Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

НОВЫЙ ВИТОК КОСОВСКОГО КРИЗИСА


А.МАНАЧИНСКИЙ,
кандидат военных наук,
Национальный институт
стратегических исследований
(Украина)

 

"Никогда столько не врут, как во время войны,
после охоты и до выборов".

Отто фон Бисмарк


 


10 июня 1999 г. НАТО под водительством США завершила самую крупномасштабную войну в Европе после второй мировой войны, развязанную против суверенного государства - СРЮ.

Эта война собрала воедино старых членов НАТО и молодых - Чехию, Польшу и Венгрию, чтобы повязать кровью.

Если Чехия и Польша были первыми жертвами Гитлера, то Венгрия была союзником фюрера и активно воевала на его стороне, более того, после Мюнхенского соглашения совместно с Польшей отрывала куски территории от Чехословакии, которую миротворцы - Великобритания и Франция сдали Гитлеру во имя мира.

Югославы - одни из самых активных участников борьбы с немецкими захватчиками в Европе. А вот Франция сопротивлялась фашизму лишь 40 дней, но успела в конце войны к переделу "европейского пирога". Югославы понесли существенные потери в двух мировых войнах: в первой - около 1,5 млн. чел. и - 1,25 млн. чел. во второй мировой войне.

И вот теперь Югославия (одна из стран-организаторов движения неприсоединения) стала жертвой агрессивной политики, направленной на борьбу за геополитическое наследие Советского Союза.

Силы были совершенно неравны: 19 стран НАТО плюс все приграничные страны, которые мгновенно из порядочных соседей превратились в недоброжелателей. Очень хотелось руководству Болгарии и Румынии въехать на спинах югославов в НАТО и в ЕС. Бывшая республика Югославии-Македония капитулировала и по сути попала под патронаж НАТО, а хорваты и словенцы, расставшись с СФРЮ, все еще пытаются свести счеты со страной, из которой они вышли, пытаясь тем самым доказать свою лояльность НАТО. Не говоря уже о Боснии, которая превратилась в протекторат НАТО.

Оставалась надежда на Россию, но она не имела той мощи и авторитета, которые имел Советский Союз. Более того, режим основного борца против СССР - Б.Ельцина не проявил должной настойчивости в защите югославян, а другие славянские государства, Белоруссия и Украина - не выступили против агрессии НАТО. 

Таким образом, отсутствие лидера на постсоветском пространстве не способствовало решению такой важной задачи, как предотвращение развязывания войны в Европе.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕВРОПЕ


Война в Югославии и ее последствия во многом изменили геополитическую ситуацию на Балканах в целом, обострили многие латентные противоречия внутри и вне региона, сделали зону конфликта ареной соперничества многих заинтересованных государств. Следует отметить, что распад Югославии и последовавшие за ним вооруженные конфликты - следствие не только внутрибалканских этнических и территориальных противоречий, но и результат геополитической стратегии, проводимой великими державами Европы и США на протяжении всего ХХ в. Началась борьба за обладание Восточной Европой, за которую жестоко боролись и в первую, и во вторую мировые войны.

Посткоммунистическая эпоха для Балкан в отличие от остальных стран Центральной и Восточной Европы стала не праздничной порой "бархатной революции", а полосой затяжных конфликтов и кровопролития. 

Здесь уместно привести слова М. Мандельбаума: "Во время ''холодной войны'' Запад и особенно США оказывали экономическую поддержку правительству Белграда, которое хотя и было коммунистическим, однако носило антисоветский характер. Целью Запада было не допустить вхождения Югославии в сферу советского влияния, из-под которого Иосип Броз Тито вышел в конце 40-х годов"*.

Практически на всем протяжении ХХ в. Югославия использовалась Западом как фактор, сдерживающий немецкое движение на Балканы и советское продвижение на Запад. На первый взгляд все кризисы, возникавшие в рамках Югославии, являлись следствием межнациональных проблем, но основные причины практически всегда напрямую были связаны с геополитическими изменениями в Европе.

