Обозреватель - Observer
Внешняя политика

ДВИЖЕНИЕ
НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ
на пороге ХХI века С.Крылов,
кандидат исторических наук, доцент кафедры дипломатии МГИМО МИД РФ
 

Движение неприсоединения, возникшее в 1961 г., объединяет сегодня в своих рядах 114 суверенных государств Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и Океании. Еще 15 стран принимают участие в работе форумов Движения неприсоединения в качестве наблюдателей. Последнее десятилетие ХХ в. совпало с серьезным этапом развития этого крупнейшего и авторитетного межгосударственного объединения развивающегося мира. На рубеже 90-х годов, в переходный период эволюции международных отношений — от «холодной войны» к новому миропорядку, Движение оказалось на грани выживания, когда скептики предрекали ему полное исчезновение с мировой арены как реликту двуполярного мира. Многие полагали, что Движение неприсоединения постигнет участь его тогдашнего Председателя — СФРЮ, распад которой как бы предвосхищал процесс «разбегания неприсоединившихся стран (НС) по своим национальным и региональным квартирам» (в 1991 г. ряды Движения покинула Аргентина, на «перепутье» оказались и некоторые другие латиноамериканские страны). Однако, благодаря «пожарному» председательству в Движении неприсоединения Индонезии (1992—1995 гг.), оно смогло выжить и доказать, что, хотя и зародилось в климате «холодной войны», отнюдь не является продуктом конфронтации. В этот критический для Движения момент политические лидеры ведущих неприсоединившихся стран — Индии, Индонезии, Египта, Колумбии, Чили — осознали, что Движению необходимо освободиться от своего архаичного идеологического багажа и искать новые критерии и концепции, создавать современные механизмы взаимодействия, адекватные нарождающемуся послеблоковому мироустройству.

Колумбия во главе Движения
Вызов времени приняла на себя Колумбия, которая в 1995 г. на ХI саммите Движения неприсоединения (Картахена, октябрь 1995 г.) была избрана его Председателем и от имени неприсоединившихся стран недвусмысленно заявила о твердом намерении Движения участвовать в формировании современного многополюсного мира в качестве самостоятельной политической силы. В Картахене неприсоединившиеся страны пришли к выводу, что нельзя более замыкаться в себе или балансировать между интересами различных держав — необходимо корректировать и координировать свои подходы и выходить на широкое международное сотрудничество со всеми основными субъектами мировой политики. Распад формулы противостояния Восток — Запад дал толчок процессам объединения Севера, что, по мнению неприсоединившихся стран, обусловило необходимость консолидации Юга.

Политическая элита развивающегося мира поняла, что у них в распоряжении есть готовый механизм, как нельзя более подходящий для выполнения этих задач — это Движение неприсоединения, которое при укреплении его институциональных основ позволило бы вести эффективный диалог с Севером. При этом ставилась еще одна важная задача — не раствориться в Г-771. Каждое объединение должно найти свою нишу в системе международных координат. Картахенский форум определился и в этом отношении: за Движением  осталось формулирование стратегии, выработка политической поддержки переговорных усилий развивающихся стран в международных финансовых организациях и в ВТО, ведение переговоров с Г-82.

Мир взаимозависим, и у всех членов международного сообщества есть заинтересованность в устойчивом развитии. Поэтому неприсоединившиеся страны исходят из того, что новое амплуа Движения на международной арене должно заключаться в поиске решения жизненно важных социально-экономических проблем развивающихся стран на основе разумного и взаимовыгодного компромисса с развитыми государствами по всему спектру политических и финансово-экономических отношений.

В Картахене неприсоединившиеся страны также пришли к согласию в отношении средств достижения этих целей. Движение видело их в укреплении солидарности и взаимодействия по линии ЮГ — Юг и развитии сотрудничества и партнерства с Севером.

