Глава 2
Военная реформа нато в рамках глобализации



 Реорганизация военных структур НАТО -
ответ на новые угрозы и риски

        Стратегические концепции НАТО 90-х годов предусматривали постепенную реорганизацию сил, а также средств альянса и, как следствие, их сокращение. В соответствии с этим существенно сокращалась численность ОВС НАТО (в том числе ядерных вооружений) ; количество боевых соединений уменьшалось на 35%; боевых эскадрилий - на 41%; численность военного персонала - на 24%; запасы ядерного оружия (ЯО) наземного базирования - более чем на 80%.

        Существенные изменения произошли в дислокации вооруженных сил НАТО: из Германии были выведены две трети размещавшихся там сухопутных войск; на 70% сокращено количество боевых самолетов; на две трети - численность вооруженных сил США в Европе (с 300 до примерно 100 тыс. чел.)1.

        При этом понижалась степень боеготовности ОВС НАТО с одновременным повышением их мобильности. Лишь для 35% оставшихся соединений срок боеготовности был установлен в 30 и менее дней (в 1990 г. 90% соединений НАТО имели срок боеготовности 2 дня). Одновременно создавались многонациональные формирования - корпус быстрого реагирования.

        Параллельно шла модернизация структуры военного командования, а военное планирование адаптировалось к новой ситуации, в которой главной задачей Североатлантического блока стало участие его вооруженных сил в операциях по поддержанию мира или принуждению к миру и урегулирование кризисов.

        Реорганизация военных структур НАТО, объявленная в ноябре 1991 года, началась в 1993 году с расформирования Северной и Центральной групп армий, 2-го и 4-го объединенных тактических авиационных командований и ликвидации командования ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш и продолжается вплоть до настоящего времени. При этом количество штабов было сокращено с 65 до 20. В результате проведенной реорганизации ОВС были подразделены на три категории: силы немедленного и быстрого реагирования; главные оборонительные силы; войска (силы) усиления.

        Силы немедленного и быстрого реагирования состоят из универсальных и высокомобильных сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил, находящихся в высокой степени боевой готовности, которые можно использовать по первому требованию для немедленной реакции на кризис. При этом:

        Силы немедленного реагирования состоят из сухопутного, военно-морского и военно-воздушного компонентов, таких как постоянные военно-морские соединения ОВМС на Атлантике и в Средиземном море и силы штаба Мобильных сухопутных сил (МСС) Стратегического командования ОВС НАТО в Европе (СКЕ).

        Силы быстрого реагирования - это остальные сухопутные, военно-воздушные и военно-морские компоненты, такие как штаб корпуса быстрого реагирования СКЕ и штаб многонациональной дивизии "Центр" (МНД "Центр").

        Главные оборонительные силы включают сухопутные, военно-воздушные и военно-морские формирования, состоящие из кадровых и мобилизованных военнослужащих. Они способны сдержать и отразить военный нажим или агрессию. В эти силы входят многонациональные и национальные формирования с различными степенями боевой готовности. В настоящее время существуют четыре многонациональных корпуса главных оборонительных сил: один датско-германский, один германо-голландский и два германо-американских. Некоторые из них могут привлекаться также для проведения операций "за рамками Статьи 5" Вашингтонского договора (операции вне района действия НАТО). В дополнение к этим силам существует соглашение, в соответствии с которым во время кризиса НАТО будет передан Европейский корпус, куда входят части из Бельгии, Франции, Германии, Люксембурга и Испании. Еврокорпус может быть использован как в составе главных оборонительных сил, так и сил реагирования.

        Войска (силы) усиления состоят из войск (сил), находящихся в разной степени боевой готовности и имеющих разные сроки готовности к развертыванию. Они могут использоваться для усиления войск любого сухопутного или морского региона НАТО для сдерживания, урегулирования кризиса или обороны.

