Тема номера
Обозреватель - Observer

 ПЕРСПЕКТИВЫ МИРА
НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

От редакции



Заместитель Премьер-министра Ливана Исам М.Фарес прибыл в Москву по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II для вручения ему премии Международного Фонда единства православных народов за 2001 г.

В подготовке визита принимали участие епископ Нифон, представитель Антиохийского Патриархата в Москве, и Президент Общества дружбы, делового и культурного сотрудничества с Ливаном, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник дипломатической службы России Олег Пересыпкин.


 

Несколько слов о Фонде.

Международный Фонд единства православных народов образован в апреле 1995 г. по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с момента создания Фонда, возглавляющего его Попечительский Совет. Фонд создан и действует в целях возрождения и укрепления уз духовного братства народов, исповедующих Православие, активизации их усилий в деле культурного и социального сотрудничества.

В марте 1998 г. Фонд был преобразован в Международный.

В состав Попечительского Совета и Правления, в число членов Фонда, его зарубежных и региональных отделений и представительств входят авторитетные иерархи и клирики Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей, известные политические, государственные, общественные деятели, представители деловых кругов России и целого ряда стран восточнохристианской традиции.

С самого первого дня своего создания одним из главных направлений в деятельности Фонда стала поддержка Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия (ЕМАП) - движения православных парламентариев из двадцати государств Европы, СНГ, Балкан и стран Балтии.

Большим событием в жизни православных народов стало учреждение Фондом специальной премии "За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов".

Согласно Положению о премиях премии Международного общественного Фонда единства православных народов "За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов" присуждаются государственным, религиозным, политическим и общественным деятелям, а также деятелям культуры; главам государств, правительств и парламентов, Предстоятелям Православных Церквей, крупнейшим представителям делового мира; корпорациям и коллективам сотрудников, представителям организаций и движений за их большой вклад в дело укрепления духовного и культурного единства православных народов, упрочения экономических и политических связей государств, исторически формировавшихся в контексте восточнохристианской традиции, утверждение в жизни православного сообщества высоких норм христианской морали.

Лауреатами премии Фонда за 2000 год были: Блаженнейший Диодор I, Патриарх Иерусалимский и всея Палестины; Лукашенко Александр Григорьевич, Президент Республики Беларусь; Киприану Спирос, Председатель Палаты Представителей Республики Кипр; Вяхирев Рем Иванович, председатель правления ОАО "Газпром"; Синдесмос - Всемирное братство православной молодежи.

Лауреатами премии в 2001 году стали: Святейший Патриарх Сербский Павел; Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович; Председатель Народного Собрания Республики Армения Хачатрян Армен Авакович; Заместитель Премьер-министра Ливана Фарес Исам Михаил и Европейская Межпарламентская Ассамблея Православия (ЕМАП).

Предприниматель, филантроп и политик
Иссам Фарес


Исам Фарес родился в Триполи (Ливан) в 1938 г. В конце 70-х годов он сделал свое первое приобретение в качестве бизнесмена - это была Ballast Nedam Group N.V. - строительная компания со штаб-квартирой в Нидерландах. К 1984 г. в холдинговых предприятиях Фареса, разбросанных по всему миру, работало более 70 тыс. чел., а их совместная прибыль составляла более 4 млрд. долл. в год.

Сегодня Фарес продолжает делать инвестиции стратегического значения по всему миру. В настоящее время Фарес является председателем Совета директоров WEDGE Group Inc., расположенной в Хьюстоне международной холдинговой компании, владеющей WEDGE Trust Corporation, расположенной в Женеве (Швейцария); WEDGE Real Estate (Бейрут, Ливан); WEDGE Group B.V., Minefa Holdings и Farinvest - все три находятся в Амстердаме (Нидерланды).
 

