Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

ВСТРЕЧАЯ НОВЫЙ 1994 ГОД

Н.БУХАРИНА

В начале нового года всегда подводятся итоги старого года
и делается прогноз на ближайшее будущее.
Однако это не просто сделать, когда речь идет о России


В 1993 г. наша страна вязла в болоте политического и экономического кризиса. Разрушительные тенденции - распад, разложение и гниение - сохранялись и преобладали в общественной жизни. В государстве сосуществовали старые и новые структуры власти и управления, в экономике - остатки прежней системы и за рождающиеся слабые рыночные структуры и механизмы. В 1993 г. страна находилась и в 1994 г. продолжает находиться в ситуации системной пустоты.

Разный подход к путям и методам выхода из сложившегося положения и породил политическое противостояние между представительной и исполнительной ветвями власти. Верховный Совет, советы и их сторонники выступали, по существу, за латание старых структур или по крайней мере за их новую кристаллизацию. Со ответственно прежний Парламент, стремясь избежать высокой социальной цены преобразований, предлагал половинчатые, переходные решения, не давая резко перешагнуть через рубеж реформ и балансируя на грани реформа - контрреформа.

Президент и его структуры. Правительство и поддерживающие их политические силы являлись и являются сторонниками окончательного слома старых структур и создания новых, функционирующих на принципиально иной основе. Это - путь радикального реформирования с серьезными социальными издержками.

Возникшее противодействие парализовывало функционирование структур власти и управления. Не работали как законы, которые принимал Верховный Совет, так и указы, которые подписывал Президент. Время и силы уходили на взаимную изнуряющую политическую борьбу, а не на решение проблем страны. Усиливался сепаратизм регионов. Возникла ситуация лебедя, рака и щуки. Это было не двоевластие, а двоебезвластие.

На политическое противостояние ветвей власти накладывались и личные антипатии между Президентом и его окружением, с одной стороны, и председателем Верховного Совета и вице-президентом, с другой. Поэтому, по всей вероятности, это противостояние путем политического компромисса решить было весьма трудно, практически невозможно. Столкновение было неизбежным.

И оно произошло. В этом столкновении исполнительная власть переиграла законодательную. Однако применение насилия и кровопролитие в будущем может повлечь за собой серьезные последствия. Прежде всего октябрьские события в Москве рассеяли иллюзию, что в России переход к демократии в рынку возможен цивилизованным путем. Голое насилие может превратиться в привычный метод разрешения социально-политических конфликтов. Октябрьские события привели к устойчивому идейно-политическому расколу и углублению политической поляризации в российском обществе. Противоречия между различными общественными силами, между Центром и регионами лишь загнаны вовнутрь, а не разрешены.

В 1993 г. сохранялся и углублялся кризис Москвы как старого, "имперского" Центра. В сложной политической и экономической ситуации она не могла найти нового соотношения между федеративным и региональным уровнем и трансформироваться в новый Центр. Москва по-прежнему пыталась навязывать свою политическую и экономическую волю регионам, а не договариваться с ними.

К этому ее вынуждала и неоднозначная ситуация в самих регионах. В них развивались противоречивые тенденции. С одной стороны, местные элиты, прежде всего связанные с советами, стремились к полноте власти на своей территории, отмежевывались от Центра, конфликтовали с представителями Президента и т.д. С другой стороны, области, края. стремясь решить свои социально-экономические проблемы - наладить производство реализовать свою продукцию и т.д. - пытались задействовать горизонтальные связи со своими соседями. Для этих целей они создавали различные межрегиональные ассоциации. Это - объективный, нормальный процесс, вытекающий из новых условий и требующий большей экономической самостоятельности. Однако он не всегда находил понимание в Центре.

К тому же Москва, трансформировавшаяся из советского в российский Центр, сохранялась как своего рода огромный монстр с многочисленной бюрократией, армией, органами госбезопасности, раздутым военно-промышленным комплексом, с которым в 1993 г. новые верхи и новая политическая элита со все большим трудом справлялись и все больше от него зависели. Этот монстр объективно продолжает "высасывать" последние соки из обескровленного им же общества. Октябрьские события в Москве еще больше усилили его позиции.

