Обозреватель - Observer
Экономика

Переход к рынку и результаты стабилизации в Венгрии

Рыночные отношения

М.УСИЕВИЧ, доктор экономических наук

К моменту перехода к рынку Венгрия имела более чем двадцатилетний опыт реформ, обеспечивших подъем сельскохозяйственного производства, насыщенность потребительского рынка. Это способствовало сбалансированности потребительского рынка в процессе экономической реформы, сделало ее привлекательной для населения, послужило социальным амортизатором в самые сложные экономические и политические периоды.

Национальная валюта - форинт - после смены системы не потеряла роли денег, стала привлекательной для иностранного капитала. В результате постепенной (с 1968 г.) либерализации цен и импорта, сопровождавшейся сохранением определенного регулирования со стороны государства, пропорции цен приблизились к пропорциям цен мирового рынка, не разразилась столь разрушительная инфляция, как это было в Польше или Югославии.

Правда, несмотря на это, с середины 80-х годов в Венгрии, так же как и в других странах региона, начался экономический кризис, выразившийся в стагнации производства, огромной внешней задолженности, инфляции. дефиците госбюджета. Глубинной причиной кризиса была устаревшая и неэффективная структура экономики, тесно связанная с сотрудничеством в рамках СЭВ, в первую очередь с бывшим Советским Союзом. В последние годы этот кризис обострился под влиянием системных преобразований, связанных с переходом к рынку, и вследствие развала рынка СЭВ. Поэтому переход к рынку здесь неизбежно сочетался со стабилизацией экономики.

В результате первых свободных выборов весной 1990 г. к власти пришло коалиционное правительство консервативно-народническо-христианского направления во главе с Йоже-фом Анталлом. Уже к сентябрю 1990 г. была разработана правительственная Программа национального обновления, которую в части экономической политики дополнила в феврале 1991 г. "Программа перестройки и развития венгерской экономики (стабилизация и конвертируемость)", получившая в обществе имя ее основного разработчика М. Купы. Она охватывала четыре года. Поворот в экономике должен был произойти меньше чем за год. Уже в 1992 г. намечалось прекратить спад производства и осуществить его польем до 3% (в 1994 г. до 6%), снизить инфляцию до 21% в 1992 г. и 13% в 1993 г., а затем до однозначных цифр.

Основные задачи падали на 1991 г. - год рыночной перестройки. создания правовых основ рынка и приватизации. Правительство возлагало большие надежды на частный сектор, который за 2-3 года должен был возрасти с 8 до 35 % при снижении доли государства ниже 50%. Долю иностранного капитала предполагалось повысить с 2-3 до 30%. Каковы же основные итоги? Прежде всего, не удалось предотвратить спад производства, составивший в 1990г.око-ло 10%, в 1991 г. - 19% и в 1992 г. на уровне 15% (за январь - август). С 1992 г. начало разваливаться сельское хозяйство из-за неуверенности крестьян в завтрашнем дне, связанной с иде-ологизацией и поспешностью аграрных преобразований в деревне, передачи значительной части земель по закону о компенсации бывшим собственникам, роста ножниц между закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию и иенами на промышленные товары для сельского хозяйства. Валовый сбор зерновых, составивший в 1992 г 5,4 млн. т., сократился на 30% по сравнению с 1991 г., сбор пшеницы упал на 42%. 

Сокращается поголовье скота из-за недостатка кормов и ограниченности платежеспособного спроса. Падение сельскохозяйственного производства в 1992 г., по предварительным данным, составляет 15-20%.

Сокращение производства вызывает рост безработицы. Если еще в 1989 г. она не достигала 1 % занятых, то на конец 1991 г. она составила уже около 8% занятых, в августе 1992 г. -около 11%, в 1993 г. прогнозируется пик безработицы до 17-20%. После марта 1992 г. выплата пособий по безработице уже покрывалась из госбюджета, дефицит которого к апрелю превысил 78 млрд. фор. По договоренности с Международным валютным фондом эта цифра должна быть только к концу года.

