Экономика
Обозреватель - Observer

Экономика городов
 

МОСКВА НАКАНУНЕ И ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЦЕН
НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ


Оценка общей ситуации и прогноз


Отказ от централизованного установления цен на широкий круг промышленных и потребительских товаров и произошедшее в начале января многократное повышение цен стало очередным этапом ценовой политики, выработанной еще в 1986-87 гг. Подготовка к отпуску цен на энергоносители и основные продовольственные товары - естественное завершение этой политики.

Цели правительства в денежно-кредитной сфере были обозначены предельно четко: "нулевой" или минимальный дефицит бюджета, ограничения на выдачу новых кредитов и контроль за ростом денежной массы в обращении. Собственно, большая часть предпринятых правительством мер (новые налоги, сокращение государственных расходов, отмена субсидий, новый порядок отчислений валютной выручки) направлена на финансовую стабилизацию. Поэтому именно по итогам финансовой и денежной политики первых месяцев 1992 года с уверенностью можно судить об успехах и неудачах экономической политики в целом. В течение двух месяцев на территории России было собрано всего 158 млрд. руб. В то же время уже ясно, что потребуется не менее 70 млрд. руб. дополнительных расходов.

В январе-феврале было собрано только 29% квартального плана поступлений налога на добавленную стоимость и лишь 8 (восемь) из запланированных 228 млрд. руб. дополнительных бюджетных расходов.

Налицо развал бюджетной политики. Конечно, реальную картину можно приукрасить с помощью арифметических упражнений, но факт остается фактом - расходы государства по-прежнему финансируются за счет эмиссии, а относительная величина бюджетного дефицита не уменьшается по сравнению с прошедшим годом.

ЦБР повысил резервные требования к коммерческим банкам и до 20 процентов увеличена ставка по кредитам на рефинансирование. Однако в то же самое время ЦБР кредитует отрицательное дебетовое сальдо каждого четвертого коммерческого банка, предоставляет льготные кредиты отраслям и регионам, подписываются соглашения о создании национальных банков в бывших автономных республиках. Итог такой политики - быстрый рост объемов кредитования. При этом для "сдерживания" денежной массы применяются нецивилизованные приемы: искусственная нехватка наличных денег, задержка платежей, проходящих через ЦБР, затяжка уже обещанных выплат.

Итоги первых двух месяцев после "либерализации" цен свидетельствуют о следующем:

Во-первых, провалилась политика доходов: по сравнению с утвержденной в законе величиной собранные налоги не составят и 45%, если не учитывать доходы и расходы от внешнеэкономической деятельности - будет получено не более 80% запланированных сумм. Причины в очевидном недоучете последствий спада производства и полном провале политики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, вскрылось искусственное занижение расходов по большинству статей (на социально-культурные расходы, дотации, субвенции местным бюджетам и др.).

В-третьих, политика "сбрасывания" на местные бюджеты подавляющей части социально-культурных расходов и дотаций, неурегулированность взаимоотношении республиканского и местного бюджетов, а порой и прямой обман местных органов власти со стороны республиканского правительства уже привели к началу "налоговых войн" между бюджетами разного уровня. В республиканский бюджет не перечисляются полностью установленные законом отчисления от налога на прибыль, нормативы отчислений от НДС в бюджеты территорий установлены только 17 марта Постановлением Правительства РФ № 169 и не соответствуют ранее подписанным протоколам и т.д.

В-четвертых, в течение двух месяцев выявилась вся абсурдность идеологии бездефицитного бюджета применительно к реалиям сегодняшнего состояния экономики. Дефицит бюджета остается значительным - не менее 30-40% всей суммы расходов республиканского бюджета, финансируется он практически полностью за счет эмиссии, а планы выпуска государственных займов на выгодных условия по-прежнему остаются благими намерениями. При этом до сих пор отсутствует какая-либо ясность с внебюджетными фондами, справок по ним в Верховный Совет правительство не предоставило.

Тяжелое положение большинства отраслей усугубляется отсутствием какой-либо промышленной политики государства. Спад объемов производства в первую очередь и в наибольшей мере сказывается на легкой и пищевой промышленности, жилищном строительстве, т.е. тех отраслях, которые и до этого не могли удовлетворить даже минимальные потребности населения. В то же время не закрываются предприятия базовых отраслей, гиперторожированное развитие которых очевидно. Спад приобретает неуправляемый характер.

Отсутствие промышленной политики не позволяет также своевременно решать вновь возникающие проблемы: скачок аварийности на производстве вследствие падения технологической дисциплины и чрезмерного износа основных фондов, рост задолженности предприятий, всеобщая нехватка инвестиций. Крупнейшей проблемой ближайшего будущего станет безработица.

