НАТО динамика эволюции
Приложения


Приложение 4


 Новая стратегическая концепция НАТО
(согласовано главами государств и правительств, участвующих
в сессии совета НАТО в Риме 7-8 ноября 1991 года)

        1. На своей встрече в Лондоне в июле 1990 года главы государств и правительств стран НАТО согласились с необходимостью трансформировать Атлантический союз с учетом новой, более многообещающей эры в Европе. Подтверждая те основополагающие принципы, на которых основывался Союз со времени своего зарождения, они признали, что события, имеющие место в Европе, будут оказывать далеко идущее воздействие на то, каким образом в будущем будут достигаться его цели. В частности, они приступили к пересмотру фундаментальной стратегии. Ставшая результатом этого новая Стратегическая концепция излагается ниже.

 ЧАСТЬ I
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

 Новая стратегическая обстановка

        2. С 1989 года в Центральной и Восточной Европе произошли глубокие политические изменения, которые радикально улучшили обстановку в плане безопасности, в которой Североатлантический союз стремится добиться своих целей. Бывшие сателлиты СССР полностью восстановили свой суверенитет. Советский Союз и его республики претерпевают радикальные изменения. Три балтийские республики восстановили свою независимость. Советские войска ушли из Венгрии и Чехословакии и к 1994 году должны завершить свой уход из Польши и Германии. Все те страны, которые раньше были противниками НАТО, демонтировали Варшавский Договор и отказались от идеологической враждебности по отношению к Западу. Они в разной степени поддержали и приступили к осуществлению политики, нацеленной на достижение плюралистической демократии, торжества закона, уважения прав человека и создания рыночной экономики. Таким образом, политический раскол Европы, который был источником военной конфронтации в период холодной войны, преодолен.

        3. На Западе также происходили важные перемены. Германия стала единой и остается одним из полноправных членов Союза и европейских институтов. Тот факт, что страны Европейского сообщества работают над реализацией цели создания политического союза, включая создание собственно европейской системы безопасности и укрепление роли ЗЕС, служит важным фактором европейской безопасности. Укрепление аспекта безопасности в процессе европейской интеграции и усиление роли и ответственности европейских членов Союза позитивны и взаимно укрепляют друг друга. Развитие собственно европейской системы безопасности и оборонительной роли, что нашло отражение в укреплении европейской опоры в рамках Союза, не только будет служить интересам европейских государств, но и укрепляет целостность и эффективность Союза в целом.

        4. Существенный прогресс в области контроля над вооружениями уже укрепил стабильность и безопасность путем снижения уровней вооружений и усиления военной предсказуемости и взаимного доверия (в том числе через Стокгольмское соглашение 1986 года по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению в Европе, Договор по РСМД 1987 года и соглашения и меры по укреплению доверия и безопасности в рамках СБСЕ 1990 года). Реализация Договора по СНВ 1991 года приведет к укреплению стабильности через существенные и сбалансированные сокращения в области стратегических ядерных вооружений. После сентябрьской 1991 года инициативы президента Буша будут предприниматься шаги по дальнейшим далеко идущим изменению и сокращению ядерных сил Соединенных Штатов и Советского Союза. Кроме того, важное значение имеет Договор об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе, подписанный на Парижской встрече в верхах в 1990 году; его реализация устранит численное отставание Союза в ключевых системах обычных вооружений и предусматривает эффективные процедуры проверки. Все эти события также приведут к беспрецедентной степени военной предсказуемости в Европе, тем самым усиливая общую предсказуемость и взаимное доверие. Такая предсказуемость будет укреплена еще больше путем введения режима "открытого неба". Налицо благоприятные перспективы для дальнейшего продвижения вперед в контроле над вооружениями в сфере обычных и ядерных сил и для достижения глобального запрета на химическое оружие, как и ограничения дестабилизирующего экспорта вооружений и распространения определенных технологий создания вооружений.

        5. Процесс СБСЕ, начавшийся в Хельсинки в 1985 году, уже внес существенный вклад в преодоление раскола Европы. В результате Парижской встречи в верхах теперь он включает в себя новые институционные механизмы и предусматривает договорные рамки для консультаций и сотрудничества, что может играть конструктивную роль в дополнение к роли НАТО и процессу европейской интеграции в деле сохранения мира.

        6. Происшедшие в Европе исторические изменения, которые привели к выполнению целого ряда целей, поставленных в Докладе Армеля, значительно укрепили общую безопасность союзников. Монолитная, массированная и потенциально непосредственная угроза, которая вызывала главную озабоченность Союза в течение его первых 40 лет существования, исчезла. В то же время значительная неопределенность в отношении будущего и риска для безопасности Союза остается.

        7. Новая Стратегическая концепция строится на учете такой обстановки в плане безопасности, в которой произошли вышеупомянутые позитивные перемены. В частности, она исходит как из перспективы завершения запланированного вывода советских вооруженных сил из Центральной и Восточной Европы, так и из полного выполнения всеми сторонами Договора об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе 1990 года. Поэтому ход реализации Стратегической концепции будет анализироваться в свете развития обстановки в плане безопасности и, в частности, в свете прогресса в деле выполнения этих предпосылок. В необходимых масштабах будет осуществляться дальнейшая адаптация.

