Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 АЛБАНСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В МАКЕДОНИИ


Государственные перспективы
Македонии

Зоя Клименко,
кандидат политических наук

Собрание (парламент) Македонии 16 ноября 2001 г. после долгих дебатов проголосовало за поправки к македонской конституции, существенно меняющие отношения в области государственного управления и в национальной сфере. Отныне Македония не является национальным государством македонского народа, поскольку все этнические группы получили статус государствообразующих наций.

Предыстория конфликта


Межнациональные отношения в Македонии после распада СФРЮ оставались стабильными. Она была единственной республикой бывшей Югославии, которой удалось избежать гражданских столкновений на этнической почве, а представители самого крупного национального меньшинства с первых многопартийных выборов участвовали в процессе управления страной через представительство в различных ветвях власти.

Однако сигналы о возможных национальных трениях появились еще в процессе обретения Македонией независимости. Албанские избиратели1, с одной стороны, бойкотировали республиканский референдум, состоявшийся по этому поводу 8 сентября 1991 г., а с другой - организовали 11-12 января 1992 г. собственное нелегальное и, можно сказать, тайное волеизъявление о своем политическом статусе. 90% голосовавших высказались за политическую и территориальную автономию албанской общины в Македонии. В 1993 г., вскоре после албано-македонского инцидента в Скопье, в результате которого 4 человека погибли, в Македонию по просьбе ее правительства были введены 700 "голубых касок" ООН. В марте 1999 г., несмотря на просьбы властей продлить операцию ООН, их заменили контингенты стран-членов НАТО.

Скрытые до времени противоречия между двумя крупнейшими этносами страны рано или поздно должны были закончиться открытым столкновением.

В начале 1995 г. в г. Тетово открылся непризнанный властями албанский университет. Вскоре его ректор Фадиль Сулеймани был арестован и приговорен к двум годам заключения. Однако после десятитысячных демонстраций македонских албанцев его освободили. Признание этого университета государственным учебным заведением (что противоречило еще недавно действующей македонской конституции, не разрешающей организацию университетского образования на языке национального меньшинства) стало одним из требований албанцев и непосредственным поводом для начала боевых действий вокруг Тетово.

Последние парламентские выборы в Македонии состоялись 18 октября 1998 г. Наибольшее количество голосов получила национальная македонская партия Внутренняя македонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ) - 79 мандатов из 120. За ней следует Социал-демократический союз Македонии, образовавшийся из Союза коммунистов Македонии (СДСМ, лидер - Бранко Црвенковский, 27 мандатов); Демократическая альтернатива (ДА, 13 мандатов). Крупнейшими албанскими политическими партиями, также представленными и в парламенте, и в правительстве страны, являются Демократическая партия албанцев (ДПА, лидер - Арбен Джафери) и Партия за демократическое процветание (ПДП, лидер Имер Имери).

Президентом страны по итогам состоявшихся в1999 г. выборов стал Борис Трайковский (ВМРО-ДПМНЕ). Пост премьер-министра занимает лидер этой же партии Любчо Георгиевский.

Начало вооруженных столкновений


Обострению ситуации на западе страны способствовал выход на политическую и военную сцену новой албанской вооруженной организации - Освободительной национальной армии Македонии (ОНА), которую возглавил Али Ахмети.

1 марта 2001 г. ОНА начала вооруженные действия у села Танюшевцы в окрестностях города Тетово. Постепенно беря под контроль пригородные села, боевики сжимали кольцо окружения. Уже в первые недели кризиса в начале марта 2001 г. город покинули около 20 тыс. жителей, что составило 70% от их общего числа.

Сразу после начала столкновений вокруг села Танюшевцы Македония закрыла границу с СРЮ в районе Косово, призвав дислоцированный в крае контингент НАТО усилить охрану государственных границ. Появились первые беженцы из Македонии в Косово, которые переходили сюда, по их словам, под угрозой наступательных действий македонской армии.

На первых порах все ведущие государства Запада, международные организации (ООН, ЕС, НАТО, ОБСЕ) поддержали Македонию в ее борьбе с экстремистами (как тогда называли членов ОНА) за сохранение государства. Всех политических лидеров албанцев Македонии, особенно руководство ДПА и ПДП, призвали отмежеваться от экстремизма и осудить насилие. По просьбе Македонии состоялось даже заседание СБ ООН, на котором обсуждалась ситуация в стране.

По его итогам 21 марта 2001 г. была принята резолюция № 1345, в которой подтверждалась приверженность СБ ООН суверенитету и территориальной целостности Македонии, осуждался албанский экстремизм, а его носители призывались к прекращению боевых действий. Поддерживались усилия Македонии по восстановлению порядка, однако всем законным сторонам, вовлеченным в конфликт, рекомендовалось урегулировать спор путем диалога и проявлять сдержанность, не нарушая при этом прав человека. Политических лидеров косовских, македонских и сербских албанцев СБ ООН призвал к публичному осуждению насилия.

