Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer


 

Военная реформа
 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


М.ГАРЕЕВ,
Президент Академии военных наук
генерал армии

 

В военной доктрине РФ сказано, что целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация (ВО) государства, которая включает Вооруженные Силы РФ, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности; другие войска; воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.

В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.

Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Основными направлениями развития военной организации государства являются:

  • приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации государства в соответствие с задачами обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны;
  • повышение качественного уровня, эффективности и безопасности функционирования технологической основы системы государственного и военного управления;
  • совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации государства на основе концентрации и рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов;
  • совершенствование стратегического планирования на принципе единства применения Вооруженных Сил (ВС) РФ и других войск;
  • повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров, военного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов обеспечения, а также военной науки;
  • совершенствование системы комплектования (на базе контрактно-призывного принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально-экономических условий, увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров, специалистов ведущих боевых специальностей);
  • повышение эффективности системы эксплуатации и ремонта В и ВТ;
  • совершенствование специального информационного обеспечения ВС РФ и других войск, органов управления ими;
  • укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины;
  • реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы, подготовке к ней граждан РФ;
  • развитие международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;
  • совершенствование нормативно-правовой базы строительства, развития и применения военной организации государства, а также системы ее отношений с обществом.
К этому следует добавить и такие важнейшие элементы, как совершенствование боевой и мобилизационной готовности, способов применения военной организации (военного искусства), оборонного комплекса и некоторые другие. Но объективно эти задачи существуют.

Задачи развития военной организации должны определять и основные направления совершенствования и систему управления ею.

Необходимо рассмотреть следующие наиболее важные проблемы совершенствования управления военной организацией и военным строительством.

Первое. Необходимо уточнить основополагающие понятия и законодательные документы.

Всякое управление требует прежде всего четкости понимания предназначения и структуры организации, которой надо управлять.

"Военная организация" - это новое понятие, введенное в военной доктрине. Оно не совсем удачно, к тому же не предусмотрено ни Конституцией, ни другими законодательными документами. При внесении изменений в Конституцию нужно его уточнить и назвать своим давно установленным и всем понятным термином - "Вооруженные Силы", куда входят армия, ВМФ, пограничные, внутренние войска и воинские формирования других ведомств. Согласно Конституции и реально существует Верховный Главнокомандующий не "военной организацией", а Вооруженными Силами, которому фактически подчиняются все силовые структуры.

Для установления наиболее оптимальной системы управления необходимо уяснить, какие реально военные угрозы существуют для России и какие оборонные задачи предстоит решать военной организации.

На этот коренной вопрос нет ответа как в Концепции национальной безопасности, так и в Военной доктрине. Угрозы обозначены слишком расплывчато, а оборонные задачи четко и емко не сформулированы. Ссылки на то, что главную опасность для России представляют внутренние угрозы и что чуть ли не сама себе она больше всего угрожает, лишь дезориентируют. Ибо и большинство внутренних угроз и конфликтов, в том числе в Чечне, подогреваются извне. Различные формы экспансии против России, где бы они ни осуществлялись, целеустремленно направляются и координируются мощными международными силами.

Учитывая, что в ходе крупномасштабной агрессии возрастает опасность применения ядерного оружия, наши потенциальные противники главную ставку делают на экономическую и информационную экспансию. При необходимости же применения военной силы - на развязывание локальных войн и конфликтов. Однако крупные противоречия могут привести и к расширению масштабов вооруженной борьбы, что особенно злободневно для России как евроазиатской державы. Для нее даже локальные вооруженные конфликты в различных регионах или, например, необходимость отражения экспансии в Забайкальском и Дальневосточном регионах могут перерасти в крупномасштабную войну.

Опасность состоит также в том, что агрессия в самом ее начале может носить скрытый, ползучий характер, как, например, в Югославии, когда вначале вооружались и активизировались албанские сепаратисты в Косово, оттягивая туда основные силы югославской армии, а затем уже наносились бомбовые удары по территории Сербии. Для России в настоящее время создаются наиболее опасные конфликтные золы на Кавказе и в Центральной Азии. В результате по югославскому варианту оттягиваются основные силы с Запада и Востока, и одновременно предпринимаются усилия с целью отрыва от России Белоруссии.