 Задачи и риск в сфере безопасности

        8. Задачи и риск в сфере безопасности, с которыми имеет дело НАТО, отличаются по своей природе от тех, какими они были в прошлом. Угроза одновременного полномасштабного нападения на всех европейских фронтах НАТО фактически устранена и соответственно больше не остается в центре внимания стратегии союзников. Риск неожиданного нападения существенно уменьшился, особенно в Центральной Европе, и соответственно увеличилось минимальное время для заблаговременной подготовки союзников.

        9. В отличие от главной угрозы прошлого остающийся риск для безопасности союзников многогранен по природе и имеет многие направления, что осложняет его прогнозирование и оценку. НАТО должна быть в состоянии отреагировать на такой риск, чтобы стабильность в Европе и безопасность членов Союза была сохранена. Этот риск может возникнуть различными путями.

        10. Менее вероятно, что риск для безопасности союзников станет результатом сознательной агрессии против территории союзников, скорее он станет результатом неблагоприятных последствий той нестабильности, которая может возникнуть из-за серьезных экономических, социальных и политических трудностей, включая межнациональные конфликты и территориальные споры, с чем уже столкнулись многие страны в Центральной и Восточной Европе. Напряженность, которая может возникнуть, если она останется ограниченной, не должна напрямую угрожать безопасности и территориальной целостности членов Союза. Тем не менее она может привести к кризисам, неблагоприятным для европейской стабильности, и даже к вооруженным конфликтам, которые могут затронуть другие страны или перекинуться на страны НАТО, оказывая прямое воздействие на безопасность Союза.

        11. В конкретном случае Советского Союза тот риск и неопределенность, которые сопровождают процесс перемен, не могут рассматриваться в отрыве от того факта, что его обычные силы значительно больше, чем силы любого другого европейского государства, а его большой ядерный арсенал сравним лишь с арсеналом Соединенных Штатов. Для того чтобы стабильность и безопасность в Европе были сохранены, необходимо принимать во внимание эти возможности.

        12. Союзники также желают поддерживать мирные, свободные от соперничества отношения с государствами Южного Средиземноморья и Ближнего Востока. Стабильность и мир в государствах на южной периферии Европы важны для безопасности Союза, что доказала война в Персидском заливе 1991 года. Это тем более справедливо, учитывая наращивание военной мощи и распространение военных технологий в этом районе, включая оружие массового уничтожения и баллистические ракеты, способные достигать территории некоторых стран-членов Союза.

        13. Любое вооруженное нападение на территории союзников - нападение с любого направления - подпадало бы под Статьи 5 и 6 Вашингтонского договора. Однако безопасность Союза должна также учитывать и глобальный контекст. На интересы Союза в плане безопасности могут оказать воздействие другие источники риска более широкого характера, включая распространение оружия массового уничтожения, срыв поставок жизненно важных ресурсов, а также террористические акты и диверсии. В рамках Союза существуют механизмы проведения консультаций между союзниками согласно Статье 4 Вашингтонского договора и (там, где это уместно) координации их усилий, включая их ответы на такие источники опасности.

        14. С точки зрения стратегии Союза эти источники опасности должны рассматриваться по-разному. Даже в условиях, свободных от соперничества, и в обстановке сотрудничества советские военные возможности и потенциал наращивания, включая его ядерное изменение, по-прежнему представляют собой наиболее значительный фактор, который приходится учитывать Союзу в интересах сохранения стратегического равновесия в Европе. Тем не менее окончание конфронтации между Востоком и Западом значительно уменьшило риск возникновения крупного конфликта в Европе. В то же время существует большой риск возникновения иных кризисов, которые могли высоко развиться и потребуют быстрого реагирования, однако они скорее будут иметь меньшие масштабы.

        15. Из этого анализа стратегического контекста может быть сделано два вывода. Во-первых, новая обстановка не меняет цели или функции Союза в плане безопасности, а скорее подчеркивает их неизменную обоснованность. Во-вторых, с другой стороны, изменение обстановки порождает новые благоприятные возможности, позволяющие Союзу вырабатывать свою стратегию в рамках широкого подхода к безопасности.

 ЧАСТЬ II
ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СОЮЗА В ПЛАНЕ БЕЗОПАСНОСТИ

 Цель Союза

        16. Основная цель НАТО, изложенная в Вашингтонском договоре и подтвержденная в Лондонской декларации, заключается в защите свободы и безопасности всех ее членов политическими и военными средствами согласно принципам Устава ООН. Основывающийся на общих ценностях демократии, прав человека и торжества закона Союз со времени своего зарождения добивается создания справедливого и прочного мирного порядка в Европе. Эта цель Союза остается неизменной.

 Характер Союза

        17. НАТО олицетворяет трансатлантическую связь, посредством которой безопасность Северной Америки на постоянной основе сопряжена с безопасностью Европы. Это практическое проявление эффективных коллективных усилий ее членов в поддержку их общих интересов.