Вовлечение НАТО и США в урегулирование конфликта на территории бывшей Югославии стало главным фактором изменения геополитической ситуации на Балканах в целом.

Поддержание хронической напряженности на Балканах позволяет США через Альянс на неопределенное время продлевать свое присутствие в этом крайне важном регионе. Следует подчеркнуть, что до начала войны в Югославии СМИ сознательно дезинформировали мировую общественность, чем в немалой степени способствовали развязыванию войны, а во время войны широко использовали пропагандистскую ложь НАТО для придания видимости законности бомбежек Югославии.

Новая геополитическая перегруппировка сил, вызванная расширением НАТО, приуроченная к 50-летнему юбилею, выдвинула новые проблемы, которые необходимо было решать, ибо принятие Венгрии, Польши и Чехии вызвало необходимость замкнуть кольцо обороны Альянса от Балтики до Средиземного моря и Босфора. Поэтому решение югославского вопроса способствовало бы соединению стран, входящих в НАТО, в единое звено. 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ И КОСОВСКИЙ КРИЗИС


Косовары в Косово к этому моменту уже создали все предпосылки, чтобы международное сообщество вмешалось в решение косовских проблем. А наилучший способ добиться помощи извне - вызвать оборонительную войну, за которой следует вмешательство во внутренние дела страны. По этому сценарию все и произошло в Югославии.

Албанцы, будучи не в силах на равных противостоять Белграду, копировали тактику боснийских мусульман - уравнение сил путем интернационализации кризиса.

Поэтому и появился весьма важный с точки зрения Запада аргумент военного вмешательства - защита прав этнических албанцев в Косово, "попираемых" Белградом. Цивилизованный мир, говорят официальные лица Вашингтона, Лондона и Брюсселя, не может спокойно взирать на убийства и этнические чистки.

В это можно было бы поверить, если бы так называемые демократические государства не закрывали глаза на истребление курдов и массовый исход сербов из сербской Краины. Американские советники готовили хорватское руководство и армию для проведения операции "Буря", которая, в конечном счете, привела к ликвидации Сербской Краины и массовому исходу сербского населения.

Турция - верный союзник США и член НАТО - в течение многих лет проводит этнические чистки, те самые, за которые начали бомбить Белград.

Возможно сегодня не было бы косовской проблемы, если бы международное сообщество не молчало в августе 1995 г., когда, воспользовавшись наступательными операциями в Боснии и Хорватии под прикрытием натовских ударов, Франьо Туджман решил главную задачу - изгнал сербов из Краины, руководствуясь принципом: "Одно государство-одна религия".

Международное сообщество не осудило эту открытую этническую чистку, хотя это была самая крупная этническая чистка на территории бывшей СФРЮ. В ходе косовского кризиса выявились характерные для него особенности:

  • интернационализация конфликта помимо воли народа;
  • политика двойных стандартов;
  • верховенство права сильного;
  • планомерное манипулирование СМИ, которые по сути выступали субъектом конфликта, играя неприглядную роль в оценке тех или иных событий.
В плане заблаговременного военно-экономического ослабления своих будущих жертв Запад активно использовал и использует механизм международных санкций. Так, введенные санкции против СРЮ, в первую очередь затрагивали жизненные интересы населения. Причем санкции наиболее сильно ударили как раз по наименее защищенному мирному населению - детям, подросткам, женщинам, людям преклонного возраста. Кроме того, санкции нанесли большой ущерб странам, которые принимали участие в них, а это, прежде всего страны Дунайского бассейна. Сегодня, когда известно о разрушении экономического потенциала и тысячах жертв в Югославии, о бедствиях для всего Балканского региона, очевидна неубедительность ссылок на исключительно гуманитарные заботы.

Санкции против СРЮ по сути стали инструментом для утверждения политического курса Запада в этом важном регионе Европы. По большому счету санкции - это война без оружия, которая направлена на разрушение экономики государства и доведение широких слоев населения до нищеты с целью вызвать возмущение населения действиями правительства и создать напряженную обстановку в государстве, с перспективой свержения существующего строя (о чем свидетельствует тихий переворот в СРЮ и приход к власти Воислава Куштуницы).