Через свой Фонд, являющийся благотворительной организацией, Фарес дал возможность получить образование более 40 тыс. ливанских студентов, а также помог в оказании медицинской помощи более 50 тыс. ливанцев. Фарес внес свой вклад в строительство и ремонт больниц, школ, университетов, сиротских приютов и домов престарелых. В 80-х годах Американский Университет в Бейруте получил грант в 1 млн. долл. для обновления медицинского факультета. В 1995 г. Фонд даровал еще миллион долларов университетской кампании по восстановлению разбомбленного Колледж Холла. В качестве признания его вклада новая галерея Колледж Холла названа Галерей Исама Фареса.

Фарес является членом попечительского Совета Университета Баламанд (г. Триполи, Ливан) и оказывает финансовую помощь в развитии этого православного университета.

Наиболее выдающимся среди разнообразных благотворительных вкладов в развитие культуры, сделанных Фондом Фареса в США, является его помощь Tufts University в Бостоне. Два здания и серия лекций в Tufts носят его имя: Исследовательский Центр Фареса во Флетчере; Исследовательский центр по разведению лошадей в Ветеринарной Школе, а также Серия лекций Исама Фареса. Этот лекционный курс был основан на пожертвования из Фонда Фареса для поддержки обучения гуманитарным и социологическим дисциплинам, а также истории искусств на Ближнем Востоке.

В 1996 г. Фарес был избран членом Парламента Ливана как представитель от Аккара, а в октябре 2000 г. - заместителем Премьер-министра правительства Ливана. В дополнение к своим обязанностям парламентария Фарес постоянно поддерживает контакты с главами государств и другими влиятельными людьми всего мира для установления справедливого, всеобъемлющего и прочного мира на Ближнем Востоке.

Фарес награжден целым рядом премий и почетных степеней. Он является членом Совета попечителей в Tufts University, Европейской Межпарламентской Ассамблеи православных депутатов и Международной кризисной группы (Лондон, Великобритания), почетным доктором University of Balamand и Дипломатической академии МИД России. 

21 января с.г. господин Исам М.Фарес выступил в Дипломатической академии МИД России. Его выступление предлагается вниманию читателей. Когда мы говорим о мире на Ближнем Востоке, то имеем в виду урегулирование как палестино-израильского конфликта, так и связанных с ним в регионе конфликтов.

Палестино-израильский конфликт является центральным. Только с его решением на Ближнем Востоке может быть установлен всеобъемлющий, справедливый и прочный мир.

Для такого мира необходима договоренность всех сторон региона относительно желаемого решения в Палестине, отношений между Израилем и его соседями и отношений Нового ближневосточного порядка с остальным миром. Это по-настоящему чрезвычайно сложная и трудно достижимая цель.

Почему сложная?

Почему здесь аккумулировалось так много страстей и гнева?

Я попытаюсь ответить на эти вопросы.

Сионистская организация провела в Базеле, в Швейцарии, в конце ХIХ века свой конгресс, на котором было решено создать Еврейское государство. Америка и Африка рассматривались как возможные места для такого государства, но от них отказались в пользу Палестины. Палестина, как чувствовала эта организация, привлечет еврейских иммигрантов в силу древних библейских связей с ней.

Во время Первой мировой войны Великобритания, воевавшая тогда против Османской империи, обещала организации "очаг" для евреев в Палестине при условии, что этот "очаг" не ущемит прав палестинцев. В то же самое время Великобритания обещала арабам после окончания войны независимость от османов. Эти два обещания обеспечили ей поддержку и евреев, и арабов. Евреи помогли ей в техническом и военном отношениях, а арабы подняли широкомасштабный мятеж против своих османских правителей. Вместо независимости арабов разделили на государства под мандатным управлением Англии и Франции. Великобритания как держава, получившая мандат на управление Палестиной, поощряла еврейскую иммиграцию, и евреи стали действовать в интересах создания "государства", а не "очага" (national home), как было обещано в Декларации Бальфура. Так Палестина стала полем битвы между палестинцами и евреями. Палестинцев поддерживали их арабские и мусульманские братья во всем мире, а евреев в Палестине - разбросанные по всему миру еврейские общины и страны Запада, в которых евреи были довольно влиятельным меньшинством.

