НАТО динамика эволюции |
Хронология основных событий
|
5 марта 1946 г. Выступление У.Черчилля в г.Фултон (США). Из фултоновской речи: "Мир сейчас разделен на капиталистический и коммунистический блоки. Для того чтобы предотвратить экспансию коммунистического блока, говорящие на английском языке народы (своего рода современная господствующая раса) должны рано или поздно организовать союз. Они должны немедленно заключить военное соглашение и координировать усилия в военной области. Они должны повести христианскую цивилизацию в антикоммунистический крестовый поход". Фултоновская речь У.Черчилля положила начало "холодной войне". 12 марта 1947 г. Послание президента Г.Трумэна конгрессу США. Из послания: "Свободные народы мира обращаются к нам за поддержкой для сохранения своих свобод. Если мы будем колебаться в нашем лидерстве, то можем поставить под угрозу мир во всем мире и, конечно, поставим под угрозу благополучие нашей собственной нации". В послании содержались положения, положенные в основу "доктрины Трумэна". Одновременно с "доктриной Трумэна" правительство США приняло доктрину "сдерживания коммунизма". 5 июня 1947 г. Выступление госсекретаря США Дж.Маршалла в Гарвардском университете, которое явилось экономическим развитием "доктрины Трумэна" под названием "план Маршалла". Основной целью плана Маршалла было восстановление экономики европейских стран с участием США таким образом, чтобы "возникли политические и социальные условия, в которых могут существовать свободные институты". Правительства стран Западной Европы видели в "плане Маршалла" единственную возможность удержать свои господствующие позиции, хотя и ценой серьезных уступок США. Англия и Франция пригласили СССР принять участие в совещании министров иностранных дел по "плану Маршалла", на котором летом 1947 г. были высказаны две точки зрения:
СССР, придерживаясь своей позиции, отказался от участия в "плане Маршалла". 17 марта 1948 г. В Брюсселе подписан пакт (Брюссельский пакт), оформивший создание Западного Союза (ЗС). Договор "об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне" подписали Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Важнейшее положение Брюссельского пакта предусматривало оказание помощи и содействия любому участнику соглашения всеми средствами, в том числе и военными, "если одна из высоких договаривающихся сторон подвергнется вооруженному нападению в Европе". Официальной целью пакта объявлялось предотвращение новой германской агрессии, но секретный меморандум № 7 Совета национальной безопасности США, принятый через две недели после создания ЗС, предусматривал "активную поддержку его развития и расширения как антикоммунистического союза государств". Октябрь 1948 г. Военным комитетом ЗС утверждена военная организация со штаб-квартирой в Фонтенбло (Франция). 18 марта 1949 г. Опубликован проект Североатлантического договора. В блок планировалось включить не только все страны, расположенные на северном побережье Атлантического океана, но и другие государства, вплоть до Ирана. Предполагалось также унифицировать армии и стандартизировать по американскому образцу вооружения этих стран. В период формирования блока США требовали, чтобы непременным условием его создания было предоставление Вашингтону широких возможностей для строительства военных, военно-воздушных и военно-морских баз на территориях стран-участниц блока. В работе по составлению договора участвовали пять стран ЗС, США и Канада. В договоре были определены основные структуры альянса, а также предусмотрена возможность учреждения различных дополнительных органов и тем самым заложена основа очень разветвленной военно-бюрократической системы Североатлантического блока. Время действия договора было установлено в 20 лет. Однако в связи с предусмотренным его автоматическим продлением можно считать, что срок не был ограничен. 4 апреля 1949 г. Министры иностранных дел 12 стран (США, Англии, Франции, Канады, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Италии, Норвегии, Дании, Исландии, Португалии)подписали в Вашингтоне Североатлантический договор. Август 1949 г. Вступление Североатлантического договора в силу. В феврале 1952 г. в НАТО вошли Турция и Греция, а в мае 1955 г. после вступления в силу Парижских соглашений (1954 г.) о создании на базе ЗС более широкого Западноевропейского союза (ЗЕС) с включением в него Западной Германии, членом блока стала ФРГ. В мае 1982 г. 16-м членом НАТО стала Испания. Специфический характер носит участие в НАТО Исландии. Она не несет расходов на содержание вооруженных сил блока, не участвует в обсуждении и решении военных вопросов, ее вклад - предоставление своей территории под военные базы НАТО. Декабрь 1949 г. Советом НАТО одобрена стратегическая концепция "щита и меча". Существо стратегии "щита и меча" заключалось в готовности НАТО вести глобальную атомную войну. Роль "щита" отводилась сухопутным войскам на Европейском театре войны, на которые при поддержке тактической авиации и ВМС возлагалось ведение операций до вступления в действие "меча" - стратегических бомбардировщиков США - носителей атомного оружия. Апрель 1950 г. Специальной исследовательской группой госдепартамента и министерства обороны США под руководством П.