Наши интервью
Обозреватель - Observer

ВЯЧЕСЛАВ КЛЫКОВ:
"ВНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ
ИСКУССТВА НЕ БЫВАЕТ"


    КЛЫКОВ Вячеслав Михайлович - известный русский скульптор и общественный деятель.

    Родился 19 октября 1939 г. Окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

    Президент Международного фонда славянской письменности и культуры.

    Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. Обладатель Золотой медали Академии художеств СССР и Гран-при Международной выставки Квадриеннале Белград-76, академик, глава Всероссийского соборного движения.

За шумными презентациями новых театральных постановок и кинопремьер для широкой публики совершенно незаметны процессы, протекающие сегодня в изобразительном искусстве вообще и скульптуре в частности. Какими они видятся Вам?

Скульптура во все времена, как сфера человеческой деятельности, всегда была в стороне. Почему? Да потому что скульптура - это вечность. Поэтому, наверное, по поводу открытия памятников или скульптурных выставок нет ни шоу, ни представлений, нет вокруг такого шоу-бизнеса, когда любая премьера, любая песня, пусть даже однодневка, превращается в своего рода шоу-бизнес, и дельцов развелось видимо-невидимо от шоу-бизнеса.

А скульптура стоит в стороне, поскольку это древнейший вид искусства, до сих пор он не изменился ни по форме, ни по содержанию. До сих пор главный инструмент скульптора - это душа и руки. И на протяжении многих и многих тысяч веков этот процесс не изменился - как у первобытного скульптора, так и у скульпторов сегодняшнего времени. Появились какие-то технические усовершенствования… Но когда создаешь эскиз, классический мотив, ты никогда не пользуешься никакими машинками. Ничем. Только руки, душа, ну и ум. Все.

Поэтому скульптура стоит в стороне от шоу-бизнеса. Но в силу этого она более всех других видов искусства сохранила свою изначальную природу. Наверное, Богу угодно сохранить этот вид искусства в целостности и сохранности. Это и понятно. Изначально Господь Бог слепил первого человека из глины. Нам скажут, что это миф. Но вот что интересно: у меня есть знакомый профессор, который работает в Институте риса в Краснодаре. Так вот, исследуя зерно риса, ученые пришли к выводу, что изначальной составляющей является глина, всего-навсего. Только лишь меняется кристаллическая структура. А поскольку любое зерно - источник жизни, это лишний раз подтверждает ту, как нам кажется, легенду о том, что Бог слепил первого человека из глины. Не случайно сказано: из земли мы вышли, в землю уйдем.

На мой взгляд, скульптура - это прежде всего углубленное отношение и познание своего внутреннего мира, и через это углубленное познание она передается от скульптора людям. Вот почему в скульптуре проявляются знаковые вещи. Скульптура прочувствована глубинно. Поэтому и во времени она сохраняется гораздо дольше, чем, скажем, музыкальное или литературное произведение. Я уж не говорю о других видах искусств.

Поэтому на вопрос, как будет развиваться скульптура, проще всего ответить: она сохранит свою природу и в XXI веке, и в XXII-м, и в XXIII веке даже - пока жив человек - практически неприкосновенной. Повторяю: это один из видов искусства, который сохраняется на протяжении многих веков почти в неизменном виде. Это характерная особенность скульптуры.

В свое время В.И. Ленин подписал так называемый план монументальной пропаганды. Как Вы считаете, есть ли сегодня необходимость в разработке подобного плана?

Большевики всегда относились к искусству как к прикладному виду человеческой деятельности. Они всегда использовали скульптуру как вид искусства для пропаганды своих идей. Иногда кратковременных. Вы заметили, что каждый режим или клика, приходящие к власти, обязательно обращаются к скульптуре как способу выражения или прославления того или другого правителя или правления? Так было при Советской власти. Так было и в древности.