        Бґoльшая часть сил НАТО в мирное время всецело остается в полном подчинении национального командования своих стран до тех пор, пока они, в соответствии с концепцией Многонациональных объединенных оперативно-тактических групп (МООТГ), не будут выделены странами-членами для выполнения соответствующих задач. В то же время в НАТО имеются очень небольшие постоянные военные подразделения и малочисленные объединенные многонациональные группы в военных штабах, которые образуют различные части интегрированной военной структуры альянса.

        Кроме того, существуют оперативные формирования, которые отвечают за эксплуатацию постоянного оборудования и средств связи или ПВО, а также авиационного наблюдения. Например:

  • силы воздушного дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО, которые обеспечивают средства для постоянного наблюдения и обнаружения, играют важную роль в управлении войсками;
  • штаб корпуса быстрого реагирования при Главном командовании ОВС НАТО в Европе, которому могут быть подчинены национальные части и соединения, а также две многонациональные дивизии. Этот корпус может быть доведен до штатной численности очень быстро, но дивизии, предназначенные для него, переходят под командование НАТО только при определенных условиях и в соответствии с процедурами, согласованными странами-членами заранее. Под постоянным командованием НАТО находятся только штабы двух многонациональных дивизий и постоянные военно-морские соединения в составе небольшого количества кораблей и персонала из ВМС некоторых стран-членов на ротационной основе.

        Одновременно с осуществлением реорганизационных мероприятий в НАТО проводилась модернизация, разработка и оснащение вооруженных сил качественно новыми видами оружия и военной техники. Совершенствование оружия и военной техники вооруженных сил стран НАТО до 2000 года должно было осуществляться за счет повышения эффективности поражения целей, увеличения глубины огневого воздействия и обеспечения автономного применения в различное время суток и при любых метеоусловиях. Достижение этих целей на практике предусматривало: значительное повышение боевых возможностей существующих и перспективных вооружений; сбалансированность развития оружия и военной техники всех видов вооруженных сил; унификацию систем оружия, повышение их многофункциональности и комплексности применения; создание вооружений на новых физических принципах (лазерное, сверхвысокочастотное, радиочастотное, инфразвуковое и др.).

        В сухопутных войсках это достигалось за счет создания новых и совершенствования существующих высокоточных средств поражения различной дальности, разработки новых способов защиты бронированных машин и совершенствования средств ПВО и ПРО войск.

        В военно-воздушных силах качественные изменения в авиационной технике и вооружении должны были сопровождаться значительным снижением эффективной отражающей поверхности самолетов и ракетного оружия (применение технологии "Стелт") и существенным увеличением дальности и точности стрельбы ракет класса "воздух-воздух" и "воздух-земля".

        В военно-морских силах основное внимание уделялось повышению боевых возможностей кораблей прежде всего за счет оснащения их ракетными комплексами различного назначения, в том числе и крылатыми ракетами. Кроме того, должны быть реализованы проекты создания новых средств противолодочной борьбы, систем разведки и управления оружием, а также кораблей нового поколения, способных решать широкий круг задач на океанских ТВД.

        После осуществления плана "гармонизации" вооружений, предусматривающего замену в ряде стран блока устаревшего оружия и военной техники на современные образцы (в основном в Турции, Греции, Испании, Норвегии, Португалии и Дании), в НАТО значительно повысились качественные показатели оснащенности войск. Удельный вес парка современного оружия и военной техники составил: по танкам третьего поколения (М-1 "Абрамс" - США; "Леопард-2" - ФРГ; "Челленджер" и "Челленджер-2" - Великобритания; "Леклерк" - Франция; С-1 "Ариете" - Италия) - 30-32%; по самоходной артиллерии - до 25%, реактивной - до 5%; по самолетам боевой авиации (F-16, F-18, EF-111, "Торнадо", АМХ, "Мираж"2000) - до 30%; по боевым кораблям - до 40%.

        В целом в начале XXI века объединенные и национальные вооруженные силы НАТО достигли уровня численности боевого состава, оружия и военной техники, который определен Договором об обычных вооруженных силах в Европе. Вместе с тем, осуществляемая реорганизация ОВС блока и их техническое переоснащение обеспечивают им оптимальную оборонную достаточность и возможность адекватно реагировать на различные виды угрозы.

