(Тезисы выступления координатора Расулевского клуба, заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ, представителя ЦДУМ России в Росгвардии на Третьих Рамадановских чтениях в г. Троицке Челябинской области, 25 марта 2025 года)
Для того чтобы раскрыть тему доклада необходимо дать понятие традиционного ислама, в которое в настоящее время порой вкладывают разные смыслы.
Считается, что в мусульманской религиозной среде впервые термин «традиционный ислам» был предложен Председателем ЦДУМ России, Верховным муфтием Талгатом хазратом Таджутдином в начале 90-х годов и явился отражением реальных общественных процессов и настроений того периода времени.
Сами мусульмане во многих публикациях объясняют рождение термина тем, что с падением железного занавеса и открытием шлюзов для идеологической экспансии зарубежных эмиссаров возникла необходимость отгородить истинный ислам, веками хранимый на нашей земле, от его сектантских трактовок, неожиданно хлынувших в российские реалии, прежде всего от политизированных форм ислама.
Так, президент России Владимир Путин в октябре 2013 года во время встречи с российскими муфтиями в Уфе, которая была приурочена к юбилейной дате учреждения старейшего духовного управления мусульман, отметил, что сторонники экстремистских идей стремятся к подрыву позиций традиционного ислама в нашей стране, к подрыву единства российского общества и развалу в конечном итоге России. При этом глава государства призвал активнее заниматься формированием положительного образа традиционного ислама.
Так, что же такое традиционный ислам? Истинным исламом во всем мире принято считать ортодоксию суннитского большинства. В мусульманской литературе данная ортодоксия обозначается как «люди сунны и согласия» в переводе с арабского или «ахлю ас-сунна ва аль-джамаа», что для большинства постсоветских россиян звучит как непроговариваемая абракадабра. Это и стало причиной рождения нового термина. Российскому обществу нужно было предложить нечто более понятное, чем можно было бы пользоваться в рамках возникшей дискуссии с импортированными трактовками ислама. Другими словами, «традиционный ислам» — это вынужденный термин, ориентированный, прежде всего, на аудиторию постсоветских государств.
Если же сослаться на официальные документы, то в качестве наиболее доказательного примера можно привести Грозненскую фетву, которая была принята в 2016 году на международной конференции в Чеченской республике.
Фетва – это религиозно-богословское заключение, по сути законодательный акт в рамках мусульманской религии.
Так вот, Грозненская фетва четко определила в рамках нашего государства понятие суннитского традиционного ислама, который заключается в следовании мутаридитской либо ашаритскойакиде (вероубеждению) и одному из четырех четырех мазхабов (богословско-правовых школ): ханафитскому, маликитскому, шафиитскому и ханбалитскому, а в плане такой основы Ислама как Ихсан (Искренность) пути Тасаввуфа или суфизма.
Очень важно, что этот документ также определил «заблудшие секты современности, которые появились в России и в других странах», такие как:
«– ваххабиты – последователи Мухаммада бин Абдуль Ваххаба ан-Наджди, относительно которого установлено, что он обвинял мусульман в неверии, считал их отрекшимися от религии (муртаддами) до такой степени, что разрешал убивать их. Эта секта имеет много других распространенных названий. Их называют «ат-таймийя» из-за того, что они следуют многим ошибочным высказываниям в религии Ахмада бин Абдуль-Халима бин Таймийи.
Их называют «салафитами» из-за того, что они ложно относят себя к праведным предшественникам («саляфам»). Их также называют «аль-мадхалийя» из-за того, что они следуют такфирийским (обвиняющих мусульман в неверии) высказываниям своего предводителя Раби’а бин Хади аль-Мадхали. Их также называют «аль ля мазхабийя» («безмазхабниками»), потому что они отвергают следование праведным мазхабам (богословско-правовым школам, о которых я говорил) и следуют тому, что диктует им их ограниченный ум и ложное понимание. Они распространяют свои заблудшие идеи, ложно интерпретируя великого ученого имама Ахлю-Сунна валь-Джама’а Ахмада бин Ханбала (да будет доволен им Аллах)».
Следующая «заблудшая секта» согласно этой фетве:
«– ИГИЛ («иблисское государство», организация запрещена на территории Российской Федерации): это религиозная секта, обвиняющая всю мусульманскую умму в неверии, практикующая насилие и убийства самым бесчеловечным образом. Сторонники ИГИЛ являются хариджитами (буквально вышедшими, имеется ввидуиз лона религии), хариджитами нашего времени в силу того, что они опираются на основы и идеи первых хариджитов, обвиняя мусульман в неверии, считая дозволенной для себя кровь тех, кто не согласен с ними. Их секта далека от Ислама и его законов;
А также:
– «хабашиты», «кораниты»;
– и подобные им, не находящиеся на вышеуказанном истинном пути сектантские течения.
Данная Фетва является согласованным решением муфтиев и ученых России и обязательна к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации».
На Северном Кавказе мусульмане традиционно, исторически следуют ашаритской акиде (вероубеждению) и шафиитскому мазхабу. А в плане такой основы Ислама как Ихсан (Искренность) пути Тасаввуфа или суфизма, что особенно важно именно для региона Северного Кавказа, так как эта духовная традиция сохранилась несмотря на гонения атеистического прошлого и успешно развивается в современной России.
Тасаввуф или суфизм – это наука о познании сокровенного, это методы и практика очищения души и духовного самосовершенствования верующего, и это комплекс практических рекомендаций по совершенствованию этики (адаба) своих последователей. Можно сказать, что это практика, использующая индивидуальный подход и при этом социально ориентированная, направленная на духовное совершенствование людей, на воспитание гармоничной личности и улучшение нравственного климата в обществе в целом, на устранение причин появления радикализма и эстремизма в поведении людей. В Коране, в суре «Совет» («Шура») аяте 89-м обращается внимание на особое положение в Судный День тех, кто предстанет перед Всевышним «с непорочным сердцем».