Нитце разработан документ "Цели Соединенных Штатов и программы в области национальной безопасности", из которого следует, что основная цель американской внешней политики - "ускорение разрушения советской системы". Это должно привести к "изменению поведения" СССР на мировой арене, а в более отдельной перспективе - "фундаментальному изменению характера этой системы". В документе утверждалось, что цели американской внешней политики могут быть достигнуты лишь в условиях "холодной войны", и выдвигалась комплексная программа наращивания превосходящей военной, политической и экономической мощи США и Запада в целом. В документе отношения с Советским Союзом рассматривались исключительно сквозь призму бесконечных кризисов и конфронтаций. 25 июня 1950 г. Вторжение северокорейских войск в Южную Корею. 19 июля 1950 г. Послание президента Г.Трумэна конгрессу США с обоснованием необходимости резкого увеличения военного бюджета США. 12-14 сентября 1950 г. На совещании министров иностранных дел США, Англии и Франции в Нью-Йорке достигнута договоренность о том, что Западная Германия должна внести свой вклад в оборону Западной Европы. 26 сентября 1950 г. Совет НАТО на встрече в Нью-Йорке одобрил стратегию "передовой обороны" ("передовых рубежей"). Стратегия развивала концепцию "щита и меча", исходила из необходимости увеличения мощи "щита" (обычных вооруженных сил) и переноса военных действий уже на самом раннем этапе войны как можно дальше на Восток. Сессия приняла решение о создании Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО в Европе под единым командованием. Декабрь 1950 г. На сессии Совета НАТО в Брюсселе США добились согласия своих союзников на вооружение Западной Германии и постепенное вовлечение ее в НАТО. Ноябрь 1951 г. Сессия Совета НАТО на основе анализа европейской ситуации обсудила стратегию альянса по укреплению его оборонных возможностей и дала директиву на развертывание ОВС НАТО в Европе, где были сконцентрированы главные силы военной группировки блока. В вооруженных силах стран НАТО преобладали средства массового уничтожения людей (ядерное, химическое оружие), а также те виды обычного оружия, которые наиболее эффективно могли быть использованы для ведения наступательных действий (вакуумные бомбы, кассетные боеприпасы). Февраль 1952 г. На встрече в Лиссабоне произведена оценка советской "военной угрозы", которая была принята министрами стран-членов НАТО как основа для разработки военной стратегии и структуры НАТО. Страны-члены альянса сосредоточили свое внимание на ядерных вооружениях, считая, что ядерное оружие обойдется дешевле системы обороны с обычным оружием, требующей более значительных финансовых и трудовых затрат. Ядерное оружие рассматривалось как средство "реального сдерживания". Установив ядерные системы вблизи границ социалистических стран, НАТО давала ясно понять, что любой конфликт с использованием обычных вооружений моментально вовлечет в действие ядерные силы НАТО. Май 1955 г. ФРГ стала 15-м членом НАТО. 14 мая 1955 г. Создана Организация Варшавского Договора (ОВД). В 1954 г. в Лондон, Париж и Вашингтон были направлены ноты Советского правительства, в которых Западу прелагалось рассмотреть вопрос о принятии Советского Союза в НАТО. Ответ гласил, что членами НАТО могут быть лишь единомышленники. Оценивая общую политику НАТО и ее стратегические концепции, СССР и страны народной демократии признали, что меры по обеспечению безопасности и обороны, основанные на двухсторонних договорах 1943-1949 гг., недостаточны и для повышения своей обороноспособности заключили Варшавский Договор, результатом которого было создание ОВД. Октябрь-ноябрь 1956 г. Запад, опираясь на внутренние силы и используя ошибки руководства Венгерской Народной Республики, организовал мятеж для свержения строя, провозглашенного 31 января 1946 г. Советские войска, находившиеся в Венгрии в соответствии с Варшавским Договором, помогли сохранить народно-демократический строй. Это было первое после Второй мировой войны крупное столкновение двух миров, двух идеологий. 