Но по природе своей скульптура имеет гораздо более глубокое значение, потому что ее исконное содержание - это вечность. Если в скульптуре присутствует, пульсирует вечность, то неважно, кто изображен, какой использован пластический мотив, даже содержание не имеет значения. Если вечность присутствует, это и есть подлинная скульптура. Если ощущения вечности нет, тогда скульптура превращается в иллюстрацию той или иной политической идеи, в литературную или театральную иллюстрацию. Или в пропаганду политических лозунгов.

Учитывая то, что идеологический гнет со многих видов искусства снят, скульптура легко и свободно может сегодня выражать свое содержание. Это вечные темы, это жизнь: любовь, добро, зло. Но при этом в самой скульптуре, повторяю, всегда должно присутствовать ощущение вечности. Как в скульптурах древних цивилизаций - независимо, что изображает тот или иной мотив, смотришь и видишь - пульсирует вечность.

Вот это основное содержание скульптуры. Оно может показаться непонятным, скульптура вообще менее всего понятна для зрителя. Статистика говорит о том, что людей, не видящих объемно, гораздо больше, чем людей, которые способны воспринимать объем. Большинство людей видит мир плоским. Хотя это - тоже видение.

Большинство воспринимает одну фигуру - руки, ноги - и не более того. Но из тысячи голов или фигур можно определить: вот это скульптура, а это - всего-навсего слепок.

Мне иногда говорят: а вы знаете, что в православии не принято ставить памятники святым? Это говорят люди, которые просто не знают историю скульптуры. Они не понимают, что раннее христианское искусство было прежде всего скульптурным. Это рельефы, это круглая скульптура. Ведь при жизни Христа была выполнена небольшая круглая скульптурка, которая была чудотворной и обладала даром исцеления. Культовые статуэтки разных народов, начиная от Африки и кончая алеутами, тоже приносили исцеление: помогали роженицам, помогали и врагов останавливать, было и такое. В скульптуре всегда сконцентрирована, как в своеобразном сосуде, очень сильная энергия творца, она передается непосредственно руками, душой, всеми силами его личности. И в скульптуре всегда заключена сконцентрированная информация о том времени, когда она была выполнена. Будь это I век до новой эры, XVII, XVIII, XX века - это не имеет значения.

Занятие скульптурой предполагает очень много знаний - и анатомии, и статики, и даже сопромата. Но все эти знания должны как бы "отойти", о них не нужно помнить, они должны присутствовать в глубине души. И тогда получается скульптура - когда не надо думать, как сделать так, чтобы скульптура "стояла", скажем, на одной ноге. Это дается от природы и потом шлифуется опытом, знаниями и так далее. Если не дано это от природы - никакие знания никогда не помогут. Важно помнить даже о таких понятиях, как притяжение Земли, равновесие масс. Композитор располагает звуки в своей симфонии, точно так же скульптор располагает объемы и формы - так, чтобы они были гармоничны. И любой человек, увидев такую скульптуру, скажет: "Как все просто сделано. Понятно и ясно".

Проблема "художник и власть" существует не одно столетие. Скульптура достаточно специфический вид искусства в силу большой зависимости от власть предержащих. Стоит ли перед Вами проблема отношений с властями и какое влияние оказывает власть на процесс художественного творчества?

Я всегда был как бы отстранен от власти. Я начал работать еще в 60-е - 70-е годы. Но у меня своего рода аура: я никогда не делал вождей. Господь уберег. Хотя сразу после института, когда нет ни мастерской, ни квартиры - ничего, естественно, человек нуждается в средствах на жизнь, особенно когда появляются семья, дети. И тогда тебе говорят: будешь делать вождей революции, будешь делать на конъюнктурные темы - будешь обеспечен. Я ни одного вождя не сделал. Кроме Тельмана. Причем Тельмана я сделал совершенно сознательно, он несколько выделяется из общей массы коммунистов, к которым у меня никогда не было ни особой любви, ни тяги.

А с годами отношение к деятелям революции стало - как к врагам народа. А сейчас оно еще более усугубилось. 

Идет много разговоров о ценности современной скульптуры, современного искусства. В частности, много различных точек зрения о творчестве Церетели, о памятнике великому полководцу Жукову вашей работы. Высказываются критические замечания. Как Вы на них реагируете?