        18. Фундаментальный функциональный принцип Союза заключается в общей приверженности и взаимном сотрудничестве между суверенными государствами в поддержку неделимости безопасности для всех его членов. Солидарность в рамках Союза, учитывая сущность и результаты повседневной работы НАТО как в политической, так и военной сферах, гарантирует, что ни один отдельно взятый союзник не будет вынужден полагаться лишь на собственные национальные усилия, имея дело с серьезными вызовами в плане безопасности. Не лишая государства-участники их права и обязанности брать на себя свою суверенную ответственность в области обороны, Союз позволяет им через коллективные усилия укреплять свои возможности для реализации своих основных целей в сфере национальной безопасности.

        19. Являющееся результатом этого чувство равной безопасности членов Союза, вне зависимости от различий в их условиях или в их национальных военных возможностях, вносит вклад в общую стабильность в Европе и соответственно в создание условий, способствующих активизации сотрудничества как между членами Союза, так и с другими странами. Именно на этой основе члены Союза вместе с другими государствами в состоянии добиваться развития структур сотрудничества в сфере безопасности Европы, единой и свободной.

 Фундаментальные задачи Союза

        20. Средства, которыми Союз проводит свою политику в области безопасности ради сохранения мира, будут и впредь включать в себя сохранение военных возможностей, достаточных для предотвращения войны и обеспечения эффективной обороны; общие возможности успешно справляться с кризисами, влияющими на безопасность его членов; и стремление к политическим усилиям в интересах диалога с другими странами и активный поиск путей сотрудничества в сфере европейской безопасности, в том числе в области контроля над вооружениями и разоружения.

        21. Для осуществления своей основной цели Союз выполняет следующие основные задачи в плане безопасности:

            I. Обеспечивает одну из необходимых основ стабильной обстановки в Европе в сфере безопасности, базирующуюся на развитии демократических институтов и приверженности мирному урегулированию споров, согласно которой ни одна страна не сможет запугивать или принуждать любое европейское государство или навязывать гегемонию посредством угрозы силой или применения силы.
            II. В соответствии со статьей 4 Североатлантического договора выступает в качестве трансатлантического форума для консультаций союзников по любым вопросам, затрагивающим их жизненные интересы, включая возможные события, создающие риск для безопасности членов, а также для соответствующей координации их усилий в областях, представляющих общий интерес.
            III. Сдерживает и защищает от любой угрозы агрессии против территории любого государства-участника НАТО.
            IV. Сохраняет стратегическое равновесие в Европе.

        22. Другие европейские институты, такие, как ЕС, ЗЕС и СБСЕ, согласно своим соответствующим обязанностям и целям также играют в этих областях свою роль. Создание собственной европейской системы безопасности и обороны подчеркнет готовность европейцев взять на себя большую долю ответственности за свою безопасность и будет способствовать укреплению трансатлантической солидарности. Однако численность ее членов и масштабы ее возможностей позволяют НАТО занимать особое положение, связанное с тем, что она может выполнять все четыре ключевые функции в плане безопасности. НАТО является важным форумом для консультаций между союзниками и форумом для согласования политики, касающейся обязательств ее членов по Вашингтонскому договору в отношении безопасности и обороны.

        23. Давая определение ключевым функциям Союза с точки зрения вышесказанного, государства-участники подтверждают, что сфера деятельности Союза, как и их права и обязанности, закрепленные Вашингтонским договором, остаются неизменными.

 ЧАСТЬ III
ШИРОКИЙ ПОДХОД К БЕЗОПАСНОСТИ

 Защита мира в новой Европе

        24. Союз всегда стремился к достижению своих целей в деле защиты безопасности и территориальной целостности своих членов и создания справедливого и прочного мирного порядка в Европе как через политические, так и через военные средства. Этот всеобъемлющий подход остается основой политики Союза в области безопасности.

        25. Однако новым является то, что ввиду радикальных изменений в ситуации в сфере безопасности возможностей достижения целей Союза через политические средства стало больше, чем когда-либо прежде. Теперь стало возможным сделать все выводы из того факта, что у безопасности и стабильности имеются политические, экономические, социальные и природоохранные элементы, как и обязательное оборонительное измерение. Решение многообразных задач, с которыми столкнулся Союз, требует широкого подхода к проблеме безопасности. Это нашло отражение в трех взаимно укрепляющих друг друга элементах политики союзников в области безопасности: диалог, сотрудничество и сохранение коллективных оборонительных возможностей.

        26. Активное стремление Союза к диалогу и сотрудничеству, подкрепленное его приверженностью сохранению эффективного коллективного оборонительного потенциала, имеет целью уменьшить риски конфликта, проистекающего из недоразумения или умысла; укрепить взаимопонимание и взаимное доверие между всеми европейскими государствами; способствовать преодолению кризисов, затрагивающих безопасность союзников; и расширять возможности для подлинного партнерства между всеми европейскими государствами в преодолении общих проблем в сфере безопасности.

        27. В этой связи политика Союза в области контроля над вооружениями и разоружения способствует как диалогу, так и сотрудничеству с другими странами и соответственно будет и впредь играть важную роль в достижении целей Союза в сфере безопасности. Посредством контроля над вооружениями и разоружения союзники стремятся к укреплению безопасности и стабильности на возможно более низком уровне сил в соответствии с потребностями обороны. Таким образом, Союз будет и впредь обеспечивать сохранение гармонии между оборонительными целями и задачами контроля над вооружениями и разоружения.