Следовательно, перед ВС (ВО) России стоят три группы оборонных задач:

1. Стратегическое ядерное сдерживание;

2. Первоочередная готовность к выполнению боевых задач в локальных войнах и вооруженных конфликтах;

3. Потенциальная мобилизационная готовность к ведению крупномасштабной войны.

Причем выполнение всех этих задач предстоит осуществлять в совершенно новых условиях, существенно отличающихся от тех, которые имели место 10-15 лет назад.

Проблема стратегического сдерживания усложняется следующими обстоятельствами:

  • значительным изменением соотношения стратегических ядерных сил в связи с сокращением (далеко не одинаковым) российских средств по соглашениям с США и продолжающимся увеличением и модернизацией ядерных средств Китаем и другими ядерными державами;
  • перспективой создания ПРО на территории США и важнейших ТВД;
  • резким ослаблением космических и наземных средств обнаружения и предупреждения о ядерном нападении, что делает невозможным нанесение ответно-встречного удара и затрудняет нанесение ответного удара, вынуждая ориентироваться на применение ядерного оружия первыми в критических ситуациях.
Выполнение боевых задач в локальных войнах и конфликтах приобретает такие новые черты, которые уже невозможно рассматривать только как их особенности.

По опыту Афганистана, Карабаха, Дагестана, Чечни необходимо разрабатывать и осваивать войсками совершенно новую систему операций и боевых действий. Самой трудной частью этих войн и конфликтов является контртеррористическая борьба, затягивание которой обесценивает и сводит на нет успехи, достигнутые в ходе боевых действий с крупными бандформированиями.

В такой войне невозможно применить ядерное оружие. Поэтому, по-прежнему уделяя первостепенное внимание обеспечению стратегического ядерного сдерживания угроз, нужно принимать срочные меры по созданию более боеспособных сил общего назначения. Потенциальный противник не будет считаться с тем, есть у нас или нет экономические возможности для ведения той или иной войны. Поэтому военная организация и система управления ею должны быть рассчитаны на то, чтобы при любых обстоятельствах обеспечить надежную оборонную безопасность.

Второе. Какой должна быть наиболее целесообразная организация управления обороной страны в государственном масштабе.

Для того чтобы быть жизненной, вся система управления должна быть ориентирована на решение задач военного времени, т.е. военно-политическому, государственному руководству страны надо быть готовым без существенной перестройки перейти на военное положение и приступить к выполнению своих задач.

По Конституции РФ во главе обороны страны стоит Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами. В связи с этим, чтобы руководить всей обороной страны с мобилизацией всех ресурсов государства, нужен Государственный Комитет Обороны. Он может быть создан на базе существующего в мирное время Совета безопасности и его аппарата. При этом главной задачей Совета безопасности должна быть координация всех аспектов национальной безопасности: экономической, социально-политической, духовной, экологической, информационной, технологической и других.

Для повышения внимания к оборонным задачам и координации усилий всех силовых ведомств при выполнении оборонных задач дополнительно можно было бы создать Совет обороны, который на военное время может быть преобразован в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК) с главной задачей управления через Генштаб Вооруженными Силами и другими силовыми структурами.

Для этого представляется необходимым наделить Совет обороны не только совещательными, консультативными функциями, но и правом вырабатывать решения и предложения по оборонным вопросам, которые при всех обстоятельствах должны утверждаться председателем Совета - ВГК, а также включить в состав Совета обороны Главкомов видами ВС. Советы обороны необходимо также иметь во всех субъектах Федерации и федеральных округах.

В составе правительства желательно иметь министерство по оборонной промышленности и Главное управление, занимающееся мобилизационной работой, призывом на военную службу и подготовкой молодежи и населения к защите Отечества.

Для контроля за деятельностью всех силовых структур целесообразно повысить роль Главной инспекции.

Экономичности и эффективности обороны может способствовать углубление и расширение коллективной обороны в рамках СНГ. Но созданные международные органы и штабы действуют пассивно. По вопросам сотрудничества со странами СНГ нет достаточной согласованности и в работе российских ведомств. Отсутствие интегрированной обороны значительно удорожает ее обеспечение, вынуждает РФ нести основные военные расходы, вместо того чтобы использовать как в своих, так и в общих интересах имеющиеся оборонные структуры СНГ.