Генеральный секретарь НАТО Дж.Робертсон заявил, что НАТО не допустит насильственного распада Македонии2.

США были даже готовы оказать Македонии военную помощь.

Министры иностранных дел ЕС заявили о своей готовности не допустить поддержки экстремистов.

ОБСЕ как главный защитник национальных меньшинств в лице Макса Ван дер Стула высказалась против исключительного требования для них территориальной автономии.

Особняком в этом ряду стояла Албания, где ряд политических лидеров совместно с албанскими коллегами из Македонии высказались за решение кризиса в соответствии с "мультиэтническими стандартами ЕС", хотя на первых порах ДПА и ПДП подписали призыв к ОНА сложить оружие. В македонской печати появились сведения, что для ОНА в албанской диаспоре в западных странах за последние месяцы было собрано более 800 млн. долл. США.

Окрыленная поддержкой, Македония предъявила боевикам ОНА ультиматум: либо до 24.00 20 марта сложить оружие, либо уйти из Македонии. ОНА отвергла все требования властей. А.Джафери заявил, что если власти не начнут диалог с албанцами, ДПА выйдет из правительства. При обнаружившейся неспособности Македонии быстро нормализовать обстановку министр иностранных дел Македонии Серджан Керим упрекнул силы НАТО в Косово в неготовности к кризису и попустительстве албанскому экстремизму.

По мере развития кризиса позиция албанских партий становилась все более жесткой. Заместитель лидера ДПА Мендух Тачи потребовал изменения македонской конституции в направлении предоставления бoльших прав албанскому меньшинству.

На фоне этого на улицах Скопье и Битолы между македонцами и албанцами начались столкновения, так что на какое-то время казалось, что страна находится на пороге гражданской войны.

К концу мая, по данным УВКБ, число беженцев из Македонии превысило несколько тысяч человек. На юге Сербии оказалось 18 тыс. чел., еще 9 тыс. - перемещенные внутри страны лица.

Из-за непрекращающихся боев, которые к тому моменту уже переместились на север страны в район Куманова, власти были готовы ввести чрезвычайное положение. Однако этому помешало вмешательство Х.Соланы - верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности. Запад стал удерживать македонские власти от проведения решительных военных действий и настаивал на срочном создании правительства национального единства, которое и было утверждено парламентом страны 13 мая 2001 г.

Эта мера, однако, не остановила конфликта. Видя фактическое бездействие международного сообщества по оказанию Македонии помощи в борьбе с терроризмом и сепаратизмом, руководители ОНА заявили о своей готовности захватить стратегические объекты в Скопье и Куманово и совершить ряд диверсий, чреватых экологической и гуманитарной катастрофами.

Правительство национального единства


Работа правительства национального единства с самого начала натолкнулась на плохо скрытое сопротивление албанских представителей. Более того, лидеры ДПА и ПДП подписали 23 мая 2001 г. в Призрене (Косово) совместный документ с командующим ОНА А.Ахмети, который предусматривал совместную работу ДПА, ПДП и ОНА для защиты албанских интересов в Македонии и на Балканах в целом. Потребовалось срочное вмешательство Х.Соланы с тем, чтобы А.Джафери и И.Имери дезавуировали свои подписи под "Призренским документом" и продолжили совместную с македонскими властями работу по поиску выхода из кризиса. При этом руководство страны категорически отказывалось вести переговоры с ОНА.

Суть политических разногласий


Политическая программа ОНА заключается в том, что эта организация признает территориальную целостность Македонии только в виде албано-македонской федерации, поскольку албанцы наряду с македонцами являются государствообразующим народом страны. В этом смысле ДПА можно считать политическим крылом ОНА. Цель албанских политиков - добиться более высокого статуса албанского меньшинства. Для этого они требуют изменить преамбулу македонской конституции, использовать албанский язык в парламенте, принять новый закон о самоуправлении и организовать албанский университет. Поскольку конституционных методов достичь этого у албанских политических партий нет (для предложения об изменении конституции требуется не менее 30 депутатских голосов или 150 тыс. подписей избирателей, а внесение изменений возможно при поддержке двух третей депутатского корпуса), единственным способом становится дестабилизация обстановки вооруженными методами с максимальной интернационализацией конфликта, что на деле означает безусловное участие международных посредников в его урегулировании.

Рамочный договор


Активное участие международных представителей от ЕС и НАТО в стабилизации ситуации в стране привело 13 августа 2001 г. к заключению между лидерами четырех крупнейших парламентских партий Рамочного соглашения, открывающего путь для широких изменений в государственном устройстве и внешней политике.

