Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Круглый стол «Польша, Литва, Белоруссия: настоящее, прошлое, будущее»

17:45 , 1 Март 2021
28
0


18 февраля в Российском центре науки и культуры в Минске состоялась белорусско-российская видеоконференция «Польша, Литва и Белоруссия: отношения в прошлом и будущем» с участием белорусских и российских историков, политологов и общественных деятелей. На видеоконференции были рассмотрены вопросы, связанные с деструктивной деятельностью Варшавы и Вильнюса, направленной против укрепления белорусско-российского единства и строительства Союзного государства.

Мероприятие было организовано Представительством Института стран СНГ в Белоруссии, Координационным советом белорусских организаций российских при поддержке Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь.

Ведущим конференции выступил доктор философских наук, профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств Лев Евстафьевич Криштапович

С приветственным словом к участникам видеоконференции обратился руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Э.Ф. Крусткалн, который отметил злободневность и особую значимость   темы конференции в условиях нарастающей агрессивности коллективного Запада в отношении государств-участников Союзного государства.

Президент Международной Славянской академии наук, образования, культуры и искусств С.Н. Бабурин (Москва, участвовал в мероприятии в Минске) остановился на нескольких тезисах, которые являются сердцевиной проблемы взаимоотношений между Польшей, Литвой, Белоруссией и Россией: «Славянские страны должны успокоить страсти на Западе, в Европе, чтобы снять домыслы русофобского характера… Европа должны сказать спасибо за всё то хорошее, что Россия делала для неё, и тогда, может, найдутся пути взаимного понимания». Второй тезис: Белоруссия может помочь Польше и Венгрии (если, конечно, они этого пожелают) не потерять себя и свою национальную самость. В настоящее время этим странам евробюрократия буквально в ультимативном порядке навязывает однополые браки и связанные с этим извращенные т.н. «ценности». При этом очень важно, чтобы западные, и южные славяне, оказавшиеся под диктатом Брюсселя, а точнее Вашингтона, смогли остаться славянами, а не превратиться в назём для глобалистских сил. 

С.Н.Бабурин особо подчеркнул, что «мы в Российской Федерации и в Белоруссии должны ясно и четко определиться с тем, каким мы видим наше общее будущее, которое, несомненно, должно основываться на исконных для Русского мира духовно-нравственных ценностях, и именно эти ценности помогут найти общий язык со славянскими и другими народами Восточной Европы».  

Заместитель директора Института стран СНГ В.Л. Жарихин (г. Москва) высказал мнение о том, что «столь нервная, на грани истерики политика Польши и Литвы в отношении Белоруссии связана в определённой степени с завистью к стране-соседке, которая благодаря тесному сотрудничеству с Российской Федерацией построила у себя одну из самых современных атомных электростанций и стала из многолетнего импортера энергоресурсов в достойного экспортера». 

В то же время Польша и Литва воспользовались ошибками белорусского руководства во внешней и внутренней политике Республики Беларусь, что в конечном итоге вылилось в драматические события 2020 года. Однако вмешательство Варшавы и Вильнюса во внутри белорусские дела было не только их собственной инициативой.  

«Это не было позывами только этих стран. Они получили задание расшатать, как выразился А.Г. Лукашенко, передовой край нашей обороны – Белоруссии… Хорошо, что белорусская власть вовремя поняла, что надо соответствовать времени и меняться. И прошедшее Всебелорусское народное собрание показало, что это понимание есть». В.Л.Жарихин высказал уверенность, что неизбежно наступит время, когда Польша и Литва будут проводить более вменяемую политику, отвечающую их собственным интересам и тогда можно будет с ними о чем-то говорить.

В своем выступлении писатель и общественный деятель, председатель Координационного совета белорусских организаций российских соотечественников А.Е. Геращенко сказал, что 2021 год объявлен в Республике Беларусь «годом народного единства», одновременно идет общественное обсуждение даты учреждения государственного праздника День народного единства. Отметил, что лучшей датой для такого праздника является 17 сентября, т.к. в этот день в 1939 году начался Освободительный поход в Западную Белоруссию и Западную Украину, результатом которого стало воссоединение Западной Белоруссии с Белорусской ССР и Россией в рамках СССР.

