Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Отчет о проведении семинара «Интеграционные проекты на евразийском пространстве: проблемы и перспективы»

17:00 , 25 Март 2025
0


20 марта 2025 г. отделы евразийской интеграции и развития ШОС и Средней Азии и Казахстана провели в Институте стран СНГ семинар «Интеграционные проекты на евразийском пространстве: проблемы и перспективы». В этом семинаре приняли участие представители Института востоковедения РАН, Российского совета по международным делам, Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, аналитического центра «Фонд стратегической культуры» и независимые эксперты из России и Турции.

СВО существенно ослабило как военно-политическое, так и экономическое влияние России на постсоветском пространстве, за исключением Белоруссии. Армения приостановила свое участие в деятельности ОДКБ и пытается выстраивать отношения с ЕС, оставаясь в составе ЕАЭС. Казахстан пытается выдержать баланс отношений между РФ и Западом. На Киргизию пытается оказать влияние союзник Азербайджана — Турция, а на Таджикистан и Туркменистан – Китай. Казалось бы, что в этой сфере для Москвы будут все более накапливаться проблемы. Неопределенность в развитии российско-американских и российско-китайских отношений ставит государства СНГ перед не простым выбором. Тем не менее возникают условия для укрепления евразийской интеграции на постсоветском пространстве.

На указанном семинаре были рассмотрены следующие вопросы:

  • перспективы ОДКБ на Южном Кавказе;
  • политика Турции на Южном Кавказе и в Центральной Азии;
  • состояние и перспективы Организации Договора в Центральной Азии;
  • отношение Монголии к евразийской интеграции;
  • состояние и перспективы развития ЕАЭС.

Семинар открыл и модерировал Владимир Евсеев, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ. В частности, он обратил внимание на то, что восстановление российско-американский отношений еще не приобрело устойчивого характера при сохранении жесткой конфронтации РФ с большинством европейских государств и возможном ухудшении американо-китайских отношений. Это создает новую реальность для развития евразийской интеграции на постсоветском  пространстве, где при администрации Байдена Вашингтон и его многочисленные союзники и партнеры совместно сдерживали Москву и всячески способствовали ослаблению ее влияния. В. Евсеев также отметил, что, скорее всего, фокус российско-американского взаимодействия будет переключаться с Украины на Ближний и Средний Восток, что объективно будет повышать для Москвы необходимость углубления сотрудничества с Тегераном.

Далее с докладом состояние и перспективы ОДКБ в Центральной Азии (ЦА) выступил Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ. Он сообщил, что ожидаемая победа России в ходе СВО вызывает настороженность у руководства и стран ЦА, и Индии и Китая, так как Россия станет менее от них зависима. Из центральноазиатских стран Киргизия наиболее вовлечена в процесс так называемого параллельного импорта в РФ. Все расположенные в регионе страны проводят многовекторную внешнюю политику, что позволяет им получать преимущества от игры на противоречиях таких крупных внешнеполитических игроков, как РФ, США и КНР. После восстановления российско-американских отношений им это будет труднее проводить такую политику.

По его мнению, ни Китай, ни Турция не способны заменить РФ в ЦА, особенно как гаранта в военно-политической сфере. И в течение ближайших пяти лет их военных баз в рассматриваемом регионе появится не может. Это обусловлено нехваткой ресурсов у Анкары и высоким уровнем синофобии в странах ЦА (последний всплеск антикитайских настроений был зафиксирован в Узбекистане). При этом многие расположенные в регионе страны боятся повторить трагичный опыт Сирии, где исламисты захватили власть в декабре 2024 г. В таких условиях у ОДКБ в регионе нет альтернативы. Особенно при стремительном росте численности местного населения на фоне сокращения имеющихся природных ресурсов.

Как отметил А. Грозин, при администрации Байдена в ЦА американцы и европейцы осуществляли высокий уровень контактов. Но это не привело к существенному продвижению  их региональных интересов. В том числе потому, что для них в ЦА создавались различного рода имитаторы западного влияния.

   Владимир Новиков, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, выступил  с докладом о перспективы евразийской интеграции на Южном Кавказе. Он указал, что в рассматриваемом регионе только Армения вовлечена в этот процесс. Азербайджан входит лишь в СНГ, Грузия формально вышла и из него. Но при этом Ереван в течении последних двух лет игнорирует сотрудничество с ОДКБ. Премьер-министр Армении Н. Пашинян всячески подталкивает Москву к исключению Армении из Организации Договора (путем, например, закупок вооружений в Индии и Франции), чтобы потом обвинить в этом российское руководство. И он пытается удержаться в ЕАЭС, укрепляя связи с ЕС. Социологические опросы в Армении показывают, что это не поддерживается большинством местного населения. В целом, Н. Пашинян умело лавирует внутри страны, обвиняя своих политических противников в связи с бывшими руководителями Армении.

В. Новиков считает, что Азербайджан не может собой для России заменить Армению на Южном Кавказе. Баку не проявляет интереса ни к ОДКБ, ни к ЕАЭС. Как следствие, он для России лишь ситуационный партнер. Грузия же идет в ЕС, соблюдая собственные национальные интересы. Одновременно Тбилиси укрепляет отношения с НАТО. По его мнению, оба государства заинтересованы в затягивании СВО, а Грузия – в ослаблении РФ по ее итогам.  