31 октября- 7 ноября 1956 г. Англо-франко-израильское вторжение на территорию Египта (Суэцкий кризис) привело к обострению внутренних противоречий в НАТО. Партнеры Англии и Франции по Североатлантическому блоку воздержались от прямой поддержки, а администрация Д.Эйзенхауэра в ноябре 1956 г. выступила против них, недовольная тем, что Лондон и Париж решились на самостоятельные действия. Декабрь 1956 г. На сессии Совета НАТО в Париже принято решение, в котором предлагалось странам-участницам НАТО информировать Совет НАТО о намечаемых ими акциях во внешней политике и проводить в рамках блока политические консультации с тем, чтобы при осуществлении внешнеполитического курса странами-участницами НАТО были бы "приняты во внимание интересы и точка зрения других правительств, особенно тех, которых это больше всего касается". Март 1957 г. НАТО приняла доктрину "массированного возмездия" (документ МС 14/2). Главным требованием Доктрины было незамедлительное и тотальное применение ядерного оружия в случае возникновения любого вооруженного конфликта, за исключением лишь незначительных пограничных инцидентов. Основные объекты атомных ударов - вооруженные силы и крупные населенные пункты противника. Совет НАТО предоставил командованию блока полномочия на применение ядерного оружия независимо от средств ведения боевых действий противником, что было чревато угрозой перерастания любого вооруженного конфликта в Европе в ядерное столкновение держав, обладающих стратегическим ядерным оружием. 2-3 мая 1957 г. На сессии Совета НАТО в Бонне объявлено о решении США предоставить союзникам по НАТО атомное оружие. Страны, согласившиеся разместить на своих территориях американское атомное оружие, получали средства его доставки (атомную артиллерию, ракеты различных типов, самолеты), но атомные боеголовки остались под контролем американского командования. 19 декабря 1957 г. В коммюнике сессии Совета НАТО в Париже отмечено: "НАТО решила создать запасы ядерных боевых снарядов, которые могут быть использованы в любой момент… Совет также решил отдать в распоряжение Верховного главнокомандующего вооруженными силами союзников в Европе баллистические снаряды средней дальности действия". Декабрь 1957 г. В НАТО возникли разногласия из-за предложенных США планов по размещению на территориях европейских союзников ракетно-ядерных баз. Норвегия и Дания категорически это отвергли. Используя преимущество в производстве ядерного оружия, руководство стран НАТО приняли в рамках доктрины "массированного возмездия" курс "балансирования на грани войны". Госсекретарь США Дж. Ф. Даллес так охарактеризовал его: "Способность подойти к грани войны, но не оказаться вовлеченным в нее является необходимым искусством. Если вы попытаетесь обходиться без него, если вы побоитесь проводить такую политику, то вы пропали". 17 апреля 1961 г. В районе Плайя-Хирон Куба подверглась нападению кубинских эмигрантов под прикрытием американских военных кораблей и авиации. Кубинские войска и народная милиция разбили нападавших. 13 августа 1961 г. Народная палата и правительство Германской Демократической Республики в соответствии с обращением правительств государств-участников Варшавского Договора приняли постановление, согласно которому на границе ГДР с Западным Берлином был установлен такой режим, который существует на границах каждого суверенного государства. Май 1962 г. На встрече министров НАТО в Афинах было предложено заменить существующую доктрину "массированного возмездия" на стратегию "гибкого реагирования". Октябрь 1962 г. Летом 1962 г. в США развернулась широкая антикубинская компания и возникла реальная угроза новой военной интервенции против Кубы. Для защиты Кубы Советский Союз предоставил ей вооружение, предназначенное для оборонительных целей, а также разместил на ее территории ракеты средней дальности. В ответ - 22 октября 1962 г. президент США Д.Ф.Kеннеди отдал приказ ВМС об установлении морской блокады Кубы. 21 ноября после переговоров между СССР и США морская блокада Кубы была снята, а СССР вывез с острова свои ракеты. 10 марта 1966 г. Президент Франции Ш. де Голль объявил о выходе Франции из военной организации союза. Это решение он объяснил так: "В связи с принятием в Вашингтоне декларации о принципах, известной под именем Атлантического союза, и учреждением организации Североатлантического пакта наша оборонная, а следовательно, и внешняя политика растворилась в системе, управляемой извне, тогда как американский генералиссимус с его штаб-квартирой вблизи Версаля осуществлял бы над Старым Светом военное руководство Нового Света". Подобное положение вещей Ш. де Голль счел неприемлемым для Франции, так как это создавало опасность втягивания Франции в чуждые ее интересам военные конфликты. Французское правительство вывело свои вооруженные силы из-под командования НАТО. Штаб-квартира НАТО была перенесена из Фонтенбло (Франция) в Брюссель. 