Суфизм (тасаввуф) – это обширный раздел мусульманских знаний именно о том, как достичь такого состояния и затем сохранить его, чтобы в Судный День предстать перед Всевышним с непорочным сердцем. Изъятие суфизма из числа легитимных богословских дисциплин – а это именно то, чем занимались в обозримом прошлом чуждые нашим традициям зарубежные псевдоисламские течения – подобно отделению души от тела, и превращает Ислам из религии в свод формальных обрядов и догм, а мусульман из людей, покорных Всевышнему в послушное орудие всевозможных деструктивных сил. На Северном Кавказе суфизм является частью многовековой традиции и потенциал этой богословской науки в прошлом обычно использовался в воспитательных целях.
Традиционный ислам и его легитимная составляющая – суфизм (тасаввуф) сыграли, на мой взгляд, решающую роль на Северном Кавказе в годы локальных войн. Так, в переломный момент для нашего государства в конце «лихих» 90-х – начале нулевых – времени разгула сепаратизма и экстремизма, двух чеченских войн, именно конструктивное взаимодействие российской власти с представителями традиционного ислама позволило выправить ситуацию в позитивное русло и избежать развала страны.
Поясню это на конкретном примере. Так, в ходе второй чеченской войны, когда обе стороны, фактически изнуренные противостоянием искали выход из сложившейся казалось бы неразрешимой ситуации, в мае 2001 года, в ходе совещания силовиков в Пятигорске одним из экспертов было предложено задействовать миролюбивый потенциал лидеров традиционного ислама Чечни и Ингушетии. А именно, суфийских шейхов различных тарикатов (течений). Данное предложение было с воодушевлением воспринято участниками – офицерами и генералами. И позитивные последствия не заставили себя долго ждать.
Один из влиятельнейших лидеров так называемого чеченского сопротивления муфтий Чечни Ахмат-хаджи Кадыров, последователь кадирийского тариката, объявлявший джихад – священную войну России постепенно сменил риторику на миротворческую и окончательно перешел на сторону федеральных сил. А последующие события постепенно привели к замирению сторон и превращению мятежного анклава в последовательного и твердого сторонника России. Сегодняшние события и активное участие чеченцев во главе с Рамзаном Кадыровым – сыном Ахмата Кадырова в специальной военной операции – наглядный тому пример.
Аналогичный пример, на мой взгляд, ранее уже был в истории Северного Кавказа. Кадирийский тарикат, известный на Северном Кавказе под названием зикризм, будучи социальным движением и формой религиозной мысли, возник в конце Кавказской войны и на начальном этапе разительно отличался от учения газавата по своей идеологической направленности.
Основатель зикризма шейх Кунта-Хаджи Кишиев, чеченец из аула Илсхан-Юрт, появился на политической арене Чечни, когда уставший от непрерывной войны с царизмом народ, нуждался в мирной передышке.
Проповеди Кунта-Хаджи о мире, братстве, поддержке обездоленных, сирот соответствовали общему настроению, душевному состоянию народа, доведённого до грани физического уничтожения. Главными в его проповедях были идеи – непротивления злу насилием, отказа от военных действий против царизма, значительно превосходившего горцев по своей военной мощи, а также призывы к смирению.
Кунта-Хаджи прекрасно понимал, что непримиримое сопротивление царской власти может привести чеченцев к полному уничтожению. Именно это обстоятельство вынуждало его обратиться к идеям прекращения кровопролития горцами и перехода к мирному укладу жизни. Идеология зикризма противоречила идеологии газавата, требующей продолжения борьбы с противником до победного конца.
В качестве еще одного примера традиционного Ислама в развитии Северного Кавказа можно позитивной роли привести роль суфийских шейхов в борьбе с псевдорелигиозным экстремизмом на современном этапе.
Это и уважаемый шейх Саид-афанди Чиркейский, который являлся духовным лидером мусульман Дагестана – муршидом (главой) Накшбандийского и Шазилийского тарикатов. Его влияние на умму (мусульманское сообщество) республики было огромно. Шейх всегда стоял на позиции милосердия, осуждал радикализм во взглядах и выступал против экстремизма и терроризма.
Он погиб, как истинный шахид на пути Аллаха, до последнего вздоха ведя непримиримую борьбу с ваххабизмом, в результате подрыва террористки-смертницы. Шейх играл ключевую роль в интеграции джихадистов в мусульманское сообщество, придерживающееся умеренных норм вероисповедания.
Его приемник – муфтий Дагестана Ахмад хаджи Абдуллаев достойно продолжает дело Саида-афанди в качестве наставника мусульман Шазилийского и Накшбандийского духовных путей в общероссийском масштабе.
Примечательно, что цепь духовной преемственности по линии Накшбандийя была получена в этом тарикате еще в 19 веке шейхом Сейфуллой кади Башларовым от «духовного короля российских мусульман» Зейнуллы ишана Расулева как свидетельство братских уз мусульман Поволжья и Урала с правоверными Северного Кавказа.
Таким образом, традиционный ислам и его неотъемлемая составляющая суфизм (тасаввуф) сыграли и продолжают играть важную роль в поступательном развитии Северного Кавказа.
В заключение хотел поблагодарить организаторов и лично Дамира хазрата Биткулова – директора медресе «Расулия», в торжественном открытии которого принимал участие в 2018 году, за приглашение принять участие в Рамадановских чтениях в эти особенно благословенные последние дни мусульманского поста.