Часть руководителей, чиновников, структур этого монстра паразитирует на безвластии, слабости государственного контроля, правовой и судебной системы, на системной пустоте. Они совершенно безнаказанно используют право распоряжения собственностью в целях личного и группового обогащения, ее раскрадывания и перераспределения. Происходит сращивание чиновников и государственных структур с мафиозными и преступными группировками. Усиливаются коррупция и преступность. Преступность нарастает снизу, так как молодежь находится в состоянии духовной прострации, и сверху, так как возросли возможности подкупа чиновников.

Сознание основной части россиян остается слабо политизированным. С одной стороны, они слабо понимают происходящее. С другой - они задавлены повседневным бытом. Поэтому в 1993 г. для основной части российского общества была характерна политическая апатия. Это показали как октябрьские события в Москве, так и выборы в Федеральное собрание.

Вместе с тем социальная ситуация основной массы россиян не является еще критической. В 1993 г. безработица была еще минимальной. У части населения сохранялась возможность различными способами дополнительно подработать. Пенсионерам можно было и работать, и получать пенсию. Да и сами пенсии были относительно приемлемыми. Среди значительной части общества, прежде всего интеллигенции, еще сохранялись иллюзии, связанные с возможностью самостоятельной предпринимательской деятельности.

Теперь перейдем к оценке экономической ситуации. В 1993 г. наблюдалось замедление спада в экономике. Однако это замедление произошло скорее не в результате продуманных действий наших реформаторов, а вследствие по степенного исчерпания потенциала спада.

Если в 1992 г. валовой национальный продукт уменьшился на 18%, то в 1993 г. - 9-10%, промышленное производство - соответственно на 19 и 15%, объем капитальных вложений на 45 и 10-15%. В 1992 г. розничные цены выросли в 26 раз, в 1993г. - в 10 раз. Хотя снижение инфляции налицо, оно не носит кардинального характера. Она продолжает оставаться высокой и оказывать дезорганизующее воздействие на финансы, производство, потребительский рынок. Ее особенностью в 1993 г. является опережающий рост цен на жизненно необходимые населению товары: хлеб, овощи, медикаменты. Некоторый рост наблюдался в сфере розничного товарооборота. Нельзя не от метить и успехи во внешней торговле: положительно сальдо составило около 20 млрд. долл. Вместе с тем пока либерализация внешней торговли привела к перекачке общегосударственного достояния в карманы регионов и предприятий-монополистов. Государство же ощущает дефицит валютных ресурсов.

Самое важное достижение экономических реформ за два года - это начало изменений мотиваций в действиях людей, предприятий, других хозяйственных субъектов. Все они пытаются осваиваться с правилами рыночной игры.

В 1993 г. вновь нарастала проблема взаимных неплатежей предприятий. Вместе с тем темпы их прироста, а также их объемы были меньше, чем в 1992 г. Принятое решение о вексельной форме учета задолженности предприятий с последующей процедурой принудительного банкротства способно изменить ситуацию, хотя механизм его реализации слабо отработан.

В 1993 г. ускорились количественные и качественные сдвиги в процессе приватизации. Из 267 тыс. государственных предприятий акционировано более 80 тыс. Вакцин обращены миллионы приватизационных чеков населения. Именно ваучеризация позволила начать процесс гигантского перераспределения собственности. Он идет через банки, инвестиционные фонды, трудовые коллективы, директорат, раз личного рода подставных лиц. К сожалению, многие экономисты и политики недооценивают ваучеризацию экономики, ее социальные и политические последствия.

Во время предвыборной кампании в Федеральное собрание реформаторы излишне бравировали цифрой роста средней зарплаты в долларовом исчислении. В начале 1993 г. она составляла 40 долл., в конце - 80. Однако лидеры "Выбора России" не учитывают приближения структуры потребления в России к западным рыночным стандартам. Во-первых, происходит рост цен на основные товары, если их пересчитать на доллары. Во-вторых, в расходах россиян все больший удельный весь приобретают статьи, ранее обеспечивавшиеся государством (квартирная плата, коммунальные услуги, транспорт, медицинское обслуживание).

Невероятно высокой является дифференциация доходов. Ножницы между низшими и высшими доходами составляют 1:26. Вместе с тем, несмотря на общее обеднение населения, коренные интересы основных социально-профессиональных групп еще по-настоящему не затронуты. Заработная плата еще позволяет как-то компенсировать рост цен.