Рис. 3. Военная структура НАТО в 90-е годы

        Современная военная структура альянса (рис. 3) выглядит следующим образом. Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, работающий под общим политическим руководством Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования. Военному комитету НАТО подчинены верховные главнокомандующие двух стратегических командований альянса - Главного командования объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО в Европе и Главного командования ОВС НАТО на Атлантике, а также Региональная канадско-американская группа планирования.

        В состав Главного командования ОВС НАТО в Европе входят два региональных командования - Командование ОВС НАТО в Северной Европе и Командование ОВС НАТО в Южной Европе.

        Кроме них, в его состав входят: штаб авиации сил реагирования; силы воздушного ДРЛО НАТО; корпус быстрого реагирования СК ОВС НАТО в Европе; многонациональная дивизия "Центр" и многонациональная дивизия "Юг", мобильные силы (сухопутные) ВГК ОВС НАТО в Европе; силы ВМС немедленного реагирования (постоянное соединение ВМС в Средиземном море и два соединения ВМС по противоминной войне).

        Командование ОВС НАТО в Северной Европе2 включает два компонентных командования - Командование объединенными ВВС НАТО "Север" и Командование объединенными ВМС НАТО "Север", а также три общевойсковых субрегиональных командования: Общевойсковое командование ОВС НАТО "Центр", Общевойсковое командование ОВС НАТО "Северо-восток" и Общевойсковое командование ОВС НАТО "Север".

        Командование ОВС НАТО в Южной Европе3 имеет в своем составе также два командования: Командование объединенными ВВС НАТО "Юг" и Командование объединенными ВМС НАТО "Юг" и четыре общевойсковых субрегиональных командования: Общевойсковое командование ОВС НАТО "Юг" (Италия); Общевойсковое командование ОВС НАТО "Юг-центр" (Греция); Общевойсковое командование ОВС НАТО "Юго-восток" (Турция) и Общевойсковое командование ОВС НАТО "Юго-запад" (Испания).

        Общая схема Главного командования Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе дана на рис. 4.

Рис. 4. Главное командование Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.

        В состав Главного командования ОВС НАТО на Атлантике входят: Региональный штаб в восточной части Атлантики, которому подчиняется Постоянное военно-морское соединение на Атлантике; Региональный штаб в западной части Атлантики, Региональный штаб в южной части Атлантики, Ударный флот ОВМС НАТО на Атлантике и Объединенные подводные силы НАТО на Атлантике (рис. 5).

Рис. 5. Главное командование Объединенными вооруженными силами НАТО на Атлантике

        В дополнение к изменениям в составе и структуре вооруженных сил были разработаны новые концепции взаимосвязи между органами военного управления, направленные на обеспечение эффективного взаимодействия между различными командными инстанциями. Эти концепции отражают более гибкий подход к проведению операций Североатлантического союза и специфику, связанную с характером выполняемой задачи. Они включают в себя:

  • порядок подчинения по принципу "поддерживаемый / поддерживающий".

        Это одно из главных положений концепции взаимосвязи. Оно предполагает появление большей степени гибкости в деятельности Североатлантического совета, Военного комитета и командиров всех степеней при переносе центра тяжести туда, где это наиболее необходимо и создает такую связь между двумя стратегическими командованиями, которая до сих пор отсутствовала. Это повышает гибкость НАТО в целом, и, прежде всего, ее способность проводить военные мероприятия в течение более длительных сроков;

  • бoльший упор на проведение мероприятий и операций Североатлантического союза на региональном уровне с учетом бoльшей степени взаимозависимости между регионами.

        Работа над новой структурой органов военного управления подчеркнула необходимость наличия штабов в регионах, которые могут принимать военные силы и поддерживать войска усиления на меж- и внутрирегиональных уровнях;

  • гибкий подход к средствам управления войсками, таким как границы, рубежи взаимодействия и регулирования, что в значительной степени облегчает проведение учений и операций.