Вторая мировая война и нацистско-фашистское преследование евреев в Европе ускорили еврейскую эмиграцию в Палестину и привели к обострению конфликта.

Родившаяся Организация Объединенных Наций, которой победители во Второй мировой войне доверили установление мира на планете, направила в Палестину специальную комиссию по изучению ситуации. По рекомендации этой комиссии, ООН в 1947 года проголосовала за раздел Палестины на три образования.

1. Одно, включая Иерусалим и Вифлеем, должно было иметь отдельный статус под опекой ООН.

2. Другое - должно было быть еврейским государством. Евреям, которые составляли треть населения, было выделено больше половины территории Палестины.

3. Третье должно было стать палестинским государством. Палестинцам, для которых Палестина было родной землей и которые составляли две трети тогдашнего населения, выделили менее половины Палестины.

В ходе последовавших затем войн Израиль расширил выделенную ему территорию и в 1967 года оккупировал всю Палестину, Синай в Египте и Голанские высоты в Сирии. Совет Безопасности на своем заседании от 22 ноября 1967 года принял резолюцию № 242, которая призвала Израиль уйти с оккупированных территорий и признать суверенитет и территориальную целостность всех государств в регионе. Эта резолюция известна под названием резолюции "Земля в обмен на мир". Израиль не принял эту резолюцию. 

На заседании 22 октября 1973 года после арабо-израильской войны 1973 го- да Совет Безопасности принял резолюцию № 338. Она, призвала заинтересованные стороны (Египет, Сирию, Израиль, Иорданию) немедленно начать "выполнение резолюции № 242 Совета Безопасности 1967 г. во всех ее частях". Следует отметить, что эта резолюция призвала к "выполнению", а не "к переговорам", которые могут предложить меньше, чем провозглашала данная резолюция.

Накануне Войны в Заливе в начале 90-х годов президент США Дж.Буш-старший предпринял серьезные усилия, чтобы добиться всеобъемлющего мира в регионе. В Мадриде в октябре 1991 года было созвана конференция с целью достичь урегулирования в регионе в русле резолюций ООН №№ 242 и 338, а также резолюции № 425, которая призвала к выводу израильских войск из Ливана без каких-либо условий. Следует напомнить, что в 1982 году Израиль вторгся в Ливан и оккупировал его столицу - Бейрут. К настоящему времени он вывел свои войска из Ливана, за исключением анклава Шебаа. Он ушел с Синайского полуострова в обмен на мирный договор с Египтом.

Сирия и Ливан призывают Израиль полностью уйти с Голанских высот и из анклава Шебаа и настаивают на пакетном урегулировании, которое гарантирует права всем сторонам в регионе. По мнению Ливана и Сирии, стравливание Израиля с каким-либо арабским государством не принесет мир региону. Египет и Иордания подписали мирные договоры с Израилем, но эти договоры не принесли мира, в котором нуждается регион.

Переговоры между израильтянами и палестинцами ни к чему не привели. Фактически продолжается топтание на месте по всем пунктам. Это - проблемы еврейских поселений на палестинских землях, судьба палестинских беженцев, статус Иерусалима и резолюция "Земля в обмен на мир".

Я вкратце затрону эти пункты.

В то время, когда между Израилем и палестинцами шли переговоры, Израиль занимался созданием колоний на Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа и на Голанских высотах. В настоящее время насчитывается более 200 таких колоний. Израиль называет их поселениями, надеясь таким образом сбить на международном уровне эффект от своей экспансионистской политики.

Около 300 тысяч еврейских поселенцев живут в этих колониях. Они в большинстве своем настроены фундаменталистки и антиарабски. Эти поселения существуют в нарушение с международным законом. Статья 49 Четвертой женевской конвенции (1949 год) звучит следующим образом:

"Оккупирующей державе не полагается размещать или переводить часть собственного гражданского населения на территории, которые она оккупирует".