Скорее всего - никак. На что обращать внимание? Народ у нас привык питаться уже готовой информационной жвачкой. Поэтому я абсолютно спокойно отнесся к критике памятника Жукову. Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться - я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, - выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг. Говорят еще, что лошадь не может так переставлять ноги. Я сам вырос в деревне, любил лошадей с детства, ездил на лошадях, и слава Богу - знаю лошадей и то, как лошадь может ноги переставлять.

Видимо, какие-то внешние силы, изменившие место установки этого памятника, также внесли вклад в разрушение первоначального замысла.

Первоначально я предлагал поставить памятник Жукову на Красной площади. Тоже около Исторического музея, только напротив памятника другим спасителям Отечества - Минину и Пожарскому. Но нашлись силы, которые повлияли на решение и нашего всесильного мэра Лужкова, и президента. Поэтому было принято решение правительства поставить памятник там, где он стоит сейчас. Я считаю, что это место неудачное с точки зрения освещения. Скульптура тогда "работает", когда она освещена. В данном случае памятник стоит на северной стороне и находится в тени Исторического музея. Кстати, памятник Жукову - один из немногих памятников, который не освещен ночью. Также не освещен и памятник святым и равноапостольным Кириллу и Мефодию. Что это - случайность или такое отношение ко мне? Не знаю.

А вообще и к критике, и к восхвалению я отношусь очень спокойно. Я знаю, что для какого бы места - будь то столица или провинция - я ни делал бы скульптуру, я стараюсь это делать добросовестно и честно. Важно, что, если я сделал какую-то вещь, я уверен, что она сделана профессионально и достойно.

Говорят, что к выбору места памятника Жукову приложило руку ЮНЕСКО.

Да, Фредерико Майор прислал частное письмо Ю.М. Лужкову, в котором говорилось о том, что ансамбль Красной площади уже сложился и новая вещь может нарушить ансамбль Красной площади и Кремля. С другой стороны, где было ЮНЕСКО, когда разрушали Кремль и вопреки мнению общественности строили Дворец съездов? Где было ЮНЕСКО, когда в 1918 г. в Кремле сносили крест - памятник великому князю Сергею Александровичу? Кто спрашивал ЮНЕСКО, когда создавалось кладбище вдоль Кремлевской стены? Никто не спрашивал. А в случае с памятником Жукову они, видите ли, оказались заинтересованными в сохранении древнего облика Кремля. Думаю, что здесь сыграл роль политический фактор - отношение к Жукову - прежде всего, а не к моей скульптуре или к моей персоне. 

То есть это лишнее свидетельство того, что наше поколение не оставляет на Красной площади своим потомкам ничего героического и патриотического?

В России была традиция - всегда новая эпоха или новое поколение оставляли на Красной площади или в Кремле какой-то свой красивый след: или часовню, или храм, или памятник Минину и Пожарскому, или крест - памятник Сергею Александровичу, или памятник Александру II, или Царь-пушку, или Царь-колокол. Наше поколение ничего, кроме разрушения Кремля и Красной площади, не привнесло.

Я думаю, что этому уже положен конец. Когда восстановили Иверские ворота, уже стало ясно, что начало изменяться отношение и к нашей истории, и к архитектуре.

В Германии после объединения началось восстановление исторических уголков Берлина, которые в свое время были уничтожены в связи с изменением политической ситуации в Германии. Сегодня исторический центр старого Берлина сохранен и восстанавливается в том виде, в котором он был в XIX - начале XX века. Немцы восстанавливают исторический облик своей столицы. Наверное, мы могли бы брать с них пример в вопросах, касающихся исторического восстановления, сохранения своих традиций, своего наследия.

Пример других народов - тоже пример. Но у нас есть пример своего народа. Вы посмотрите на Замоскворечье. Не случайно Шмелев назвал его "райским садом Москвы". Это был купеческий район. И каждый купец, как благодарение Богу за то, что тот помог разбогатеть, оставлял после себя красивый храм. Поэтому их такое множество здесь сохранилось до сих пор. Вот пример наших предков. Надо следовать этому правилу. Разрушать легко, а созидать трудно. 