Беспокойство специалистов вызывает и угроза финансового краха многих крупных и мелких предприятии. Процесс банкротства уже охватил около 2000 предприятий, причем значительную их часть ожидает ликвидация. Общая задолженность хозяйственных предприятий друг другу, банкам, налоговому управлению достигает 17-20% ВНП.

Более благоприятные результаты достигнуты во внешнеэкономической сфере. Достижением является сохранение платежеспособности, хотя сумма обслуживания долга превышает 4 млрд. долл., а также пятикратное увеличение валютных резервов, объем которых достиг почти 5 млрд. долл. Вместе с тем валовая задолженность увеличилась с 21,2 млрд. долл. в 1990 г. до 22,6 млрд. долл. в 1991 г. и осталась на этом уровнена 1992 г. Благодаря росту валютных резервов сумма чистой задолженности сократилась с 14,8 млрд.долл. на конец 1991 г. до 13 млрд. долл. в 1992г. Наиболее эффектное улучшение наблюдается в замедлении темпов инфляции: после 3,5% в 1991 г. ее рост в этом году, очевидно, составит не более 25%. Очень важно, что пока удавалось сохранить управляемость инфляцией в Венгрии и более низкий ее рост, чем в ряде других стран региона.

Вес это напоминает нашу действительность, разумеется, не один к одному, а 1 к 100, т.к. при всей кризисное венгерской экономики для нас это предел мечтаний.

Поскольку подъема в экономике, предусмотренного программой М. Купы, не произошло, в июне 1992 г. парламенту была представлена новая рабочая программа правительства, составленная под руководством министра без портфеля Т.Сабо, декларировавшая оживление экономики. Поскольку она не опиралась на реальные условия роста, о ней вскоре замолчали. В сентябре перед переговорами с МВФ появилась вторая программа М. Купы на 1993-1994 гг. с откорректированными в соответствии с действительностью данными за 1991 и 1992 гг.

Программу отличает более сдержанный оптимизм. На 1993 г. намечается рост ВНП О-3% (вместо 5% в первой программе), промышленности - О (ранее 2-2,5%), дефицит в размере 5,4-6,7% от ВНП (ранее 0,8%). По прогнозам независимых исследовательских институтов будет стагнация.

Основной стратегической целью реформ в Венгрии является создание сильного социального рыночного хозяйства, основанного на частных собственности и предпринимательстве, ликвидация монополии и развитие свободной конкуренции. Одним из главных средств создания такого хозяйства в Венгрии, как и в других странах Восточной Европы, признана приватизация. У венгерской приватизации есть три основные особенности: 1 - это не обвальная, стремительная приватизация, а процесс, основной рывок в котором должен быть осуществлен в течение 3- 5 лет; 2 - приватизация преимущественно платная; 3 - средства от продажи государственных предприятий возвращаются в экономику на модернизацию приватизируемых предприятий и создание гарантийных фондов для банков, выдающих кредиты под приватизацию (в связи с резким ростом дефицита госбюджета в 1992 г. более 80% доходов от приватизации были направлены на погашение госдолга и пополнение доходов госбюджета).

В условиях платности основным социально-экономическим ограничителем приватизации является нехватка отечественных капиталов. За счет сбережений населения, которые оно могло бы вложить в приватизацию, можно было бы в ближайшие годы выкупить не более 7-10% основных фондов. О недостатке отечественного капитала говорит и такой факт: из 40 млрд. фор. доходов, полученных в 1991 г. от приватизации, 85% поступили в девизах от иностранных покупателей, примерно такая же пропорция сохранилась и в 1992 г. Процесс предполагается ускорить за счет преобразования крупных государственных предприятий в акционерные общества и другие хозяйственные ассоциации. В ряде случаев это не означает приватизации, так как не происходит смены собственника: преобразование происходит при определяющем участии государства. Однако акционеризация создает условия для последующей приватизации.

Тем не менее в Венгрии не отказываются от принципа платности приватизации. Здесь считают, что смысл приватизации не просто в смене собственника, а в создании слоя новых собственников, способных к ответственным и заинтересованным действиям ради эффективной деятельности и приумножения капитала. Такой слой собственников не может быть создан на основе очередных административных мер. Для облегчения условий отечественным предпринимателям предлагаются льготные кредиты, лизинг. В последнее время министр приватизации высказал идею выпуска нового платежного средства для приватизации - кредитных билетов.