1967 г. НАТО приняла стратегию "гибкого реагирования", которая предполагала поддерживать силы, достаточные для оказания противодействия на любом избранном противником уровне. Если прямое столкновение не приведет к успеху, Стратегия предусматривала соответствующую эскалацию военных действий, включая применение первыми ядерного оружия с тем, чтобы поставить противника перед уровнем потерь и риска, непропорциональным его первоначальным целям. Стратегия "гибкого реагирования" всегда подчеркивала необходимость специальных усилий по контролю над масштабами и интенсивностью боевых действий. Декабрь 1967 г. На сессии Совета НАТО одобрен доклад министра иностранных дел Бельгии Пьера Армеля "Военные и политические параметры Атлантического союза", известный как "доклад Армеля". В нем сформулирована политическая стратегия, получившая название доктрины "двух опор" - силы и разрядки, которая была призвана адаптировать НАТО к условиям разрядки, но сохранить возможность продолжать, и даже наращивать гонку вооружений, а переговоры с социалистическими странами вести с "позиции силы". 24-25 июня 1968 г. Сессия Совета НАТО в Рейкьявике формально высказалась в пользу нормализации обстановки на континенте и одновременно призвала к сохранению военного потенциала НАТО. Август 1968 г. Чехословацкая Социалистическая Республика оказалась на грани гражданской войны. Советское правительство и правительства НРБ, ВНР, ГДР, ПНР в соответствии с Варшавским Договором приняли решение о вводе своих войск на территорию страны. Эта акция воспрепятствовала изменению конституционного строя в стране. Апрель 1969 г. На сессии Совета НАТО в Вашингтоне члены блока предложили "изучить" вместе с СССР и другими социалистическими странами вопросы, по которым можно было бы вести переговоры, однако сами не выдвинули каких-либо конкретных предложений. Начало 1970 г. США предложили странам НАТО осуществить полный пересмотр стратегии блока и произвести переоценку военных аспектов ситуации в Европе, а также возможных направлений ее развития в предстоящие 10 лет. Добиваясь наращивания неядерного потенциала союзников, США указывали на необходимость ликвидировать существовавшее, по их мнению, нарушение баланса обычных сил НАТО и ОВД. Начало 70-х годов Провозглашение США военно-политической стратегии "реалистического сдерживания". Стратегия была ориентирована на обеспечение военного превосходства США над СССР, включая ядерное, и в целом - на максимальное наращивание военного потенциала как основы международной политики. Как полагали американские специалисты, использование союзнических вооруженных сил в случае военного столкновения в Европе должно максимально ограничить возможность непосредственного вовлечения США в конфликт, чреватый эскалацией в ядерный, а также предотвратить или, по крайней мере, максимально отдалить обмен ядерными ударами между СССР и США, который в принципе признавался нереальным. 2-4 декабря 1970 г. Сессия НАТО в Брюсселе приняла план наращивания военного потенциала стран-участниц НАТО (план АД-70). В плане утверждалось, что положение в области обычных сил "менее благоприятно в связи с определенными несоответствиями между возможностями НАТО и Варшавского Договора" … и следует "обратить пристальное внимание на преимущественное развитие обычных сил Североатлантического блока в 70-е годы". США не определили четко свои взгляды на роль тактического ядерного оружия, за более активную ставку на которое выступали союзники по НАТО, для которых ядерное оружие всегда было средством "сдерживания", то есть политического давления на СССР. 1971 г. На лиссабонской и брюссельской сессиях Совета НАТО США стремились добиться еще большего укрепления военного потенциала блока. Они прибегли к тактике запугивания западноевропейских партнеров "растущей угрозой" со стороны государств-членов Варшавского договора. Элементом запугивания служили и периодические намеки на возможность отказа США от своих обязательств в отношении Западной Европы, в частности, от присутствия там американских вооруженных сил. Начало 1974 г. Министр обороны США Дж. Шлессинджер выдвинул концепцию "ограниченной стратегической ядерной войны" (доктрина Шлессинджера). Июнь 1974 г. В Оттаве США предложили проект новой Атлантической хартии, направленный на урегулирование вновь возникших разногласий о роли НАТО. США настаивали на включении в текст будущего американо-западноевропейского соглашения положений, которые бы подтверждали необходимость взаимодействия стран НАТО и за пределами занимаемой ими территории, но общий подход Западной Европы к НАТО как к "региональному союзу" сохранился. Середина 70-х годов Принята Декларация об атлантических отношениях, в которой вновь подтверждена важность партнерства между европейскими и североамериканскими странами в рамках Североатлантического союза. Весна-осень 1977 г. Сессии руководства НАТО по вопросу размещения в Западной Европе нейтронного оружия. Из-за сопротивления западноевропейских союзников не было принято никаких решений о развертывании нейтронного оружия. Апрель 1978 г. Администрация Дж.