Расширенное заседание Временной комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации на тему «Нарушение прав российских журналистов и представителей русскоязычной общины на Украине и в Прибалтике: информационное и политическое противодействие» состоялось в москве 31 мая.
Председатель Временной комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков провел расширенное заседание Комиссии на тему «Нарушение прав российских журналистов и представителей русскоязычной общины на Украине и в Прибалтике: информационное и политическое противодействие».
Участие в заседании приняли члены Комиссии — заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева, член Комитета СФ по обороне и безопасности Ольга Ковитиди, заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Игорь Морозов, а также представители МИД РФ, члены Совета при Президенте РФ по правам человека, члены Общественной палаты, ведущие политологи, журналисты и представители Института стран СНГ.
Как отметил Алексей Пушков, открывая заседание, произошедшее на днях постановочное убийство журналиста в Киеве создает прецедент, который нанес серьезный удар по авторитету Украины. «Это тот случай, когда информационно-политический фейк, который был положен в основу провокации, является саморазоблачением».
«Масштаб плутовства велик и затрагивает репутацию Киева. В данном случае мы имеем дело с чистой манипуляцией — и информационной, и политической. Эта откровенная демонстрация цинизма, к которой прибегли украинские власти, она подрывает все принципы, на которых основана деятельность ОБСЕ. Кстати, те принципы, под которыми подписывалась Украина, принципы европейской конвенции о правах и свободах, которая лежит в основе деятельности совета Европы», — отметил Алексей Константинович.
В связи с этими событиями сенатор проинформировал, что обратился с письмом к Специальному представителю ОБСЕ по свободе печати Арлему Дезиру, подчеркнув, что такого рода инсценировки и использование журналистов являются неприемлемыми.
По мнению Игоря Морозова, неудавшаяся провокация Киева изменила взгляды европейских политиков в оценке происходящего на Украине. Сенатор считает, что у российских политиков и СМИ появился серьезный аргумент для того, чтобы потребовать переосмысления и серьезного расследования резонансных событий, в которых Россию пытаются представить виновной стороной.
Елена Афанасьева уверена, что убийства и насилие на Украине – это инструменты внутренней политики, а повеление фигуранта последнего резонансного случая бросает тень на профессию журналиста.
Член Комитета СФ по обороне и безопасности Ольга Ковитиди высказалась за расширение работы по правовой и политической оценке случаев нарушения прав человека за рубежом, призвала к активизации и систематизации правозащитной деятельности.
Сенатор также отметила, что Украина грубо нарушает статью 19 Всеобщей декларации прав человека (Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ).
Искандер Хисамов – Главный редактор Украина.ru – на заседании Комиссии выступил с заявлением, что «Информационное поле Украины полностью выжжено и мобилизовано на военные действия против России. Заблокированы практически все СМИ. Сейчас на Украине работает единый контент центр, который поддерживается работой тысячей блогеров. А у нас сейчас нет ничего, что вещало бы на территорию Украины. Вот об этом нужно подумать».
Заведующая отделом диаспоры и миграции Докучаева Александра Викторовна предложила Комиссии обратиться в Правительство об установлении для журналистов из постсоветских стран, которые ищут убежище в России, льготного порядка получения временного убежища в РФ. Отметив при этом, что «наше законодательство недопустимо тяжеловесно и медленно работает. Журналистам, которым некуда обратиться и прибежать, кроме России, здесь попадают под каток МВД и не могут реализовать право на защиту, предусмотренное нашим законодательством. Для журналистов из постсоветского пространства нужно учредить особый порядок предоставления временного убежища, возможно, как для беженцев с Украины в 2014 году».
Данное предложение было воспринято с одобрением председателем Комиссии и участниками заседания.
В ходе дальнейшего обсуждения вопросов заседания законодатели и эксперты обсудили ряд конкретных мер по противодействию и минимизации последствий нарушения прав человека, в том числе и российских граждан.