Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Пост-релиз круглого стола «О ситуации вокруг миротворческой операции России на Днестре»

18:13 , 31 Март 2025
2
0


В марте 2025 года Филиал Института стран СНГ в г. Тирасполь провел круглый стол под названием «О ситуации вокруг миротворческой операции России на Днестре».

Модератором и ведущим круглого стола выступил директор Филиала Института стран СНГ в г. Тирасполь В. О. Ладункин.

Участвовали: сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (ОКК) от Приднестровья О. Л. Беляков; депутат Верховного Совета ПМР А. М. Сафонов; председатель Союза защитников ПМР В. Л. Ширков; журналист, политолог, член пресс-центра ОКК в 2003–2006 годах А. В. Моспанов; представители миротворческого контингента Приднестровья; офицеры Оперативной группы российских войск в Приднестровье.

Выступающие отметили, что миротворческая миссия России на Днестре все последние 32 года остается главным стабилизирующим фактором в отношениях между Молдовой и Приднестровьем.

Это очень серьезный сдерживающий механизм для радикальных кругов в Кишиневе, которые желали бы повторить силовой сценарий 1992 года в отношении Приднестровья, а также для Запада, все последние годы продолжающего милитаризацию Молдовы.

 Основные тезисы выступлений на круглом столе:

1) Миротворческая операция под эгидой России на Днестре остается одной из наиболее эффективных миссий такого рода в мире. За все время ее проведения (с конца июля 1992 года) в Приднестровье больше не проливалась кровь, не погиб ни один мирный житель, не пострадал в локальных столкновениях ни один солдат-миротворец.

Ситуация в Зоне безопасности молдо-приднестровского конфликта все эти годы является управляемой и контролируемой.

2) Продолжает оставаться уникальным и формат миротворческой операции: в нем, помимо российского контингента, участвуют военнослужащие самих сторон конфликта, когда-то противостоявших друг другу, — Молдовы и Приднестровья. Конфликтов на личном уровне между миротворцами нет. Таким образом, операция не только выполняет свои прямые функции по обеспечению мира и безопасности, но и способствует укреплению атмосферы доверия.

3) Россия является донором безопасности не только для Приднестровья, но и для Молдовы: благодаря тому, что вооруженный конфликт 1992 года был остановлен и переведен в замороженную фазу, обе стороны получили возможность экономического и социального развития.

4)  Миротворческая операция под эгидой России на Днестре создала и продолжает поддерживать фундамент для переговоров Молдовы и Приднестровья с целью окончательного политического урегулирования конфликта.

Объединенная контрольная комиссия – руководящий орган миротворческой миссии – сама по себе является уникальным переговорным механизмом: решения в ее рамках принимаются только консенсусом. Это создает известные трудности – порой нужно много времени для того, чтобы найти взаимоприемлемые формулировки. Но здесь есть и бесспорное достоинство, так как в конечном итоге учитываются позиции всех участников операции. 

5) Нельзя сказать, что все три с лишним десятилетия миротворческая миссия проходила совершенно без проблем: мелких конфликтов на линии разграничения сторон было достаточно много, в том числе со стычками и даже стрельбой. Но миротворческий механизм выстроен очень слаженно и позволяет искать взаимоприемлемые пути решения конфликтов, исключая в итоге силовые методы.

6) В последние годы работу Объединенной контрольной комиссии сильно осложняет позиция Кишинева, который стремится политизировать вопрос нахождения российских миротворцев на Днестре и призывает к их выводу. В новой Стратегии национальной безопасности Молдовы российские военнослужащие, как и Приднестровье, названы основной угрозой. За этим однозначно стоят и западные кураторы молдавских властей.

Отдельные действия делегации Молдовы в ОКК можно расценивать как попытки расшатать миротворческую операцию изнутри. Нередки случаи, когда представители РМ отказываются подписывать текущие документы ОКК и Объединенного военного командования (ОВК) Совместных миротворческих сил, блокируют выезд военных наблюдателей на посты правоохранительных органов и места различных происшествий в Зоне безопасности, не допускают миротворцев к местам инцидентов на территории РМ, не реагируют должным образом на провокации граждан Молдовы против российских миротворцев на постах  и т. д.

В медиапространстве Молдовы ведется целенаправленная кампания, продвигающая антироссийские нарративы и негативное отношение к миротворческой операции. Есть отдельные СМИ и НПО, которые занимаются только этим (например, «Zona de Securitate»).

Также Кишинёв создаёт угрозы для работы той же ОКК путём высылки под надуманными предлогами российских дипломатов. В августе 2024 года РМ выслала из страны сотрудника российского посольства, который представлял РФ в Объединённой контрольной комиссии. 

7) Милитаризация Молдовы при поддержке Запада является достаточно серьезным негативным фоном для миротворческой операции. Национальная армия Молдовы практически каждый месяц принимает участие в различных мероприятиях совместно с военнослужащими стран НАТО. При этом представители РМ отказываются участвовать в плановых тренировках совместно с российскими и приднестровскими миротворцами.

В 2024 году количество семинаров, тренингов и масштабных учений НАТО на территории Молдовы с привлечением военнослужащих Национальной армии возросло. Приднестровская сторона неоднократно фиксировала несанкционированные передвижения военной техники армии РМ в Зоне безопасности в рамках этих учений.

8) Тем не менее, несмотря на все вызовы, миротворческий механизм сохраняет достаточную устойчивость и хорошо справляется со своей главной задачей – сохранением мира и стабильности. В конце марта 2025 года стороны впервые за последние 3 года наконец подписали итоговые протоколы ОКК, что позволит полностью разблокировать ее деятельность. Это показывает, что, несмотря на все эскапады в адрес миротворцев, и Молдова все-таки пока осознает важную роль действующей миротворческой операции в обеспечении как мира на берегах Днестра, так и региональной стабильности в целом.

Выводы участников круглого стола:

1) Миротворческая операция на Днестре под эгидой России должна продолжаться, пока Молдова и Приднестровье не достигнут окончательного политического урегулирования конфликта – в соответствии с совместным заявлением президентов России, РМ и ПМР от 18 марта 2009 года и другими документами в рамках молдо-приднестровского переговорного процесса.

2) Попытки сменить действующий формат миротворческой операции (например, на миссию гражданских наблюдателей, как предлагают власти Молдовы) может создать вакуум безопасности и резко увеличить риск новой вооруженной агрессии Молдовы против Приднестровья. Существовавшая в 1992 году миссия гражданских наблюдателей своих задач не выполнила.

3) Нужно усилить информационную поддержку миротворческой операции на Днестре (в противовес той антироссийской кампании, которая идет в Молдове), а также поддержать усилия Центра изучения миротворчества при Приднестровском государственном университете им. Т. Г. Шевченко.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.