24 мая в Институте стран СНГ состоялось заседание Экспертного клуба по теме «Перспективы переговоров по Украине».
Участники обсудили вероятность проведения каких-либо «мирных» переговоров по Украине, тема которых всё чаще обсуждается в отечественных и мировых СМИ, кому и в каком виде они выгодны, существуют ли предпосылки для их проведения.
В заседании участвовали: Вадим Трухачев – политолог, специалист по странам центральной Европы, доцент РГГУ; Бела Ковач – венгерский политик, бывший член Европарламента; Алексей Черняев – политтехнолог, эксперт-американист; Дмитрий Куницкий – аналитик, научный сотрудник Института философии АН Белоруссии; Михаил Павлив – политтехнолог (Украина); Сергей Марков – политолог; Сергей Горбачев – журналист, исполнительный директор Института стран СНГ в Севастополе; Бардин Максим – политолог, журналист ОСН; Скачко Владимир – журналист «Украина.Ру», историк; Руслан Калинчук – православный эксперт; Александр Дудчак– ведущий научный сотрудник Института стран СНГ; Валентина Гойденко – ведущий научный сотрудник Института стран СНГ; Иван Скориков – политолог, заведующий отделом Украины Института стран СНГ; Кирилл Фролов – православный эксперт, заведующий отделом по связям с РПЦ Института стран СНГ.
Слово взял Сергей Марков и рассказал об основных вариантах планов по Украине – китайский, по корейскому образцу, когда конфликт бы остановлен на многие десятилетия. Но не все в «Глобальном Юге» понимают, в чем отличия от Украины, и это, по мнению Маркова, необходимо разъяснять.
Второй план – «западный». Это «китайский» план с довесками. Он предполагает, что украинское государство сохраняется, с режимом аналогичным нынешнему, сохраняет и выход к морю, получает гарантии безопасности и «сатисфакции» в виде практически репараций о России. Марков рассказал и о разновидности плана Запада – Киссинджера-Фукуямы, по которому Украина соглашается на остановку боевых действий и потере территорий – на момент их остановки. Но о компенсации в виде конфискации российских ЗВР речи не нет. Но главное другое – Украина перестает быть «антироссией» с соблюдением принципов – демилитаризация, денацификация, отвод войск на расстояние большее, чем радиус действия систем вооружений минимум на 10 км, и де-деруссификация.
Далее слово взял Вадим Трухачев. И высказал своё мнение о целях и задачах, которые преследует премьер-министр Орбан – у которого есть свой «местечковый» план. Главное для Орбана – защита интересов венгров на Украине. В идеале – присоединение Закарпатья к Венгрии, но если бы не нарушали права венгров на Украине, Орбан не был бы столь негативно настроен в отношении Украины. Важнейший момент, влияющий на политику Орбана по Украине, по мнению Трухачева – это связи с Китаем, который стал 3-м торговым партнеров Венгрии. Инвестиции КНР в венгерскую экономику – причина поддержки на международной арене Венгрией Китая. А большое турне Орбана по столицам – Украины, России, КНР, а между делом и Азербайджана – стремление Орбана упрочить позиции его страны в Евросоюзе. Параллельно, он создал третью по численности фракцию правых консерваторов в Европарламенте. Это стремление снизить давление на него и на страну, которой он руководит со стороны европейских наднациональных органов. И, конечно, он совершенно не преследует интересы России, а действует в своих собственных интересах.
Прокомментировал Трухачев и действия Белоруссии, отменивший визовый режим для стран Европы, объяснив это приближающимися выборами в стране, что заставляет учитывать мнения граждан, среди которых остается еще примерно четверть «змагарей».
Следующий выступающий Алексей Черняев отметил, что говорить о победе Трампа рано. Времени ещё много. И «мы залезаем в большую ловушку» — для нас оптимальным вариантом было бы, если бы Украина рухнула до выборов в США. Но вероятность этого невелика. И Трамп с удовольствием бы списал Украину, если бы она рухнула для него. А если он ее получит по наследству, то он расторгует Украину, попытавшись получить максимальную выгоду, с помощью, в том числе, и блефа. И у России будут выторговывать Украину ценой ухудшения отношений России с российскими партнерами.
Вполне возможно, что нам через полгода начнут навязывать переговоры, даже с выкручиванием рук, угрожая военной агрессией. И все наши силы будут скованы Украиной. У России есть полгода, чтобы значительно улучшить свои позиции.