Санкции сегодня являются не столько моральным эквивалентом войны, сколько продолжением войны иными способами. Санкции против СРЮ привели к изоляции Югославии и создали изгоя мирового сообщества. 

Анализ косовского кризиса позволяет сделать вывод: вмешательство в конфликт под флагом миротворчества на деле превращается в прямую агрессию с последующим закреплением влияния в жизненно важном районе.

Оценивая последствия балканской войны, можно констатировать, что так называемые "миротворческие действия НАТО" не принесли желаемого мира в Косово и цели миротворческой операции НАТО фактически не достигнуты, экономика Балканских стран подорвана, а Югославии нанесен невосполнимый ущерб. 

Следует подчеркнуть, что если в прошлом методом проникновения и доминации являлась прямая агрессия, то ныне широко используется метод внутреннего ослабления и подрыва внутренних основ государства. Сегодня активно сочетаются различные методы повышенной изощренности, пониженной интенсивности и большой длительности. При этом акцент смещен на:

    >
  • поощрение этнических конфликтов;
  • поддержание требований о политической автономии не только государствообразующих народов, но и национальных меньшинств;
  • разжигание сепаратистких движений и на стремление к сецессии (отделению).
Ныне народы Югославии ожидают решения своей дальнейшей судьбы. Сегодня НАТО практически отторгло Косово. Запад готов судить теперь уже бывшего президента Югославии, забывая при этом, что и западные политики причастны к косовской бойне и развалу многонациональной Югославии. 

Несмотря на то что в Косово зрел давно "нарыв", югославские власти поддерживали порядок в автономном крае Косово, и только реальная поддержка албанских боевиков Западом, постоянное провоцирование ими конфликтов способствовали развязыванию войны натовцами на Балканах.

Выборы - 2000


24 сентября в Югославии состоялись парламентские и президентские выборы, а также выборы в парламент автономного края Воеводина и в местные органы власти Сербии. В выборах приняло участие около 70% избирателей.

Этому предшествовало решение Союзной Скупщины, которая одобрила поправки к избирательному закону, согласно которым президент считается избранным независимо от числа участвовавших в голосовании. Избрание президента будет осуществляться не союзным парламентом с равным числом представителей от Сербии и Черногории, а всеми гражданами Югославии путем прямого тайного голосования. Социалистическая партия Сербии официально выдвинула Слободана Милошевича кандидатом на этот пост. Крупнейшая оппозиционная партия - Сербское движение обновления - во главе с Вуком Драшковичем назвала своего кандидата - белградского мэра Воислава Михайловича. Однако 15 других оппозиционных партий проигнорировали призыв к объединению и выдвинули другого кандидата - Воислава Коштуницу.

Милошевич не особенно опасался Коштуницу, ибо в ходе подготовки к выборам он обладал более высоким запасом прочности, и это в конце концов подвело его.

Запад не терял времени даром, усилив денежное вливание для подпитки оппозиции. По данным немецкого журнала "Шпигель", на поддержку сербской оппозиции и Воислава Коштуницы Германия затратила 20 млн. немецких марок, а США - 30 млн. долл. Другие источники утверждают, что США истратили не менее 150 млн. долл. Во время выборов были приведены в готовность все американские спецслужбы на Балканах.

Характерно, что уже в день голосования оппозиция повсюду провозгласила свою победу, действуя по заранее составленному сценарию. Она утверждала, что победа кандидата от 15 партий демократической оппозиции Сербии В. Коштуницы спасет людей от новых бомбежек, в страну хлынут потоки инвестиций западных держав. Еще шел подсчет голосов, а премьер-министр Великобритании Тони Блэр от имени ЕС поздравил Коштуницу с избранием президентом, призвав Милошевича уйти с поста. То же сделали председатель ОБСЕ - министр иностранных дел Австрии, а потом руководители ФРГ, США, Болгарии, Хорватии, Румынии, Албании, Македонии и др.