XII Конференция Движения (ЮАР)
Вся трехлетняя деятельность Колумбии на посту Председателя Движения неприсоединения была пронизана духом реформаторства и оправдала в этом смысле его ожидания, о чем в полный голос заявила XII Конференция глав неприсоединившихся стран в Дурбане (ЮАР, сентябрь 1998 г.), принявшая Дурбанскую декларацию, в которой закреплены место и роль Движения в международных отношениях как «передовой силы нового тысячелетия, знаменующего собой эру возрождающихся наций, эру Юга, эру оправдавшейся надежды»3. По существу, это программа вхождения развивающихся государств в XXI в. Таким образом, саммит Движения в Дурбане завершил критический и крайне ответственный этап истории Движения, начавшегося в Джакарте в 1992 г. — обновления и поиска их роли и места в новых «международных реалиях». Движение неприсоединения не кануло в Лету, а стало одной из несущих конструкций находящегося в стадии формирования многополюсного мироустройства.

«Красной нитью» на форуме проходила мысль об императивности консолидации сотрудничества по линии Юг — Юг, укрепления политической солидарности между неприсоединившимися странами в условиях глобализации международных отношений, либерализации и углубляющейся взаимозависимости мировой экономики. Движение убеждено, что развивающийся мир ориентирован на развитие, и потенциал здесь огромен. Проблема заключается в том, что Юг по-прежнему выступает в роли экспортера сырьевой продукции для стран Севера, поэтому «вертикальные» финансовые потоки Север — Юг остаются в неприкосновенности. Состоявшаяся Конференция Юг — Юг (Сан-Хосе, январь 1997 г.) по торговой, финансовой и инвестиционной политике развивающихся стран разработала программы и сформулировала рекомендации наиболее развитым странам Юга, заинтересованным в освоении новых и более прибыльных рынков в «третьем мире», по разворачиванию «горизонтальных» кредитных потоков, сориентированных на развитие более слабых экономик Юга. В Дурбане лидеры многих неприсоединившихся стран подчеркивали, что существующий объективный разрыв в интересах между «менее южными» и «более южными» государствами должен дать импульс внедрению разработанной в Сан-Хосе модели сотрудничества Юга, получившей в заключительных документах Дурбанского саммита неприсоединившихся стран название «Донорство Юг — Юг». В такой модели ведущие страны Юга видят свою потенциальную нишу, дающую им возможность с одной стороны, потеснить конкурентов с Севера, а с другой — содействовать экономическому росту Юга.

В этом контексте Движение полагает, что интенсификация регионального и субрегионального сотрудничества стран Азии, Африки и Латинской Америки, существующие там торгово-экономические союзы и сообщества призваны стать стартовой площадкой для формирования трехконтинентального экономического пространства Юга. Для реализации таких планов и программ неприсоединившихся стран — и это подтвердил форум в Дурбане — считают крайне необходимым созыв под эгидой ООН всемирного саммита Юг — Юг, подготовке которого была посвящена встреча Г-77 в Джакарте (Индонезия, август 1998 г.).

Стратегический курс на расширение сотрудничества Юг — Юг вовсе не предполагает свертывание существующих связей с Севером. По мнению неприсоединившихся стран, укрепление взаимодействия Юг — Юг призвано гармонизировать эти связи и послужить серьезной предпосылкой для усиления переговорных позиций Юга в его диалоге с Севером. Установление отношений сотрудничества и партнерства в этом диалоге стало одним из стратегических приоритетов Движения неприсоединения после Картахенского саммита. Причем неприсоединившиеся страны предложили Северу не ограничиваться исключительно экономической повесткой дня (обеспечение устойчивого развития, реструктуризация долга и т.д.), а вести обмен мнениями по всему спектру политических, социальных, экологических и гуманитарных проблем. Отказ Движения от своих радикальных идей, таких, например, как требование коренной перестройки институтов Бреттон-Вудской системы, и продемонстрированная на практике — в ВТО — готовность Юга к конструктивному взаимодействию с развитыми странами заложили хорошую основу для ведения нормального диалога с Севером.