В отличие от Восточной Европы, частный сектор пока не играет существенной роли в экономике. Перевес государственного сектора в экономике и социальных услугах сохраняется. Хотя частный бизнес концентрирует свою деятельность на торгово-посреднических операциях и не идет в производство, вне всякого сомнения, его дальнейшее развитие и становление - это уже необратимый процесс. Вместе с тем часть частного предпринимательства принимает полумафиозный, полуфеодальный характер.

Сделаем общий вывод: в 1993 г. макроэкономическая ситуация в России стала лишь немного стабильнее. Уже нет таких резких колебаний. Удалось избежать гиперинфляции. Однако успех является очень и очень ограниченным.

А теперь перейдем к прогнозу. По всей вероятности, 1994 год будет более менее спокойным. Загнанные в 1993 г. вглубь общественные противоречия еще не вырвутся наружу. Однако процесс превращения скрытой безработицы в открытую, первые банкротства приведут к на чалу раскручивания нового витка социальной напряженности, политические последствия которого скажутся в последующие годы.

Похоже, что в 1994 г. спад промышленного производства или прекратится, или по крайней мере будет небольшим. Экономические последствия распада Советского Союза на российскую экономику не будут действовать столь разрушающе, как в 1992-1993 гг.: предприятия в своей основе наладили свои производственные связи. К тому же они в большей степени, чем в предыдущие два года, приспособились к новым рыночным условиям. Приобрела больший опыт и команда хозяйственных реформаторов.

По оценкам разных экономистов, инфляция возрастет в 2-5 раз. По всей вероятности, она станет более управляемой. Похоже, что во второй половине 1994 г. экономика России окажется в состоянии стагфляции-стагнации производства и умеренной инфляции на уровне 10% в месяц.

Немаловажное воздействие на экономические процессы будет иметь и политическая стабильность в стране. В системе государственной власти ведущей будет исполнительная власть - Президент и его администрация, Правительство. Непомерно возрастет роль бюрократии. Быстрыми темпами продолжится процесс превращения ее в самостоятельную политическую силу. Результатом будет пренебрежительное отношение к людям, дальнейший рост коррупции, манипулирование политическим эшелоном власти.

3 1994 г. Федеральное собрание, органы власти и самоуправления в регионах и на местах будут переживать процесс становления и накопления опыта работы.

Маловероятно, что вновь возродится модель противостояния между законодательной и исполнительной властью на федеральном уровне. Можно надеяться, что все силы извлекли уроки из трагических событий октября 1993 г. в Москве. Вместе с тем те или иные естественные конфликты между Государственной думой и исполнительной властью вполне возможны.

Важное значение парламентских выборов состоит в том, что тринадцать партий и избирательных блоков разработали и выдвинули на суд общественности свои программы и концепции развития России. Естественно, что впоследствии они будут дорабатываться, конкретизироваться и т.д. Новая Конституция подводит под реализацию этих программ правовые основы и одновременно ставит перед ними определенные ограничители.

Затем эти разные программы партий будут сопоставляться в новом Парламенте. Их плюрализм жизненно необходим российскому обществу. Президент РФ не может жестко следовать одной линии реформирования. Например, монетаристской. Нельзя все реформировать единым фронтом. Разные области, сферы, отрасли требуют разных направлений реформирования, разных темпов, подходов, методов. Должна быть иоливариантмость движения по пути реформ.

Поэтому желательно, чтобы Президент не препятствовал соревновательности подходов, точек зрения, концепций различных партий в Парламенте, не отметал их, а искал их оптимального сочетания в едином сплаве. Вместе с тем важно, чтобы эта соревновательность не перерастала в политическую грызню. В Парламенте каждая партия должна найти собственную нишу для реализации своих планов, специфики своей программы. Например, коммунисты могли бы создать мощный барьер, направленный против излишне высокой социальной цены экономической трансформации, слишком быстрого забегания в реформах и т.д.

Важнейшая задача всех властей - исполнительной, законодательной, судебной, а также политических сил - закладывание, отстраивание новых механизмов в политике и экономике, создание для них правовых и иных условии, налаживание их более менее оптимального функционирования. Старое изжило себя или проиграло. Необходимо смотреть вперед, а не назад. Россия не может вязнуть дальше в общественном кризисе. Она должна начать выход из него. Пусть силы, находящиеся сейчас у власти, докажут в 1994-1995 гг. свою способность решать проблемы страны. И пусть в декабре 1995 г. сами избиратели в ходе демократических выборов оценят: удалось это этим силам или нет? России необходимы два спокойных года. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]