        28. Выполняя свои основные задачи и ключевые функции в сфере безопасности, Союз будет и впредь уважать законные интересы безопасности других и стремиться к мирному урегулированию споров, как это предусмотрено Уставом ООН. Союз будет поощрять мирные и дружеские международные отношения и поддерживать демократические институты. В этой связи он признает ценный вклад других организаций, таких, как Европейское сообщество и СБСЕ, и то, что роли этих институтов и Союза дополняют друг друга.

 Диалог

        29. Новая ситуация в Европе умножила возможности для ведения Союзом диалога с Советским Союзом и другими странами Центральной и Восточной Европы. Союз установил регулярные дипломатические и военные контакты с государствами Центральной и Восточной Европы, как это было предусмотрено Лондонской декларацией. Союз будет и впредь поощрять диалог через регулярные дипломатические контакты, включая более активный обмен мнениями и информацией по вопросам политики в области безопасности. Таким путем союзники на индивидуальной и коллективной основе будут стремиться к всестороннему использованию беспрецедентных возможностей, возникших благодаря росту свободы и демократии по всей Европе, и поощрять большее взаимопонимание соответствующих озабоченностей в плане безопасности в целях повышения предсказуемости в делах безопасности и, соответственно, укрепления стабильности. Военные в состоянии помочь преодолеть размежевания прошлого, не в последнюю очередь благодаря более активным военным контактам и большей военной предсказуемости. Стремление Союза к диалогу будет закладывать основу для большего сотрудничества повсюду в Европе и возможности урегулирования разногласий и конфликтов мирными средствами.

 Сотрудничество

        30. Союзники также привержены стремлению к сотрудничеству со всеми государствами Европы на основе принципов, закрепленных Парижской хартией для новой Европы. Они будут стремиться развивать более широкие и продуктивные структуры двустороннего и многостороннего сотрудничества во всех уместных областях европейской безопасности с целью, кроме всего прочего, предотвращать кризисы или - в случае их возникновения - гарантировать их эффективное преодоление. Такое партнерство между членами Союза и другими государствами при решении конкретных проблем будет одним из важных факторов в преодолении размежеваний прошлого на пути к одной Европе, единой и свободной. Эта политика сотрудничества является проявлением неделимости безопасности европейских государств. Она основывается на общем признании членами Союза того, что сохранение новых политических, экономических или социальных размежеваний на континенте может привести в будущем к нестабильности, и, соответственно, такие размежевания должны быть ослаблены.

 Коллективная оборона

        31. Таким образом, политический подход к безопасности будет приобретать все возрастающее значение. Тем не менее военное измерение сохраняет свою значимость. Сохранение адекватных военных возможностей и недвусмысленная готовность действовать коллективно в деле общей обороны по-прежнему имеют ключевое значение для целей Союза в сфере безопасности. Такие возможности наряду с политической солидарностью необходимы, чтобы предотвратить любые попытки принуждения или запугивания, а также гарантировать, что военная агрессия, направленная против Союза, никогда не сможет восприниматься как вариант действий, имеющий какой-нибудь шанс на успех. В равной степени необходимо, чтобы диалог и сотрудничество осуществлялись на основе доверия и достигали желаемых результатов.

 Преодоление кризисов и предотвращение конфликтов

        32. В новой политической и стратегической обстановке в Европе успех политики Союза по сохранению мира и предотвращению войны еще больше, чем в прошлом, зависит от эффективности превентивной дипломатии и успешного преодоления кризисов, затрагивающих безопасность его членов. Любая крупномасштабная агрессия в Европе стала гораздо менее вероятной, и ей будет предшествовать значительное время для заблаговременной подготовки. Размеры и многообразие других источников потенциальной опасности, с которыми может столкнуться Союз (хотя они и гораздо меньших масштабов), менее предсказуемы, чем прежде.

        33. В этих новых условиях появились дополнительные возможности для успешного урегулирования кризисов на раннем этапе. Успех политики Союза потребует согласованного подхода, определяемого политическими руководящими органами Союза, которые выбирают и координируют уместные меры по преодолению кризиса из широкого набора политических и иных мер, включая меры в военной области. Тесный контроль со стороны политических руководящих органов Союза будет применяться с самого начала и на всех этапах. В этой связи важное значение приобретают необходимые процедуры консультаций и принятия решений.

        34. Возможности для диалога и сотрудничества в рамках всей Европы должны быть полностью реализованы ради того, чтобы помочь разрядить кризисную ситуацию и не допустить конфликтов, поскольку безопасность союзников неразделимо связана с безопасностью всех других государств Европы. С этой целью союзники намерены поддерживать роль процесса СБСЕ и его институтов. Важную роль могут получить другие органы, включая Европейское сообщество, Западноевропейский союз и Организацию Объединенных Наций.