Картера отложила на неопределенное время решение вопроса о размещении нейтронного оружия в Европе, не отказавшись от планов его производства. 12 декабря 1979 г. Специальная сессия Совета НАТО в Брюсселе приняла так называемое "двойное решение" о модернизации ядерных сил на театре, включая размещение в Европе американских крылатых ракет и ракет "Першинг-2", а также о параллельных переговорах по контролю над вооружениями, чтобы избежать размещения такого оружия. Конец 70-х годов Принятие директивы "о применении тактического ядерного оружия". На взаимоотношениях западноевропейских стран-участниц НАТО и США все больше сказывался так называемый "кризис доверия". Руководство государств Западной Европы, входящих в НАТО, постоянно рассчитывали на военный потенциал США при проведении своего курса в отношении СССР и его союзников. Английское и западногерманское министерства обороны совместно разработали "новые планы атомной стратегии", имеющие целью укрепить "политику устрашения". Сущность этих планов сводилась к тому, чтобы НАТО, если на европейской территории возникнет локальный военный конфликт, могла бы уже в его начальной стадии прибегнуть к атомному оружию, производя так называемые "селективные выстрелы". На практике это означало ставку на то, что, если произойдет эскалация конфликта, США в конечном итоге пустят в ход свои стратегические ядерные силы. Речь шла о повышении роли западноевропейских стран-участниц НАТО как "спускового крючка", который мог бы вовлечь в действие весь ядерный потенциал США. Начало 1981 г. В США принята стратегия "прямого противоборства", которая предусматривала резкое возрастание военного потенциала США и использование его для защиты американских "жизненных интересов" в различных регионах мира, включая захват источников стратегического сырья и энергетических ресурсов. В новой стратегии основная ставка, как и в стратегии "реалистического сдерживания", делалась на подготовку к ядерной войне и многовариантное использование в ней стратегических наступательных сил США - от так называемых "ограниченных" ядерных ударов до массированного применения их по всему комплексу целей на территории СССР и других государств социалистического содружества. В это же время на вооружение американской армии была принята концепция "Эйрлэнд бэттл" ("воздушно-наземная операция"), предусматривающая готовность США к проведению широких воздушно-наземных наступательных операций во всех "ключевых районах" земного шара для защиты "жизненно важных" интересов США. В течение двух лет Пентагон прикладывал усилия, чтобы эту концепцию приняли страны Североатлантического блока. Август 1981 г. Администрация Р.Рейгана санкционировала полномасштабное производство нейтронного оружия, надеясь в перспективе добиться его размещения в Западной Европе. Решение о производстве оружия, снижающего "ядерный порог", было непосредственно связано с провозглашенными американской администрацией планами ведения "ограниченной ядерной войны в Европе". Август 1981 г. Заседание специальной консультативной группы НАТО. В Вашингтоне считали, что "независимую западноевропейскую оборону", представленную вооруженными силами Франции, Англии и ФРГ и подчиненную, в конечном счете, штаб-квартире НАТО, можно было бы более активно использовать в интересах Америки. Укрепление "европейского крыла" НАТО давало возможность Соединенным Штатам свободно действовать за географическими рамками "зоны ответственности" блока. Западногерманское руководство рассматривало укрепление военного союза между Францией, Англией и ФРГ как возможность упрочить свои позиции в НАТО, добиться пересмотра итогов Второй мировой войны. 1981 г. Принята стратегическая концепция "географической эскалации", по которой начавшиеся на каком-либо театре военные действия не могут ограничиваться только этим районом, а должны создаваться возможности для пространственного расширения войны и распространения ее на районы, где интересам Советского Союза может быть нанесен существенный ущерб. Для осуществления этой концепции в США в 1980 г. был создан специальный высокомобильный контингент вооруженных сил - Силы быстрого развертывания, которым в январе 1983 г. был придан статус объединенного центрального командования (СЕНТКОМ). Май 1982 г. На сессии НАТО, посвященной вопросам укрепления обычных вооруженных сил, активным сторонником идеи модернизации обычных вооружений и рационализации тактических ядерных сил выступил главнокомандующий войсками НАТО в Европе генерал Б.