Обозреватель - Observer
Экономика


 

По чужим моделям

Е.ВЕДУТА,
президент общественного объединения
Центра "Возрождение экономики"

 

Прошло более 1,5 лет с момента провозглашения Россией независимости и начала претворения в жизнь экономических реформ, рекомендуемых Международным валютным фондом (МВФ) и Мировым банком (МБ). Этот период проходил под знаком быстрого снижения реально располагаемых доходов населения с одновременным его расслоением на узкий слой сверхбогатых и погружаемое в нищету абсолютное большинство, спада производства со снижением его технологического уровня, роста непроизводительных расходов общества на содержание чиновников и коммерческих посредников, роста преступности и коррупции. Впервые за многовековую историю Российского государства в "мирный" 1992 год. Началась неестественная убыль населения.

За что заплачена народом такая цена? Когда наступит стабилизация и начнется экономический рост? Сколько в живых останется к тому времени россиян? Не пора ли осмыслить, куда мы идем, какова цель проводимых экономических реформ и как нам все-таки изменить экономический курс, чтобы наш народ имел будущее?

У России есть два пути развития. Один курс - это превращение в сырьевой придаток мировой системы, в кладбище отходов вредных производств. Другой - это прорыв в число стран-лидеров с тем, чтобы обеспечить достойное качество жизни ее граждан.

Нам говорят: рыночная экономика, нерыночная и т.д. Как таковой рыночной экономики не существует. Любая экономика есть сочетание мер административно-командных, как у нас их называют, и рыночных. У нас есть определенное вульгарное представление как о тех, так и о других. Это сочетание элементов - оптимальное для данной страны, для да иного региона, которое определяется и историей, и религией, и культурой, и т.д. Ликвидация органов отраслевого управления при сверхмонополизированной экономике - это профессиональное преступление.

Отпуск цен при сверхмонополизированной экономике - это также профессиональное преступление. Сегодня 85% налогов собираются с предприятий, которые что-то производят. Россия пошла первым путем и была продумана целая система рекомендаций МВФ и МБ, превращающая страну в сырьевой придаток, а именно: либерализация торговли, свободные цены, отказ от субсидий, жесткая финансово-кредитная политика и девальвация собственной валюты.

Что значит либерализация торговли? Это - бесконтрольный вывоз из страны всего, что имеет международный спрос. Свободные цены способствуют тому, что, например, нефть, пользующаяся высоким спросом на Западе, будет вывозиться из нашей страны, в то время как сельское хозяйство не получит нужного количества горючего.

Отказ от субсидий означает отказ от государственной поддержки отечественных производителей. А жесткая финансово-кредитная политика направлена на объявление отечественных производителей банкротами и, следовательно, сокращение собственного производства. И последнее - девальвация собственной валюты, т.е. ее обесценение, что является, по сути, результатом претворения в жизнь рекомендованных мер.

Российская экономика выдерживает пока реформаторские эксперименты во многом благодаря имеющимся природным ресурсам и созданному промышленно-производственному потенциалу. Вот почему в качестве первоочередной меры должна быть прекращена всякая подпитка действующего экономического курса бесконтрольной распродажей стратегического сырья. Необходимо обеспечить защиту государственных интересов РФ в землепользовании, в экспорте стратегического сырья и важнейшей научно-технической продукции.

Сегодня уже пора серьезно думать не о проблемах малого и среднего бизнеса, а прежде всего о государственной поддержке фундаментальной науки, образования, культуры, здравоохранения, отраслей инфраструктуры, агропромышленного комплекса, а также отраслей, определяющих научно-технический прогресс. Мы должны сами себя обеспечивать необходимыми продуктами сельскохозяйственного производства. Если страна не относится достойно к своим производителям, то бесполезно надеяться, что, не имея ничего, можно привлечь иностранные инвестиции.

Понятно, что для предотвращения деградации экономики, защиты интересов будущих поколений нужна стратегия развития, в которой обеспечивается связь "природные ресурсы - новейшие, ресурсосберегающие технологии", приоритет производителя, а не торговца и банкира. Ключевую роль должен сыграть пересмотр федеральных приоритетов в пользу устойчивого повышения доли производственных инвестиций в общем объеме расходов, возрождение централизованного управления госсектором на принципах коммерциализации госпредприятий и контрактной системы взаимоотношений с государством. Государство, как свидетельствует отечественный и мировой опыт, обязано активно использовать такие инструменты регулирования, как национальные планы, прогнозы, программы в решении тактических задач, увязанных с решением стратегических.

Требуется организовать конкуренцию производителей с направлением ее на повышение эффективности использования производственных инвестиций, т.е. на эффективную реализацию научно-технической мысли. С этой целью премиальный фонд заработной платы на госпредприятиях нужно поставить в зависимость не от прибыли, а от их вклада в успешное решение задач общества на пути экономического и социального прогресса. Ни в коем случае нельзя способствовать насаждению монополизма, чему содействует нынешний экономический курс.

Нельзя рассматривать приватизацию как самоцель. Этот процесс должен оцениваться с точки зрения повышения экономической эффективности. Безусловно, частный сектор быстро реагирует на изменение потребительского спроса, на внедрение новых технологий. Но технологическое обновление производственной базы невозможно без разумного государственного регулирования экономики.

Бюджет, банковская система должны использоваться государством как инструменты реализации выбранной стратегии социально-экономического развития.

"Мирное" предотвращение развала Российской Федерации возможно только на основе составления и реализации межрегиональных планов производства продукции, учитывающих специализацию регионов для повышения общей производительности труда. Бюджетные средства на социальные и экологические нужды регионов должны распределяться с учетом их сложившихся различий.

Ускорить вывод экономики Российской Федерации из кризиса можно за счет создания с бывшими союзными республиками при наличии соответствующих договоренностей единых координирующих органов, ответственных за разработку и реализацию межреспубликанских планов, учитывающих специализацию республик. С остальными республиками отношения должны строиться в соответствии с общепринятыми международными нормами.

Только в результате разработки и тщательной оценки рациональной стратегии развития возможен вывод страны из кризиса, прорыв Российской Федерации в страны-лидеры для обеспечения достойного качества жизни ее граждан. И только в этом случае будет обеспечен и рост реальной платежеспособности внутренней валюты, что явится результатом (это никак не может быть условием, как предполагают разработчики рыночного курса реформ) нового экономического курса. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]