Можно констатировать неудачу экономической политики правительства. Статистические данные первых двух месяцев 1992 г. отражают факт денежной экспансии на российский рынок со стороны других бывших союзных республик: зафиксировано значительное положительное сальдо России в межреспубликанской торговле, в январе денежные доходы нfселения РФ были на 3 млрд. руб. меньше, чем в декабре, тогда как в целом по рублевой зоне они возросли на ту же сумму. Отмечаются факты массовой закупки товаров народного потребления и продукции производственного назначения на российском рынке жителями и юридическими лицами других республик. Сдерживание роста денежной массы на территории России при отсутствии межреспубликанских договоренностей становится бессмысленным.

Таким образом, российское правительство по существу утрачивает контроль за развитием событий в экономике. Между тем, запланированное многократное повышение цен на энергоносители усилит уже сформировавшиеся тенденции и приведет к новому сокращению производства. Господствующей же тенденцией, по-видимому, станет децентрализация управления экономикой, а затем и регионализация России.

Состояние и проблемы экономики Москвы


К началу 1992 года экономика Москвы находилась в состоянии глубокого кризиса. По итогам 1991 года объем промышленного производства продукции, выпуск мяса, молочной продукции, сыров, растительного и животного масла, чая, сахара-рафинада, маргарина упал на 15-40%.

Производственные мощности промышленных предприятий г.Москвы в 1991 г. использовались в среднем на 75 процентов, а по производству некоторых видов продукции еще меньше. Экспорт промышленной продукции снизился на 13%. Стала хронической необеспеченность предприятий сырьем, материалами и комплектующими изделиями. Невозможно сохранить сложившийся объем производства. В результате спада производства и поставок в торговлю товаров народного потребления, в 1991 г. физический объем реализованной массы сократился на 18%. 780 тыс. человек состоит на учете в муниципальных округах, как имеющие менее 5 метров жилой площади на человека или пользующиеся льготами в улучшении жилищных условий (инвалиды Отечественной войны, семьи погибших, многодетные матери и другие).

В 1989-1991 годах число очередников увеличилось более, чем на 100 тысяч.

Финансовая деятельность предприятий и организаций в минувшем году проходила в условиях бессистемно сдерживаемого роста цен во всех отраслях народного хозяйства, снижения объема производства, номинального увеличения прибыли. До 40% производственной продукции было реализовано по договорным ценам, в том числе в машиностроении и металлообработке - более 50% основной продукции и 25% товаров народного потребления, в легкой промышленности - 73 65% соответственно. Розничные цены и тарифы на платные услуги возросли за год на 78%. На основные продукты питания московские цены превышали средний уровень по России в 2-7 раз.

В условиях все ускоряющегося роста цен и дифференциации доходов покупательная способность большой части населения резко упала. При таких затратах, по экспертной оценке, в числе малообеспеченных слоев населения (с доходами ниже прожиточного минимума) оказываются более 90 процентов москвичей.

Ближайшие перспективы


В конце февраля правительство утвердило подготовленный совместно с МВФ "Меморандум об экономической политике", определивший важнейшие меры, которые планируется осуществлять до конца года:

    - отказ от прямого государственного регулирования цен на основные продовольственные товары до конца марта: на нефть - в середине апреля 1992 г.;

    - введение дополнительных налоговых сборов и сокращение государственных расходов с целью сведения к минимуму бюджетного дефицита;

    - постепенный переход к единому фиксированному обменному курсу рубля, введение конвертируемости по текущим операциям, создание с помощью международных организаций стабилизационного фонда.

Правительственная реформа вступает во вторую фазу. Инициатором акции выступил МВФ, выдвинувший конкретные требования по стратегии реформирования российской экономической системы Целью своей политики второй фазы "режима выживания", которая начинается в условиях достигнутого "барьера платежеспособного спроса" и инициирована требованиями МВФ отпустить все цены на энергоносители, продолжить мероприятия по сбалансированию бюджета и укреплению рубля и провести не имитационную, а полноценную либерализацию цен на все виды товаров и услуг.

За право получить гарантии МВФ правительству придется пойти на серьезные "жертвы", отказаться от регулированных цен, а также от антимонопольной программы, с практически безграничным списком предприятий монополистов, цены на продукцию которых подлежат контролю. При этом МВФ ставит вопрос о пересмотре бюджетной стратегии; отпустить цены на топливо-энергетические товары и ввести нефтяной налог, с тем, чтобы часть доходов перераспределять я бюджет.