Далее слово попросил Сергей Горбачев. И сразу поставил вопрос ребром: как бы у нас в стране отреагировали, если бы верхи согласились на перемирие.
Восприятие перемирия в Крыму и Севастополе, в Москве, на новых территориях – может быть совершенно разной. В Севастополе слово «перемирия» совершенно не приемлемо. Все заявления о «мире» будут полностью не поняты. Горбачев предложил исключить в кругу Института обсуждения вариантов «перемирия» и пожелал участникам выдавать больше оценочной аналитики, посвященной произошедшему за последние 2,5 года и тому, как мы воевали это время.
Затем своим мнением по теме поделился венгерский политик Бела Ковач. Ковач поддержал мнение Трухачева о том, что Орбан всё делает исключительно в своих интересах. Он сыграл роль «свадебного генерала», т.к. его никто не уполномочивал от имени ЕС совершать визиты в Киев, Москву и т.д. Он поехал в Китай – потому что он продал Венгрию Китаю – на 2/3. Поэтому в Венгрии строят аккумуляторные заводы – очень экологически грязное производство. Сложно объяснить избирателям – зачем он потратил столько государственных средств на эти поездки, — считает Ковач.
Кроме самопиара – никакого толку для перемирия.
На первом пленарном заседании Европарламента Орбану даже не дали выступить, это, по мнению Ковача, — позор.
И ни в коем случае нельзя считать, что он хочет помочь России или жителям Закарпатья, нет – он воюет за свой карман. Но в самой Венгрии многие граждане поддерживают Россию и желают ей победы.
Следующий выступающий Михаил Павлив не согласил с мнением о том, что ещё не всё понятно с итогом выборов в США. Как политтехнолог с большим стажем, Павлив заметил, что республиканцам проиграть в такой ситуации нужно суметь. Также, Павлив обратил внимание, что обещания Трампа завершить войну за один день – не оригинальны. Такие обещания давал и Порошенко во время своей избирательной кампании. Приход трампа по мнению Павлива приведет только к эскалации. Но переговорный процесс не прекращался никогда, и даже сейчас он идет, но его не афишируют. Но камнем преткновения является сама личность Зеленского. А челночная дипломатия Орбана к этому процессу не имеет никакого отношения.
Появление же «мирного плана Трампа» в медиа – чистой воды вброс.
Павлив сообщил, по имеющейся у него информации, по планам Банковой – проведение референдума, и об этом они уже доложили штабу Трампа. Как он будет реализован – заведомо известно. Референдум в отличии от выборов президентских, парламентских, местных, явка будет гарантировано не высокой. И будет возможность для коррекции. Цель – получить якобы подтверждение народа о поддержки переговоров с учетом потери территорий. И с этой историей они идут на поклон к будущему президенту США – «мы уже готовы, а вы там у себя разбирайтесь».
По мнению Павлива – и ЕС, и США, и Россия, и даже Банковая – заинтересованы в остановке горячей фазы конфликта. Просто у всех своя мотивация, и у всех разные «входные требования» к переговорному процессу. И пока это ещё всё не сведено воедино.
Дискуссию продолжил Кирилл Фролов. Украина не оставила мысли о новом успешном наступлении, рассчитывают на получение истребителей F-16. И этим хотят поправить положение Байдена. Другое дело, что этот план не удастся. По мнению Фролова, именно информация о готовящемся референдуме на Украине – вброс, и никаких изменений в политике Ермака-Зеленского не будет.
Также, Фролов не согласился с бытующим мнением, что не важно, какое мнение у Крыма, новых территорий, остальной России – всё равно решение будет принимать Президент Путин. Фролов считает, что экспертное мнение также очень важно. Т.к. оно влияет на общественную атмосферу – неприятия «похабного мира», перемирия, корейского варианта. Ещё ничего не решено. Идеальный вариант – наше наступление до выборов. А оно возможно. Всё дело в политической воле. А заявления о готовящемся референдуме – это попытки организовать «похабный мир».