Доклад об отношение Монголии к евразийской интеграции сделала Елена Бойкова, старший научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН. Она полагает, что Улан-Батор с 2015 г. имитирует свой интерес к ЕАЭС. С 2020 г. он заявляет о стремлении создать с Союзом временную зону свободной торговли (ЗСТ). Но ничего не было сделано даже после достаточно успешных для нынешней власти парламентских выборов, которые прошли летом 2024 г. Предложения Правительства РФ по ЗСТ с ЕАЭС были исключительно выгодны Улан-Батору, но к концу 2024 г. монголами опять ничего сделано не было, что сохраняет невыгодный для Монголии товарооборот с Россией. По ее мнению, США блокируют вовлечение Монголии в деятельность Союза. Этому же способствуют и низкие уровни ветеринарных норм для продукции животноводства – основного экспортного товара страны.

Елена Дунаева, старший научный сотрудник сектора Ирана Института востоковедения РАН, сделала доклад об отношении Ирана к ЕАЭС. Она считает, что стремление Тегерана в Союз обусловлено желанием существенного расширения не сырьевого экспорта и обеспечения продовольственной безопасности страны. При этом только Меджлис (парламент Ирана) может устанавливать торговые пошлины. Он ратифицировал соглашение о создании ЗСТ с ЕАЭС только в феврале 2025 г. (это решение вступит в силу с 15 мая 2025 г.). Указанная зона позволит уменьшить для Ирана и неторговые ограничения. В Тегеране считают это соглашение очень выгодным для страны.

Е. Дунаева отметила, что за последние годы товарооборот РФ и Ирана не вырос. Так, в 2022 г. он составил около 5 млрд. долл., в 2023 г. упал до 4,2 млрд. долл., в 2024 г. составил 4,5 млрд. долл. За 9 месяцев 2024 г. товарооборот Ирана со странами ЕАЭС составил 2,7 млрд. долл., хотя годом ранее был 3,6 млрд. долл. Создание ЗСТ с Союзом несколько улучшит эту ситуацию.       

Острый интерес у участников семинара вызвал вопрос о политике Турции на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Основной доклад на эту тему сделал Амур Гаджиев, старший научный сотрудник сектора Турции Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН. Наибольшее внимание он уделил деятельности Организации тюркских государств (ОТГ) на постсоветском пространстве. При этом, по его мнению, нужно учитывать, во-первых, усиление тюркского фактора в странах ЦА. Это сопровождается тем, что центральноазиатские страны переходят на латиницу. В них ревизии подвергаются практически все гуманитарные науки, в том числе исторические. Осуществляется попытка переписать историю: во главу угла ставится тюркская общность.

Во-вторых, после январских событий в Казахстане в 2022 г. в Турции заговорили о необходимости создания вооруженных сил ОТГ. В этом особую роль будет играть Турция, член НАТО, союзник США и Великобритании. Как он считает, тюркские государства проявляют большой интерес к турецкой военной технике, особенно к БПЛА. Большое количество военнослужащих из тюркских стран проходит обучение или повышает свою квалификацию в Турции.

В-третьих, ряд стран тюркского мира уже сотрудничает с Турцией в военно-технической сфере. Как полагает А. Гаджиев, фактически запущен процесс по переформатированию центрально-азиатского и южно-кавказского рынков вооружения. В таких условиях Россия объективно может утратить в этих регионах свои традиционные позиции и возможен в перспективе переход национальных на стандарты НАТО.

В-четвертых, строящиеся при поддержке Турции региональные коммуникации нацелены, в том числе, и на вытеснение России из региональной логистической цепочки. Как правило они проходят в обход России.

В-пятых, этническая близость является мощным стимулом к интеграции тюркских государств. Этого нет ни в ЕАЭС, ни в ШОС, ни в ОДКБ.

В-шестых, внерегиональные игроки могут использовать платформу ОТГ в качестве инструмента для актуализации чувствительных этноконфессиональных и этнополитических проблем.

В настоящее время в постсоветских странах работает не менее 1 тыс.  турецких НПО различной направленности. Как считает А. Гаджиев, этому нужно противопоставить системную долгосрочную работу с научным сообществом стран ЦА и Южного Кавказа (прежде всего, с историками). Проводить совместные симпозиумы по образцу тех же общетюркских мероприятий с последующей подготовкой совместных научных материалов с целью введения в современный научный оборот обновленных терминов и понятий. Необходима отдельная работа по изучению тезисов и аргументов турецких общественных организаций, а также работа по выработке собственных контраргументов.

В возникшей дискуссии А. Грозин выразил сомнение, что Турция располагает потенциалом, достаточным для достижения поставленных целей. А также способностью Анкары вытеснить Москву с рынка вооружений стран ЦА.

Затем выступил Виктор Надеин-Раевский, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. Он поблагодарил А. Гаджиева за глубокий доклад. В. Надеин-Раевский обратил внимание на то, что турки активно провели работу, в первую очередь, силами движения «Хизмет» Фетхуллаха Гюлена. С 1992 г. действовало 200 турецких лицеев по всему постсоветскому пространству, в основном, в тюркоязычных странах. Было предоставлено 26 тыс. стипендий только за 20 лет для обучения центроазиатских и других иностранных тюрок в турецких университетах. За последние 30 лет турки создали достаточно крупную прослойку протурецкой ориентации в этих странах. И только сейчас мы начинаем какие-то действия для того, чтобы укрепить свои позиции на постсоветском пространстве.

Таким образом, в рамках семинара «Интеграционные проекты на евразийском пространстве: проблемы и перспективы» было проанализировано не только нынешнее состояние евразийской интеграции на постсоветском пространстве, но и представлены взгляды на перспективы ее развития. Пока на это не оказывает влияние динамика некоторого восстановления российско-американских отношений. В связи с этим целесообразно вновь рассмотреть эту проблему, например, весной 2026 г.

25 марта 2025 г.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.