26 сентября агентство Рейтер сообщило данные от комиссии по проведению выборов в Югославии: Милошевич получил 40,23%, а Коштуница - 48,22% голосов, тогда как по конституции для победы требовалось более 50%.

Вот тут-то Коштуница обратился к народу: "Мы сильны, так как нас поддерживает весь мир, Россия, Европейский союз".

На улицы Белграда была выведена не только так называемая "демократическая оппозиция", но и те, кто был в состоянии бить стекла витрин магазинов, переворачивать автомобили и поджигать их. Каждый из действующих лиц делал свое дело умело. Из всех антенн, установленных на РТС, сохранилась лишь антенна компании CNN, информацию которой впоследствии тиражировали многие телекомпании мира. Но информация была уже прокомментирована заокеанскими мастерами психологических операций. 

Режим Милошевича пал, а демократическая оппозиция, свергнув законную власть, стала у руля Югославии.

Еще пару месяцев назад приход именно В. Коштуницы считался маловероятным. Оппозиция имела других, более известных и опытных лидеров, которые по всем правилам и должны были поднять Югославию на баррикады, однако недовольство и усталость населения, сытого обещаниями и обвинениями с двух сторон, оказались сильнее. Стране нужен был новый, "незапятнанный" обвинениями в пособничестве НАТО лидер. Таким лидером и стал Коштуница.

Внешне падение С. Милошевича сложно отличить от серии бархатных и не очень бархатных революций, прокатившихся от Праги до Манилы: справедливое возмущение народа, вышедшего на улицы, капитуляция правительства и начало нового исторического периода в истории Югославии.

Реально все это не так просто, как это выглядело на экранах телевизоров.

Нужно искать более глубокие корни этого процесса. Истоки свержения Милошевича происходят из тупика политики американского и британского правительств, запутавшихся в реалиях "миротворческой" миссии в Косово, утративших веру в скорое развязывание "косовского узла". НАТО оказалось в тупике, оппозиция в Белграде потерпела фиаско, оказалась разрознена и дискредитирована в глазах населения как агент НАТО.

Новая стратегия Запада состояла в том, что ставка делалась на малоизвестного Коштуницу и велась работа по изоляции Милошевича от его сторонников.

Многие источники считают, что дело не обошлось без закулисных соглашений между Коштуницей и бывшими сторонниками Милошевича. Именно эти соглашения и послужили причиной мирного захвата власти оппозицией. 

В то же время можно считать, что 24 сентября стало поворотным днем в истории Югославии: действуя попеременно с помощью ракет "Томагавк" и авиабомб, эмбарго, дипломатии и югославской внутренней оппозиции, "мировое сообщество" устранило последний в Европе режим, проводящий независимую от этого самого "сообщества" политику.

Сегодня американские политики празднуют торжество не просто "демократии" в Югославии (легитимность президента Коштуницы сомнительна), но также и своей дипломатии, зашедшей в тупик в Косово.

7 октября 2000 г. газета "Вашингтон пост" заявила, что администрация президента США выражает готовность вместе с ЕС уже 9 октября начать процедуру снятия санкций с СРЮ "в случае наличия у сторон веских доказательств того, что бывший президент С.Милошевич не имеет в Югославии никакого влияния на деятельность правительственных и финансовых структур".

В оппозиционных СМИ ликование: "Несколько тысяч молодых людей за считанные часы сокрушили тиранию Милошевича! Революция получилась бескровной и эффективной!.." Да нет же, все это не так. Это был самый настоящий государственный переворот: это было не "сокрушение тирании", а лишь устранение "несговорчивого".

ЧТО В ИТОГЕ…


Сегодня можно утверждать, что смена югославского режима не станет началом новой эпохи, напротив, это конец процесса, который начался с выступления "Солидарности" в Польше и падения Берлинской стены.

