Детали соглашения о реструктуризации украинских внешних обязательств открывают отнюдь не радостную сторону переговоров, которые в Киеве поспешили назвать победными, пишет киевский журнал «Вести. Репортер», напоминающий, что по договоренности с кредиторами, средняя процентная ставка выросла с 7,2% до 7,75% и приведет к увеличению нагрузки на бюджет в будущем.
«Судя по всему, кредиторы и правительство много времени посвятили разговорам о будущем, — отмечает издание. — Их итогом стали жесточайшие ограничения на грядущий экономический рост Украины. Речь идет ни много ни мало о дележе будущего ВВП нашей страны. Начиная с 2020 года кредиторы будут вправе рассчитывать на дополнительные платежи из украинского бюджета. В случае если темпы прироста ВВП превысят 3%, выплаты составят 15% от прироста валового внутреннего продукта. Все, что окажется выше прироста в 4%, будет облагаться долговым обязательством в 40% от каждого дополнительного процента роста. Указанные условия будут действовать по достижении размера ВВП в $125,4, начиная с 2021 года. И все это на протяжении последующих 20 лет».
«То, что мы получили, это аналог современного оброка, дани, если хотите, — комментирует сделку исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. — Мы обменяли усечение текущих долгов на долгосрочные перспективы роста экономики. Причем даже полученная нами отсрочка на четыре года — отнюдь не кредитные каникулы, как это хочет преподнести правительство. Мы продолжим платить проценты по кредитам, а отсрочка коснется только тела займов»
При этом еженедельник указывает, что мечты об экономическом рывке могут опираться на показатели не менее 5 — 7 % роста экономики в год.
«Но даже если представить, что экономическое чудо случится, то на протяжении двух десятилетий рост экономики будет сдерживаться абсолютно немотивированными выплатами процента от прироста ВВП, — предупреждает журнал. — При этом платежи от ВВП — это отдельная история, никак не связанная с текущим объемом задолженности. Очевидно, инвесторам нужны были дополнительные аргументы, чтобы пойти на сделку с правительством и МВФ. И такими аргументами стал тезис «будущее этой страны у нас в кармане».
«Кабала, в которую добровольно пошла Украина, продлится до 2040 года, — резюмирует издание. — Прецеденты привязки долговых выплат к ВВП довольно редки. Подобные договоренности в разные годы были свойственны латиноамериканским странам. Но срок 20 лет в этом смысле почти уникальный. Его можно сравнить разве что с 50-летней отсрочкой, которую получила Великобритания от США по долгам, накопленным ею за время Второй мировой войны. Но там речь шла лишь о перенесении сроков выплат при неизменной сумме и процентном доходе».