 ЧАСТЬ IV
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБОРОНЫ

 Принципы стратегии Союза

        35. Таким образом, многообразие задач, с которыми теперь имеет дело Союз требует широкого подхода к безопасности. Претерпевшая изменения политическая и стратегическая обстановка позволяет Союзу изменить целый ряд важных черт своей военной стратегии и выработать новые основные принципы, в то же время подтверждая проверенные временем основополагающие принципы. Исходя из этого, на Лондонской встрече в верхах было решено подготовить новую военную стратегию и пересмотренные основные направления деятельности вооруженных сил, учитывающие изменившиеся условия.

        36. Стратегия Союза будет и впредь отражать целый ряд основополагающих принципов. Цели Союза являются чисто оборонительными: ни одно из его вооружений никогда не будет использовано не в целях самообороны, и он не считает себя чьим-либо противником. Союзники намерены сохранять военную мощь, достаточную для того, чтобы убедить любого потенциального агрессора, что применение силы против территории одного из союзников будет встречено коллективными и эффективными действиями всех союзников и что риск, сопряженный с развязыванием конфликта, перевесит любые прогнозируемые выводы. Исходя из этого, силы союзников должны быть в состоянии защищать границы Союза, остановить продвижение агрессора на как можно более дальних рубежах, поддерживать или восстанавливать территориальную целостность государств-союзников и быстро завершать войну, заставив агрессора пересмотреть свое решение, прекратить наступление и отвести войска. Роль вооруженных сил Союза состоит в защите территориальной целостности и политической независимости государств-участников и во внесении тем самым вклада в дело мира и стабильности в Европе.

        37. Безопасность всех союзников неделима: нападение на одного из них является нападением на всех. Соответственно, солидарность и стратегическое единство Союза являются исключительно важными предварительными условиями для коллективной безопасности. Достижение целей Союза в решающей мере зависит от справедливого разделения ролей, риска и ответственности за общую оборону, как и вытекающих из этого выгод. Присутствие североамериканских обычных и американских ядерных сил в Европе по-прежнему имеет жизненное значение для безопасности Европы, которая неразрывно связана с безопасностью Северной Америки. По мере развития процесса создания собственно европейской системы безопасности и оборонительной роли, что находит отражение в укреплении европейской опоры внутри Союза, европейские члены Союза будут брать на себя большую степень ответственности за защиту Европы.

        38. Олицетворением коллективного характера обороны Союза служат практические механизмы, позволяющие союзникам пользоваться исключительно важными политическими, военными и ресурсными преимуществами коллективной обороны и не допускающие денационализации оборонительной политики, не лишая союзников их суверенитета. Эти механизмы основываются на интегрированной военной структуре, как и на соглашениях о сотрудничестве и координации. В число ключевых черт входит коллективное планирование сил; общее оперативное планирование; многонациональные формирования, расквартирование сил за пределами национальной территории там, где это уместно на взаимной основе; механизмы преодоления кризисов и переброски подкреплений; процедуры консультаций; общие стандарты и процедуры по оснащению, подготовке и материально-техническому обеспечению; совместные и объединенные учения и сотрудничество в сферах инфраструктуры, вооружений и материально-технического обеспечения.

        39. Для защиты мира и предотвращения войны или любого рода принуждения Союз намерен сохранять в обозримом будущем оправданное сочетание ядерных и обычных сил, базирующихся в Европе и до настоящего времени сохраняющихся там, где это необходимо, хотя и на существенно пониженном уровне. Оба элемента исключительно важны для безопасности Союза и не могут заменить друг друга. Обычные силы способствуют предотвращению войны, гарантируя, что никакой потенциальный агрессор не сможет надеяться на возможность быстрой или легкой победы или территориальных завоеваний обычными средствами. Принимая во внимание многообразие риска, с которым Союзу, возможно, придется иметь дело, он обязан сохранять силы, необходимые для обеспечения широкого многообразия ответных действий обычными средствами. Однако обычные силы Союза в одиночку не в состоянии гарантировать предотвращение войны. Ядерные вооружения вносят уникальный вклад, делая риск любой агрессии неисчислимым и неприемлемым. Поэтому они по-прежнему имеют большое значение для сохранения мира.

 Новые принципы дислокации сил Союза

        40. На Лондонской встрече в верхах заинтересованные союзники договорились там, где это уместно, отойти от концепции обороны на передовых рубежах к сокращенному присутствию на передовых рубежах, а также видоизменить принцип гибкого реагирования с учетом меньшей зависимости от ядерных вооружений. Изменения, проистекающие из новой стратегической обстановки, и изменившиеся источники опасности, с которыми теперь предстоит иметь дело Союзу, допускают существенное изменение задач вооруженных сил союзников и их дислокации.

 Назначение вооруженных сил Союза

        41. Основная роль вооруженных сил Союза - гарантировать безопасность и территориальную целостность государств-участников - остается неизменной. Однако эта роль должна принимать во внимание новую стратегическую обстановку, в которой отдельно взятая массированная и глобальная угроза сменилась многообразными и имеющими различную направленность источниками опасности. В период мира, кризиса и войны силам Союза предстоит выполнять разные функции.