Сбалансированность бюджета - главное и непременное условие, без свертывания всей системы квотирования и лицензирования. Поскольку в сложившихся условиях не удается собрать налоги, правительство на оставшиеся кварталы 1992 года предусматривает дальнейшее ужесточение налоговой политики. Предполагается восстановить налоги на все товары, увеличение экспортных налогов на природные ресурсы, налог на экспорт в 20%, уплачиваемый по рыночном курсу, введение налога на потребление нефти в размере 40 процентов оптовой цены, введение налога на добавленную стоимость и акцизов на импорт, значительное уменьшение льгот по налогу на прибыль. Есть все основания полагать, что начавшийся сразу же за шоковой либерализацией спад производства под воздействием "второго шока без терапии" перерастет в коллапс экономической жизни.

Инициирующим фактором послужит скачок цен на энергоносители до уровня мировых. Нет никаких шансов полагаться на то, что правительство России сможет удержать цены на нефть в прогнозируемых масштабах (до 3,5 тыс. за тонну нефти). При этом резкий скачок будет сопровождаться введением 40-процентного нефтяного налога. Это значит, что наряду с еще одним радикальным повышением цен на все потребительские товары и услуги, большинство промышленных предприятий вынужденно остановят производство из-за отсутствия средств на закупку энергии. Последствия дальнейшего "отпуска" цен на энергоносители для Москвы можно проиллюстрировать на следующем примере.

Так, концерн "Газпром" уже установил "свободную" цену на 40% получаемого городом газа в размере 4 тыс. 500 руб. за 1000 куб. метров, что равносильно среднему увеличению цены газа с 50 до 1950 руб., а с учетом налога на добавленную стоимость до 2500 руб.

Что означает пятидесятикратное увеличение цены по сравнению с декабрем 1991 года? Рост средней пены электроэнергии и тепла по региону при этом составит 30-35 раз, а по некоторым группам потребителей до 55 раз. Между тем в республиканском бюджете не предусмотрено дополнительных расходов на дотации жилищно-коммунальному хозяйству, городскому транспорту, которые в большой мере возрастут после повышения цен на энергоносители. Нереалистично предполагать, что многократно возросшие расходы этих отраслей можно будет переложить на население.

Рекомендации я предложения


Исходя из особенностей сложившейся ситуации следует определять стратегию выживания Москвы в условиях экономического коллапса. Эта стратегия включает различные варианты действий:

    - ждать кредитов и помощи МВФ и добиваться субсидий у российского правительства;

    - готовить собственную программу (единую для всех городов) по выходу России из кризиса;

    - разработать рад защитных мер для Москвы.

Первый вариант, судя по политическому и экономическому климату, практически исключен. Кредиты, если вообще поступят, то не ранее осени. Субсидий правительство не дает - не из чего. 

Поэтому основной упор предлагается сделать на второй вариант. Речь идет о большой приватизации, прежде всего предприятий ВПК.

Третий вариант - это вынужденные протекционистские меры. Из реализация необходима для сглаживания крайне негативных последствий либерализации цен на энергоносители, на городское хозяйство и социальную обстановку в Москве.

Бюджетная политика


Доходы городского бюджета. Ключевой проблемой здесь является распределение налоговых отчислений между городским и республиканским бюджетом прежде всего это относится к налогу на добавленную стоимость. Необходимо добиться максимальной (и обязательно стабильной на гол) - ставки отчислений НДС в бюджет города. 17,9% недостаточно.

Временными резервами дополнительных доходов могут послужить остатки средств на счетах городского бюджета, средства негосударственных предприятий, привлеченные под конкретные социальные программы. Можно также достичь договоренности с крупными госпредприятиями, имеющими устойчивое финансовое положение, об их участии в финансировании конкретных программ (городской транспорт, конкретные клиники и др.).

Дополнительным финансовым источником для городского хозяйства может стать бартерный обмен или реализация по свободным ценам части производимой в Москве продукции, на которую установлены регулируемые цены (если правительство Москвы будет закупать эту продукцию по твердым ценам в городской обменный фонд). Вырученные средства должны зачисляться во внебюджетные фонды.

По-видимому, в сегодняшней ситуации нецелесообразно было бы вводить новые местные налоги. Суммарный пресс уже существующих налогов снижает деловую активность, а негативная реакция населения на введение каких-либо сборов перевесит финансовый выигрыш, который не может быть значительным. Предпочтительны повышение ставок акцизов на некоторые виды товаров.