Роджерс. К концу 1982 г. расплывчатая концепция "интегрированной обороны" начала конкретизироваться в "плане Роджерса" (натовский вариант американской концепции "Эйрленд бэттл"). План ориентировался на использование новейших видов обычного оружия для нанесения удара по второму эшелону противника с тем, чтобы серьезно подорвать его боевые возможности и создать благоприятные условия для наступления войск НАТО. Пентагону понадобилось около двух лет, чтобы план был одобрен Комитетом военного планирования НАТО (ноябрь 1984 г.). Июнь 1983 г. В коммюнике сессии Совета НАТО была выражена поддержка планов США, направленных на дальнейшее форсирование гонки вооружений и достижение военного превосходства над СССР и странами Варшавского Договора. Кроме того, было подтверждено, что развертывание в Западной Европе новых американских крылатых ракет наземного базирования и ракет "Першинг-2" начнется в конце 1983 г. в соответствии с графиком, принятым в 1979 г. 29-30 мая 1984 г. На юбилейной сессии НАТО в Вашингтоне США удалось в основном убедить союзников в обоснованности своих выводов об обстановке в мире и в необходимости принять планы по усилению военного потенциала. Страны НАТО подтвердили намерение "сохранять обычные и ядерные вооружения" для "сдерживания агрессии и защиты от нее". По признанию западных обозревателей, сессия "подтвердила возврат к доктрине 1967 г., согласно которой проблемы обороны ставятся впереди проблем диалога". В заключительном коммюнике сессии вопрос о дальнейшем развитии торговли стран Западной Европы с СССР был увязан с общим антисоветским курсом Запада. Было сказано, что "двусторонние экономические отношения" стран НАТО с "Советским Союзом и со странами Восточной Европы должны по-прежнему учитывать широкие интересы безопасности союзников". Ноябрь 1984 г. Комитет военного планирования НАТО одобрил "план Роджерса". Укладываясь в рамки стратегии "гибкого реагирования", новая концепция модернизировала ее, особенно в области подготовки и ведения военных действий с применением обычных средств, которые должны поражать группировки войск противника на всю глубину их расположения еще до того, как они выдвинутся к линии фронта. Речь шла о создании в странах НАТО оружия на базе новейших технологий: самонаводящихся ракет и высокоточных разведывательно-ударных комплексов большой разрушительной силы. "План Роджерса" предусматривал "упредительный характер акций". Это означало усиление наступательных тенденций в стратегии НАТО, поскольку концепция применения ядерного оружия первыми не только сохранялась, но и дополнялась концепцией "упредительных глубоких неядерных ударов" по стратегически важным целям в глубине территорий стран Варшавского Договора, в том числе по ядерным средствам СССР, которые, по оценке натовских военных, могут вести борьбу с потенциалом первого удара НАТО. Устанавливая связи и взаимодействие между обычными и ядерными силами, новая концепция требовала нанесения комбинированных ударов этими средствами по тем войскам стран Варшавского Договора, "которые еще не имеют контакта" с войсками НАТО. Декабрь 1984 г. В коммюнике сессии Совета НАТО указывалось на необходимость, наряду с размещением в Западной Европе американских ракет первого удара, дальнейшего наращивания блоком военного потенциала. Сессия выявила ряд серьезных разногласий между США и их западноевропейскими партнерами. Так, Греция и Дания заявили о своей оппозиции ядерной стратегии Вашингтона. Испания отказалась подписать совместное коммюнике. 29-30 мая 1989 г. По результатам встречи в Брюсселе стран-членов НАТО на высшем уровне опубликованы: Декларация по случаю сороковой годовщины Североатлантического союза, в которой устанавливались цели и политика союзников на пятое десятилетие их сотрудничества, и Всеобъемлющая концепция контроля над вооружениями и разоружения. 6 июля 1990 г. Главами государств и правительств стран НАТО в Лондоне принята декларация, где констатировалось:
Декларация содержала противоречивые оценки. Г.Киссинджер писал в "Вашингтон пост", что в Лондонском коммюнике просматривается опасность того, что тот мир, который этот документ предусматривает, будет безопасным лишь при условии перманентной слабости Советского Союза. Признана необходимость реформирования альянса. Основные положения реформирования следующие: 1. Страны Центральной и Восточной Европы считают существование НАТО одним из важнейших элементов новой европейской системы безопасности.