Подчеркнул, что белорусская патриотическая общественность уже длительное время добивается от властей восстановления 17 сентября в качестве праздничной даты (как было в советское время) и, наконец, появилась надежда, что историческая справедливость все-таки восторжествует.

Что касается возможности влияния Минска на политику Варшавы, то А.Е.Геращенко заметил: «Сегодня Польша и Республика Беларусь находятся в различных военных политических организациях. Войска Польши стоят на белорусской границе. Литва также является союзником Соединенных Штатов. Еще одним неблагоприятным обстоятельством является то, что государственные преступники, которые пытались совершить «гибридный» переворот, сегодня укрылись именно в Польше и оттуда занимаются подрывной деятельностью против Республики Беларусь. Какую же линию в этих условиях целесообразно проводить Белоруссии и России?   В первую очередь необходимо подумать о том, каким образом донести до широких слоев польской общественности сведения о том, что исконные для славян семейные и нравственные ценности составляют ту основу, на которой зиждется Русская цивилизация. И это миропонимание близко как русским/восточным славянам (великороссы, белорусы, малороссы-украинцы, русины), так и полякам, литовцам и другим народам Восточной Европы.

При этом А.Е. Геращенко подчеркнул, что, несмотря на недружественное, мягко говоря, отношение к нам прозападных польских правящих кругов, одержимых горячечной идеей новой Речи Посполитой «от моря до моря» с восточной границей под Смоленском, мы должны не забывать, что есть другая, действительно славянская  Польша, тяготеющая к Белой Руси и России. 

«Есть Польша народная, есть Войско Польское, которое формировалось на территории Белоруссии, есть поляки, которые рядом с нашими отцами и дедами освобождали Варшаву и брали Берлин; в истории много поляков, достойно служивших Российской империи. Нам нужно сохранять память о тех поляках, которые приложили много сил на поприще общеславянской дружбы и братства».

То же касается и Литвы. Литовцам, в первую очередь литовской интеллигенции, надо неустанно напоминать, что лучшие страницы истории Литвы (несмотря на имевшие место конфликты и неурядицы) непосредственно связаны с Русью, Российской державой и Советским Союзом. И совсем не случайно на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде в ряду «Государственные люди» стоят фигуры Великих князей Литовских и Русских Гедимина, Ольгерда и Витовта. Ведь род Гедиминовичей был вторым княжеским Домом на Руси, и его представители играли важнейшую роль в русской истории.

Заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ А.В. Фадеев (Москва) отметил, что в Польше в настоящее время идет довольно жесткая борьба партий, и ей «не до Белоруссии». Заметил также, что в Польше сейчас нет единства мнений ни по отношению к Белоруссии и Лукашенко, ни к России. «Есть убеждение, что Польша не знает, что сейчас делать с Белоруссией, но знает, как ей кажется, что делать с Россией, и этим вопросом задаются польские политологи». 

А.В.Фадеев также акцентировал внимание на русофобской позиции, которую занимают «идущие в одной связке» Польша и Литва, достигшие на этом сомнительном поприще определенных «успехов». 

Касаясь летних и осенних событий 2020 года в Белоруссии, А.В. Фадеев заметил, что, в отличие от киевского Майдана, откуда польские журналисты вели прямые трансляции, ничего подобного не наблюдалось во время выборов и протестов в Белоруссии. Из этого, в принципе, можно сделать вывод, что Польша специально не готовила эти события, однако и польские, и литовские пропагандистские службы стараются эту ситуации подстроить «под себя» и получить от этого политическую   выгоду. А.В. Фадеев высказал мнение, что сейчас в Варшаве ищут новую политическую фигуру для Белоруссии, поскольку ни Тихановская, ни Латушко Польшу не устраивают, «и эту новую фигуру мы в скором времени увидим, к этому надо быть готовым, чтобы действовать на упреждение». 

