В соответствии с реализацией проекта по гранту выделенному по распоряжению Президента РФ от 05.04.2016 № 68-рп Фондом поддержки гражданской активности «Перспектива», Автономной Некоммерческой Организацией «Центр социально-политологического прогнозирования» совместно с Институтом стран СНГ и Ресурсным центром педагогического образования Московской области 10 февраля 2017 года в конференц-зале Института стран СНГ был организован круглый стол «Актуальные проблемы патриотического воспитания молодежи средствами преподавания истории в школе».
Участие в круглом столе приняла учительская аудитория Московской области, с которой через Ресурсный центр ГГТУ поддерживалась он-лайн видеосвязь. Всего в прямом диалоге приняли участие более 150 учителей школ Московской области, студенты и аспиранты ВУЗов Москвы и Подмосковья (более 50 человек).
В качестве спикеров к работе круглого стола были привлечены: доктор политических наук, профессор С.Я.Лавренов; кандидат исторических наук, доцент А.В.Рябцев; кандидат исторических наук, доцент О.Ю.Бухаренкова (модератор); доктор исторических наук, доктор экономических наук, профессор В.Г.Егоров; доктор политических наук, профессор В.В.Штоль; кандидат политических наук, доцент А.В.Абрамов.
На обсуждение были вынесены следующие проблемы:
— Историческое прошлое как инструмент политической конкуренции.
— Проблемные аспекты отечественного исторического процесса.
— Преподавание истории в патриотическом воспитании молодежи.
-Средства противодействия фальси-фикации истории.
— Когнитивный процесс формирования стратегии общественного развития.
— Подготовка будущих педагогов к воспитательной работе в школе.
В ходе обсуждения поставленных проблем, полемику участников вызвал вопрос мифологизации истории, соотношения научного и субъективного, ориентированного на патриотическое воспитание молодежи в преподавании отечественной истории. По мнению большинства участников-учителей историческое прошлое нашей страны не нуждается в приукрашивании, а лишь заслуживает уважения и гордости соотечественников. Одновременно значительная часть выступающих настаивала на необходимости защиты истории России от фальсификации и использования в качестве средства политики. Особенное неприятие у участников круглого стола вызывали попытки переписать героические страницы истории, связанные с Великой Отечественной войной, попытки уравнять сталинский и нацистский фашистский режимы, возложить на них в одинаковой мере вину за развязывание войны.
Вместе с тем, педагоги Московской области обратили внимание на не совершенство учебных программ, учебников и методических материалов, которыми они руководствуются в преподавании истории. Большое количество учителей отмечали недопустимо маленький объем учебных часов отведенных на изучение отечественной истории.
Аспиранты и преподаватели ВУЗов отмечали наличие значительных пробелов в историческом знании, которые создают трудности в преподавании отечественной истории. Например, историками не дается ясного представления о количестве репрессированных в годы сталинизма, о последствиях «голодомора» и т.д.
Участники круглого стола были единодушны в мнении о том, что патриотическому воспитанию молодежи препятствует отсутствие определенного целеполагания в стратегии общественного развития России и ясного представления о российской идентичности.
Участники круглого стола рекомендовали провести в июне 2017 года Конференцию учителей истории для обсуждения проблемных вопросов отечественной истории.