Расходы городского бюджета


При планировании расходной части городского - бюджета сегодня целесообразно сделать прогноз финансовых возможностей города на конец года с учетом сужения доходной базы и уже сейчас отказаться от тех расходов, от которых неизбежно придется отказываться.

В частности, придется свести к минимуму капиталовложения, сосредоточив их только на небольшом числе пусковых объектов и "узких местах" систем жизнеобеспечения. Не удастся сохранить объемы строительства и ввода жилья, соответствующие решения нужно принимать уже сегодня. Возможно, лишь увеличение доли нового жилья, предоставляемого за плату (ЖСК, аукционы), с разъяснением направлений использования вырученных средств. Возможна также реализация предприятиям квартир на условиях самостоятельного проведения отделочных работ. При любой политике городских властей в этой, кране болезненной сфере, необходимо четкое разъяснение реального положения дел и планов правительства Москвы.

Вызывает сомнения необходимость в сложившихся условиях начинать какие бы то ни было крупные проекты за счет средств городского бюджета. Это можно отнести и к созданию милиции общественной безопасности. Очень осторожно следовало бы подходить и к установлению дополнительных выплат из городского бюджета каким-либо категориям работников. Эффективность денежных выплат в сегодняшней ситуации крайне невелика, и они будут применяться только для нетрудоспособных в сочетании с натуральной помощью.

Однако вряд ли можно считать оправданной жесткое сокращение расходов в сферах, прямо связанных с жизнеобеспечением людей, например, в здравоохранении.

Способы финансирования дефицитa


Поскольку дефицит неизбежен, то есть только два способа его финансирования: получение права оставлять большую часть налоговых отчислений в городском бюджете или кредит Центрального Банка (к нему уже прибегло правительство Москвы). По-видимому, придется идти сразу по двум этим направлениям. В переговорах с Минфином РФ можно настаивать на принципе равной относительной величины дефицита городского и республиканского бюджетов.

Ориентироваться на выпуск ценных бумаг (городской заем) бессмысленно: решения российского правительства по вопросам задолженности Внешэкономбанка предприятиям и гражданам внутреннего выигрышного займа 1982 года подорвали и без того не слишком значительное доверие людей к государственным ценным бумагам.

Необходимо учитывать, что в сложившейся экономической ситуации преимущество получают не те органы власти, которые максимально сокращают свои расходы, а те, кто прибегает к тактике опережающей инфляции, поддерживая на своей территории относительно высокий уровень цен и доходов населения.

Необходима детально проработанная, четко определенная по срокам комплексная программа, включающая мероприятия в сфере занятости, политику в области цен и доходов, помощь престарелым, инвалидам, детям, программу воздействия на рынок потребительских товаров, прежде всего, продуктов питания и товаров первой необходимости. Мероприятия во всех этих областях должны быть четко скоординированы между собой и во времени с тем, чтобы избежать концентрации негативного потенциала в социальной сфере. Программа должна носить оперативный характер и рассчитываться максимум на квартал.

Формирование рынка труда


В рамках этой программы необходимо обратить внимание на формирование активной политики на рынке труда, разработке мер предупреждения массовой безработицы. К числу мероприятий активной политики относятся: стимулирование, в том числе и через систему налогообложения, дополнительных рабочих мест, расширение сфер приложения труда, включая увеличение их в результате приватизации частного сектора, переобучение, реабилитацию, организацию общественных работ.

Все указанные мероприятия должны быть согласованы с планом структурной перестройки экономики Москвы, в том числе ВПК. Главная задача - не допустить массовой безработицы и сократить ее срок в тех случаях, когда они неизбежна. Особое внимание следует уделять предприятиям, которым грозит закрытие. Здесь речь идет не об отдельных безработных, а о целых коллективах, которые неизбежно сплотятся на общих проблемах и могут выступить в качестве организованной силы. В целях недопущения обострения социальной напряженности целесообразно, насколько это возможно, сохранять скрытый характер безработицы (в том числе и в виде отпусков, сокращенного рабочего дня и т.п.), но параллельно готовить дополнительные рабочие места, систему переподготовки кадров, общественных работ и т.п.

Нежелательно укрупнение служб занятости. Их лучше рассредоточить по территориям города и дополнить негосударственными службами помощи безработным. Скопление в одном месте большого количества высвобожденных работников, очереди на биржах труда могут стать причиной социальных конфликтов.

Политика по отношению к пособиям по безработице должна строиться с учетом того, чтобы не спровоцировать высокую официально признанную безработицу, для которой у нас есть почва.