В последнее время мы наблюдаем, с одной стороны, процесс восстановления многих храмов и монастырей, переданных Православной Церкви. С другой стороны, под предлогом реконструкции во многих городах идет варварское искажение исторической городской застройки. Как, по-вашему, можно решить эту проблему?

Это градостроительные задачи. Скульптор как гражданин может высказать свое мнение, но, к сожалению, не за ним воля, не за ним власть. Это компетенция властей, ответственных за градостроительные решения.

Облик наших русских городов, сложившийся в хрущевское и брежневское время, напоминает облик концлагерей. Этакие, знаете ли, спальные районы для организмов - не для человека, потому что в бетонных панельных домах для человека вредно жить: на каждом шагу встречаемся с онкологическими заболеваниями.

Прежде всего, должна быть четкая градостроительная политика. Не подражание Западу. Сегодня, например, в крупных городах, в том числе и в Москве, появляются так называемые офисные центры башенками. Везде башенки и башенки. Но ведь это - никакая архитектура. Строительные материалы, применяемые для внутренней отделки, в основном - пластмассовые, редко в каких домах встретишь натуральные материалы. Этот так называемый "евростандарт" убивает последние остатки традиций отечественной архитектуры, лучших образцов архитектуры других стран. В свое время великий архитектор Америки Фрэнк Ллойд Райт, критикуя французского архитектора Ле Корбюзье за его опусы в архитектуре, назвал их "картонной архитектурой". Постройки Ле Корбюзье и на самом деле напоминают картонную архитектуру: здания возводятся быстро, но вид у них удручающий, поскольку они космополитичны, они не имеют никаких традиций, никаких национальных корней. Вот и живем мы в каком-то стеклянном, вроде бы блестящем, окружении, которое в духовном отношении абсолютно выхолощено. И таких зданий в Москве появляется все больше и больше. Для того чтобы исправить положение, необходима правительственная политика в области градостроения, потому что градостроительная среда не менее важна, чем среда политическая и нравственная. Мы живем в этой среде, и она формирует наше сознание. В свое время наш великий композитор Георгий Васильевич Свиридов очень образно сказал: "Будете есть чужую кашу - будете и думать по чужому". Будете жить в окружении чужом - тоже будете мыслить по чужому. Это абсолютно правильное высказывание. Будем слушать чужие ритмы, чужие мелодии - так же будем и мыслить.



У Вас есть ощущение, что что-то меняется в лучшую сторону, или все так безнадежно?

Такое ощущение есть. Восстанавливаются храмы, восстанавливаются монастыри. Даже в этой "картонной архитектуре" появилась какая-то культура строительства. Пусть она еще находится в "евростандарте", но, если мы хотим быть нацией, не похожей на другие, иметь свое собственное лицо, мы должны проявлять свои национальные особенности во всем - в политике и, прежде всего, в культуре. Потому что ненациональная культура никому, никаким народам, не нужна. Культура может быть только национальной. Нам интересны, например, искусство негров или американская музыка по той простой причине, что они национальны. Так же, как им интересно русское искусство. Вне национальной природы искусства не бывает. Иначе это не искусство, а что-то такое космополитическое, "среднеевропейское", своего рода "евростандарт" в музыке, в литературе, в живописи, в скульптуре, где угодно.

Вы возглавляете Фонд славянской письменности и культуры. Не могли бы Вы подробнее рассказать о его деятельности и достижениях?

Я возглавляю эту организацию более 10 лет. Организация ставит основной своей задачей прославление и пропаганду наследия святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Это наши духовные покровители, и их заветам мы следуем во всей нашей деятельности - будь то в вере, будь то в политике, будь то в отношении к русскому языку, к славянам, к славянскому миру. Мы следуем этой традиции, потому что это вечно, на все времена. Кто может возразить против того, что, обращаясь в свое время к славянам, святые братья говорили: "Берегите свою православную веру. Это бесценный дар. Ослабеет она у вас - ослабеете и вы и станете легкой добычей и рабами других народов". Разве не это происходит сейчас?

