Воспитание и образование
Обозреватель - Observer


 

БЕСПРИЗОРНИКАМ НУЖЕН НОВЫЙ "ЖЕЛЕЗНЫЙ" ФЕЛИКС


С.ФЕДОРОВ,
косультант депутатской группы
"Российские регионы"
О.ХЛОБУСТОВ,
старший научный сотрудник Академии ФСБ

 

В настоящее время проблема ликвидации массовой детской безнадзорности и беспризорности оказалась вновь актуальной как для России, так и для других государств, возникших в бывших республиках СССР. В этой связи значительный интерес вызывает обращение к историческому опыту.

По подсчетам историков, уже первая мировая война к 1916 г. породила в России около 2,5 млн. беспризорных детей и подростков, а к 1921 г. их число составляло уже более 5 млн. чел.

Беспризорность и бездомность порождали и питали детскую преступность, эпидемии и иные антисоциальные последствия. Впрочем, проблема эта не была характерна исключительно для России, она стояла и перед другими странами, пережившими войну. Но в нашей стране она была отягощена гражданской войной и разрухой экономики.

Тем не менее сразу же после окончания гражданской войны правительство РСФСР приступило к ликвидации беспризорности.

Этот опыт был использован в 1943-1948 гг., а также заимствован многими другими государствами.

В феврале 1919 г. при правительстве - Совете Народных Комиссаров - был создан Государственный совет защиты детей под председательством наркома просвещения А.В. Луначарского.

Но голод 1920 г. в Поволжье показал, что обычными, гражданскими мерами Совет защиты детей не способен справляться со своими обязанностями.

По указанию председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского при всех губернских, уездных и городских чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем были созданы группы содействия детским учреждениям. Чекисты обследовали эти учреждения, выявляя недостатки в их работе, а также местные отделения Совета защиты детей и вместе с администрацией принимали необходимые меры по улучшению их работы.

В конце 1920 г. Дзержинский предложил А.В. Луначарскому и В.И. Ленину объединить усилия различных государственных учреждений и общественных организацией в борьбе с детской беспризорностью.

Вот что он говорил по этому поводу наркому просвещения: "Ведь когда смотришь на детей, так не можешь не думать - все для них! Плоды революции - не нам, а им! А между тем сколько их искалечено борьбой и нуждой! Тут надо прямо-таки броситься на помощь, как если бы мы видели утопающих детей. Одному Наркомпросу справиться не под силу.

Нужна широкая помощь всей советской общественности.

Нужно создать при ВЦИК широкую комиссию, куда бы вошли все ведомства и все организации, могущие быть полезными в этом деле…

Я хотел бы сам встать во главе этой комиссии; я хочу реально включить в работу аппарат ВЧК. К этому меня побуждают следующие соображения: я думаю, что наш аппарат - один из наиболее четко работающих. Его разветвления есть повсюду. С ним считаются, его побаиваются…

Я и думаю: отчего не использовать наш боевой аппарат для борьбы с такой бедой, как беспризорность?"1

И 27 января 1921 г. постановлением правительства при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете под председательством Ф.Э. Дзержинского была учреждена особая Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия при ВЦИК). В ее состав вошли представители ВЦСПС (центральных органов профсоюзов), наркоматов просвещения и рабоче-крестьянской инспекции, здравоохранения, ЦК комсомола, женотдела и отдела агитации и пропаганды ЦК РКП(б) и… Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК).

После образования Деткомиссии при ВЦИК Дзержинский распорядился мобилизовать на борьбу с беспризорностью весь личный состав ВЧК: руководители периферийных комиссий по борьбе с контрреволюцией получили указание о создании совместно с органами, отвечающими непосредственно за организацию помощи детям, и широкой общественностью ее местных отделений.

Непосредственно под руководством Дзержинского разрабатывалась перспективная стратегия борьбы с беспризорностью, но параллельно с образованием местных комиссий принимались и неотложные меры по детскому призрению.

Архивные фонды Государственного архива Российской Федерации (в частности, фонд 5207 - материалы Деткомиссии при ВЦИК) хранят немало документов, рассказывающих о деятельности чекистов, направленной на оказание помощи детям. В центральном аппарате ВЧК многие задачи по деятельности Деткомиссии легли на плечи заместителей председателя - И.С. Унишлихта и И.К. Ксенофонтова.

Ликвидация беспризорности требовала проведения санитарной обработки обитателей подвалов и улиц, в необходимых случаях - их лечения, организации питания и учебы детей, предоставления жилья и работы подросткам. Для этого на предприятиях были введены специальные семипроцентные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков.

Уже в 1921 г. в голодавших губерниях Поволжья через Деткомиссию было направлено одежды и питания для 5 млн. детей, 150 тыс. из них было эвакуировано в более благополучные районы, более 200 тыс. были приняты на содержание частями Красной Армии, подразделениями ВЧК, профсоюзами, крестьянскими организациями.