Цены и доходы 


В сложившейся ситуации разработка политики во области цен и доходов очень сложна, но потеря контроля в этой области может существенно осложнить положение во всех прочих областях. Для определения политики в сфере ценообразования особенно важно иметь достоверную информацию о динамике розничных цен, так как формы регулирования цен и доходов существенно меняются в зависимости от динамики роста цен. Так, при высоком уровне цен и быстром темпе роста индекса цен, системы денежного вспомоществования могут оказаться не только неэффективными, но спровоцировать дальнейшее раскручивание спирали "цены - доходы".

В этой области необходимы определенные критерии, позволяющие гарантировать населению хотя бы физиологический минимум потребления. Для этого нужен пусть минимальный, но строго контролируемый набор продуктов питания по регулируемым ценам. Необходимо держать под строгим контролем соотношение между минимальными денежными выплатами и величиной прожиточного минимума. Необходимо иметь в виду, что в сложившейся ситуации методика расчета прожиточного минимума должна быть уточнена. По нашему мнению, его следует ограничить текущим потреблением (включающим основные продукты питания, медикаменты, предметы санитарии и гигиены, самые необходимые продовольственные товары). Важно оперативно отслеживать динамику изменения прожиточного минимума в связи с ростом цен.

Одним из важнейших аспектов политики доходов в условиях высоких темпов инфляции является переориентация с денежных выплат на натуральные Пропорция между этими формами вспомоществования может меняться и должна быть обоснована, исходя из темпа обесценивания денег и направленности помощи на конкретные группы.

Например, пенсионерам в ряде случаев Значительно полезнее натуральные виды помощи. Такой подход особенно важен в условиях гиперинфляции. Следует считывать, что порог ощутимости денежных выплат в условиях гиперинфляции очень высок. Следовательно, даже значительные увеличения денежных выплат не обеспечивают адекватного повышения уровня жизни, раскручивая тем не менее, все более мощную инфляционную спираль.

Обеспечение населения основными продуктами питания


Данная программа должна включать несколько блоков:

    - анализ состояния рынка потребительских товаров по Москве в целом и по отдельным районам города;

    - процесс поступления и распределения населением Москвы основных продуктов питания; прогноз платежеспособного спроса населения в связи с ростом цен и изменением состава продуктов питания на рынке;

    - анализ состояния системы общественного питания. Особое внимание следует обратить на то, чтобы некоторые группы населения, например, дети имели равный доступ к жизненно необходимым продуктам. Так, на наш взгляд, было бы целесообразно не просто раздавать московским школьникам сухое молоко, а организовать через школы ежедневный завтрак с выдачей молока всем детям. В условиях высоких цен на продукты питания и наличия возможности их перепродажи, адресность такого типа помощи приобретает особое значение.

Сфера бесплатных услуг: здравоохранение, образование


Несмотря на резкое ухудшение состояния социальной инфраструктуры и практическое отсутствие источников ее финансирования, необходимо приложить все усилия для того, чтобы сохранить хотя бы частично систему бесплатного обслуживания населения. Особое внимание следует обратить на здравоохранение и среднее образование. Возможно в здравоохранении введение определенного набора услуг, предоставляемых бесплатно всем гражданам. Бесплатным должно быть лечение детей. Необходимо укрепить связь детских районных поликлиник со школами. Медики должны участвовать и в решении вопросов распределения гуманитарной помощи для детей, и в контроле за качеством школьных обедов и завтраков. Необходимо иметь в виду, что многие семьи уже сегодня не в состоянии обеспечить детям нормальные условия.

Самостоятельным является вопрос о постоянном контроле за социальной напряженностью в горст. В создавшихся условиях вспышки социального недовольства неизбежны. Необходимо локализовать такого рода проявления, избегать скопления людей, недовольных теми или иными фактами, препятствовать процессам превращения потерявших ориентацию людей в организованную силу. Очень важно постоянно объяснять смысл, последовательность действий, ожидаемые результаты мероприятий, проводимых правительством. Все мероприятия, связанные с социальной сферой, должны быть хорошо организованы.

Предложенные рекомендации носят самый общий характер. Программы по соответствующим направлениям должны быть разработаны на основе всестороннего анализа сложившейся ситуации.

Первоочередные меры


1. Направлять средства бюджета города, высвобождаемые в результате либерализации цен, на пополнение фонда финансовых ресурсов для социальной защиты населения Москвы, имея в виду их целевое использование для поддержки наиболее социально уязвимых слоев населения.

2. Ежеквартально утверждать прожиточный минимум в г.Москве, исходя из минимального прожиточного бюджета, складывающегося из следующих элементов:

    - минимальная продовольственная корзина по группам населения;

    - минимальная корзина по промышленным товарам;

    - стоимость платных услуг (бытовое и коммунальное обслуживание).