Этот документ состоит из основной части, в которой очерчены направления этих изменений, и трех дополнений: поправки в конституцию страны (А), предложения по изменению законодательства (В) и имплементационная3 часть (С). В итоге на македонское руководство налагается ряд ограничений.

Договор является определенным компромиссом между двумя самыми крупными этническими общинами. Так, при безусловном уважении суверенитета, территориальной целостности, сохранении унитарного характера государства и отказе от территориальных решений этнических вопросов предусматривается децентрализация власти и реформа местного самоуправления, в котором национальная специфика найдет большее выражение. Речь идет о большем соответствии национальной структуры населения и этнического состава государственного аппарата, включая полицию. Для более успешной реализации этой задачи в ближайшее время планируется провести новую перепись населения и на основе ее данных уточнить границы муниципалитетов. И то и другое будет проходить под международным контролем.

Принятие решений в Собрании Македонии теперь возможно лишь в зависимости от вопроса либо квалифицированным большинством голосов депутатов в 2/3, либо простым большинством голосов. В любом случае, необходимо получить и большинство голосов депутатов - представителей национальных меньшинств. Это требование обязательно при принятии так называемых "идентификационных" законов (об употреблении языков, национальных символов, об образовании, культуре, личных документах, всего комплекса законов о местном самоуправлении и т.п.). Кроме того, руководству муниципалитетов, в которых то или иное национальное меньшинство составляет большинство, предоставлено право использовать соответствующую символику (например, албанский национальный флаг) в общественных местах.

Албанская община, единственная составляющая в Македонии более 20% населения, получила право на высшее образование на родном языке, финансируемое государством. Албанский язык становится вторым официальным языком, употребляемым на всех уровнях (в отличие от языков других этнических групп, которые могут употребляться в качестве официальных только вместе с македонским в районах компактного проживания этносов). Понятно, к каким изменениям в национальной структуре государственного аппарата среднего звена это может привести.

Поправки к македонской конституции касаются ее преамбулы и 15 статей. Вокруг изменения преамбулы возникла острая дискуссия, поскольку из нее изымалось указание на "конституирование Македонии как национального государства македонского народа, в котором обеспечивается полное гражданское равноправие и постоянное сосуществование македонского народа с албанцами, турками, влахами, цыганами и другими национальностями, которые проживают в Республике Македонии…"4. Это расценивалось как существенное урезание прав большинства населения страны, то есть македонцев.

Скорейшее принятие Собранием конституционных изменений и выполнение положений Рамочного договора было увязано с оказанием финансовой помощи Македонии со стороны международного сообщества и проведением конференции стран-доноров. В связи с этим разворачивается новая политическая интрига.

Еще нынешний состав македонского парламента должен принять новые законы о местном самоуправлении и его финансировании, направленные на децентрализацию власти, об употреблении языков в органах власти, а также отменить или изменить те положения национального законодательства, которые противоречат Рамочному договору. Последний подразумевает, что внеочередные парламентские выборы под наблюдением международных организаций должны состояться 27 января 2002 г. Однако в настоящее время представители международного сообщества предлагают провести эти выборы весной 2002 г. Возможно, перенос даты выборов обусловлен необходимостью политически легализовать лидеров ОНА для их последующего участия в этих выборах, подобно тому, как это было сделано в отношении лидеров ОАК Хашима Тачи и Рамуша Харадиная. На соблюдении первоначальных сроков выборов настаивает СДСМ, объявивший вдобавок о своем выходе из правительства национального единства. Этот шаг вызвал серьезное беспокойство международных чиновников в Македонии. Ряд политических деятелей страны прогнозируют и роспуск парламента, с чем не согласны албанские депутаты, считающие, что сначала необходимо принять все предполагаемые изменения законодательства.

Выполнение Рамочного договора



Исполнение Рамочного договора возложено на соответствующие македонские структуры при участии международных организаций (ЕС, ОБСЕ, НАТО) и отдельных государств, прежде всего США. Эта помощь включает как гражданские (проведение переписи населения и выборов, подготовка специалистов из представителей национальных меньшинств для работы в полиции и в судебной системе, экономическое восстановление, помощь в реализации проектов в области культуры, образования и употребления языков), так и военные аспекты. Последнее означает разоружение албанских вооруженных групп и их добровольный роспуск.

Для реализации данной задачи в сентябре 2001 г. НАТО провела операцию "Янтарная лиса". В итоге было собрано целых 3 тыс. единиц оружия (при численности ОНА около 10 тыс. чел.). 3 декабря 2001 г. НАТО обратилась к правительству страны с просьбой о продлении своего присутствия в Македонии еще на три месяца. Скорее всего, просьба будет удовлетворена.

Тем не менее присутствие международных представителей и их деятельность по выполнению Рамочного договора уже начинают тяготить македонское руководство.