19-21 ноября 1990 г. Совещание в Париже глав государств и правительств 34 государств-участников СБСЕ, накануне его открытия - встреча руководителей 22 государств Варшавского Договора (ОВД) и НАТО. Принятая на совещание Парижская хартия СБСЕ для новой Европы констатировала окончание эры конфронтации и раскола Европы, а государства ОВД и НАТО заявили в совместной декларации, что "в новую эпоху, которая открывается в европейских отношениях, они больше не являются противниками, будут строить новые отношения партнерства и протягивают друг другу руку дружбы". По вопросу о курсе Запада в отношении "советской угрозы" расхождения в НАТО носили скорее тактический, нежели принципиальный характер. Дискуссии развертывались о том, какие средства наиболее эффективны для давления на СССР. В США склонялись к ставке на силовые методы. 31 марта 1991 г. Распущена военная организация ОВД. 7-8 ноября 1991 г. Принята Римская декларация о мире и кооперации (Стратегическая концепция-91), в основу которой положен вывод, что подготовка к отражению крупномасштабного нападения более не является центральной задачей альянса. Наиболее вероятной угрозой для безопасности стран НАТО являются межэтнические конфликты и территориальные споры. В соответствии с этим выводом НАТО отказалась от концепции "передовой обороны" и стратегии "гибкого реагирования". Главными задачами альянса стали урегулирование кризисных ситуаций, расширение диалога с не входящими в НАТО странами, совместное с ними решение возникающих проблем безопасности на основе сотрудничества. В соответствии с Концепцией-91 НАТО: 1. Перестроила свои силы и командные структуры с учетом опасностей, появившихся после окончания "холодной войны"; отошла от использования сил передового базирования, оснащенных тяжелым вооружением, и сократила арсенал ядерного оружия в Европе. Неядерные силы должны расширить гибкость и мобильность.
По мнению руководства США, союзники должны в большей мере взять на себя бремя обеспечения европейской безопасности. Март 1992 г. На совете Североатлантического сотрудничества (ССАС) в Брюсселе с участием стран СНГ и Восточной Европы впервые был поставлен вопрос о предоставлении войск НАТО в распоряжение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) для проведения миротворческих операций. Январь 1994 г. Одобрена концепция многонациональных оперативных сил, определившая возможность формирования коалиционных сил для проведения операций с участием стран НАТО, ЗЕС, а также государств, не являющихся членами данных союзов. 10-11 января 1994 г. В Брюсселе принята программа "Партнерство ради мира" (ПРМ). Задачи, решаемые в рамках ПРМ: 1. Расширение и развитие партнерами отношений сотрудничества с НАТО в военной области для планирования, подготовки и проведения учений, направленных на расширение потенциальных возможностей при выполнении миссий по поддержанию и проведению поисково-спасательных и гуманитарных операций.
Обе эти задачи тесно связаны с задачей обеспечения оперативной совместимости. ПРМ важно для процесса расширения НАТО. 10-11 января 1994 г. На саммите в Брюсселе официально одобрен курс на формирование в рамках НАТО "Европейской составляющей в области безопасности и обороны (ЕСОБ)" - European Security and Defence Identity (ESDI), что привело к изменению роли вооруженных сил Североатлантического союза и поставило перед ними дополнительную задачу по оказанию поддержки в виде сил и средств для возможных операций и учений под руководством Западноевропейского союза (ЗЕС). 22 июня 1994 г. На основании решения сессии Совета НАТО в Стамбуле между Россией и НАТО был подписан Рамочный документ ПРМ. 31 мая 1995 г. В Нордвейке (Нидерланды) Россия подписала Индивидуальную программу партнерства с НАТО и договоренность о механизме расширенного политического диалога с НАТО, выходящего за военно-политические рамки ПРМ. 3 июня 1996 г. На совещаниях в Берлине и Брюсселе министры иностранных дел и министры обороны стран НАТО приняли решение о том, что Европейская составляющая в области безопасности и обороны должна создаваться в рамках Североатлантического союза как существенная часть его внутренней адаптации. 27 мая 1997 г. В Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО, в котором зафиксированы принципы сотрудничества между Россией и НАТО, механизм регулярных консультаций и сотрудничества в рамках Совместного Постоянного Совета Россия - НАТО, собирающегося дважды в год на уровне министров и ежемесячно - на уровне послов; сформулированы области консультаций и сотрудничества. 29 мая 1997 г. На Совете НАТО в Синтре (Португалия) принято решение о дальнейшем пересмотре стратегической концепции альянса с учетом изменений, происшедших после 1991 г. Наиболее существенные изменения в политике и военной стратегии НАТО в 90-е годы заключаются в следующем: 1. Произошло изменение роли и характера кризисного планирования. 