Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Пост-релиз круглого стола «Актуальные проблемы политического и экономического процесса в Молдове в контексте парламентских выборов»

11:02 , 17 Июнь 2025
5
0


10 июня 2025 г. в Институте стран СНГ состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы политического и экономического процесса в Молдове в контексте парламентских выборов».

В работе круглого стола приняли участие Б. А. Шаповалов,  политолог-социолог, доктор философии, заместитель председателя общественного движения «Родина – Евразийский союз» (Кишинёв); А.В. Моспанов, заместитель директора Института социально-политических исследований и регионального развития ПМР; В.О. Ладункин, председатель Общественной палаты ПМР, директор филиала Института стран СНГ в г. Тирасполь; А.А. Мигранян, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом экономических исследований Института стран СНГ; Е.М. Кузьмина, кандидат политических наук,  зав. сектором Беларуси, Молдовы и Украины Института мировой экономики и международных отношений РАН; В.П. Степанов, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН, Б. М. Гермек, представитель Межрегиональной общественной организации «Союза гагаузов», Н.В. Илиевский,  эксперт, Военный университет МО РФ имени князя Александра Невского; Н.И. Харитонова, доктор исторических наук, профессор,  Российский государственный гуманитарный университет; И.П. Шорников, кандидат исторических наук, Финансовый университет при Правительстве РФ и др.

В ходе круглого стола рассматривались следующие вопросы:                     политическая ситуация в Молдове накануне парламентских выборов-2025; экономические проблемы современной Молдовы; соотношение основных политических сил в фактически начавшейся избирательной кампании; состояние отношений Кишинёва с Тирасполем и Комратом и основные тенденции развития геополитической ситуации в регионе.

В ходе их обсуждения эксперты пришли к следующим выводам:

Несмотря на то, что согласно Кодексу о выборах, избирательная кампания начинается за 60 дней до даты голосования, а предвыборная агитация – за 30 дней,  де-факто избирательная кампания уже давно ведётся – в первую очередь, правящей партией «Действие и солидарность» (PAS), использующей обширный административный ресурс.

С целью удержания власти в парламенте в ходе парламентских выборов правящий режим во главе с М. Санду предпринимает следующие шаги:

Во-первых, осуществляется реформирование Высшего совета безопасности (ВСБ), формально консультативно-совещательного органа. Однако, после утверждения парламентом соответствующего законопроекта, решения ВСБ примут обязательный характер для органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение национальной безопасности, которая будет трактоваться  в самом широком смысле.

Фактически речь идет о тоталитарной перестройке властных структур, выходящая за пределы традиционных демократических механизмов.

Эта перестройка в период правления М. Санду прошла несколько этапов.

  1. Реформа судебной системы, позволившая добиться устранения неудобных судей и прокуроров.
  2. Систематическая перекройка избирательного законодательства через внесение изменений в  Кодекс о выборах в интересах действующей власти.
  3. Уже упомянутая реформа Высшего совета безопасности, который получит полномочия Комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Во-вторых, утверждение тотальной государственной цензуры в Молдове, которая  распространяется не только на СМИ, но и на Интернет-пространство.

PAS превратила Совет по телерадиовещанию в репрессивный орган  против неугодных СМИ. Схожие полномочия предоставлены осенью 2024 г. Службе информации и безопасности (СИБ).

Лихорадочную деятельность развернул центр «Патриот», который занимается постоянным мониторингом контента в Интернете и социальных сетях, выискивая там «дезинформацию». Авторству Центра приписывают и создание скандальной копии украинского сайта «Миротворец» со списком «врагов народа». 

Раньше положенного срока правящая партия приступила к предвыборной агитации, проводя её за счет бюджетных средств. Пиар-марафон, под видом «правительственной информационной кампании»,  рекламирует  мнимые успехи действующей власти и преимущества евроинтеграции. В столице уже установлены билборды, агитирующие за PAS.