Исходя из этого, проводить индексацию доходов населения.

3. Предусмотреть ежеквартальные компенсационные выплаты для пенсионеров на одежду и обувь, исходя из минимальных потребностей.

4. В связи с инфляцией предусмотреть дополнительные ассигнования для учреждений социального обеспечения, здравоохранения, народного образования (дома-интернаты, дома ребенка, детские больницы, родильные дома, госпитали, больницы и т.д.).

5. Сохранить действующие выплаты на детей, не посещающих детские дошкольные учреждения в размере 150 руб. в месяц, дотации на питание школьникам 5-11 классов довести до 100 руб. в месяц со II кв. 1992 г. 

6. В целях эффективного использования материальных ресурсов и обеспечения малоимущих граждан одеждой и обувью, постельными принадлежностями передать магазины "Ветеран" и столовые, обеспечивающие граждан бесплатным питанием. Комитету социальной зашиты населения г.Москвы.

В перспективе увеличить количество граждан, пользующихся бесплатным питанием до 150 тыс. человек.

Политика приватизации


Политические и организационные мероприятия.

Необходимо упорядочить структуры органов, занимающихся приватизацией. В городе существуют, по меньшей мере, 3 центра, каждый из которых, правомочен принимать решения по приватизации: Москомимущество, фонд имущества и мэрия. Четкого разделения ответственности между этими структурами пока нет. Неясен до конца также статус префектур, муниципальных округов, а их руководители принимают решения относительно приватизации конкретных объектов. Следствием такого положения является принятие противоречащих друг другу документов. Причины же во многом "внешние" для города: нечеткость соответствующих норм законодательства России о приватизации, нестабильность власти, неопределенность в разграничении полномочий. Однако многое можно сделать и на уровне Москвы: четко разграничить функции органов самоуправления, занимающихся приватизацией, определить персональную ответственность руководителей за возглавляемый участок, устранить противоречия в уже принятых документах.

Не менее опасно почти полное отсутствие официальной информации о ходе приватизации в Москве. Население не имеет ясного представления о юридических нормах, правила и механизме приватизации. Такая информация особенно необходима по ключевым вопросам, затрагивающим интересы всех социальных слоев: приватизация жилья, предприятий торговли и сферы услуг, права работников приватизируемого предприятия. Необходимо опубликовать основные нормативные документы, ввести практику постоянного информирования населения по нескольким каналам (например, "Куранты", "Добрый вечер, Москва!" и т.п.).

Правовое обеспечение


Во всех нормативных документах, регулирующих процесс приватизации, должно содержаться обязательное разъяснение употребляемой терминологии, ссылка на нормативный акт, в котором дается детальная трактовка термина, содержание правомочии, выражаемое термином. Необходимо разработать максимально детализированные типовые схемы деятельности, вплоть до конкретных служб и отделов в органах государственной власти, в которые следует обращаться гражданам.

Должен быть предусмотрен порядок защиты прав сторон и ответственность за неисполнение принятых на себя обязательств. В большинстве же принимаемых нормативных актов порядок обжалования действий сторон, участвующих в приватизации, и ответственность органов, принимающих решения, не урегулированы. 

Необходимо подготовить концепцию работы правоохранительных органов по проблемам, возникающим в ходе приватизации госсобственности. Проблемы эти будут нарастать с каждым месяцем и оставлять процесс приватизации вне поля зрения правоохранительных органов весьма рискованно. Необходимо активизировать деятельность органов внутренних дел по охране собственности, поставить им четкие задачи и наделить соответствующими полномочиями.

Для придания большей динамичности процессу необходимо отказаться от ориентации на работу в "индивидуальном" порядке с каждым предприятием. Разумеется, рад крупных объектов (таких, как ГУМ и др.) необходимо приватизировать по специальным проектам. Однако весьма актуальным является разработка единых правил и типовых документов плана приватизации, например, конкретизирующих требования государственной программы и применимых для большинства объектов. Очень важно свести к минимуму исключения, о которых, по возможности, следует информировать население.

Социальные аспекты


Наиболее острым является вопрос о реальном сохранении профиля торговых предприятий в отдоенных микрорайонах, центре города и т.д. Существуют структура спроса на недвижимость (преобладание спроса на нежилые

помещения), что делает весьма вероятным массовое явное или скрытое перепрофилирование объектов торговли. Москомимуществом ведется определенная работа в этом направлении (в договоры купли-продажи включаются требования о сохранении профиля и т.д.), однако этого может оказаться недостаточно. Необходимо разработать четкие правила о гарантированном минимуме потребительских товаров в приватизированных магазинах. В них конкретно предусмотреть, скажем, какие сорта хлеба, молока должны быть в продаже, детально расписать режим работы частных магазинов на определенный срок и т.д.