Значительную экономию может дать активизация научной работы и повышение компетентности в решении оборонных задач, подготовка кадров более широкого профиля.

Для глубокой и объективной научной проработки оборонных вопросов в общей системе национальной безопасности страны и подготовки кадров более широкого профиля целесообразно Военную академию Генерального штаба преобразовать в Академию национальной безопасности и полнее использовать функционирующую на общественных началах Академию военных наук для разработки в интересах правительства и Совета безопасности независимых альтернативных проектов военной реформы, военной доктрины, оборонного бюджета, проектов законов о военной службе и других основополагающих документов. Академия национальной безопасности должна финансироваться не за счет Минобороны.

Третье. Военно-техническая политика и оборонная промышленность.

В последние 10 лет все больше нарастает военно-техническое отставание Российских Вооруженных Сил от армий других ведущих государств, особенно в высокоточных видах оружия и информационных процессах. Доля новых образцов вооружений и военной техники составляет ныне около 30%, тогда как предельно критический уровень этого показателя для современных зарубежных армий - 50-60%.

Особое беспокойство вызывает состояние стратегических ядерных сил (СЯС): в РВСН выработали гарантийные сроки 2/3 стратегических ракет и более 70% пунктов управления; в ВВС находится в неисправном состоянии почти 50% самолетного парка, и в 2000 г. истекает ресурс стратегических крылатых ракет воздушного базирования; в ВМФ требуют ремонта более 70% ракетных крейсеров стратегического назначения, морально и технически устарели около 50% атомных подводных лодок.

Концепцией военного строительства предусматривалось обеспечить подготовку к планомерному повышению качественных параметров войск и сил. Первоначально предполагалось в структуре военного бюджета увеличить долю расходов на текущее и перспективное оснащение вооружением и техникой в 4,5 раза. Добиться оптимального соотношения, при котором до 60% военных расходов будет идти на содержание, материально-техническое обеспечение и боевую подготовку войск, а не менее 40% - на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и оснащение новыми образцами оружия. Такой подход должен был позволить примерно с 2005 г. ежегодно обновлять до 5% вооружения и военной техники, с тем, чтобы к 2025 г. в основном перевооружить армию и флот на новые виды оружия и техники.

Однако вследствие сложившегося положения в оборонно-промышленном комплексе реализация этой задачи затормозилась. В связи с этим в военно-технической политике особое значение приобретает эффективное расходование сил и ресурсов. В необходимых случаях целесообразно пойти на известный риск и перескочить через некоторые поколения оружия, действительно сконцентрировать научно-технические и производственные усилия на разработку тех видов оружия, которые будут иметь решающее значение и нейтрализуют или сорвут долгосрочные программы других стран по завоеванию военного превосходства.

В развитии вооружений основной упор необходимо сделать на создание не отдельных видов оружия, а систем вооружения. Современные условия таковы, что возможности даже самого совершенного оружия, самых оснащенных группировок войск, военно-воздушных и военно-морских сил удается наиболее полно реализовать, когда они интегрируются в боевые единые системы с функциональными высокоразвитыми свойствами - интеллектом, организованностью, наблюдаемостью, управляемостью, скрытностью и точностью боевого применения.

Учитывая реальные экономические условия и военно-политическую обстановку, необходимо в ближайшие 4-5 лет сосредоточиться на решении задачи создания к 2005 г. необходимого для перевооружения армии и флота научно-технического и технологического задела.

Наряду с поддержанием на должном уровне потенциала ядерного сдерживания нам необходимо больше внимания уделять:

  • развитию всего комплекса средств информационной войны;
  • созданию высокоточного оружия;
  • индивидуальной защищенности бойца;
  • средствам обеспечения мобильности;
  • развитию оборонной инфраструктуры (аэродромной сети, дорог, систем базирования флота и ремонта флота, готовности к спасательным работам).
Правительство страны должно обеспечить стабильное финансирование национальной обороны по всем разделам и нести за это полную ответственность.

Для оборонной промышленности правительством должна быть реализована система стимулирования производителей вооружения, предусмотренная Законом "О государственном оборонном заказе".

