Совет директоров МВФ одобрил увеличение кредита Белоруссии на один миллиард долларов, доведя его общий объем до 3,52 млрд.дол.
Кроме того, было принято решение выделить очередной транш кредита в объеме 679,2 млн. дол. Финансовая помощь МВФ составляет примерно 7 процентов ВВП Белоруссии.
«Пересмотренный план поможет правительству (Белоруссии) выполнить экономическую программу и позволит стране уменьшить превысившее ожидания воздействие мирового финансового кризиса», – говорится в заявлении МВФ.
МВФ рекомендовал белорусским властям добиваться сбалансированности бюджета в 2009 году, несмотря на сокращение поступлений, продолжать курс экономических реформ и жесткую денежно-кредитную политику, а также допустить более гибкий курс валют и расширение валютного коридора.
Положительную оценку МВФ получило решение Минска «продолжать проводить политику сбалансированного бюджета сектора государственного управления в 2009 году, несмотря на более низкие прогнозируемые доходы, равно как и разумный план властей отложить повышение заработной платы в государственном секторе».
Вместе с тем, новые решения приняты в виде «исключения». Белоруссии простили неполное выполнение программных показателей по размерам международных резервов на конец марта, а июньские критерии пересмотрели.
Напомним, что кредитная программа МВФ для Белоруссии в размере двух с половиной миллиардов долларов и сроком на 15 месяцев была утверждена 12 января 2009 года. С просьбой увеличить размер кредита Белоруссия обратилась к МВФ после того, как не получила обещанного последнего транша кредита от России.
В 2008 году была достигнута договоренность между Москвой и Минском о предоставлении белорусской стороне кредита в размере двух миллиардов долларов. С льготным пятилетним сроком погашения и ставкой менее четырех процентов годовых. Несколькими траншами Минск получил полтора миллиарда. Однако при решении вопроса о последнем транше в размере 500 млн. дол. разразился скандал. Министр финансов А.Кудрин выразил сомнение в платежеспособности Белоруссии. Со стороны Минска последовали не менее резкие заявления. Кудрина даже сравнили с «кладовщиком» и «вякующим отморозком». Президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал от правительства республики не кланяться перед Россией, а идти искать счастья в другом месте, имея в виду западные страны и МВФ.
По информации СМИ предоставление российского кредита было обусловлено обязательством Минска продать дюжину молокозаводов российским компаниям. Это обязательство Минск не выполнил.
Впрочем, белорусские власти такую версию в корне отрицают. На встрече с губернатором ростовской области В.Чубом А.Лукашенко заявил: 25 июня: «Я никогда не обещал, что взамен на что-то отдам молокоперерабатывающие заводы. Я даже Медведеву с обидой сказал: разве можно такие условия ставить. Мол, вот вы на рынок поставляете свою продукцию, отдайте нам свои заводы. Но ведь мы, белорусы, сами эти заводы модернизировали, и эти предприятия сегодня акционированы и находятся фактически в частных руках, у производителя».
В связи с этим показательно, что, увеличивая кредит для Белоруссии, МВФ выразил надежду на скорое изменение белорусского закона о приватизации По словам заместитель директора-распорядителя МВФ Такатоши Като: «Конкретные шаги включают принятие закона о приватизации, который соответствует передовой практике, и создание агентства по приватизации, способного осуществить амбициозную программу приватизации».
Следует учитывать, что увеличение кредита МВФ Белоруссии и предоставление очередного транша открывают возможность для возобновления переговоров о продолжении кредитования со стороны России и так и не полученном транше в 500 млн.дол. Белорусская сторона неоднократно подчеркивала, что это произойдет после того, как МВФ подтвердит правильность антикризисной программы Белоруссии.»Это будет то, с чем можем пойти на переговоры с Россией, ранее этого срока мы не будем возобновлять переговоры», — говорил министр финансов Белоруссии Андрей Харковец.
С просьбой об оказании финансовой поддержки Белоруссия обратилась и к Европейскому Союзу. Как сказал Харковец: «Мы не запрашивали конкретные суммы. Мы знаем, что в ЕС есть механизм оказания макроэкономического финансирования. Оно увязано с работой МВФ в странах, которые запрашивают такую поддержку».