Формат диалога Движения с Севером
На Картахенском форуме Движения было принято решение о создании компактного оперативного механизма координации действий, выработки общих позиций неприсоединившихся стран и ведения переговоров с Г-7 и ЕС — так называемой «тройки ДН (бывший, действующий и будущий председатели), работающей по «образу и подобию» тройки ЕС. Север «подхватил» инициативу Движения, и первые встречи министров ино-странных дел «тройки» Движения с председательствующей в то время в Г-7 Францией и «тройкой» ЕС состоялись в 1996 г. Впоследствии контакты ДН — Г-8 на министерском уровне дважды в год — накануне очередной встречи в «верхах» ведущих мировых держав и во время сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН в Нью-Йорке — были формализованы. Таким образом диалог Север — Юг набирает силу.

Отвечая на упреки развитых государств в декларативности позиций развивающегося мира по экономическим и торгово-финансовым вопросам, Делийская конференция министров иностранных дел неприсоединившихся стран (апрель 1997 г.) учредила специальную экономическую группу в составе видных экономистов неприсоединившихся стран, которая подготовила для утверждения Дурбанским саммитом Движения практические рекомендации по повестке дня диалога. В Дурбане курс на расширение партнерства и сотрудничества с Севером получил поддержку Движения неприсоединения.
Нерписоединившиеся страны высказались за углубление диалога с учетом взаимозависимости и общности интересов и на основе «взаимной выгоды и разделения ответственности» и предложили продолжать обсуждение с Севером таких вопросов, как:

  • реформа международных финансовых организаций;
  • реструктуризация долга и сокращение сроков ее рассмотрения;
  • списание долга наиболее бедным, прежде всего африканским странам;
  • контроль за деятельностью инвестиционных банков развитых стран;
  • пресечение международных спекулятивных операций с иностранной валютой, ставящих под угрозу краха национальные финансовые системы развивающихся стран;
  • протекционизм и либерализация международной торговли;
  • доступ к современным технологиям.
Дурбанский саммит показал, что концепция многополюсного мира в качестве общего видения неприсоединившимися странами нового мироустройства XXI в. окончательно утвердилась в Движении неприсоединения. В оценках мировой ситуации Движение исходит из того, что интервенционизм, односторонность и экстерриториальные действия должны быть полностью исключены из практики современных международных отношений. Выражена озабоченность по поводу того, что «крушение двуполюсной системы... сменилось однополярностью в политическом и военном измерении, которая ведет к усугублению неравенства и несправедливости» в мире4.
Движение неприсоединения и ООН
Государства — члены Движения неприсоединения высказались за возрастание роли ООН в формировании нового миропорядка. Сегодня именно в этой Организации развивающиеся страны видят наиболее адекватный и проверенный механизм, способный гарантировать соблюдение баланса интересов всех членов международного сообщества. Однако новые условия, по мнению Движения неприсоединения, должны повлечь за собой модернизацию ныне существующих структур поддержания мира и международной безопасности и, прежде всего, ООН. Движение неприсоединения поддержало основные положения доклада Генерального секретаря ООН К.Аннанна: «Обновление Объединенных наций: программа реформы», но тенденция в сторону радикализации общей платформы Движения по этой проблеме сохранилась. Во многом она обусловлена неудовлетворенностью неприсоединившихся стран темпами реформы, небеспочвенными опасениями, что она пройдет без их участия. Вместе с тем, несмотря на подобные опасения, Движение неприсоединения так и не смогло прийти к общему знаменателю, особенно в том, что касается целесообразности и приоритетности тех или иных изменений. Поэтому Дурбанской конференции в «верхах» ничего не оставалось, кроме как подтвердить установку Картахены добиваться реформирования этой универсальной организации в сторону большей демократизации, транспарентности, повышения эффективности ее деятельности. Неприсоединившиеся страны подчеркнули, что ООН призвана стать «главным центром разработки политики развития, так же как и помощи развитию».