2. Одним из основных направлений военного планирования НАТО стала подготовка к проведению операций по поддержанию или установлению мира по решению Совета Безопасности ООН или ОБСЕ. Решение о возможности участия в таких операциях было принято НАТО в июне 1992 г. 3. Концепция многонациональных оперативных сил открыла возможность для проведения подобных операций с участием государств, не являющихся членами НАТО. Отработка практических аспектов такого взаимодействия должна проводиться в рамках программы "Партнерство ради мира". Июнь 1997 г. В результате проведения анализа военного планирования НАТО принят единый, последовательный и упрощенный процесс, который обеспечивает продолжение развития в НАТО сил и средств, необходимых для выполнения всего круга задач союза. Это включает в себя обеспечение поддержки операций, которые могут проводиться под руководством ЗЕС в рамках европейской составляющей в области безопасности и обороны. 8 июля 1997 г. На встрече на высшем уровне в Мадриде главы государств и правительств стран НАТО приветствовали меры, предпринятые в связи с созданием в рамках Североатлантического союза Европейской составляющей в области безопасности и обороны. Принято официальное решение о начале переговоров о присоединении к союзу Польши, Чехии и Венгрии (12 марта 1999 г. эти страны официально вступили в НАТО). 23 марта 1999 г. Начало бомбардировок Социалистической Республики Югославии. 23-25 апреля 1999 г. В Вашингтоне принята стратегическая концепция НАТО (Концепция-99) - это ответ альянса на изменившуюся ситуацию в Европе и мире в целом. Она формулирует военно-политические установки для деятельности союза в предстоящие годы, пытается сконструировать и некие особые международно-правовые параметры, так как положения Концепции-99 не только затрагивают Договор 1949 г., на котором основывается функционирование альянса (Вашингтонский договор), но и де-факто вносят в него коррективы, а также посягают на сложившийся международный правопорядок и его договорную основу, заложенную в Уставе ООН. Согласно Концепции-99 блок является организацией коллективной обороны. Концепция-99 определила на перспективу развитие военного потенциала блока. Основные направления - это проведение операций по поддержанию и принуждению к миру, а также расширение зоны ответственности блока за счет как постепенной подготовки и принятия в альянс новых членов, так и распространения зоны его ответственности на область своих "жизненно важных интересов". Порядок санкционирования действия сил блока в этих зонах остался за скобками принятых решений. 19 августа 1999 г. США и Россия подтвердили, что Договор по ПРО 1972 г. остается краеугольным камнем стратегической стабильности между этими странами. 18-19 ноября 1999 г. Саммит ОБСЕ в Стамбуле, на котором главы государств и правительств 54 страны подписали новую Хартию европейской безопасности и адаптированный Договор о вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). 15-16 декабря 1999 г. Министры иностранных дел стран НАТО на встрече в Брюсселе обсудили итоги и решения сессии Совета Европейского союза в Хельсинки, операции НАТО в Боснии и Герцеговине и Косово, отношения с Россией и ситуацию в Чечне. 16 февраля 2000 г. Визит генерального секретаря НАТО лорда Робертсона в Москву и публикация совместного заявления, подтверждающего намерения НАТО и России развивать диалог и сотрудничество. 24 мая 2000 г. Сессия Совета НАТО на уровне министров иностранных дел во Флоренции обсудила деятельность СФОР и КФОР в Югославии, выполнение "Инициативы об оборонном потенциале" и др. На заседании Совместного постоянного Совета Россия-НАТО был рассмотрен прогресс в сотрудничестве России и НАТО и одобрена рабочая программа Совета на 2000 г. 7 декабря 2000 г. Сессия Европейского союза на высшем уровне в Ницце, где были приняты меры по укреплению Европейской политики в области безопасности и обороны и согласованны порядок и условия консультаций между НАТО и ЕС. 14 декабря 2000 г. Министры обороны стран НАТО на встрече в Брюсселе рассмотрели национальные планы обороны на 2001-2005 гг. и приняли 5-летний план совершенствования безопасности. Были одобрены также новые министерские директивы, наметившие рамки военного планирования на период до 2008 г. 15 декабря 2000 г. Сессия Совета НАТО в Брюсселе на уровне министров иностранных дел, участие в которой принял новый государственный секретарь США Колин Пауэлл. 11 сентября 2001 г. Террористический акт в США (взрывы Торгового центра Нью-Йорке и Пентагона). 12 сентября 2001 г. Чрезвычайная сессия Совместного постоянного Совета Россия-НАТО выразила гневный протест по поводу террористических актов 11 сентября и призвала объединиться в борьбе с терроризмом. 3 октября 2001 г. Встреча В.Путина с генеральным секретарем НАТО в Брюсселе, на которой были обсуждены возможности укрепления сотрудничество между Россией и НАТО. 28 мая 2002 г. На саммите в Риме главы государств и правительств России и союзников по НАТО приняли совместную декларацию "Отношения Россия-НАТО: новое качество", получившую название Римской, и создали новый Совет Россия-НАТО с целью определения и реализации возможностей совместной деятельности в формате "20". 21-22 ноября 2002 г. Саммит НАТО в Праге. Главы государств и правительств стран НАТО приняли решения о приглашении в НАТО еще семи стран Европы и Балтии, по реформированию военного потенциала НАТО и созданию объединенных сил реагирования, а также совершенствованию командной структуры альянса и др. |
|