Президент Фонда «Народная дипломатия» А.В.Кочетков (Москва) выступил с белорусской стороны. Говоря о позиции поляков по отношению к Белой Руси в прошлом, выступающий сказал, что «долгое время шла политика полонизации, т.е. замена общерусского и белорусского самоопределения самоопределением польским. Сейчас происходит то же самое. Это можно судить, например, и по той исторической литературе, которая издается в Белоруссии. Мы должны соответственно выстраивать политику противодействия этому разрушительному процессу, формировать общерусский взгляд на наше прошлое, настоящее и будущее, поскольку мы единый народ, хотя и со своими национальными особенностями. Это будет гарантией от проникновения в нашу среду чуждых исторических мифов. Работа эта должна быть долгосрочной, а не от раза к разу».  

Писатель, публицист и политолог И.С.Шишкин (Института стран СНГ, Москва) отметил, что Польша уже несколько столетий довольно успешно проводит на белорусских землях свою историческую и национальную политику. Главная цель этой политики – разрушение общерусского самосознания великороссов, малороссов-украинцев и белорусов.  

«То, что происходило в прошлом году в Белоруссии после выборов – это в том числе и результат этой политики, когда в сознание белорусских граждан целенаправленно внедряется лживый посыл, что белорусы и русские – это разные народы, что все беды Белоруссии – из Москвы и прочее. Именно в бытность Павла Латушки министром культуры РБ в Белоруссии было отменено празднование юбилея Отечественной войны 1812 года, т.к. это якобы «чужая» война, к которой предки белорусов не имели отношения. При этом подвиги русских воинов-белорусов и громивших наполеоновских захватчиков и их пособников белорусских партизан всячески замалчиваются». 

В завершение своего выступления, И.С.Шишкин подчеркнул, что в сложившихся обстоятельствах крайне остро стоит вопрос о формировании и продвижении полноценной системы общерусской исторической политики. .     

 Профессор Л.Е. Криштапович, касаясь темы Отечественной войны 1812 года, обратил особое внимание на то, что пропольско-шляхетские круги в белорусском историческом официозе пытаются навязать белорусам, «что для их предков это была якобы гражданская война, когда одни из них были на стороне Наполеона, а другие в русской армии. Но ведь это грубейшее искажение истории. Войска Бонапарта на белорусских землях приветствовала только польская шляхта, да и то далеко не вся. Многие поляки не нарушили присягу, данную русскому императору, и воевали против наполеоновской армии. Что касается белорусских дворян, мещан и крестьян, то они мужественно сражались с захватчиками в русской армии, земском ополчении и партизанских отрядах». 

Л.Е. Криштапович особо отметил, что война 1812 года была для белорусского народа «дважды отечественной войной», т.к. предки белорусов в той войне защищали, во-первых, общее для всех русских Отечество — Российскую державу, а во-вторых — Белую Русь от новой угрозы польско-шляхетского порабощения.

Что касается современного положения дел, то профессор Криштапович предостерег от поверхностного восприятия белорусских событий 2020 года. Необходимо ясно отдавать себе отчет, что вся эта протестная кампания была направлена в первую очередь на достижение противниками России, Белоруссии и Русского мира враждебных геополитических целей: отрыв Белоруссии от России и разрушение белорусско-российского Союза. Судя по слаженности и размаху, с которыми действовали противники Лукашенко, справедливо предположить, что подготовка к выборам со стороны «бел-чырвона-белых» была достаточно серьезной.

Однако необходимо сказать, что все эти протесты возникли не на пустом месте. Два десятка лет в Республике Беларусь проводилась ошибочная историческая политика, нацеленная на возвеличивание польских магнатов и шляхты, а также Речи Посполитой, которая преподносилась как некая форма белорусского государства. Результат подобного исторического воспитания молодежи мы смогли увидеть на улицах белорусских городов во второй половине прошлого года. И властям пришлось предпринять решительные меры, чтобы не допустить обвала государства. 