Существенную роль в венгерской приватизации играет иностранный капитал. На середину 1992 г. его приток превысил 4 млрд. долл. - около 60% всего иностранного капитала, вложенного в страны региона. В основном привлечение капитала происходит через создание совместных предприятий, число которых в середине 1992 г, составило 13250. В основном это небольшие вложения, хотя принимают участие крупные американские корпорации - "Дженерал электрик", Дженерал моторе", японская фирма "Судзуки" и др. По величине вложении первенствует американский капитал, по их числу - австрийский и германский. Однако в последнее время и эти крупные иностранные предприятия начали испытывать трудности из-за чрезмерной открытости внутреннего рынка, нереальности курса форинта, который не отражает степени инфляции внутри страны.

По оценке заместителя директора Государственного имущественного агентства, к концу 1992 г. в частном секторе производилось около половины ВНП страны. По мнению конъ-юктурного института Копинт-Даторг, эта доля составляет 30-40%. Удельный вес приватизированных основных фондов значительно меньше.

Последовательно осуществляя приватизацию, венгры преодолели некоторую эйфорию в этом вопросе. Если раньше ожидалось, что быстрая приватизация приведет к немедленному подъему производства, его более рациональной структуре, ослаблению инфляции, то есть сразу улучшит всю экономическую ситуацию, то теперь в Венгрии все чаще подчеркивается, что приватизация - это не самоцель, а часть социально-экономической политики, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики. Большинство венгерских экономистов и политиков начинают понимать, что восстановление структуры с преобладанием частной собственности даже при условии политической поддержки и экономического стимулирования - это длительный органический процесс, в осуществлении которого значительная роль принадлежит государству. Важно, чтобы заработала рыночная среда, конкуренция, которая заставила бы и предприятия, длительно остающиеся в собственности государства, работать в предпринимательском режиме.

В последние два года осуществляются меры по развитию институтов рыночного хозяйства, созданных ранее в иных условиях. Принят новый закон о регулировании ценообразования, практически сокративший до минимума прямое вмешательство государства, внесены изменения в налоговую и банковскую системы, либерализованы экспортно-импортные операции, развивается рынок ценных бумаг, созданы фондовая и товарная биржи.

Следующим важным шагом в стабилизации и развитии полноценного рынка являются меры по конвертируемости форинта. В результате постепенно осуществлявшихся шагов конвертируемость форинта уже осуществлена примерно на 70%. Так, почти полностью либерализован импорт, разрешается свободный вывоз прибыли и даже капитала совместных предприятий, произошло сближение официального и черного курсов доллара, отсутствует долларизация оборота, поскольку ассортимент и уровень цен в розничной торговле по существу не отличаются от западных, валютные резервы страны достаточны для оплаты импорта в течение полугода. Вместе с тем сохраняются некоторые ограничения для обмена валюты населению. Сохранены и некоторые ограничения для иностранцев в приобретении недвижимости в стране и в возможности подключения к рынку ценных бумаг.

Каковы же уроки для России из этого краткого обзора?
Переход к рынку наиболее успешен, если он осуществляется путем постепенных, взаимосвязанных шагов, а не путем "большого скачка". Этот вывод подчеркивается сейчас представителями западного мира, напуганного разрушительными последствиями шоковых мер в ряде постсоциалистических стран, грозящих социальными катаклизмами. В самом радикальном проведении реформ следует придерживаться разумной постепенности, стараясь по возможности смягчить потрясения, вызванные сменой строя, и связанные с ними явления.

Важно понимание того, что без сильного государства, обеспечивающего правила игры в ходе этого процесса, невозможно осуществление радикальных экономических реформ, появляется угроза хаоса, оказывающего губительное воздействие на экономические связи.

Опасна также новая идеологизация экономической политики, когда в жертву новым догмам приносятся соображения рациональности и эффективности. Рынок и приватизация - не новая идеологическая цель, а путь к эффективно функционирующей экономике в рамках гражданского правового общества, где каждый гражданин имеет право на достойную жизнь. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]