Следующий выступающий – Руслан Калинчук. Обсуждая варианты мирных инициатив, мы теряем из виду ещё одного заинтересанта – Ватикан. Калинчук напомнил о визите Путина в Белоруссию, его переговоры с Лукашенко, и о том, что с отдыха в Абу-Даби был вызван Александр Зайцев, которого иногда в СМИ называют кошельком Лукашенко. Который в свою очередь уже встретился с кардиналом Паролином, а он в 19 июля отправился в Киев, чтобы 21-го встретиться с руководством Украины. Он был вызван в Минск не просто так. Учитывая серьезнейшие агентурные возможности Ватикана, его связи и с Лондоном, и Вашингтоном. Калинчук заявил, что его тревожит только присутствие в Минске Януковича. И после этого кардинал поедет на переговоры в Киев. Известно, что Ермак не равнодушен к Ватикану, он ранее имел отношение к одной из спецслужб Ватикана – Opus Dei. Вполне возможно, что некоторые предложения будут реализованы именно таким образом.
И шансы Трампа не такие уж 100%-е, — по мнению Калинчука. К Трампу приставили – Вэнса, выходца из венчурных фондов. Это вотчина демократов. Вэнса можно назвать человеком Питера Тиля, основателя PayPal. Выдвижение Вэнса может быть компромиссом между Трампом и пресловутым deep state.
Ватикан пытается возродить Австро-Венгрию, в т.ч. и с частью территорий Западной Украины. Но это не в списке интересов Орбана, поэтому Орбан сотрудничает с Пекином и его можно назвать посредником между Си и Трампом.
Продолжил Владимир Скачко. То, что сейчас происходит с Украиной, — заявил Скачко – это превращение её в долгоиграющий инструмент, в такой актив, который не жаль никому. Но который всегда можно использовать для достижения своих целей. Я не верю, сказал Скачко, — в то, что существует какой-то единый deep state в Соединенных Штатах Америки. Существует как минимум deep state, состоящий из двух частей. Те люди, которые контролируют транснациональные корпорации, те люди, которые хотят сделать Америку снова великой при помощи ее повторной индустриализации 2.0, 3.0, как угодно. Две части deep state, если могут договариваться, о чем-то, то на президентстве Трампа, всовывая туда голос «ржаво» Америки, только для того, чтобы попытаться восстановить Америку путем ее индустриализации на деньги финансово-банковских капиталов, транснациональных корпораций. Транснационалам не нужно любое государство, ни американское, ни чешское, ни украинское. Они рассматривают эти образования исключительно как инструменты, которые либо мешают, либо помогают не считаться с этим deep state транснационалом.
Украина здесь инструмент, который должен сохраниться, не пасть ни до выборов Трампа, ни после выборов Трампа. Украина как инструмент воздействия на Россию и на Европу договаривающемуся дипстейту выгоден.
Далее выступила Лариса Шеслер. Она высказала мнение, что Трамп для России будет худшим вариантом, чем Байден, а заявления, звучащие то представителей Госдепа о возможном создании на новых российских территориях каких-либо автономий – это очередная попытка лжи Запада.
Шеслер назвала очевидной подготовку общественного мнения на Украине – то там якобы все были бескомпромиссны в вопросе возврата к границам 1991 года, теперь уже готовы к переговорам с потерей территорий. Однако на в настроениях действительно есть перемены. Они связаны с разрушением энергосистемы Украины. И осознание возможных проблем с подачей электричества будущей зимой, и когда не работают лифты – действуют на сознание. Но в действительности, проблемы всё ещё не такие сложные, какими их умышленно делает украинская власть (АЭС работают) – именно для того, чтобы формировать настроения в нужном русле.
Дмитрий Куницкий рассказал о процессах, происходящих в Белоруссии. После 2020 года произошло значительное обновление правящей элиты в Белоруссии. На самые высокие должности были подняты идейные православные, русофильские люди, особенно в силовых структурах. Основные перестроения были осуществлены с прицелом на эпоху после Александра Лукашенко.
Последние решения, которые были приняты, пока не несут смысловой нагрузки (с отводом войск от границы и безвиза европейцам). Открытие границ не отменяет контроль на границах.
И если летом 2020 года, перед попыткой переворота, были сделаны шаги на встречу Западу, было разрешено чиновникам открывать счета в зарубежных банках, было принято решение о возвращении посла США и сняты ограничения на число сотрудников посольства США – 400 црущников уже выдвинулись в Литву. Но потом всё остановилось после попытки цветной революции. По мнению Куницкого, сейчас «ждунов» в Белоруссии даже меньше, чем в России. Инет даже намека на возможность повторения сценария 2020 года. И в Белоруссии понимают, что призывы к перемирию не имеют смысла, т.к. это будет повторения «Минска». И уже не раздаются в Белоруссии заявления (многовекторные) о том, что хорошо бы стать мостом между Россией и Западом.