Израиль делает это и не подвергается наказанию. Более того, он разместил армейские части в этих колониях для их защиты от палестинских соседей. На всех переговорах максимум, что предложил Израиль, так это вывести свои колонии из глубины перспективного Палестинского государства, однако он сохраняет наиболее важные и наиболее крупные колонии вокруг Иерусалима. Эта проблема остается нерешенной.

Палестинцы были изгнаны из своих домов, деревень и поместий, которыми они владели, в 1947, 1948 и 1967 годах. В качестве беженцев они переместились в Иорданию, Ливан, Сирию, Ирак, затем в страны Залива и еще дальше. По подсчетам, проведенным в 1995 году, палестинское населения составляет 6.5 миллионов человек. Из них, согласно UNRWA, 3,2 миллиона являются беженцами в "полном смысле".

Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией № 194 в 1948 году подтвердила право палестинских беженцев на возвращение к своим очагам и получение компенсации за понесенные потери. Резолюция была десятки раз подтверждена, но Израиль не принял ее к исполнению.

Израиль настаивает на том, что палестинские беженцы должны остаться в странах, где они нашли убежище. В моей стране - Ливане насчитывается порядка 400 тысяч палестинских беженцев. Мы и они настаиваем на праве их возвращения согласно резолюции № 194. Вопрос о беженцах, так же как вопрос о поселениях, остается нерешенным.

По решению ООН от 1947 года Иерусалим как город важный для евреев, христиан и мусульман должен был быть интернационализирован. Однако еврейская военизированная милиция сделала невозможным интернационализацию Иерусалима, захватив его большую часть до 1 августа 1948 года - даты, когда Великобритания должна была завершить свою эвакуацию из Палестины. Израильтяне оккупировали оставшуюся часть города во время войны 1967 года и объявили город Иерусалим "вечной столицей Израиля".

Для палестинцев Иерусалим, где находится мечеть Аль-Акса, третья святыня ислама, - религиозный символ огромного значения. До сих пор палестинцам предлагали "немного там, немного здесь", но всегда отвергали их требование иметь Восточный Иерусалим в качестве своей столицы. Таким образом, вопрос Иерусалима остается чрезвычайно трудным для решения.

Что касается возвращения земель, оккупированных в 1967 году, то дискуссия между палестинцами и израильтянами привела к созданию Палестинской автономии во главе с Ясиром Арафатом. Автономии позволено осуществлять ограниченную власть над рядом городов и деревень на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. В ходе интенсивных встреч, имевших место в Осло, Кэмп-Дэвиде и Белом Доме, появившийся было оптимизм вскоре улетучился.

Мы слышим, что Израиль предложил палестинцам максимум того, что могло предложить какое-либо израильское правительство. То, что было предложено, похоже, представляет собой следующее.

Израиль предлагает будущему палестинскому государству порядка 90% земель на Западном берегу реки Иордан и в Газе. В перспективе государство будет состоять из четырех кантонов: кантон в Газе и три кантона на Западном берегу. На эти кантоны "решетом" наброшены израильские поселения. Кантоны прорезают стратегические автострады, соединяющие поселения и позволяющие быстро задействовать израильскую армию. Израиль сохранит присутствие своей армии по реке Иордан. Он будет контролировать море, границы и воздушное пространство будущего палестинского государства. То, что предлагается, является нарушением резолюций ООН и Женевских конвенций.

Когда это предложение было сделано президентом США Клинтоном, Арафат ответил так: "И с этим, господин президент, Вы ожидаете, что я останусь живым?"

Несомненно, президент США старался сделать все возможное, чтобы достичь исторического мира на Ближнем Востоке. Однако на этом пути стоит изгородь препятствий. Позиция США, слишком тесно привязанных к Израилю с момента его создания в 1948 году, была недвусмысленно показана арабам. США обязались поддерживать военное превосходство Израиля над любыми возможными комбинациями арабских армий. США терпимо относились к выходу Израиля - своего ближайшего союзника - на уровень ядерной державы, в то же время энергично отвергая право любого арабского государства приобрести ядерный статус. За период с 1967 по 2000 годы Соединенные Штаты по правительственной и неправительственной линиям "влили" в Израиль 150 млрд. долларов. Более того, под израильским влиянием США разработали и широко внедрили в кино, телеиндустрию и в прессу крайне негативный образ арабов.

