Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Некоторые аспекты подходов Грузии и Турции к вопросу репатриации турок-месхетинцев

0:00 , 29 Июнь 2018
23
0


29 июня 2018 года в Институте стран СНГ состоялся семинар «Некоторые аспекты подходов Грузии и Турции к вопросу репатриации турок-месхетинцев». Целью мероприятия являлся всесторонний анализ ситуации в регионе Самцхе-Джавахети (Джавахке) в контексте возможного возвращения туда турок-месхетинцев.

Семинар открыл и модерировал заместитель директора Института стран СНГ Владимир Валерьевич Евсеев.

С докладом «Итоги выборов в Турции и их влияние на региональную политику страны» выступил независимый турецкий политолог Керим Хас. По его мнению, основным вопросом, который сегодня обсуждается, может, даже более оживленно, чем победа Реджепа Эрдогана и Партии справедливости и развития (ПСР) на внеочередных президентских и парламентских выборах в Турции, является неожиданно высокий уровень поддержки, оказанный Народно-республиканской партии и кандидату в президенты от этой партии Мухаррему Индже. Последнего часто сравнивают с Р. Эрдоганом по владению ораторским искусством и харизматичности. Он является представителем Республиканской народной партии (РНП), дважды претендовал на пост ее руководителя, однако проиграл своему сопернику — К. Кылычдароглу. Предполагается, что при таком высоком уровне популярности М. Индже может скоро возглавить указанную политическую партию.

В 2002 году, когда к власти пришла Партия справедливости и развития Р. Эрдогана, у Турции существовали на Западе многочисленные партнеры, а внешний долг страны составлял 130 млрд долл. А в конце 2017 года такой долг достиг уже 453 млрд долл., то есть в три раза превышает стоимость всего национального экспорта. И это при том, что резервы Центрального банка Турции оцениваются в 110 млрд долл. Отношения с Западом испорчены, и у страны сейчас нет возможностей по привлечению иностранных инвестиций в достаточном объеме. За первый квартал 2018 года такие инвестиции снизились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 22%.

Российско-турецкие отношения на этом фоне выглядят несколько лучше. Однако эксперт привел два настораживающих примера. Во-первых, в мае 2018 г. дочернее предприятие Сбербанка России – турецкий Denizbank, несмотря на чистую прибыль в 2017 году в размере 477 млн долл., был продан российской стороной со значительными финансовыми потерями. Во-вторых, имеются проблемы сооружения в Турции АЭС «Аккую». В частности, Россия хочет разделить с Турцией бремя затрат на это строительство, общий объем которых, скорее всего, превысит 30 млрд долл. Однако на рассмотрении у Анкары находится вопрос продажи 49% акций АЭС и не известно, найдется ли на это покупатель. В этой ситуации К. Хас не исключил замораживания строительства указанного проекта.

По мнению эксперта, исходя из динамики развития турецко-западных и турецко-российских отношений можно предположить, что сближение между Анкарой и Москвой не станет продуктом стратегического планирования, а будет носить характер вынужденного хрупкого партнерства.

Главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор Николай Федорович Бугай выступил с докладом «Турки-месхетинцы в системе межэтнических отношений на Северном Кавказе». По его мнению, часто применяемый в СМИ термин «депортация неблагонадежных народов» в корне неверен, поскольку с юридической точки зрения было перемещение, пусть и насильственное, но все же в пределах границ СССР. А слово «геноцид» вообще является вымыслом, поскольку практически все переселенные народы показали существенный прирост своей численности.

Ранее президент Б. Ельцин фактически испугался решения проблемы турок-месхетинцев и дистанцировался от нее, в то время как США открыли программу по их переселению. В результате, около 11,2 тыс. чел. переехали в Соединенные Штаты на постоянное жительство. Эксперт также отметил, что российское общество «Мемориал» оказывало всяческое содействие этому процессу. Так, во время Конгресса турок-месхетинцев в г. Бурса (Турция) его представитель пообещал, что в США из России переедут еще около 10 тыс. чел.

В настоящее время, по мнению докладчика, в Турции продолжают уделять существенное внимание проблеме турок-месхетинцев. К примеру, в 2015 году в работе Международного конгресса турок-месхетинцев участвовали представители этого народа из профессорско-преподавательского состава всех университетов страны. Однако в реальности перспектива возвращения турок-месхетинцев в Грузию выглядит весьма маловероятно, по крайней мере, до тех пор, пока Тбилиси продолжает грузиноцентричную политику «кристаллизации государства».

Эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, институт Востоковедения РАН Андрей Григорьевич Арешев представил доклад «Проблемы турок-месхетинцев в контексте грузино-турецких отношений». Он напомнил, что при вступлении Грузии в Совет Европы в 1999 году Тбилиси взял на себя обязательства по возвращению турок-месхетинцев (турок-ахыска), выселенных сталинским режимом в 1944 году с территории Грузинской ССР, на свои места проживания. Основными нормативно-правовыми актами грузинского законодательства, призванными решить турецко-месхетинскую проблему в части репатриации на историческую родину, стали Закон Грузии «О репатриации лиц, насильственно переселенных из Грузинской ССР в 40-е годах ХХ века властями бывшего СССР» от 11 июля 2007 года и Постановление Правительства Грузии «О присвоении гражданства Грузии в упрощенном порядке лицам, имеющим статус репатрианта» от 11 июля 2007 года. Указанный закон был принят под давлением Совета Европы, одним из предварительных условий вступления в который было обязательство Грузии репатриировать месхетинцев-мусульман в течение 12-летнего срока.

Однако указанный закон, принятие которого затянулось почти на десять лет, не только не реабилитировал подвергшийся репрессиям народ, хотя изначально в рассматриваемых проектах речь шла о социальной реабилитации, но и не решил проблему возвращения депортированного населения в традиционные места проживания. На 12 мая 2014 года лишь 7 чел. из числа месхетинских турок получили гражданство Грузии. И это не было случайным, так как в законе имеется ряд жестких ограничений. К примеру, срок подачи заявлений ограничивался одним годом, который впоследствии, под давлением Совета Европы, был продлён в общей сложности ещё на один год. Но это никак не повлияло на общий процесс. Кроме того, полный пакет документов, необходимых для приема заявлений, насчитывал более 14 различных справок, среди которых и документы, удостоверяющие факт насильственного переселения.

Официальная точка зрения грузинских властей и экспертов предусматривает обязательную интеграцию турок-месхетинцев в грузинское общество при непременном учете исторических и этнодемографических аспектов. Однако, по мнению А. Арешева, в нынешних условиях отсутствия сбалансированной национальной политики и объективной сложности самой проблемы достичь этого будет непросто. К тому же, еще в советское время, даже несмотря на условия депортации, турки-месхетинцы жили достаточно обособленно, соблюдая свои обычаи и традиции.

Председатель Международной общественной организации месхетинских турок «Ватан» Жавид Казанфар Алиев в своем выступлении рассказал, в каких условиях оказались турки-месхетинцы в России в начале 1990-х годов. Их лидер Ю. Сарваров заверял, что скоро они начнут получать российское гражданство, но когда в 1994 году они спохватились и стали активно собирать документы, им пришлось ожидать решения соответствующих органов уже на общих основаниях. По его словам, различается отношение к туркам-месхетинцам в зависимости от региона их расселения. Если в Ростовской области, к примеру, особых проблем не было, то в Краснодарском крае они стали «источником всех бед». Как следствие, центр решения проблемы турок-месхетинцев постепенно сместился в Турцию, но и там особо ею не занимаются.

В ходе процесса репатриации, запущенного под давлением ЕС, заявление на переселение в Грузию подали около 15,2 тыс. семей, но перевод документов успели сделать только 5861 семей. В итоге в 2010-2016 годах гражданство Грузии получили всего 494 чел., причем 80% из них – неполным семейным списком. В такой ситуации о переезде в Грузию речь уже не идет. И если на сегодняшний момент Турция готова оказать гуманитарную помощь переселенцам, то Грузия препятствует этому по причине опасения этнических столкновений. Так, во время встречи председателя организации DATUB турок-месхетинцев Турции с президентом Грузии Георгием Менагаришвили, на вопрос о проблеме их репатриации он ответил: «Не мы вас выселяли».

По словам Ж. Алиева, идущее в настоящее время в Государственной Думе РФ рассмотрение вопроса об упрощении процедуры приема в российское гражданство бывших граждан СССР, владеющих русским языком, дает туркам-месхетинцам серьезные надежды на упорядочение своей жизни в России, и всеми приветствуется. Однако необходимо скорейшее принятие и Грузией окончательного и исполнимого решения на осуществление ими своего законного права возвращения на Родину.

