7 ноября 2024 г. в Институте стран СНГ состоялся международный круглый стол «Итоги президентских выборов в Молдове и перспективы развития республики».
В работе круглого стола приняли участие Борис Андреевич Шаповалов, историк, политолог-социолог, доктор философии, заместитель председателя общественного движения «Родина – Евразийский союз»; Андрей Михайлович Сафонов, депутат Верховного Совета ПМР, эксперт; Владимир Олегович Ладункин, Председатель Общественной палаты ПМР, директор филиала Института стран СНГ в г. Тирасполь; Андрей Владимирович Моспанов, заместитель директора Института социально-политических исследований и регионального развития; Вячеслав Петрович Степанов, заведующий кафедрой социальных наук и этнонациональных процессов ОГУ имени И. С. Тургенева, главный эксперт Центра ресурсного обеспечения Российского государственного социального университета (РГСУ); Николай Вячеславович Илиевский, военный эксперт; Иван Иванович Скориков, заведующий отделом Украины Института стран СНГ; Кирилл Александрович Фролов, заведующий отделом Института стран СНГ по взаимодействия с Русской Православной Церковью и др.
В ходе круглого стола обсуждались вопросы: итоги президентских выборов в Молдове; политические приоритеты М. Санду в период второго президентского срока; возможные действия Кишинёва в попытке разрешить приднестровскую проблему; динамика отношений Кишинёва с Гагаузией, а также возможные электоральные стратегии основных политических сил республики на парламентских выборах-2025.
Эксперты пришли к следующим выводам.
Президентская кампания прошла с беспрецедентными нарушениями: непропорциональным распределением избирательных участков за рубежом (для почти 500 тыс. молдавских граждан, работающих в России, было выделено всего 2 избирательных участков в то время как в странах Запада, где преобладают сторонники сближения с ЕС, было открыто 228 участков; отсутствием контроля за процедурой голосования в европейских странах, что создавало условия для фальсификации результатов выборов; непрозрачной системой финансирования проевропейских партий и НПО, осуществлявших внешнее вмешательство в избирательный процесс; масштабным использованием М. Санду и её сторонниками административного ресурса; электоральной коррупцией и др.
Несмотря на масштабное противодействие, вышедшему во второй тур А. Стояногло фактически удалось одержать победу внутри страны (в более половине районов избиратели отдали ему свой голос). В ряде регионов он победил с огромным перевесом. Так, среди 26,3 тыс. приднестровцев, принявших участие в выборах, за Стояногло проголосовало почти 80%, а за Санду — 20%. Рекордное число голосов Александр Стояногло получил в Гагаузии (97%) и соседней с ней Тараклии (болгароязычный район Молдовы) – 94%.
Сенсацией выборов стало то, что конституционный референдум о евроинтеграции Молдовы был «выигран» провластными структурами незначительным и сомнительным большинством. Тем не менее, это позволило молдавским властям внести в Конституцию изменения, закрепляющие евроинтеграционный курс республики.
Используя это, М. Санду, в период второго президентского срока, не только сохранит, но, и, с высокой вероятностью, усилит свой прежний внутри- и внешнеполитический курс. Это будет сопровождаться дальнейшим демонтажем российско-молдавских отношений, свертыванием традиционных торгово-экономических отношений, в том числе в газовой сфере. Наряду с этим, Молдова продолжит курс на разрыв отношений с СНГ, что, по всей вероятности, будет сопровождаться выходом из Межпарламентской ассамблеи СНГ.
В преддверии парламентских выборов-2025 продолжится наступление на политическую оппозицию и сохранившие свою относительную независимость СМИ.
Деструктивная политика, по украинскому сценарию, будет проводиться в отношении Молдавской православной церкви в интересах Бессарабской (Румынской) митрополии.
Одновременно, с помощью Запада (НАТО и ЕС) продолжится дальнейшая милитаризация Молдовы в стремлении сделать из неё очередной плацдарм на юго-восточном фланге Североатлантического альянса. Особое внимание при этом будет уделяться совершенствованию системы ПВО и военно-логистических возможностей Молдовы с тем, чтобы использовать её территорию для материально-технического снабжения и поставок вооружения ВСУ.