За десять лет было проведено множество симпозиумов и конференций. В 1992 г. был проведен международный конгресс славянских культур. Мы впервые пронесли через все славянские страны благодатный огонь от Гроба Господня и установили его в нише цоколя памятника Кириллу и Мефодию, который мы, кстати, подарили городу Москве. По нашей же инициативе площадь Ногина была переименована в Славянскую площадь. По нашей инициативе праздник славянской письменности и культуры стал уже государственным праздником и география его расширилась практически на всю Россию. 24 мая - День славянской письменности - по сути дела, празднуется во всех городах и весях.

Что касается конкретных памятников, то, например, идея монумента на Прохоровском поле созрела внутри нашего фонда, большую часть этого монумента я сделал своими руками. Установлены, кроме того, и памятники святому князю Владимиру в Белгороде, нашему святому и преподобному богатырю Илье Муромцу в Муроме, и Александру Невскому в Курске, и Дмитрию Донскому в Николо-Угрешском монастыре, и Николаю Угоднику в Можайске, и преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже, и преподобному Серафиму Саровскому в Сарове (Арзамас-16). Много по России мы ставили и поклонных крестов. Когда мы ездили на родину Кирилла и Мефодия, в Салоники, поставили там крест от славянских народов. В Югославию, в город Нови-Сад, передан памятник преподобному Сергию.

Сейчас мы готовим съезд, который пройдет в конце мая 2001 г. Это будет съезд "триединого" русского народа: украинцев, белорусов и русских. Мы должны поднять как бы снизу мнение людей о том, что невозможно обойтись без объединения в единое государство народов Украины, Белоруссии и России. Природа русского народа - триединая. Это подчеркивается на всех симпозиумах и конференциях не только нашими, но и виднейшими зарубежными учеными-славистами. Воссоединение будет означать, что мы воссоединились в своей изначальной природе. Это то крепкое ядро, которое может сплотить весь славянский мир вокруг. Рассыплется это ядро - рассыплются славяне и, может быть, вообще исчезнут с лица Земли. 

Мы допустить этого не можем, поскольку каждый народ - со своим лицом, со своими особенностями, и тем самым он украшает мир в глобальном масштабе. Любой народ не живет только в своих пределах. Разноцветие народов и создает ту мировую гармонию, о которой мы все мечтаем. Нарушение этой гармонии ведет к катаклизмам, войнам, разрухе, голоду, эпидемиям и так далее.

Вы верите, что возможно подобное воссоединение русского народа? 

Я не только верю. Я знаю, что это единственная спасительная возможность - объединить триединый народ в единое государство. И на фоне этой волны, которую мы обязательно поднимем, сразу будут видны предатели и враги нашего народа.

Разрушение природы народа есть преступление и перед народом, и перед Господом Богом. Это аксиома, это закон. Как не верить в этот очевидный закон, если мы наследники святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Наша задача - делать все возможное, чтобы объединение свершилось как можно быстрее. Это важно для славян: и для украинцев, и для русских, и для белорусов. Мы не можем друг без друга жить. Наша история это доказывает. А процессы разъединения инспирируются врагами славян, России.

Враги у нас всегда были, есть и будут. Мы не собираемся никого ущемлять, мы только собираем свою природу и восстанавливаем ее, порушенную ныне этими разрушителями, сепаратистами, а чаще всего - агентами американского, немецкого или какого-либо иного влияния.

Не могли бы Вы рассказать о своих личных планах? Чем Вы встречаете новое столетие, новое тысячелетие?

Я всегда подозревал, что, несмотря на смену веков и тысячелетий, ничего особенного не происходит. То, что для нас кажется важным, для Господа Бога - совершенно неважно. Жизнь продолжается и в 2000-м, и в 2001 году.

Меня уже не исправишь и не изменишь. Я буду так же стоять на своей гражданской позиции. Буду так же работать, так же предлагать свои идеи, пытаться их воплотить.

Я убедился в том, если нам что-то удалось сделать, пусть даже часть из того, что было задумано, это всегда - созидательное начало.

