10 декабря в Институте стран СНГ прошел семинар по теме «Россия и Иран: региональное и глобальное сотрудничество», который навеял некоторые не совсем радужные мысли о взаимодействии наших государств в религиозной сфере.
Следует отметить, что несмотря на стратегическое геополитическое партнерство на Большом Ближнем Востоке, различие в исповедуемой большинством мусульманского населения России, как и всего мира в целом, суннитского Ислама и приверженностью основной части Ирана шиизму совершенно необоснованно, на мой взгляд, привело к определенному «застою» в межрелигиозном сотрудничестве. Если конечно не брать в расчет позитивную динамику последнего времени взаимоотношений иранских религиозников с Русской Православной Церковью, которая, как я полагаю, также навеяна снижением уровня взаимодействия мусульман двух государств. Это видно по редкому по сравнению с недавним прошлым участию представителей Ирана в мусульманских религиозных мероприятиях – международных конференциях и круглых столах в России и СНГ. Не могу сказать точно чья эта «неправильная инициатива»: наших чиновников, напуганных недавними кровавыми суннитско-шиитскими баталиями на Ближнем Востоке или сближением России с саудитами и их союзниками; либо излишне осторожных иранцев, которые в непростой международной обстановке не желают акцентировать внимание своим присутствием на различиях в богословско-правовых школах мусульман двух дружественных государств.
Однако, я считаю это в корне ошибочным. Наоборот, как раз необходимо ненавязчиво, хотя бы присутствием, но все же демонстрировать единство и пусть этим явно недостаточным минимумом способствовать миру на Ближнем Востоке.
В этом отношении, как и в любом деле в том числе и религии, и это показывает практика, нужен акцент на общих, объединяющих составляющих. И одна из них – миролюбивый тасаввуф, который является неотъемлемой частью как суннитского, так и шиитского Ислама. А Иран, и это ни для кого не секрет, имеет в этом плане весьма богатую историю и целую плеяду титанов и подвижников суфизма. Это и «Довод Ислама» Абу Хамид Аль-Газали, и легендарный Мансур Халладж, и величайшие поэты-суфии Саади и Ширази, и многие другие. Актуализация, по крайней мере в России, а возможно и в Иране, как в культурном так и в религиозном аспекте наследия указанных классиков тасаввуфа безусловно способствовало бы консолидации мусульман наших государств.
И именно в связи с этим у меня родилась в голове идея подготовить и провести в начале следующего года в Институте стран СНГ очередное заседание Расулевского клуба в формате научно-практического семинара, посвященного данной важной и интересной теме. И в этом плане должное освещение мероприятия СМИ, в том числе и иранскими, руководители которых как раз участвовали в состоявшемся 10 декабря семинаре по теме «Россия и Иран: региональное и глобальное сотрудничество» было бы наверное весьма и весьма кстати.