Профессор Криштапович выразил надежду, что руководством системы образования Белоруссии будут сделаны необходимые выводы, и польско-шляхетский взгляд на белорусскую историю, наконец, уйдет в прошлое.

Заведующий Центром евразийских исследований, профессор Российского государственного социального университета (филиал в Минске) К.В.Шевченко присоединился к мнению, что польская политика представляет серьезную  угрозу стратегическим интересам Республики Беларусь и Российской Федерации, и это продемонстрировали события, произошедшие после 9 августа 2020 года. 

«Массовые протесты под бело-красно-белыми флагами, которые раньше были абсолютно маргинальными и которые использовались коллаборационистами во время Великой Отечественной войны, продемонстрировали то, что проводимая в Белоруссии до недавнего времени историческая политика, направленная на подспудное размывание цивилизационной общности великороссов и белорусов, играет на руку польской исторической политике и способствует росту русофобского национализма». 

Профессор К.В. Шевченко выразил сожаление по поводу недостаточной интеграционной активности российской стороны на белорусском направлении, в том числе и в вопросах строительства Союзного государства. И это было продемонстрировано в период каронавируса. Например, в конце января транспортное авиасообщение с Польшей из Минска было в три раза интенсивней, чем с Москвой. И стоимость билета в Варшаву была в 3-4 раза меньше, чем в Москву». 

Далее К.В. Шевченко затронул некоторые стороны   проводимой во 2-й Речи Посполитой (довоенной Польше) политики ополячивания белорусского населения. В частности, существовал полный запрет не только обучения на русском языке, но и любого использования русского языка в пределах учебных заведений. Вслед за этим было запрещено и преподавание на белорусском языке. 

Национальную и культурно-языковую политику правительства довоенной Польши в Западной Белоруссии К.В. Шевченко обоснованно назвал «этноцидом» белорусского народа, т.к. она была направлена на ликвидацию на т.н. «кресах всходних» белорусов как этноса. 

Заведующий отделом по связям с Русской православной церковью Института стран СНГ К.А. Фролов заметил, что пришло время открыто говорить о том, что белорусы и великороссы являются одним, искусственно разделенным русским народом. 

«Это – главное, а политические формы русского воссоединения могут быть гибкими, с уважением факта сложившейся белорусской политической элиты, которая должна получить достойные места в политической и экономической структуре конфедеративного Союзного государства, являющегося на данный исторический момент наиболее реалистичной формой русского воссоединения».

И далее, «Союзное государство, русское воссоединение необходимо и Минску, и Москве — только так можно удержать государственность перед лицом атак коллективного Запада. Нельзя исключать, что для отражения попытки либерального переворота в Российской Федерации после выборов Государственную Думу осенью нынешнего года понадобится помощь гражданских патриотических сил из Севастополя, Донецка, Минска и других русских цивилизационных центров. Я не случайно упомянул Минск,​ потому что Патриарший Экзарх Белой Руси митрополит Вениамин, восходя на кафедру, сказал слова о том, что грядущее единство России, Белоруссии и Украины является для него предметом религиозной веры, ибо​ об этом пророчествовали русские святые. 

А миллионы православных верующих Белой Руси, которых в разы больше, чем ​ сторонников «евроинтеграции», безоговорочно доверяют ​ своему митрополиту, который стал настоящим духовным лидером белорусского народа».

В своем выступлении К.А. Фролов затронул недавнее предложение президента Лукашенко развивать собственно белорусскую национальную идею в противовес польскому национализму, выдаваемому за белорусский. 

«Такая национальная идея давно существует, и она называется «западнорусизм». Белорусы, несомненно, имеют свои национальные особенности, отличные от великороссов, но белорусы, как и великороссы, -это русские. Великие западнорусисты — светочи белорусского просвещения — митрополит Иосиф (Семашко), профессора Михаил Коялович, Платон Жукович, Иларион Чистович, Николай Лосский и другие отмечали тот факт, что белорусы сотни лет боролись за право быть русскими».