Конкретный пример - Прохоровское поле. Когда моими усилиями и усилиями моих соратников, а кроме того, многих государственных деятелей и губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко был возведен такой огромный комплекс, вся Белгородская область оказалась поднятой на совсем другую высоту.

Не случайно сейчас Белгородская область по всем показателям идет впереди среди других областей России. Сразу усилился интерес к области. Потому что есть главный духовный стержень, символ. Это храм Петра и Павла и Звонница на самом поле сражения. А вокруг - сколько выросло новых дорог, как благоустроены села, деревни, районные центры. Сколько расселилось людей вокруг Прохоровского поля. В 1995 г. было 5 тыс., сейчас, наверное, стало еще больше. Люди, приехавшие из стран СНГ, с Севера, обрели свою родину. Это в основном, как сейчас говорят, русскоязычное население. Русские, украинцы, белорусы. Это приятно.

Если нам удастся, осуществим еще один проект. Мы задумали поставить на стыке трех границ - России, Украины и Белоруссии - храм во имя Живоначальной Троицы и вокруг село - Троицкое. Чтобы это был как бы прообраз нашего будущего государства. Где в одном селе жили бы русские, украинцы, белорусы, казаки. Проект уже есть, и слава Богу, наш президент В.В.Путин одобрил эту идею, ее поддержал президент Ассоциации приграничных областей Е.С. Савченко. Осталось на этом этапе создать попечительский совет или организационный комитет, который работал бы по образу и подобию комитета Прохоровского поля и сумел бы возвести комплекс. Конечно, много есть нерешенных проблем. Например, статус этого места - это вопрос межгосударственных соглашений. Но в принципе это возможно сделать. Я верю в то, что этот проект тоже завершится успешно.

Еще одна наша идея: под Москвой, в Тайнинском, там, где стоит памятник государю-императору, было место царских путевых дворцов. И мы хотели бы восстановить этот "царский остров" - один из красивейших уголков Подмосковья, находящийся сразу за кольцевой дорогой. Там были некогда пруды, был великолепный парк, в селе Тайнинском сохранился великолепный храм XVI в. Если восстановить хотя бы один путевой дворец, можно было бы развивать ресторанный бизнес, паломничество, туризм. 

Начало уже положено.

Теперь что нужно? Усилие со стороны московских властей: они должны быть заинтересованы в реализации этого проекта. Там, где мы поставили памятник императору, раньше была свалка. Худо-бедно благоустроили этот островок - насколько хватило сил и средств у общественности и у нашего фонда. Если мы совместными усилиями осуществим задуманное - появится в России еще одно красивое, благоустроенное место - Царский остров.

Ядро России всегда было в Церкви. Это и языковое, и культурное, и православное ядро. Господь Бог наградил Россию великолепным даром - черноземом, царь-почвой. Это явление уникальное, больше нигде в мире такого слоя чернозема нет. Это самая главная наша ценность, и мы должны его не только оберегать, но восстанавливать и поддерживать. Потому что чернозем хоть и царь почв, но требует ухода. Мы провели уже несколько научно-практических конференций и сейчас передали в Думу некоторые документы, с тем чтобы правительство взяло под особый контроль развитие и восстановление черноземного края как исконного исторического ядра России. Для этого нужна правительственная программа, а лучше, чтобы была программа президентская.

Вот этим занимаемся, общаемся и с депутатами Государственной Думы, с нашими экологами, учеными-почвоведами. Проводим поэтические и музыкальные вечера. Приходите к нам.

Хотелось бы пожелать Вам и Вашим соратникам успехов в той нелегкой работе, которой Вы занимаетесь. Надеюсь, что и в дальнейшем мы будем сообщать читателям нашего журнала о тех успехах, которые будут достигнуты в Вашей нелегкой, но необходимой работе. 

Мы готовы к сотрудничеству со всеми людьми, которые разделяют наши идеи, которые любят свою страну, любят свою землю и хотят что-либо сделать для нее.
 


Спасибо за интервью
Беседовал В.Штоль


 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]