В случае создания Министерства оборонной промышленности главными его задачами будут проведение задержавшихся преобразований в оборонно-промышленном комплексе России, повышение роли государства в этой важнейшей сфере, обеспечивающей реальные суверенитеты России в новых экономических условиях.

В настоящее время в РФ сотни оборонных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Все они сейчас в той или иной мере финансируются и ведут борьбу за выживание. Это приводит не только к распылению средств. Постепенно может рухнуть вся оборонная промышленность. Поэтому, как бы это болезненно ни было, надо все тщательно взвесить, оценить реальные возможности и принять кардинальные решения, какие НИИ, КБ и предприятия оставлять и финансирование каких предприятий, НГШ и КБ полностью прекратить. Тогда можно спасти хотя бы самое главное.

Проводимая линия, ориентированная на то, чтобы в первую очередь направлять средства на содержание армии и флота и то, что останется, использовать на разработку и закупку вооружений, практически ведет к разрушению оборонной промышленности и безнадежному отставанию в техническом оснащении армии и флота.

Особое внимание необходимо обратить на средства информационной борьбы и высокоточного оружия.

Для преодоления нашего отставания в области радиоэлектроники, вычислительной техники, средств обнаружения и управления, высокоточного оружия следует прежде всего ликвидировать отставание в элементной базе и других современных технологиях, а для этого, в свою очередь, требуются решения на уровне правительства по концентрации финансовых средств и научных сил примерно с таким же подходом, как это было сделано в области создания ракетно-ядерного оружия в 40-50-е гг. Нужны укрупненные исследовательские центры с сосредоточением в них самых талантливых ученых и обеспечением максимального материального стимулирования их деятельности.

Нужна соответствующая перестройка и оборонных отраслей промышленности, с особым выделением отраслей, занятых созданием необходимой передовой технологии. Необходимы и новые органы в системе правительства и ВПК, которые возглавили бы эту работу.

В этой области недостаточны полумеры или обычное совершенствование существующих структур. Необходимы такие кардинальные меры и такая концентрация финансовых, материальных, административных и научных усилий, которые обеспечили бы в ближайшие 5-10 лет овладение важнейшими технологиями и создание перспективных видов оружия и военной техники.

Четвертое. Как наиболее целесообразно организовать управление в Министерстве обороны (Армии и ВМФ).

Управление желательно совершенствовать с учетом общего курса развития ВС и предстоящего их сокращения.

Общая ситуация в мире и сложившаяся военно-политическая обстановка предоставляют России исторический шанс ("окно относительной безопасности") и делают возможным, а экономическое положение страны на данном этапе требует максимально возможного сокращения ВС, других силовых структур и вместе с тем их преобразования с целью придания им нового облика, соответствующего характеру нового российского общества и государства, повышения качественных параметров их боеспособности и боевой готовности. Исходя из этого, России целесообразно иметь сравнительно небольшие по составу ВС и другие войска, рационально организованные, хорошо оснащенные, способные решать перечисленные выше оборонные задачи.

Вместе с тем общую численность армии и ВМФ желательно иметь не менее 1-1,1 млн. чел. Большее сокращение нарушит существующую инфраструктуру.

Основные направления совершенствования управления:

1. По российским традициям министром обороны желательно иметь военного человека. Но для большего доверия со стороны общества министром обороны может быть и гражданское лицо. Но тогда целесообразно более четко разграничить функции Минобороны (занимающегося военной и военно-технической политикой, военно-административными и финансовыми вопросами) и Генштаба, призванного решать вопросы стратегического планирования и оперативного управления Вооруженными Силами под непосредственным руководством ВГК ВС, а по административным вопросам - и под руководством министра обороны.

2. Предложения Совета по внешней и оборонной политике, направленные на преобразование Генштаба по образцу американского Объединенного комитета начальников штабов, совершенно не состоятельны. Они не учитывают практические потребности управления ВС с учетом геополитического положения России, существенно отличающегося от США.

3. При новом составе ВС целесообразно уточнить структуру ВС, сократив при этом количество видов Вооруженных Сил и органов управления в соответствии с принятыми Советом безопасности решениями.

При реализации Договора по СНВ-2, а затем и большем сокращении стратегических вооружений по СНВ-3 можно значительно сократить управление РВСН, количество ракетных армий и дивизий (до 5-7). После этого РВСН могут стать отдельным родом войск.