Судя по всему, процесс суверенизации на Балканах далек от завершения. Идеология Запада проста: раздробить многонациональные государства, чтобы легче было управлять.

Балканы еще раз показали, что все процессы были контролируемы и направлены на ликвидацию многонационального государства. Причем великие державы внесли значительную лепту в дестабилизацию обстановки на Балканах, и если бы не они, то Югославия до сих пор была бы в прежнем составе.

К сожалению, по образному выражению Стэнли Кубрика, "большие народы всегда действуют как гангстеры, а маленькие - как проститутки".

Это в полной мере продемонстрировал косовский кризис.

Итог же "гуманитарного вмешательства" НАТО в Косово можно оценить так: в крае создано этнически чистое албанское общество, и объявление его независимости - это лишь вопрос времени, что повлечет за собой разрушение Македонии, где уже сегодня албанское меньшинство (23% населения) практически неуправляемо центральной властью.

Вывод Косово из состава Сербии фактически уже состоялся - здесь правят бал косовары, изгнаны 350 тыс. несербского населения. До сих пор не закрыты границы Косово с Албанией и Македонией, что создало условия для перехода 250 тыс. албанцев с сопредельных территорий Албании и Македонии.

В Санджаке инициируются действия мусульман за воссоединение с Косово. А поскольку мусульмане живут и в Черногории, то и ее может постичь участь Сербии, от которой ныне отрезан край Косово. 

Черногория вышла из зоны динара и уверенно провозгласила немецкую марку основной денежной единицей. И не исключено, что президент Черногории Мило Джуканович будет инициировать референдум по вопросу провозглашения независимости. Поэтому вопрос о территориальной целостности СРЮ сегодня стоит, как никогда, остро. 

Коштуница заявил, что вернет Косово, ныне находящееся под протекторатом ООН, в ряды Югославского суверенного государства.

Тем не менее идея единой Югославии скорее всего уже умерла.

Безусловно, радикально настроенным албанцам Косово выгоднее была бы победа их злейшего врага - Милошевича, а не "умеренного националиста" Коштуницы. Если бы Милошевич сохранил власть, шансы косоваров на суверенизацию Косово неизмеримо бы возросли - их борьбу с последним европейским коммунистом поддержала бы вся Европа.

С Коштуницей не так просто, ибо он считает Косово колыбелью сербов, хотя и выступает за диалог с косоварами. Поэтому хотя идея независимости не погасла, но при таком раскладе шансы на независимость уменьшаются.

При желании Запад может оторвать Косово, но за этим уже будут стоять Македония, Греция, Албания, югославские республики - Сербия и Черногория. Объединение албанцев под одним флагом может надолго подорвать стабильность на Балканах. В то же время активно придерживается своей линии нелигитимно избранный президент Косово Ибрагим Ругова, ставший после выборов 28 октября легальным главой Косовского края. Он вновь обратился к США с требованием признать независимость этой сербской провинции.

* * *


Итак, на Балканах продолжается геополитическая перегруппировка сил. Поддержка НАТО косовских албанцев создает в центре православного мира "тлеющий" очаг межконфессиональных и этнических противоречий и закрепляет военное присутствие Альянса в этом стратегически важном регионе.

Милошевич ушел, но вопросы относительно стабильности в Юго-Восточной Европе остались. Югославии предстоит еще раз по-новому взглянуть на свое недавнее прошлое, возможно и отказавшись от тенденции винить во всем Милошевича. Во всяком случае, на примере Югославии видно, как за десять лет она из цветущего края с 20 млн. населения превратилась в разрушенную натовскими бомбардировками страну со сложными экономическими и экологическими проблемами. Очевидно, в Европе это ждет каждого непокорного, не умеющего петь под саксофон вождя. 

Судя по всему, время потрясений на Балканах еще не миновало, ибо югославский вопрос остается открытым.
 

1Mandelbaum M. The Dawn of Peace in Europe. N. Y. A Twentieth Century Fund Book. 1996. P.37.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]