Примером может служить обвинение со стороны министра внутренних дел Македонии Л.Бошковского в адрес американского представителя Дж.Пердью в излишнем вмешательстве в работу МВД. Обостряется ситуация и в районах, где дислоцированы контингенты НАТО и где теоретически не должно быть албанских вооруженных групп.

НАТО требует своего обязательного участия в спецоперациях македонских сил и чуть ли не руководит ими. Становится очевидным, что присутствие НАТО сковывает проведение необходимых мер для восстановления конституционного порядка.

Сейчас Македония ждет положительного ответа на свои действия со стороны международного сообщества в виде финансовой помощи. Выполнение последним своих обязательств прояснит его истинные намерения, а заодно и перспективы Македонии как суверенного, стабильного и безопасного государства.

Права национальных меньшинств
и стабильность государств


В случае с албанским вопросом, обострившимся в последние годы в разных точках Балкан, Европа столкнулась с проблемой нелояльности этнически гомогенной части населения того или иного государства законно избранным его властям. При этом фактически оказываются нарушенными права остальной части населения, не обязательно составляющей этническое большинство. Как показывает опыт Македонии, пострадать могут и государства, в которых не обнаружено нарушений прав человека и национальных меньшинств. С другой стороны, взрывоопасность именно албанского вопроса на Балканах становится удобным поводом для оказания давления на страны региона со стороны более мощных государств и международных организаций.

Кризис в Македонии еще продолжается, хотя активные боевые действия приостановлены. Согласие македонских властей с албанскими политическими требованиями отнюдь не гарантирует быстрой нормализации обстановки. Разоружение ОНА, по сути, затянулось на неопределенный срок и вполне может закончиться ничем, поскольку вовлечение НАТО в боевые действия против албанцев нанесло бы удар и по без того шаткой идеологической основе натовской агрессии против СРЮ на стороне ОАК в 1999 г. и подорвало бы столь тщательно выстраиваемый ею образ миротворческой организации. Отсюда и призывы к сдержанности к властям Македонии в их борьбе с албанскими боевиками. Фактически заложены основы фрагментации македонского общества.

Поддержка НАТО открытого албанского сепаратизма в Косово послужила толчком для подобных явлений по соседству. В этом свете события в Македонии можно рассматривать как дальнейшую пробу сил в этом направлении, проверку реакции международного сообщества (причем не декларируемой, а реальной) на явно террористические действия против законных властей государства, лояльного НАТО и Западу.

Существует еще и моральный аспект западной политики по отношению к нынешнему македонскому кризису, тесно связанный с событиями в Косово. Создав в собственном общественном мнении образ албанцев - "несчастных жертв кровавого режима Милошевича", западные лидеры оказались в плену ими же созданных стереотипов. Косвенным подтверждением этого тезиса стало заявление Дж.Робертсона, еще в начале кризиса предостерегшего албанцев Македонии от совершения насильственных действий, так как это плохо отразится на их имидже. Поддержка лояльной НАТО Македонии ставит перед необходимостью воевать с еще недавно защищаемыми албанцами. Поэтому либо придется признать, что македонские албанцы - это "плохие албанцы", с которыми следует бороться как с террористами, либо признать ошибочность своей политики в Косово два года назад.

    В Македонии видна определенная тактика Запада и его силовых структур.

    Вместо оказания конкретной военной помощи в борьбе с террористами, о чем просили власти страны, Македонии были навязаны посреднические услуги в переговорах с сепаратистами, на что власти категорически не соглашались. В итоге вторжение вооруженных групп с территории иностранного государства, а на деле из района под управлением того же Запада, было превращено посредниками во внутренний конфликт, который даже не пришлось интернационализировать для обоснования необходимости последующего внешнего вмешательства, как это было в период распада СФРЮ или в случае сербско-черногорских и сербско-албанских противоречий.

    В итоге Македония из государства, предоставившего свою территорию контингентам НАТО для более успешного выполнения операции в Косово, постепенно может превратиться в такой же объект внешнего управления.

Примечания

1  Согласно переписи населения 1991 г. и скорректированным данным от 1994 г. доля албанцев в Македонии составила 21,7% и 22,7% соответственно. В основном албанцы компактно проживают на западе и севере страны. 23% всех албанцев Македонии, или около 90 тыс. чел. живет в столице - г. Скопье.
2 В этом заявлении скрыта гипотетическая возможность ненасильственного раздела страны.
3 Имплементация (от лат. impleo - наполняю, исполняю), осуществление, исполнение государством международных правовых норм. Каждое государство само определяет методы и средства имплементации. В международном договоре также может быть предусмотрена необходимость издания специального закона, иного акта или включения в уже существующий закон международной нормы для его осуществления. РЭС. М. 2000.
4  Конституция Республики Македонии (17 ноября 1991 г.). Преамбула. Македония: Путь к самостоятельности. М. 1997.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]