        42. В условиях мира роль вооруженных сил союзников заключается в том, чтобы принимать меры предосторожности, нейтрализуя источники угрозы безопасности членов Союза; вносить вклад в дело сохранения стабильности и равновесия в Европе, а также гарантировать сохранение мира. Они могут вносить вклад в диалог и сотрудничество по всей Европе путем своего участия в деятельности по укреплению доверия, включая такого рода деятельность, которая повышает предсказуемость и улучшает общение, как и в проверке выполнения соглашений по контролю над вооружениями. Кроме того, союзники могут быть приглашены внести вклад в глобальную стабильность и мир путем выделения своих сил для миссий ООН.

        43. В случае возникновения кризисных ситуаций, которые могут привести к военной угрозе безопасности членов Союза, вооруженные силы Союза могут дополнять и подкреплять политические действия в рамках широкого подхода к безопасности, тем самым внося вклад в преодоление таких кризисов и в их мирное урегулирование. Это требует, чтобы эти силы обладали возможностями для взвешенных и своевременных ответов при таких обстоятельствах; возможностями сдерживать действия, направленные против любого из союзников, и в случае совершения агрессии - реагировать и отражать агрессию, как и восстанавливать территориальную целостность государств-участников.

        44. Хотя в новой обстановке в сфере безопасности всеобщая война в Европе стала крайне маловероятной, ее нельзя полностью исключить. Вооруженные силы Союза, чья основополагающая задача заключается в защите мира, обязаны обеспечивать исключительно важные гарантии на случай потенциальной угрозы на минимальном уровне, необходимом для предотвращения любого рода войны, и в случае осуществления агрессии - восстанавливать мир. Отсюда необходимость вышеперечисленных возможностей и соответствующего сочетания сил.

 Основные принципы дислокации сил Союза

        45. Для выполнения своих целей в сфере безопасности и стратегических принципов в новой обстановке организация сил союзников должна быть изменена для обеспечения потенциала, который может содействовать защите мира, преодолению кризисных ситуаций, влияющих на безопасность членов Союза, и предотвращению войны, одновременно с этим неизменно сохраняя средства, чтобы при необходимости защитить всю территорию союзников и восстановить мир. Дислокация сил союзников должна соответствовать принципам, фигурирующим в следующих параграфах.

        46. Численность, готовность, наличие и развертывание вооруженных сил Союза будут и впредь отражать его строго оборонительный характер и будут изменяться в соответствии с новой стратегической обстановкой, включая соглашения по контролю над вооружениями. В частности, это означает:


            а. что общая численность сил союзников, а во многих случаях и их боеготовность будут снижены;
            б. что в сохранении всеобъемлющего линейного оборонительного расположения войск в центральном регионе больше не будет необходимости. Географическое распределение сил в мирное время будет гарантировать достаточное военное присутствие по всей территории Союза, в том числе там, где это необходимо, развертывание соответствующих сил на передовых рубежах. При этом потребуется принимать во внимание региональные соображения и, в частности, геостратегические различия внутри Союза, включая более короткое время для заблаговременной подготовки в северном и южном регионах по сравнению с центральным регионом, а также относительную нестабильность и военные возможности в прилегающих зонах в южном регионе.

        47. Для того чтобы гарантировать на этом пониженном уровне выполнение силами союзников эффективной роли как в деле преодоления кризисов, так и в деле противодействия агрессии против любого из союзников, им потребуются дополнительная гибкость и мобильность и гарантированная возможность наращивания сил в случае необходимости. По этим причинам:


            а. имеющиеся в наличии силы будут включать - в ограниченной, но в военном плане значительной пропорции - сухопутные, военно-воздушные и военно-морские компоненты немедленного и быстрого реагирования, способные реагировать на широкое многообразие различных ситуаций, многие из которых непредсказуемы. Они будут отличаться достаточным качеством, количеством и готовностью сдерживать ограниченное нападение и в случае необходимости защищать территорию союзников от нападений, особенно осуществляемых без продолжительного времени с момента предупреждения.
            б. структура сил союзников будет такой, чтобы она допускала при необходимости наращивание их военных возможностей. Эти возможности наращивания путем переброски подкреплений, мобилизации резервов или сосредоточения сил в новых пунктах дислокации должны быть соразмерны потенциальным угрозам безопасности Союза, включая возможность - хотя и маловероятную, но такую, которую осмотрительность не позволяет полностью исключить, - крупного конфликта. Соответственно, важнейшее значение приобретут возможности своевременного направления подкреплений и пополнения запасов как в пределах Европы, так и из Северной Америки.
            в. будут разработаны соответствующие структуры сил и процедуры, включая и те, которые обеспечивают возможности наращивать, развертывать и сокращать силы быстро и выборочно, делающие возможным взвешенное, гибкое и своевременное реагирование в целях ослабить и разрядить напряженные ситуации. В мирное время эти механизмы должны регулярно проходить испытания.
            г. в случае использования сил, включая развертывание сил реагирования и других имеющихся в наличии подкреплений в качестве инструмента преодоления кризиса, политические руководящие органы Союза, как и прежде, будут осуществлять тесный контроль за их развертыванием на всех этапах. Существующие процедуры будут пересмотрены в свете новых задач и принципов дислокации сил Союза.