В целом, как и прежде, Движение неприсоединения выступает за:

  • перераспределение полномочий между Советом Безопасности (СБ) и Генеральной Ассамблеей в пользу последней,
  • установление подотчетности ей Совета Безопасности,
  • повышение роли специализированных органов и организаций.
Неприсоединившиеся страны убеждены, что реформа Совета Безопасности должна проводиться параллельно и в «едином пакете» со всеми другими преобразованиями в структуре и методах деятельности ООН. Состав Совета, по их мнению, целесообразно увеличить, по крайней мере, на 11 непостоянных членов, на основе соблюдения принципа равного географического представительства, если не будет достигнуто согласия по «другим категориям членства». Институт «вето» подлежит ликвидации как таковой, хотя на первом этапе возможно ограничить его использование до действий, определенных в Главе VII Устава ООН. Вся работа СБ должна быть более транспарентной. Решения об изменении структуры Совета Безопасности необходимо принимать большинством в 2/3 всех государств — членов ООН, а не 2/3 присутствующих на голосовании.

Таким образом, главным объектом реформы избран Совет Безопасности. Это обусловлено и неудовлетворенными амбициями некоторых крупных развивающихся стран, таких, например, как Индия и Индонезия, Нигерия и ЮАР, Бразилия и Аргентина, быть представленными в этом Органе ООН в качестве постоянных членов от своих региональных групп, а также опасениями подавляющего большинства неприсоединившихся стран, что они могут быть отстранены от реформы Совета Безопасности, который, в результате, превратится в структуру безраздельного доминирования Севера. Поэтому Дурбанский форум поручил рабочей группе Движения по реформе ООН, возглавляемой Председателем Движения неприсоединения, продолжать линию на конструктивное сотрудничество неприсоединившихся стран с другими государствами — членами ООН по согласованию общеприемлемых параметров реформы Организации.

Разоружение — наступательная линия Движения
Вновь становится наступательной линия Движения неприсоединения по всему комплексу разоруженческого досье международного сообщества. Причем приоритетной политической задачей, как показали ход дискуссий и итоги XII конференции Движения неприсоединения, будет борьба за ядерное разоружение. При этом в Движении отдают себе отчет в том, что процесс ядерного разоружения будет длительным и поэтапным. В этой связи Движение неприсоединения активно выступило за присоединение всех неприсоединившихся стран к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и высказывается за укрепление и развитие режима нераспространения ядерного оружия. Государства — члены Движения заявляют о своем активном участии в подготовке конференции по рассмотрению действий ДНЯО и считают необходимым обеспечить широкий международный контроль обязательств по ДВЗЯИ. В этом контексте Дурбанский форум обратил внимание на сложности, встающие на пути процесса ядерного разоружения в связи с проведением ядерных испытаний в Южной Азии. Движению не удалось прямо осудить Индию и Пакистан, однако кропотливая работа с ними Председателя Движения неприсоединения и ведущих столиц Движения все же привела к тому, что в ходе 53-й сессии ГА ООН обе страны заявили о своей готовности присоединиться к ДВЗЯИ в «ближайшем будущем».

Вместе с тем, неприсоединившиеся страны утверждают, что существуют объективные причины, подпитывающие ядерные амбиции «пороговых» государств, в том числе неприсоединившихся, а именно, позиция ядерных держав, которые не отказались от принципа построения своей безопасности на основе ядерного сдерживания. Подобная позиция вызывает беспокойство Движения неприсоединения и расценивается им как заявка «ядерного клуба» на монополию в управлении вопросами международного мира. Поэтому Движение настаивает на разработке Конференцией по разоружению в Женеве параметров ядерного разоружения и его проведения под международным контролем с определением конкретных сроков ликвидации ядерных потенциалов, а также призывает ядерные державы официально отказаться от концепции ядерного сдерживания.

Одним из важнейших направлений разоружения Движение неприсоединения считает обеспечение и сохранение баланса обычных вооружений, прежде всего, в «третьем мире», придавая первостепенное значение региональным мерам регулирования уровня вооружений, но с учетом закрепленного в Уставе ООН права каждого государства на самооборону. При этом неприсоединившиеся страны настаивают на равном доступе к получению современных видов оружия и высоких технологий.

Дурбанский саммит отметил высокую актуальность для неприсоединившихся стран вопроса пресечения нелегального распространения обычных вооружений. Движение в этой связи активно продвигает идею ужесточения международного контроля за поставками таких во-оружений и обеспечения максимально возможной транспарентности мировой торговли оружием. Отражая точку зрения подавляющего большинства неприсоединившихся стран, Движение неприсоединения выступает за скорейшее проведение IV спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН для обсуждения назревших вопросов ядерного и обычного разоружения.