 Дело дошло до того, что уже Бухарест в лице вновь избранного президента Румынии Никушор Дан готов брать пример с «передового опыта» молдавских властей на этом направлении.

Параллельно с репрессивной политикой по отношению к инакомыслящим правящий режим не  забывает и о популистских мерах. За счет денег Европейского союза среди населения производятся единовременные выплаты, повышение пенсий, субсидирование тарифов на электроэнергию и т.п.  

В-третьих, правящий режим предпринял дополнительные шаги по мобилизации зарубежной диаспоры. По решению ЦИК, помимо США и Канады, молдавская диаспора еще четырех стран (Японии, Австралии, Южной Кореи и Новой Зеландии) смогут голосовать по почте, то есть фактически бесконтрольно.

Как известно, в 2024 году победа М. Санду досталась, в основном, благодаря голосам диаспоры, проживающей на Западе.

Если оппозиция и на этот раз не сможет проконтролировать выборы в диаспоре, то одна эта уловка может дать правящей партии порядка 15 депутатских мандатов. Требование оппозиции о том, чтобы голосование в диаспоре проводилось исключительно на основании предварительной регистрации, правящим режимом игнорируется.  

В-четвертых, выборная кампания сопровождается усилением русофобской политики. В частности, в Кишинёве парламентская комиссия по внешней политике и евроинтеграции  одобрила заключение о денонсации соглашения с Россией о работе Российского центра науки и культуры.

Скандальную известность приобрел учебник истории для 12-го класса школ Молдовы,  который оправдывает преступления виновного в гибели сотен тысяч людей румынского диктатора Антонеску.  Сфабрикованный по западным методичкам,  учебник пытается переложить ответственность за развязывание Второй мировой войны на Советский Союз.

Не только в учебнике, но и в молдавских масс-медиа  все чаще звучат не имена национальных героев, а формулы «общей истории» Молдовы и Румынии, что направлено на переформатирование общественного сознания в прорумынском духе.

Что касается экономической сферы, то с 1 августа государственная компания Energocom (вместо АО «Молдовагаз») станет основным поставщиком газа в Республике Молдова. Это станет еще одним шагом по разрыву Молдовой отношений с Россией в газовой сфере.  С этой целью «Энергоком» получит от Европейского банка реконструкции и развития внешний кредит в размере до 400 млн. евро.

Непосредственно социально-экономическая сфера республики переживает системный кризис.  В настоящее время  Молдова импортирует в 2,5 раза больше, чем экспортирует. Хроническая зависимость от импорта подрывает местную промышленную базу, снижает экономическую активность и существенно уменьшает доходы страны. Дефицит торгового баланса уже превысил 5,5 млрд. долларов, что является беспрецедентным случаем для постсоветской Молдовы.

 

Тем не менее, причудливым феноменом молдавской действительности является сохраняющаяся поддержка правящей партии со стороны значительной части населения.

Согласно опросам общественного мнения, несмотря на тяжелейшую социально-экономическую ситуацию в стране, в случае, если бы выборы состоялись в настоящее время, то партия «Действие и солидарность» (PAS) получила бы 24,4% голосов респондентов, на втором месте — Партия социалистов (ПСРМ) с результатом 13,1%, далее следуют Блок «Альтернатива» (в составе партии «MAN» Иона Чебана, «Партии развития и объединения Молдовы» экс-премьера Иона Кику, «Гражданского конгресса» Марка Ткачука и бывшего генпрокурора Александра Стояногло) — 8,8%, Блок «Победа» — 8,6% и «Наша партия» Ренато Усатого — 6,5% опрошенных.

При этом немалая часть респондентов (около 20%) еще не определилась со своим выбором. Тем не менее,  по ряду прогнозов, партия “Действие и солидарность” может рассчитывать в будущем парламенте на 45-55 мандатов  (51 и выше составляют парламентское большинство).

Этому есть объяснения.

Во-первых, идея европейской интеграции, по-прежнему, сохраняет популярность у значительной части населения Молдовы.