        Например, в Главном командовании ОВС НАТО в Европе будут постоянно использоваться или создаваться только такие средства управления войсками, которые необходимы для стратегических и региональных повседневных мероприятий в мирное время. В этой связи отпадет необходимость в постоянно установленных разграничительных линиях ниже регионального уровня, а также в постоянно создаваемых зонах совместных операции для общевойсковых субрегиональных командований.

        Аналогичным образом не будет региональных зон ответственности в Главном командовании ОВС НАТО на Атлантике;

  • повышенное внимание принципу "многонациональности" при комплектовании новых штабов.

        Это расширит возможности представительства всех государств-членов на уровне стратегического командования. Такой подход также облегчит представительство в системе органов военного управления тех государств, территория которых находится рядом с другими региональными командованиями, повышая исходные возможности для подкрепления.

        Это также создаст условия для более широкого участия государств на уровне общевойскового субрегионального командования, что позволит странам, территория которых находится рядом со страной, где дислоцируется общевойсковое субрегиональное командование, иметь представительство на равной основе.

        В июне 1997 года был проведен анализ состояния военного планирования НАТО как часть адаптации Североатлантического союза, заключения которого были одобрены министрами. В результате был принят единый, последовательный и упрощенный порядок, обеспечивающий развитие в НАТО сил и средств, необходимых для выполнения всего круга задач союза. Это включает также и обеспечение поддержки операций, которые могут проводиться под руководством ЗЕС в рамках Европейской составляющей в области безопасности и обороны (ЕСОБО). Для европейских союзников это важно, так как гарантирует поддержку Североатлантического союза при осуществлении ими планирования, связанного с операциями под руководством ЗЕС.

        До 1999 года исходной точкой военного планирования была Стратегическая концепция-91, определившая в общем виде цели союза и средства их достижения. Более подробные указания даются на два года министрами обороны в документе, известном под названием "Министерские директивы". В нем содержатся руководящие указания по общим вопросам военного планирования и создания потенциала, необходимого для коллективной обороны и действий при изменении обстановки вне сферы применения ст. 5 Вашингтонского договора, а также частным аспектам планов строительства вооруженных сил. В директивах рассматриваются политические, экономические, технические и военные факторы, которые могут оказывать влияние на развитие сил и средств союзников. В них определяются первостепенные задачи и вопросы, вызывающие озабоченность и требующие первостепенного внимания руководящих военных органов НАТО при планировании строительства вооруженных сил, а также государств-членов при их собственном планировании.

        При необходимости в документе даются указания о взаимодействии с другими организациями. В результате анализа военного планирования в Министерские директивы включается отдельный раздел, содержащий политические указания ЗЕС, определяющие возможную сферу возглавляемых им операций. Так как в этой работе участвуют все союзники, то и в других разделах Министерских директив также учитываются потребности ЗЕС. На основе этих директив разрабатываются конкретные плановые задания для вооруженных сил каждой из стран-участниц. Эти задания под названием "Задачи строительства вооруженных сил" обычно рассчитаны на шестилетний период, но в определенных случаях предусматривается и более продолжительный срок. Подобно директивам министров обороны, они обновляются каждые 2 года.

        На саммите НАТО в Праге (ноябрь 2002 г.) были приняты решения по дальнейшей реорганизации ОВС НАТО4.

        Во-первых, планируется к концу 2006 году создать Силы реагирования НАТО (СРН) численностью 21 тыс. военнослужащих из трех видов вооруженных сил - сухопутных войск, ВВС и ВМФ. (Первоначальное ядро этих сил численностью 9 тыс. военнослужащих с соответствующими компонентами ВВС и ВМС уже создано в региональном командовании "Север").

        В этом многонациональном контингенте будут задействованы наиболее мобильные и высокооснащенные части стран НАТО, обладающие способностью к быстрому развертыванию (в любом месте, где это необходимо, в срок от 7 до 30 дней), оперативной совместимостью средств и тыловым обеспечением для ведения различных операций, начиная с эвакуаций и поддержания мира и кончая борьбой с терроризмом и ведением боевых действий высокой интенсивности. Новые силы будут не постоянным соединением, а скорее объединением элитных частей, готовых немедленно отреагировать на решение НАТО о мобилизации. Подразделения из национальных армий будут сменять друг друга в составе сил быстрого реагирования по принципу шестимесячной ротации.