В совокупности, это будет означать ускоренное размывание суверенитета Молдовы, её дальнейшую румынизацию в том числе путем назначения румынских специалистов в госучреждения; активного внедрения румынского бизнеса в банковскую, энергетическую и иные сферы молдавской экономики; расширяющегося контроля над инфосферой; участия в совместных военных учениях и др.
Что касается Приднестровья, то Кишинёв в отношении Тирасполя не продолжит, но и, с высокой вероятностью, усилит блокадно-ограничительную политику. Помимо введенных с 1 января 2024 г. таможенных пошлин на экспорт приднестровской продукции, можно ожидать введения налога на добавленную стоимость и дополнительных административных барьеров в отношении ведущих приднестровских предприятий. Целью является препятствование их деятельности для продуцирования социально-экономической напряженности в преддверии президентских выборов в ПМР, которые должны пройти в ноябре-декабре 2025 г.
Потенциальной угрозой для приднестровской экономики является неопределенность ситуации с поставками российского газа в ПМР, вызванная намерением Киева с 1 января 2025 г. не продлевать договор о транзите российского газа через свою территорию. Это может поставить Тирасполь перед необходимостью закупки газа с западного направления по европейским ценам. Давление на Приднестровье может быть усилено также путём снижения закупки электроэнергии с Молдавской ГРЭС за счет увеличения энергетических поставок из Румынии.
В настоящее время фактически блокирован международный переговорный процесс в формате «5+2». Можно констатировать, что Кишинёв демонстративно игнорирует переговорный процесс по молдо-приднестровскому урегулированию. Параллельно Кишинёв односторонними мерами пытается искусственно подорвать эффективность миротворческой операции (в частности, использование молдавской военной «группы быстрого реагирования» без согласования с базовыми миротворческими структурами; поддержка провокационных демаршей украинских участников Объединенной контрольной комиссии и др.).
Нарастающей напряженностью характеризуются отношения Кишинёва и Комрата. Эта напряженность будет сопровождаться не только попытками уголовного преследования башкана Гагаузии Е. Гуцул, но и усилением экономического давления на автономию. Примером подобной политики стало принятие молдавским парламентом поправки в Налоговый кодекс, в соответствии с которым возмещение НДС в Гагаузии должно компенсироваться из бюджета автономии. В результате подобной меры стала потеря бюджетом Гагаузии до 25%. Не исключены попытки деконструкции Гагаузской автономии, низведения её до статуса обычного района Молдовы.
В целом, отношения Кишинёва с регионами развиваются по «украинскому» сценарию, когда возможность возобновления конструктивного политического диалога с ними становится всё более призрачной. В подобной ситуации нельзя исключать возможность силового сценария развития событий по отношению к ним.
В подобном контексте парламентские выборы-2025 станут поворотным событием в новейшей политической истории Молдовы. Целью партий, выступающих за сохранение государственности Молдовы и проведение разновекторной политики, должно быть завоевание как можно большего числа депутатских мест с тем, чтобы не допустить сохранение парламентского большинства за партией PAS. В подобном контексте первоочередной задачей оппозиции является консолидация своих рядов. О том, что здоровые оппозиционные силы в Молдове, выступающие за государственность Молдовы, должны сплотиться и выступить единым фронтом, говорится давно. На практике, однако, помимо участия в различного рода «платформах» и заседаниях дело не пошло. Актуальная ситуация, однако, требует иного, делового подхода.
Президентские выборы показали, что оппозицией, в частности А. Стояногло, далеко не полностью использован электоральный ресурс, прежде всего, колеблющийся «центристский». Исход борьбы за этот электорат может стать определяющим фактором предстоящей избирательной кампании.
Что касается поддержки Приднестровья и Гагаузии со стороны России, то здесь необходим системный подход, предполагающий оказание различного рода помощи (финансово-экономической, дипломатической и др.).