Во-вторых, фактический лидер PAS Майя Санду является одним из немногих молдавских политиков, способных «собирать» голоса на выборах;

в-третьих, правящая команда умело использует страхи населения, запугивая людей отказом ЕС помогать Молдове в случае проигрыша PAS.

Наконец, властям Молдовы дана индульгенция со стороны западных структур на любой произвол в отношении оппозиции, будь то ограничения свободы слова, запреты политических партий и движений, внесудебные формы давления и расправы и т. п.

Никого в Европейском союзе не смущаю  и очевидные фальсификации, как это было на прошедших президентских выборах.

Для укрепления позиций правящей партии ЕС направил в Молдову некую «гибридную группу быстрого реагирования», которая должна якобы бороться с иностранным, то есть якобы российским вмешательством, а на самом деле, расчищать информационное пространство для правящего режима.

Что касается Блока «Альтернатива», то он в настоящее время не является, в полной альтернативой PAS. Позиционируя себя в качестве «политического центра с правым уклоном», он фактически  наращивает свой электорат за счет отбирания голосов у социалистов и коммунистов. 

Вместе с тем, ряд инициатив Блока может положительно повлиять на ход избирательной кампании. Так, Блок опубликовал  семь условий, которые должны гарантировать свободное и законное проведение осенних парламентских выборов. Среди них: независимость и прозрачность в работе ЦИК; предоставление равных возможностей на выборах и мораторий на внесение изменений в Избирательный кодекс до выборов без согласия оппозиции, выполнение всех рекомендаций Венецианской комиссии и ОБСЕ; повышение прозрачности и свободы мониторинга выборов, в том числе общественный аудит избирательного реестра с участием оппозиции и восстановление права на назначение наблюдателей для всех партий; упрощение процедуры регистрации наблюдателей от НПО и введение уголовного наказания за препятствование работе наблюдателей. 

Отдельно упомянуто введение видеонаблюдение за работой участков для голосования, в том числе зарубежных, и свободный доступ оппозиции к видеозаписям до подтверждения результатов. 

Важным требованием Блока является также пропорциональное открытие избирательных участков за рубежом, создание достаточного числа участков для жителей Приднестровья, отмена или универсализация почтового голосования.  Невыполнение этих требований, по мнению руководителей Блока, приведет к серьезному политическому кризису.

Однако в оставшееся до выборов время лидерам Блока «Альтернатива» необходимо максимально усилить агитацию, прежде всего в регионах, на местах, а также добиваться более эффективного медийного присутствия за счет энергичной пропаганды, основанной на понятных для населения лозунгах.

Это могут быть обещания расширения социальной поддержки населения, ограничения миграции, нормализации функционирования транспортной системы, запуска общенационального диалога по стратегическим вопросам внешней и внутренней политики. Многое из этих компонентов содержится в программе блока, но необходимо их внятное продвижение среди электората.

Другой ресурс, который может обеспечить рост рейтингов оппозиции– это электорат блока «Победа». Можно предполагать, что ЦИК самостоятельно или на уровне судов запретит участие любых структур Шора в предстоящих выборах.  Это будет означать, что более 200 тыс. обманутых избирателей, с высокой степенью вероятности,  отдадут свои голоса партиям, находящимся в оппозиции PAS.

Еще одна попытка оппозиции объединить свои ресурсы связана с созданием платформы «За Молдову», к которой уже присоединилась Партия коммунистов экс-президента Владимира Воронина, Партия «Будущее Молдовы» экс-премьера Василия Тарлева и Партия «Сердце Молдовы» бывшей главы Гагаузии Ирины Влах. Главная задача Платформы – воспрепятствовать фальсификациям в ходе избирательной кампанию.

Нынешние выборы в еще большей степени, чем прежде, отличаются ярко выраженным геополитическим подтекстом.