Внешнеэкономическая политика


В настоящее время Москва является самым дорогим городом в Российской Федерации и наиболее вероятным местом социального взрыва при резком увеличении цен, росте безработицы за счет сокращения собственного производства, требующего валютных ресурсов для закупки импортных запчастей и оборудования.

В то же время Москва не имеет стабильных источников валютных поступлений от организаций и предприятий, действующих на территории города, правительство Москвы не имеет валютного бюджета, а его валютные средства, находящиеся во Внешэкономбанке СССР, заморожены и вряд ли будут возвращены.

В связи с этим предлагается добиваться принятия следующих решений:

1. Правительством Москвы создать специальный залоговый фонд муниципального имущества под гарантии иностранных инвестиции.

2. Правительству Российской Федерации возвратить валютному фонду правительства Москвы 18 млн. долларов США за счет средств республиканского валютного резерва РФ с возмещением правительством Москвы рублевого эквивалента указанных средств по средневзвешенному курсу доллара США, действовавшему в 1991 г.

3. Отвести в пределах Москвы с прилегающей зеленой зоной земельный участок площадью 30-60 га для создания крупного рекреационного комплекса с привлечением иностранного капитала и передачей земли в аренду на 99 лет.

4. Установить, что с иностранных юридических и физических лиц арендная плата за землю в 1992-1993 гг. взимается в свободно конвертируемой валюте, предоставив правительству Москвы право самостоятельно устанавливать им размер и порядок взимания, а также расходования арендной платы за землю. Арендную плату за землю в свободно конвертируемой валюте зачислять на специальный валютный счет правительства Москвы с отчислением от нее правительству Российской Федерации не более 10%.

5. Предоставить правительству Москвы право самостоятельно устанавливать плату за услуги (включая коммунальные), оказываемые муниципальными предприятиями советским и иностранным юридическим и физическим лицам, за исключением дипломатического корпуса, в свободно конвертируемой валюте с зачислением полученных средств в валютный фонд правительства Москвы.

6. Предоставить правительству Москвы право взимать в иностранной валюте в 1992-1993 гг. налоги на доходы и прибыль иностранных юридических лиц с зачислением 50% налогов в республиканский бюджет, 50% - в бюджет г. Москвы. Налоги в иностранной валюте, полученные с иностранных и российских физических лиц, подлежат зачислению в бюджет Москвы в размере 100%.

7. В целях привлечения иностранного банковского капитала в экономику города предоставить правительству Москвы право создания свободных зон, в которых не допускаются меры по принудительному изъятию иностранных инвестиций, кроме как по решению Верховного Суда Российской Федерации, гарантируется после уплаты зональных налогов право беспрепятственного перевода за границу полученной ими иностранной валюты в любой удобной для иностранного инвестора форме и действуют другие льготы.

8. Предусматривать ежегодное выделение средств из республиканского валютного резерва Российской Федерации для осуществления Москвой столичных функций, реализации республиканских программ.

9. Предоставить правительству Москвы право регистрировать иностранные компании и банки на территории Москвы.

10. Передать в собственность городу четыре столичных аэропорта и два авиаремонтных завода.

11. Снять республиканские налоговые ограничения при проведении в Москве международных фестивалей, аукционов, ярмарок и т.п. с сохранением местных налогов и сборов.

12. Создать на территории Москвы свободную таможенную зону для транзита грузов, направляемых из-за границы в центральные регионы.

13. Ввести следующие валютные налоги и сборы на территории Москвы:

    - столичный разовый подушный сбор на приезжающих в Москву иностранцев в сумме 20 - 25 долл. США (90% в бюджет города, 10% таможенной службе);

    - городской сбор на валютную торговлю и оказание услуг за валюту в размере 0,5% валютной выручки (90% в бюджет города, 10% налоговой инспекции);

    - сбор на операции с ценными бумагами, включая операции по обмену валюты, в размере 0,25% от суммы сделки (90% в бюджет города, 10% налоговой инспекции);

    - валютные разовые сборы за выдачу патентов и лицензий на те виды коммерческой деятельности, которые связаны с получением валюты на территории Москвы;

    - сборы с иностранных юридических и физических лиц за использование кино-, видео-, фото- и полиграфической продукции с видами города в коммерческих целях;

    - разовый регистрационный сбор с иностранных юридических лиц за использование товарных знаков и наименований с московской символикой в коммерческих целях;

    - обязательный страховой сбор с автотранспорта, принадлежащего иностранным юридическим и физическим лицам в размере 20-25 долл. США с транспортного средства (90% в бюджет города, 10% ГАИ Москвы).