Продолжить интеграцию ВВС и ПВО. В долгосрочном плане остается три вида Вооруженных Сил: Сухопутные войска, ВВС-ПВО, ВМФ.

Это позволит более рационально организовать управление силами и средствами, действующими в трех сферах - сухопутной, воздушно-космической, морской, и обеспечить их более согласованное и эффективное боевое применение.

Единое управление стратегическими ядерными силами целесообразно осуществлять Генеральным штабом, имея ядерные силы РВСН, ВМФ, ВВС в подчинении соответствующих главкомов видами ВС. РКО и космические средства временно оставить в РВСН, но в перспективе иметь в распоряжении Генштаба.

Целесообразно восстановить полноценные главное командование и главный штаб сухопутных войск.

4. С целью обеспечения удобства управления войсками в мирное время и с расчетом выделения на военное время оперативно-стратегических командований и оперативных объединений на важнейших направлениях целесообразно сохранить военные округа, уточнить районы базирования флотов. В связи с нарастающей угрозой на Кавказском и Центрально-азиатском направлениях, возможно, следует сохранить как УрВО, так и ПриВО. Их объединение осуществить только при определенной стабилизации обстановки на этих направлениях.

5. В соответствии, со сложившимся геополитическим положением при реформировании ВМФ целесообразно сохранить в целом его оргструктуру (четыре флота и Каспийская флотилия) и группировки флотов на всех стратегически важных океанских (морских) направлениях.

Желательно добиваться создания со временем объединенного Черноморского флота, как создаются многонациональные корпуса и флоты в НАТО. Но для этого России надо в принципе менять политику по отношению к Украине, любой ценой добиваться политического, экономического и военного сотрудничества с ней. Найти пути противодействия политике США, направленной на отрыв Украины от России. Это для России опаснее, чем даже расширение НАТО за счет центрально-европейских стран.

6. Для лучшего взаимодействия территориально границы округов МО, МВД и ФПС в пределах территории РФ должны совпадать. Вообще, на территории военного округа командующий должен быть полновластным хозяином. Все силы и средства всех ведомств, привлекаемых для решения задач территориальной обороны, должны ему подчиняться. В пределах автономных республик, краев, областей, районов и городов старшим воинским начальником желательно иметь военного комиссара. Целесообразно издать указ Президента о территориальной обороне.

7. Центральный аппарат МО и видов ВС целесообразно сократить на столько же, насколько сократилась общая численность ВС за последние годы и с учетом предстоящего сокращения войск (сил).

8. Особо важной задачей является совершенствование всего комплекса вопросов, составляющих управление ВС: органов управления и методы их работы, пунктов управления, систем связи и автоматизации управления.

Первоочередной проблемой является преобразование технологической основы управления войсками (силами), которая, будучи скомбинированной из более гибких организационных структур, коммуникационных сетей и сетей датчиков, более совершенного программного обеспечения, позволит получать точные данные об объектах противника, защищенную и оперативную информацию о своих войсках (силах) во всей зоне военных действий в реальном масштабе времени.

В свою очередь это создаст условия для непосредственного взаимодействия сил и средств различных видов ВС, разбросанных на большом пространстве.

Потребуется изменить форму и содержание планирования как строительства ВС в мирное время, так и боевого управления ими во время войны. Они будут строиться не по видам ВС, а по оперативно-стратегическим задачам, выполняемым отдельными частями Вооруженных Сил (стратегические ядерные силы - МБР, подводные лодки, стратегическая авиация); стратегические оборонительные силы (противоракетная и противовоздушная оборона, противокосмические средства); силы общего назначения (сухопутные войска, ВМС, фронтовая, оперативно-тактическая авиация), включая обеспечивающие войска в каждом компоненте ВС.

В свою очередь, необходимость перехода к строительству, подготовке и боевому применению ВС не по отдельным видам, а по выполняющим однородные задачи составным компонентам может потребовать в будущем и соответствующей перестройки организации органов управления.