Позиция Движения Неприсоединения по другим вопросам
Наметился серьезный сдвиг в подходах Движения неприсоединения к такому «в высшей степени антисоциальному явлению», как международный терроризм. Осуждая любые проявления терроризма, неприсоединившиеся страны выступают за налаживание конструктивного многостороннего сотрудничества в рамках ООН по этой проблематике, в том числе за скорейший созыв международной конференции на уровне глав государств и правительств для рассмотрения конкретных мер коллективного отпора любым террористическим действиям, а также заключение всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом. Вместе с тем, Дурбанский форум подтвердил свою принципиальную позицию о легитимности борьбы против колониального угнетения, иностранного вмешательства и оккупации, за национальное освобождение и самоопределение и вновь призвал международное сообщество не «отождествлять терроризм с такого рода борьбой».

Период председательства Колумбии в Движении неприсоединения отмечен разворотом неприсоединившихся стран в сторону гуманитарной проблематики и защиты прав человека. Неприсоединившиеся страны изменили свое отношение к принципу универсальности в правозащитной сфере, приходят к пониманию неприемлемости двойных стандартов и оценках правозащитных ситуаций в тех или иных государствах, выступают против односторонних и экстерриториальных принудительных действий в международных отношениях, которые противоречат одному из фундаментальных прав человека — праву на развитие и солидарно отстаивают свою позицию в Комиссии ООН по правам человека в Женеве. Подтверждая приверженность Всемирной декларации прав человека, о чем в полный голос было заявлено в Дурбане, Движение неприсоединения исключает при этом всякое политическое и экономическое давление или вмешательство во внутренние дела неприсоединившихся стран под предлогом защиты гуманитарных прав и свобод, а также высказывается за «уважение национальных, региональных, исторических, культурных и религиозных особенностей каждой страны».

Движение неприсоединения уделяет большое внимание урегулированию региональных конфликтов, полагая, что исключительная прерогатива поддержания и обеспечения международной и региональной безопасности принадлежит ООН. В этом контексте неприсоединившиеся страны отводят ей главную роль в проведении операций по поддержанию мира, превентивной дипломатии, урегулированию региональных конфликтов. Лишь с согласия ООН, по мнению Движения, к урегулированию региональных конфликтов могут подключаться и региональные организации, а соответствующие решения должны приниматься на основе соблюдения интересов всех участников конфликта. В последнее время Движение в своих подходах к урегулированию тех или иных конфликтных ситуаций обнаруживает умеренность, склонность к компромиссу, избегает категорических оценок. Наиболее выпукло взвешенность позиции Движения проявилась по отношению к самому застарелому международному конфликту — ближневосточному. Причем Движение неприсоединения не играет здесь роль простого статиста. Во многом это заслуга бывшего и нынешнего председателей Движения — Колумбии и ЮАР, президенты которых Э.Сампер и Н.Мандела, а сейчас Т.Мбеки, поддерживали и продолжают поддерживать постоянный контакт с руководителями Израиля и Палестины, удерживая наиболее радикальные силы в самом Движении от скороспелых и легких решений. Движение неприсоединения намерено и впредь проводить такую линию в ближневосточном урегулировании, оказывая полную поддержку ходу мирного процесса в целом, но понимая, что всеобщий мир в регионе может наступить лишь при условии ухода Израиля со всех оккупированных территорий, в том числе и из Иерусалима, создания независимого Палестинского государства и решения проблемы беженцев.
Организационно-идейное обновление Движения неприсоединения
Важным итогом Дурбанского саммита, по мнению самих неприсоединившихся стран, является организационно-идейное обновление Движения неприсоединения. Оно более не служит питательной средой, поощряющей радикализм и экстремизм. Подавляющее большинство Движения неприсоединения твердо привержено принципам демократии и рыночной экономики, органично встроенным в национальные традиции. Радикальные силы уже не определяют лицо Движения, демонстрирующего умеренные и рациональные подходы к важнейшим вопросам мировой политики.