 Особенности обычных сил

        48. Исключительно важно, чтобы вооруженные силы союзников обладали надежными возможностями выполнять свои функции в условиях мира, кризиса и войны таким путем, чтобы это соответствовало новой обстановке в сфере безопасности. Это должно найти отражение в уровнях сил и боевой технике; боеготовности и возможности применения; подготовке и учениях; вариантах развертывания и применения и возможностях наращивания. Все это будет соответствующим образом перестроено. Обычные силы союзников в дополнение к силам немедленного и быстрого реагирования будут включать в себя основные оборонительные силы, которые будут составлять ядро сил, необходимых для обеспечения территориальной целостности Союза и беспрепятственного использования линий коммуникаций; приданные части и подразделения, которые будут использоваться для укрепления существующих сил в конкретном регионе. Главные оборонительные и приданные им силы будут включать в себя как действующие части, так и элементы мобилизационного потенциала.

        49. Сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы должны будут тесно сотрудничать, сочетать свои действия и помогать друг другу в операциях, нацеленных на выполнение согласованных задач. Эти силы будут включать в себя следующие компоненты:


            а. сухопутные силы, имеющие существенное значение для удержания и восстановления контроля над территорией. Большая часть этих сил обычно будет находиться в более низком состоянии боеготовности, и в общем и целом будет иметь место большая зависимость от мобилизации и резервов. Всем категориям сухопутных сил потребуется недвусмысленная боевая эффективность наряду с достаточно расширенными возможностями гибкого развертывания.
            б. военно-морские силы, которые ввиду присущих им мобильности, гибкости и удаленности действия вносят важный вклад в имеющиеся у Союза варианты реагирования на кризис. Их основные задачи - обеспечивать морской контроль в целях защиты линии морских коммуникаций союзников, поддерживать сухопутные и десантные операции, а также защищать развертывание сил ядерного сдерживания морского базирования.
            в. военно-воздушные силы, чьи возможности в плане выполнения своего назначения как в самостоятельных воздушных, так и в комбинированных операциях - в ответных воздушных действиях, в действиях по изоляции района боев с воздуха и в авиационной поддержке наступающих войск, - как и их возможности вносить вклад в операции по наблюдению, разведке и электронной войне, исключительно важны для общей эффективности вооруженных сил союзников. Их роль в плане оказания поддержки операциям на земле и на море потребует соответствующих возможностей воздушных перевозок на большие расстояния и дозаправки в воздухе.
            г. противовоздушные силы, включая современные системы воздушного командования и управления, необходимы для обеспечения надежной противовоздушной обстановки.

        50. Особое внимание следует уделить проблеме распространения баллистических ракет и оружия массового поражения в свете того потенциального риска, которым оно чревато. Решение этой проблемы потребует дополнительных подходов, включая, к примеру, контроль над экспортом и противоракетные оборонительные системы.

        51. Стратегия Союза не зависит от возможностей ведения военных действий с применением химического оружия. Союзники сохраняют приверженность возможно скорейшему достижению глобального, всеобъемлющего и поддающегося эффективной проверке запрета на все химические вооружения. Однако даже после практической реализации глобального запрета будет необходимо сохранять меры предосторожности чисто оборонительного характера.

        52. В новой обстановке в сфере безопасности и учитывая более низкие общие уровни сил в будущем, способность тесно сотрудничать, что будет содействовать повышению экономической рентабельности использования ресурсов Союза, будет особенно важна для выполнения задач, стоящих перед силами союзников. В этой связи будут иметь исключительно важное значение механизмы коллективной обороны Союза, в которых для тех, кто в этом заинтересован, интегрированная военная структура, включая многонациональные войска, будет играть ключевую роль. Интегрированные и многонациональные европейские структуры, которые будут разрабатываться в дальнейшем в контексте находящейся в стадии становления собственно европейской системы обороны, также будут играть в равной степени все более важную роль в деле расширения для союзников возможностей сотрудничать в деле общей обороны. Усилия союзников по достижению максимального сотрудничества будут основываться на вышеперечисленных общих основных принципах обороны. Будут разработаны практические механизмы, призванные гарантировать необходимую взаимную предсказуемость и дополняемость между собственно европейской системой обороны и безопасности и Союзом.

        53. Для того чтобы иметь возможность гибко реагировать на широкое разнообразие возможных непредвиденных ситуаций, союзникам потребуются эффективное наблюдение и разведка, гибкая система командования и управления, мобильность внутри регионов и между регионами, а также соответствующие материально-техническое возможности, включая транспортные средства. Материально-технических резервов должно быть достаточно для поддержания всех типов сил, чтобы эффективная оборона была возможна до тех пор, пока не станут возможным пополнение запасов. Возможности союзников в плане наращивания более многочисленных, достаточно хорошо оснащенных и подготовленных сил своевременно и до уровня, соответствующего любой угрозе безопасности Союза, также внесут исключительно важный вклад в дело преодоления кризисных ситуаций и обороны. Эти возможности будут включать в себя способность направлять подкрепления в любой район в пределах территории союзников туда, где возникла угроза, и создавать многонациональное присутствие там и тогда, где и когда это необходимо. Компоненты всех трех категорий сил смогут быть гибко задействованы в рамках как внутриевропейского, так и трансатлантического подкрепления. Надлежащее использование этих возможностей потребует контроля над необходимыми линиями коммуникаций, как и соответствующих механизмов тылового обеспечения и проведения учений. В этом контексте все большую важность будут приобретать гражданские ресурсы.