Управление ВС не только в крупномасштабной войне, но и в локальных войнах должно строиться только по линии ВГК (МО) - Генштаб и военные округа (фронты, флоты). Никаких промежуточных звеньев управления не следует создавать. В этом можно было убедиться по опыту Афганистана и Чечни. Как только начинаются военные действия, сразу возникает необходимость усиления группировок войск, их комплектования и снабжения за счет других округов и флотов. Эти задачи не может решать никакое временное, промежуточное командование.

В свете изложенного нежизненным является и предложение о создании отдельного командования мобильных сил, ибо они будут действовать не отдельно, а на территории определенного округа и совместно с расположенными там авиационными, противовоздушными силами и другими войсками, и поэтому требуется единство управления всеми силами и средствами, действующими на ТВД.

Пятое. Направленность совершенствования управления войсками и других силовых ведомств.

Для всех очевидна ненормальность такого положения, когда практически в России образовалась еще одна армия - внутренние, пограничные, железнодорожные, дорожно-строительные, части Министерства по ЧС, ФАПСИ, воинские формирования гражданских министерств. Каждое из этих ведомств развивает автономную систему связи, материально-технического, медицинского и финансового обеспечения, содержит громоздкий аппарат управления, свои пресс-центры, другие органы и военно-учебные заведения. В условиях когда российская армия и флот резко сокращаются, перечисленные выше структуры численно разрастаются. Ни одно другое современное государство не позволяет себе таких излишеств. Тем более все это не оправданно для России при сложившемся экономическом положении.

Для преодоления этих негативных явлений было бы целесообразно:

  • укрупнить оборонные структуры, объединив некоторые отдельно существующие ведомства и службы. Сократить некоторые из них. Например, железнодорожные войска включить в состав Министерства обороны, как это было всегда, ФАПСИ - в Федеральную службу безопасности;
  • со временем придется объединить ФСБ и внешнюю разведку. Дело в том, что контрразведка не может эффективно работать без разведки, поэтому вынуждена создавать свои разведорганы;
  • в перспективе необходимо более четко определить подчиненность внутренних войск. Возможны два варианта. Первый - армия предназначается лишь для обороны от нападения извне, и тогда внутренние войска остаются в существующем виде и даже усиливаются тяжелыми видами оружия. Второй - узаконивается участие армии в разрешении вооруженных конфликтов внутри страны, и тогда для обеспечения согласованности действий внутренние войска лучше включать в состав Российской Армии. В этом случае МВД сосредоточивает усилия на своих специфических задачах, и в первую очередь на борьбе с преступностью;
  • осуществить ранее принятые законодательные решения о ликвидации военных формирований в гражданских министерствах (дорожные, специальные строительные и др.) или официально разрешить им комплектоваться только контрактниками, прекратив направление на службу в них солдат срочной службы. Кроме экономии материальных средств все это будет способствовать лучшему управлению и взаимодействию всех видов войск при выполнении задач по обороне страны.
Важным направлением оптимизации управления военным строительством являются: совершенствование законодательных основ (принятие законов о военной реформе, о военном положении, об альтернативной службе и др.); укрепление связей ВС и доверия к ним со стороны общества; совершенствование гражданского контроля; разработка новых уставных документов и положений, стимулирующих военную службу.

Новая система управления призвана способствовать более экономному и эффективному решению оборонных задач. Однако под модными лозунгами и разными благовидными предлогами некоторые общественные круги пытаются навязать России новую гонку в области военного строительства, когда вместо более экономного российского пути толкают на более расточительный американизированный. Так, России в ближайшем будущем выгоднее сочетать повышение уровня профессионализма с системой призыва и идеей всенародной обороны и защиты Отечества, чем полностью копировать американскую профессиональную армию. Более дорогим является и деление органов управления на гражданскую (административную) и военную части. Менее эффективно и экономно превращение погранвойск в пограничную стражу и многое другое.

Все хорошее в военном строительстве за рубежом надо использовать. Но решать оборонные задачи необходимо с учетом российских условий и экономических возможностей страны.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что самая оптимальная организация управления не даст ожидаемых результатов, если одновременно не будут резко повышены ответственность и компетентность руководящих кадров, не будут совершенствоваться методы их работы. Поэтому нужно организовать систематическую учебу (оперативную и боевую подготовку) во всех звеньях, начиная с высших, стратегических органов управления и кончая частями и подразделениями. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]