Соответственно арабы стали ставить знак равенства между Израилем и США и сомневаться насчет возможности США обеспечить права палестинцов в контексте резолюций ООН.

Арабы с удивлением спрашивают, почему Израиль свысока смотрит на них и рассматривает их как исторических врагов. Арабы видят ситуацию в ином свете, когда перелистывают свою историю и убеждаются, что арабы и евреи жили вместе.

Именно римляне, а не арабы изгнали евреев из Иерусалима, и именно арабы во время правления Омара Ибн Аль-Хаттаба вернули их в Иерусалим после многовекового изгнания.

Именно крестоносцы, а не арабы устроили евреям кровавую баню в Иерусалиме, и не кто иной, как Салах Эд-Дин (Саладин) позволил им вернуться обратно в Иерусалим.

Именно испанцы, а не арабы удалили евреев из Испании, и именно арабы Магриба (Северной Африки) приветствовали и гостеприимно приняли их в своем кругу. Во времена арабских империй и в средние века в арабском регионе расцвели знания и научные исследования в еврейской среде.

Я привел эти факты для того, чтобы дать сбалансированную картину, которая была искажена под влиянием накалившихся современных событий.

В заключение очевидно, что достичь справедливого и всеобъемлющего урегулирования на Ближнем Востоке будет трудно, если переговорная формула останется прежней. Израиль и США представляют собой мощную комбинацию, стоящую против бедной и лишенной государственности Палестинской автономии.

Переговорная формула должна быть изменена с учетом придания большей роли России и Европейскому Союзу. Россия понимает арабский мир и поддерживает справедливое дело арабов. Она настаивает на выполнении резолюций ООН. ЕС также может сыграть большую роль. Россия и Европа обеспечат требуемое дипломатическое равновесие в достижении всеобъемлющего мира.

Принцип мир по частям не сработал и не сработает. Ливан и Сирия настаивают на мобилизации коллективных усилий, включающих все заинтересованные стороны, с тем, чтобы договориться о пакетной сделке. Пакетный принцип принесет справедливый, всеобъемлющий и стабильный мир, которого жаждет регион.

Впереди нет легкой дороги, но и мирному процессу также нет альтернативы. Между тем арабо-израильскому конфликту нужен период охлаждения страстей.

Международные наблюдатели должны быть направлены в регион, чтобы вывести его из порочного круга насилия и подготовить почву для новой психологии переговоров, возможно, со смелым самокритичным подходом.

Первый важный шаг в обеспечении тылов для мира - это реализация рекомендаций Комиссии Митчела. Насилие должно быть прекращено. Нужно остановить процесс расширения поселений, стороны должны сесть вместе за стол переговоров и выработать соглашение в контексте резолюций ООН.

Рассмотрение вопроса о ценностях не постороннее в процессе урегулирования ближневосточного конфликта. США могли бы развивать свою политику в нашем регионе, основываясь на ценностях, на которых они настаивают в качестве составных частей своей внешней политики. С новым духом и со всеобщей заботой о своем православии Россия с опорой на православную церковь может вернуться на Ближний Восток. В XIX веке Россия придавала этому региону большое значение. Она открывала здесь школы, оказывала поддержку церквям, продвигала свои торговые интересы. Ее писатели говорили о России как о хранительнице моральных ценностей и покровительнице братства людей.

Утверждение мира в нашем регионе столь сложное дело, что оно требует долговременных усилий России, Европы и США. В нашем регионе на карту поставлены не только военные и стратегические, но и культурные интересы, имеющие большое значение для будущего. Насилие не принесет желаемого мира. Сработает только спокойная дипломатия, но она сработает, если будет опираться на справедливость, разум и честную игру. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]