        54. Для союзников механизмы коллективной обороны будут все чаще основываться на многонациональных силах, дополняя национальные обязательства перед НАТО. Многонациональные силы демонстрируют решимость Союза поддерживать надежную коллективную оборону, укреплять сплоченность Союза; крепить трансатлантическое партнерство и усиливать европейскую опору. Многонациональные силы и, в частности, силы реагирования способствуют укреплению солидарности. Кроме того, они могут обеспечить способ развертывания большего числа готовых к выполнению поставленной задачи формирований, чем это возможно в отдельно взятой стране, способствуя этим более эффективному использованию скудных оборонительных ресурсов. Это может включать в себя высокоинтегрированный многонациональный подход к конкретным задачам и функциям.

 Особенности ядерных сил

        55. Основополагающая задача ядерных сил союзников является политической: сохранить мир и не допустить принуждения и любого рода войны. Они будут и впредь выполнять исключительно важную роль, гарантируя сомнения в умах любого агрессора относительно характера ответа союзников на военную агрессию. Они демонстрируют, что агрессия любого рода не является рациональным вариантом действий. Главным гарантом безопасности союзников являются стратегические ядерные силы Союза, особенно силы Соединенных Штатов; независимые ядерные силы Соединенного Королевства и Франции, которые играют собственную роль сдерживания, способствуют общему сдерживанию и укрепляют безопасность союзников.

        56. Надежная ядерная стратегия Союза и демонстрация солидарности и общей приверженности Союза предотвращению войны по-прежнему требуют широкого участия европейских союзников в планировании коллективной обороны в ядерных целях, в размещении на их территории в мирное время ядерных сил и в механизмах командования, управления и консультаций. Ядерные силы, базирующиеся в Европе и подчиняющиеся НАТО, обеспечивают исключительно важное политическое и военное звено между европейскими и североамериканскими членами Союза. Исходя из этого, союз намерен сохранять в Европе достаточные ядерные силы. Эти силы должны обладать необходимыми особенностями и соответствующей гибкостью и неуязвимостью, чтобы их воспринимали как надежный и эффективный элемент стратегии союзников по предотвращению войны. Они будут сохраняться на минимальном уровне, достаточном для поддержания мира и стабильности.

        57. Заинтересованные союзники считают, что благодаря радикальным изменениям ситуации в сфере безопасности, включая уровни обычных сил в Европе, сохраняемые в относительном равновесии, и увеличению времени для реагирования возможности НАТО разряжать кризисную ситуацию через дипломатические и другие средства или в случае необходимости развертывать успешную оборону обычными средствами существенно улучшатся. Соответственно, те условия, при которых может возникнуть необходимость рассмотрения ими возможности любого применения ядерных вооружений, стали еще более маловероятными. Поэтому они могут существенно сократить свои достратегические ядерные силы. Они намерены сохранять достаточные достратегические силы, базирующиеся в Европе, которые будут обеспечивать исключительно важную связь со стратегическими ядерными силами, укрепляя трансатлантические узы. Они будут состоять исключительно из воздушных средств двойного назначения, которые при необходимости могут быть дополнены системами морского базирования. Тем не менее достратегические ядерные вооружения не будут развернуты в обычных условиях на надводных кораблях и ударных подводных лодках. Нет никакой необходимости в ядерной артиллерии или в ядерных ракетах малой дальности наземного базирования, и они будут уничтожены.

 ЧАСТЬ V
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        58. Данная Стратегическая концепция подтверждает оборонительный характер Союза и решимость его членов защищать свою безопасность, суверенитет и территориальную целостность. Политика Союза в области безопасности основывается на диалоге, сотрудничестве и эффективной коллективной обороне как взаимно подкрепляющих друг друга инструментах сохранения мира. Всесторонним образом используя имеющиеся новые возможности, Союз намерен поддерживать безопасность на возможно более низком уровне сил в соответствии с потребностями обороны. Этим Союз вносит исключительно важный вклад в дело укрепления прочного мирного порядка.

        59. Союзники намерены и впредь энергично добиваться дальнейшего прогресса в области контроля над вооружениями и мер укрепления доверия с целью укрепления безопасности и стабильности. Кроме того, они намерены играть активную роль в деле поощрения диалога и сотрудничества между государствами на основе принципов, закрепленных в Парижской хартии.

        60. Стратегия НАТО будет сохранять гибкость для того, чтобы отражать дальнейшие изменения в политико-военной обстановке, включая прогресс на пути к созданию собственно европейской системы безопасности, а также любого рода изменения характера угроз безопасности Союза. Для союзников данная Стратегическая концепция будет составлять основу для дальнейшего развития оборонительной политики Союза, концепций его деятельности, стратегии использования его обычных и ядерных сил и его механизмов планирования коллективной обороны.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]