        Основную массу войск - 2 200 военнослужащих, корабли, самолеты и вертолеты для формирования первоначальных сил предоставит Испания. Следом за ней идет Франция (1 700 военнослужащих) и Германия (1 100). США предоставят в состав формируемых сил 300 военнослужащих, корабль и самолет.

        Военно-морская составляющая сил быстрого реагирования будет включать фрегаты, подводную лодку, боевые вертолеты и патрульную авиацию.

        Военно-воздушный компонент будет включать боевые, транспортные и разведывательные самолеты, которые будут находиться в ведении северного воздушного командования НАТО на базе Рамштейн (Германия) и после достижения полной боеготовности будут в состоянии совершать 200 боевых вылетов в день.

        Во-вторых, решено, что будет совершенствоваться и командная структура альянса.

        На стратегическом уровне будет создано два стратегических командования: стратегическое командование операций (Strategic Command for Operations) со штабом в Касто (Бельгия) и стратегическое командование по трансформации (Strategic Command for Transformation) со штабом в США и присутствием в Европе, которое будет отвечать за дальнейшее реформирование военной структуры альянса и содействие оперативной совместимости его сил. Оно будет состоять из объединенного боевого центра в Норвегии, нового центра боевой подготовки в Польше, объединенного аналитического центра в Португалии и центра подводных исследований в Италии. В то же время упраздняется стратегическое командование НАТО в зоне Атлантики (Норфолк, США)5.

        На оперативном уровне изменилась структура региональных командований операций: будет два Командования объединенными (межвидовыми) силами НАТО (Joint Forces Commands): Северное - в г. Брунссум (Голландия) и Южное - со штабом в Неаполе.

        В состав каждого командования входят командные структуры по видам вооруженных сил - ВМС, ВВС и СВ, - обладающие способностью формировать штабы многонациональных объединенных оперативно-тактических групп (МООТГ) наземного базирования, а также действенные, но более ограниченные по своим возможностям постоянные объединенные штабы, на основе которых могут быть сформированы штабы МООТГ морского базирования. Будут также созданы сухопутный, морской и воздушный компоненты. Кроме того, есть четыре постоянных и два мобильных объединенных центра воздушных операций (ранее было 10).

        Этими мерами руководство НАТО намерено на 30% уменьшить количество штабов и других органов управления и одновременно создать более гибкие и эффективные объединенные оперативные формирования на многонациональной основе.

        Россия "внимательно следит за процессом трансформации НАТО и все же рассчитывает на изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов альянса". Об этом говорится в документах недавнего совещания руководящего состава российского военного ведомства. Кроме того, в этих же документах подчеркивается: "Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии"6.

Примечания

       1 Пресс-информация о мадридском саммите глав государств и правительств стран НАТО и их партнеров 8—9 июля 1997 г. Раздел: Преобразование военной структуры НАТО.
       2 Северная Европа, по документам НАТО, включает Бельгию, Чешскую Республику, Данию, Германию, Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Польшу и Великобританию, а также Северное и Ирландское моря, пролив Ла-Манш, проливы Каттегат и Скаггерак и Балтийское море.
       3 Южная Европа охватывает регионы площадью около 4 млн. кв. км и включает Грецию, Венгрию, Италию, Испанию и Турцию, а также Черное, Азовское, Средиземное моря, атлантические подходы к Гибралтарскому проливу восточнее западной долготы 7°23ґ48ґґ и зону Атлантики в районе Канарских островов.
       4 Пражский саммит и преобразование НАТО. Отдел информации и прессы НАТО. Брюссель, 2003. С.10—11.
       5 Красная Звезда. 2003. 24 октября.
       6 Актуальные задачи развития Вооруженных Сил РФ. М.: Министерство обороны РФ, 2003. С. 16, 18.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]