В том же году Деткомиссия при ВЦИК сотрудничала с фондом помощи норвежского полярника Фритьофа Нансена, а также с Американской организацией помощи (АРА), но вскрытое в конце 1921 г. активное использование АРА разведкой в подрывной деятельности привело к свертыванию ее деятельности в РСФСР.

Наряду с проведением Всероссийских недель беспризорного и больного ребенка требовалось и создание специальных детских учреждений:

  • приемников-распределителей (временного пребывания);
  • детских домов;
  • "коммун" и детских "городков".
Последние представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, фабрично-заводских училищ (ФЗУ) с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями. Активное участие в работе с детьми и подростками "с улицы" принимали и комсомольцы.

Через 200 созданных в 1921 г. приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной борьбы с беспризорностью прошло более 540 тыс. детей. Для сравнения отметим, что ныне, по данным МВД, только в России ежегодно из семей бегут, надо думать, не от хорошей жизни, до 500 тыс. детей, в то время как только в Москве в 1920-1921 гг. по семьям были расселены 24 тыс. бездомных детей.

В отличие от детских домов, рассчитанных на детей до 12-14 лет, организовывавших их воспитание и обучение, трудовые коммуны принимали подростков старших возрастов, где наряду с общеобразовательным велось и их трудовое обучение, широко применялись принципы трудового самообеспечения и самоуправления.

Многие чекисты сыграли заметную роль в организации учебной и воспитательной работы в детских коммунах и колониях, участвуя в процессе перевоспитания бывших беспризорников и правонарушителей.

Известно следующее высказывание Дзержинского: "Забота о детях есть лучшее средство истребления контрреволюции. Поставив на должную высоту дело обеспечения и снабжения детей, Советская власть приобретает в каждой рабочей и крестьянской семье своих сторонников и защитников, а вместе с тем - широкую опору в борьбе с контрреволюцией".

Несмотря на очевидные трудности восстановительного периода, через 4 года в РСФСР имелось более 280 детских домов, 420 трудовых коммун и 880 "детских городков".

Если через созданные при участии комсомола 43 школы фабрично-заводского обучения за 1921 г. прошло только 2 тыс. учащихся, то в 1924 г. 927 таких школ окончило более 90 тыс. подростков.

Часть подростков направлялась также в музыкальные команды Красной Армии.

Конечно, можно говорить о "недемократичности" этой политики, не дававшей якобы подросткам "свободы выбора". Это является принципиально неверным утверждением, ибо то, что на языке социологов именуется "вертикальной социальной мобильностью населения", то есть возможность реализации гражданами своих личных устремлений и планов, в 20-е, да и в последующие, годы была несравнимо выше, чем в последнее десятилетие.

Укажем лишь, что 8 бывших беспризорников стали впоследствии академиками АН СССР, и в числе их всемирно известный генетик Николай Петрович Дубинин.

Нельзя также упускать из виду и тот факт, что дети уходили нередко в прямом смысле "из-под открытого неба", приобретая взамен кров и уход, образование и возможность самореализации в дальнейшем.

Государство по мере возможности выделяло средства для развития сети детских воспитательных учреждений, идя навстречу обращениям и ходатайствам Дзержинского. Подчиненные ему ведомства - ВЧК (с 6 февраля 1922 г. - ГПУ) и Народный комиссариат внутренних дел активно участвовали в борьбе с беспризорностью, передавали в детские учреждения часть своих пайков и денежного довольствия, организовывали шефство над ними, налаживали спортивную и культурную жизнь.

Разумеется, столь масштабное асоциальное явление, как послевоенная беспризорность, тем более постоянно усугубляющееся неурегулированностью социально-экономических проблем мирного строительства, - напомним, что борьба с детской беспризорностью велась в самом начале НЭПа, - не могло быть искоренено быстро. Однако уже к 1928 г. численность беспризорных детей сократилась до 200 тыс.

С "проклятым наследием прошлого" было покончено. Но мог ли тогда кто-нибудь предполагать, что России придется неоднократно, сначала в 1941-1948 гг., а затем в последнее десятилетие уходящего века, вновь и вновь возвращаться к этой проблеме?

А быть может, и стоит обратиться к своему прошлому историческому опыту, чтобы извлекать из него уроки, необходимые для решения уже задач сегодняшнего и завтрашнего дня?

На проходивших в декабре 1997 г. первых "Исторических слушаниях на Лубянке" многие выступавшие отмечали, что вклад сотрудников органов ВЧК-ОГПУ в дело ликвидации детской беспризорности неоспорим и уже этим они заслуживают благодарной памяти потомков.
 

1Рыцарь революции. Воспоминания современников о Ф.Э. Дзержинском. М., 1967. С. 278—279.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]