В Брюсселе в конце мая 2025  г.  одобрили новую стратегию Евросоюза для Чёрного моря, целью которой является укрепление собственного геополитического присутствия в Северном Причерноморье. Для этого планируется реализовать ряд мер по вытеснению России для чего активизировать, в том числе программу «Восточное партнерство» (входят Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Украина, Республика Беларусь приостановила своё участие с 2022 года) – их предполагается постепенно включить в единый пояс безопасности.

Этому, по мнению организаторов, должно способствовать создание Центра морской безопасности Черного моря, в структуру которого войдут спутниковые и дрон-системы, подводные сенсоры, модули раннего предупреждения о гибридных угрозах, каналы координации с НАТО и прибрежными государствами.

Предусматривается также  интеграция украинской  оборонной отрасли в Европейскую оборонную технологическую и промышленную базу (EDTIB). Следующим этапом является соответствующая интеграция военной промышленности Молдовы. Молдавские власти восприняли с большим воодушевлением появление этого документа, который ставит перед ними качественно иные цели и задачи евроинтеграции.

При этом не так важно, что Молдова формально не входит в число черноморских государств. Выход в акваторию моря через порт Джурджулешты и близкое соседство с Украиной и Румынией ставят Молдову практически в один ряд со странами, которым отводится ключевая роль в новой стратегии ЕС, предполагающей координацию антироссийских шагов Румынии, Украины, Республики Молдова, Болгарии, Турции и далее — Грузии, Армении и Азербайджана.

В этой ситуации Брюсселю крайне важно, чтобы в Молдове остались у власти силы, непреклонные в своей русофобской линии и которую можно продолжать накачивать вооружением.

Помимо  модернизации Национальной армии по западному образцу, в настоящее время происходит новый знаковый шаг – обеспечение постоянного военного присутствия в Молдове зарубежных консультантов. В Молдове  уже функционирует французская военная миссия, в ближайшее время ожидается прибытие в республику группы немецкого Бундесвера.

Наконец, планируется расширить  использование территории Молдовы в транзитно-логистических целях.  С этой целью предполагается использование, в том числе в военных целях, аэродрома в Маркулештах.

Глава Гагаузии Евгения Гуцул ожидает судебного приговора по обвинению в незаконном финансирование организованной преступной группировки (партии «Шора»).  Эта акция используется Кишинёвым как предлог для демонтажа автономных полномочий Гагаузии».

Сложная ситуация продолжает сохраняться вокруг Гагаузии и Приднестровья.

Глава Гагаузии Евгения Гуцул ожидает судебного приговора по обвинению в причастности к деятельности группировки Шора, против которой выдвинуто  несколько обвинений.  Эта акция, скорее всего, будет использована Кишинёвым как предлог для дальнейшего демонтажа автономных полномочий Гагаузии.

Что касается Приднестровской Молдавской Республики, то  здесь, в результате блокадно-ограничительных мер со стороны Кишинйва экспорт в первом квартале 2025 года снизился на 57%, а импорт — на 25%. Сократилась деловая активность приднестровских индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время общей тенденцией публичной риторики молдавских политиков в отношении Приднестровского региона  являются заявления о российской оккупации Приднестровья и нелегитимности приднестровских властей, давление на приднестровских граждан (нередкий отказ в продлении документов, ужесточение контроля на границах, препятствование внешнеэкономической деятельности предприятий непризнанной ПМР),  практически полное прекращение контактов между представителями официального Кишинева и Тирасполя и др.

В этом отношении характерно одно из последних высказываний молдавского премьер-министра Д. Речана: «Хочу напомнить, что на левом берегу Днестра действует неконституционный режим. Там находятся преступники, а не администрация. Задача правительства Республики Молдова — реинтеграция Приднестровского региона и установление надлежащего контроля над всей территорией страны».

Саботаж переговоров со стороны Кишинёва — элемент долгосрочной стратегии дестабилизации переговорного процесса с целью демонтажа международно признанной площадки диалога для того, чтобы развязать себе руки в ужесточении  блокадно-ограничительной политики против  Приднестровья.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.