При этом К.А. Фролов особо отметил огромный вклад в развитие идеологии западнорусизма выдающегося ученого-слависта академика Евфимия Карского. Его фундаментальный труд «Белорусы», до сих пор непревзойденный по глубине научного исследования, содержит многочисленные свидетельства русского самосознания белорусов. В завершение своего выступления К.А. Фролов подчеркнул, что «настоящие белорусские патриоты — это ревнители Западной Руси».

Представитель Института стран СНГ в Белоруссии, председатель Белорусского общественного объединения «Русь» Н.М. Сергеев затронул тему т.н. «польщизны».

«Уже в течение трех десятков лет, со времен крушения Советского Союза, белорусским гражданам в качестве мировоззренческой путеводной нити навязывается идея пресловутой польщизны, а в качестве белорусских героев предлагается чтить откровенных недругов Белой Руси и ее народа.

Понятие польщизны довольно давнее.  Этим словом во времена владычества Речи Посполитой на землях нынешних Украины и Белоруссии определяли политику польского доминирования.

Согласно историческим и толковым словарям, «польщизна» означает «польскую народность и польский дух». Политика же польщизны предполагает навязывание, в частности, белорусскому населению восприятия исторических событий и современной действительности сквозь призму польских интересов.

Смысл польщизны состоит в формировании у граждан Республики Беларусь чуждого, а лучше — враждебного отношения к России и Русскому миру.

К сожалению, приходится свидетельствовать, что в русле пресловутой польщизны на общественное сознание воздействует существующая в республике система исторического, и в целом — гуманитарного образования.  В ходе изучения истории Белоруссии в сознание школьников и студентов внедряется ложная мысль, что Великое княжество Литовское (русская составляющая этого средневекового государства замалчивается) и Речь Посполитая якобы являлись историческими формами белорусской государственности, а жестоко угнетавшие предков белорусов польские магнаты и шляхта выдаются за белорусских национальных героев. 

Из ныне действующих учебников по истории Белоруссии ничего нельзя узнать о «борьбе белорусов за свою русскость» (слова выдающегося русского мыслителя, уроженца Витебщины Николая Лосского), о подлинных причинах и целях многочисленных освободительных восстаний и войн против польско-шляхетского владычества на западнорусских/белорусских землях.

Фактически прямо со школьной скамьи белорусские граждане приучаются воспринимать историю Белоруссии через призму польщизны, т.е.  польско-шляхетских интересов.

Прямым следствием подобной линии в вопросах преподавания истории являются массовое участие молодежи в протестных акциях под бело-красно-белыми флагами гитлеровских приспешников. Оказалось, что у этих молодых людей, окончивших школу в суверенной Республике Беларусь, отсутствует неприятие пронацистской коллаборационистской идеологии. И это серьезное упущение белорусской системы образования и в целом — идеологической вертикали».

Далее Н.М. Сергеев отметил, что «польщизна» продолжает оказывать существенное влияние на языковую политику в Республике Беларусь. Вопреки тому, что русский язык обладает государственным статусом он практически вытеснен из транспортной системы.  Несмотря на многочисленные обращения граждан и местных властей, предлагавших использовать два государственных языка на транспорте, языковая ситуация в транспортной системе не улучшается. При этом чиновники, недруги русского языка, под совершенно надуманными предлогами отказываются от использования русского языка в метро, в городском транспорте и дорожных указателях.

В завершение своего выступления Н.М. Сергеев сказал, что дальнейшего развития и укрепления белорусско-российских союзнических отношений необходимо как извлечь должные уроки драматических белорусских событий лета-осени 2020 года, так и целенаправленно добиваться проведения в рамках Союзного государства общей, а лучше — единой общерусской (белорусско-российской) исторической политики.

По окончании видеоконференции участники высказали пожелание регулярно проводить подобные мероприятия, посвященные злободневным вопросам союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации. 

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.