Заместитель заведующего отделом Кавказа Института стран СНГ Сергей Лаврентьевич Саркисян выступил с докладом «Отношение Турции к проблеме репатриации турок-месхетинцев». Он указал, что само географическое расположение Самцхе-Джавахетского региона Грузии на стыке ее границ с Арменией и Турцией, сложная этнонациональная ситуация, прохождение маршрутов нефтепровода Баку-Джейхан и газопровода Баку-Эрзрум, а также железной дороги Карс-Ахалкалаки предопределили пересечение в крае стратегических интересов не только всех стран Южного Кавказа, но и России, Турции, Ирана, США и Европейского союза. Причем по мнению многих экспертов, как из региона Кавказа, так и европейских и американских, а также китайских аналитических центров, проблема репатриации турок-месхетинцев, переселенных в 1994 году из Грузии в республики Средней Азии, является самым потенциально опасным из всех латентных конфликтов Южного Кавказа.

После принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 года, освободившего турок-месхетинцев, крымских татар и балкарцев от спецнадзора органов МВД, но сохранившего в силе запрет на их возвращение в родные места проживания, среди турок-месхетинцев зародилось общественное движение за восстановление своих прав. В этот период среди турок-месхетинцев сформировались три основные группы:

1) идентифицирующие себя турками – выходцами из Грузии;

В 1964 году во Фрунзе (ныне Бишкек, Киргизия) ими был сформирован Временный организационный комитет освобождения (ВОКО), на базе которого в мае 1990 года было учреждено общество «Ватан» (тюрк. – «Родина»). За ним прочно закрепился имидж протурецкой организации.

2) турки-месхетинцы, считающие себя этническими грузинами-месхами мусульманского вероисповедания;

Они были готовы переселиться в любой регион Грузии, а не обязательно в Месхети или Джавахети. Еще с начала 1960-х годов представители этой группы активно противостояли «месхам-туркам», объединенным в ВОКО, а затем и в «Ватан».

3) турки-месхетинцы, которые были готовы эмигрировать в другие страны – в США и Турцию.

Их интересы представляли такие организации, как общество «Умид» («Надежда») Краснодарского края России, общество «Ас-Турк» Киргизии и другие.

В то же время, эксперт отметил, что большинство грузинских историков под­вергают критике сам термин «турки-месхетинцы», считая, что турки и месхи – это совершенно разные народы. Согласно этой точке зрения, после завоевания в 1578 году грузин­ской области Месхети османскими турками местное население при­няло ислам, было отуречено и утратило грузинское самосознание. Однако в противовес этому подавляющее большинство турок-месхетинцев идентифицирует себя именно с тур­­ками — выходцами из Ахыска (тюркское название города-крепо­сти Ахалциха — «Белая крепость»), и в целом Месхети.

Несмотря на то, что подавляющее большинство репрессированных – более 78 тыс. чел. из почти 93 тыс. – были жителями Ахалцихского, Адигенского, и Аспиндзского районов Грузинской ССР, а не, собственно, Джавахка с преимущественно армянским населением, – их возвращение все равно может вызвать дополнительное демографическое давление на весь регион Самцхе-Джавахети.

По мнению эксперта, возможностью изменения этнического состава населения юга Грузии попытается воспользоваться в своих интересах Турция. Хотя, поддерживая требования турок-месхетинцев о полной реабилитации и репатриации на свою историческую родину в Грузию без каких-либо предварительных условий, она пока не будет стараться ускорить этот процесс, поскольку принятые на себя Тбилиси обязательства вполне соответствуют ее интересам и возможностям. Кроме того, в настоящее время Анкара, фактически установив контроль над всеми организациями турок-месхетинцев, все чаще рассматривает их как потенциальный инструмент для лоббирования своих интересов в странах проживания.

Таким образом, проведенный в Институте стран СНГ семинар «Некоторые аспекты подходов Грузии и Турции к вопросу репатриации турок-месхетинцев» позволил лучше понять текущее состояние этой проблемы. Как отметили участники семинара, необходимо всестороннее ее изучение и оценка воздействия на широкий круг вопросов региональной политики, учитывая интересы глобальных акторов. Помимо этого, было высказано пожелание распространить материалы обсуждения во всех заинтересованных в решении данной проблемы министерствах и ведомствах Российской Федерации.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.