Переломным этапом на пути к такой трансформации стало заседание Комитета по методологии Движения неприсоединения на уровне министров иностранных дел в мае 1996 г. в Картахене, которое должно было «разобраться в своих рядах» в целях укрепления организационных основ Движения. В этом смысле, по признанию самих неприсоединившихся стран, он оправдал их надежды, приняв поистине «революционные» решения. Впервые в обобщающем виде была определена иерархия всех его органов и регламентирующие их полномочия, порядок работы и принятия решений, методы координации деятельности в целях повышения роли коллективной дипломатии Движения неприсоединения на международной арене. В соответствии с «духом и буквой» этого своеобразного «статута» Движения отдельные радикальные режимы уже не могут диктовать свои позиции всему Движению неприсоединения, блокировать решения институционального характера. В полную силу заработал координационный механизм — «тройка» Движения. Иллюстрацией зрелости Движения неприсоединения и укрепления его единства также является и тот факт, что уже в Дурбане неприсоединившиеся страны определились с кандидатурой будущего Председателя — Бангладеш, которая будет принимать у себя XIII Конференцию в «верхах» в 2001 г.

Результатом обновления Движения неприсоединения стал крупный международный успех Дурбанского саммита. В Дурбане в статусе «гостей» или наблюдателей присутствовали почти все европей-ские государства, включая Велико-британию, Германию, Францию, Италию, а также Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Китай и — впервые — США. Полноправным членом Движения стала Белоруссия. В том или ином качестве на Конференции присутствовали и другие страны СНГ (за исключением Грузии и Таджикистана). Неприсоединившиеся страны считают, что такое беспрецедентно широкое представительство государств на форуме стало для Движения неприсоединения историческим прорывом, а также полноценным признанием де-факто Движения в качестве самостоятельного и авторитетного фактора мировой политики.

Движение
неприсоединения
и Россия
Во второй раз на саммит Движения неприсоединения была приглашена Россия. Неприсоединившиеся страны были инициаторами установления прямого диалога «тройка» Движение неприсоединения — Россия на уровне министров иностранных дел, начало которому было положено в сентябре 1996 г. в Нью-Йорке. На сегодняшний день Движение видит в России своего союзника, которому, как никакому другому государству, в силу ряда исторических причин и объективных условий, понятны «чаяния и заботы» развивающихся стран. Кроме того, Россия рассматривается неприсоединившимися странами в качестве одного из ключевых факторов в обеспечении подлинной многополюсности современного мира. В этом контексте Движение неприсоединения приветствовало полноправное вступление России в Г-7 и образование «восьмерки». В Движении рассчитывают, что присутствие России в этой структуре ведущих мировых держав придаст новую тональность переговорам с Югом, а позиции Г-8 станут более взвешенными и сбалансированными. Выражается надежда на закрепление тенденции поворота Г-8 в сторону развивающегося мира. Гарантом этой тенденции и адвокатом интересов неприсоединившихся стран в «восьмерке» Движение хотело бы видеть Россию.
 
*    *    *
 
Итак, Движение неприсоединения устремлено в будущее. Достигнуто единство неприсоединившихся стран в виденье своего политического кредо в XXI в. Движение внутренне окрепло. Завершился период становления его институтов. Коллективная дипломатия неприсоединившихся стран успешно действует по важнейшим азимутам мировой политики. Из пестрого по составу и аморфного конгломерата Движение неприсоединения превратилось в авторитетную и прочную политическую структуру государств Юга, признанную Севером в качестве равноправного партнера по диалогу.
 
1 Г-77 — «Группа-77» — это экономическое оъединение развивающихся государств, выступающих в ООН и связанных с ней организациях с общих позиций, возникшая в 1966 г.
2 Г-8 — это группа семи наиболее развитых стран, созданная в 1975 г., плюс Россия (с 1994 г.).
3 The Durban Declaration for the New Millennium, p. 1.
4 The Final Document of the XIIth Summit of the Non-Aligned Movement. 2—3 September 1998, Durban. South Africa. Р. 4.
 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]