Проблемы с импортом лекарств в Приднестровье начались после февраля 2022 года, когда Украина закрыла границу с ПМР и единственным каналом поставок стал путь через Молдову. С тех пор этот вопрос принципиально так и не был решён.

Съезд депутатов всех уровней Приднестровья, который состоялся в Тирасполе 28 февраля 2024 г., принял обращение в адрес Международного комитета Красного Креста с просьбой обратить внимание на кризисную ситуацию с импортом лекарств и медоборудования в ПМР, но ситуация так и не была разрешена.

Создаваемые Кишинёвым искусственные препятствия не только негативно сказались на состояние приднестровской экономики, но и усилили её зависимость от ЕС. По итогам 2024 г. доля экспорта Приднестровского региона в государства Евросоюза (ЕС) значительно выросла, достигнув 83%.

Существенные убытки в условиях энергокризиса несет и Правобережье. Газ и электроэнергия из Румынии поставляются по высоким ценам, неприемлемых в долгосрочной перспективе для бюджета Молдовы. Выросшие тарифы на коммунальные услуги стали неподъемными для большинства населения республики.

По вопросу о перспективах диверсификации газовых поставок и электроэнергии в Молдову и ПМР

У экспертного сообщества, вплоть до 1 января, существовала надежда, что удастся заблаговременно достичь  соответствующих договоренностей. В определенной степени, эти сценарии сохраняют свою актуальность и в настоящее время.

  1. Сторонняя компания, в частности, азербайджанская могла бы, перекупив газ у России, заключить соглашение на транзит из Украины, чтобы затем перепродавать его в Европу, в том числе и в Молдову, в качестве азербайджанского.
  2. Гипотетически газ можно было бы получать газ по южному маршруту, но не на границе с Румынией и Украиной, а с Болгарией. Это предполагает дополнительные расходы за транспортировку газа, которые в этом случае должна была бы взять на себя третья сторона.
  3. Одним из вариантов продления транзита из России через Украину — прямые договоры европейских компаний о поставках газа, которые можно было заключать как с «Газпромом», так и с украинской стороной. В этом случае компании забирали бы газ на российско-украинской границе и самостоятельно договаривались с Киевом о его прокачке дальше на запад.
  4. Еще один вариант предполагал бы хранение газа в украинских подземных хранилищах газа (ПХГ) с последующим использованием владельцем по своему усмотрению. Тот же Азербайджан мог бы закачивать газ в украинские хранилища и продавать его на европейском рынке в зависимости от спроса. Такая схема юридически считалась бы не транзитом, а реэкспортом газа из Украины.

Неопределенность ситуации, однако, обусловливается ориентацией Кишинёва и стоящим за ним Западом на эскалацию конфликта. Этим, в решающей степени, объясняется демонстративная неадекватность действий кишинёвских властей. В частности, 16 января  премьер-министр Молдовы Дорин Речан заявил, что Кишинёв приступил к формированию групп международных юристов «для оказания правительству помощи в возвращении энергетических активов, захваченных Россией».

В другом интервью он заявил, что «Цель поставок гуманитарного газа в Приднестровье, утверждает он, – «дестабилизация в регионе и всей стране, установление пророссийской власти в Кишиневе, использование военных возможностей для агрессии против Украины и Румынии».

Признаком того, что оба берега ещё далеки от согласованного решения, можно считать ежедневное повышение градуса обвинительной риторики.

Несмотря на это, международным партнерам Молдовы и Приднестровья в сложившихся условиях необходимо в ближайшее время найти оптимальную юридическую и организационную форму для возобновления поставок газа в Приднестровье.

Несмотря на то, что достигнутое соглашение вряд ли будет устойчивым – поиск долгосрочной модели станет делом будущего  – это позволит преодолеть наиболее острую фазу гуманитарного кризиса.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.