14. Изменить порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории российской Федерации, установленных постановлением правительства России от 31.12.91 № 90, предоставив правительству Москвы право распределения региональных квот экспорта продукции государственного значения (согласно приложения 3 постановления N90) по предприятиям-изготовителям, расположенным на территории Москвы.

Правительству Москвы предоставить право утверждать перечень товаров, экспорт и импорт которых будет осуществляться по региональной квоте (до 10% от объема производства).

15. Установить для правительства Москвы квоты на экспорт (в том числе не основе бартерных сделок) сырьевых товаров, купленных на биржах.

Установить, что при поставке предприятиями указанных товаров на экспорт в счет квоты правительства Москвы 25% экспортной выручки подлежит зачислению в валютный фонд правительства Москвы.

16. В законодательном порядке установить для любых юридических и физических лиц льготное налогообложение при инвестировании в промышленность или строительство социально важных объектов в Москве сумм более 100 млн. долл. США. 

17. Правительству РОССИЙСКОЙ Федерации установить квоты на продажу на московских биржах сырьевых товаров вместе с лицензией на их вывоз с отчислением в валютный фонд правительства Москвы комиссионных в размере 5% от обшей валютной стоимости экспортируемого товара.

Экономия энергоресурсов


Оперативные меры:

1. Переключение потребителей тепла РТС на теплоснабжение от ТЭЦ выборочно (по гидравлическим режимам) с 1 апреля с.г. и полностью после окончания отопительного сезона.

2. Выборочное отключение горячего водоснабжения промышленных, административных и жилых зданий по скользящему графику (3 раза в неделю).

3. Снижение температуры теплоносителя по сравнению с нормативным графиком.

4. Снижение пиковой нагрузки в утренние и вечерние часы путем внедрения лимитов, изменения начала и окончания рабочих смен, перенос рабочих дней части предприятий на субботу и воскресенье. 

5. Отключение световою рекламы, снижение освещенности улиц.

6. Введение квот на потребление электроэнергии для промышленных и других потребителей с применением штрафных санкций вплоть до отключения за превышение квот.

7. Запрещение применения электрической энергии для отопления и горячего водоснабжения в промышленности.

8. Введение квоты на поставку тепловой и электрической энергии в область от ТЭЦ, расположенных в черте города.

9. Снижение интенсивности движения электрифицированного городского транспорта в дневное время. 

10. Снижение расхода электроэнергии на подачу водопроводной воды в город за счет сокращения одновременно работающих насосных агрегатов в ночные часы.

11. Введение квот на потребление газа промышленными предприятиями для технологических и отопительных целей. 

Организационно-технические мероприятия


12 Ввести в действие в законодательном порядке механизм стимулирования энергосбережения, основанный на применение системы дифференцированном, т и ч. использования.

13. Установить тарифы на электрическую и тепловую энергию, дифференцированные по времени суток.

14. Организовать на предприятиях Москвы массовое производство автоматического регулирования и контроля за режимом энерго-водопотребления.

15. Организовать на предприятиях стройиндустрии Москвы выпуск строительных конструкций зданий с улучшенными теплотехническими характеристиками. Обеспечить выпуск на трубозаготовительном комбинате Мосинжстроя труб с улучшенной тепловой и антикоррозийной изоляцией.

16. Создать целевую инспекцию по контролю за рациональным и экономным расходованием энергоресурсов, режимами энергопотребления, соблюдением лимитов и квот, наделив ее юридическим правом применения штрафных санкции.

17. Ужесточить контроль за утеплением зданий, работой инженерного оборудования, устранением утечек теплоносителя и воды.

18. В целях выявления эффективности использования энергоресурсов провести инвентаризацию энергопотребляющего оборудования, зданий и сооружений с составлением соответствующего паспорта.

19. В целях финансирования энергосберегающих мероприятий и программ создать городской внебюджетный фонд энергосбережения.

20. Просить правительство Российской Федерации разрешить ввести льготное налогообложение за применение эффективного энергосберегающего оборудования, материалов и технологий, применение альтернативных источников энергии.

21. В средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение) развернуть работу по разъяснению необходимости энергосбережения, ознакомлению с положительным опытом в области рационального и экономичного использования энергоресурсов.

Материал предоставлен Эпицентром

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]