Экономика |
Обозреватель - Observer
|
КНР СВОЙ ШАНС НЕ УПУСТИТ
Экономическая экспансия Китая в Центральную Азию
Ху Хунпинь,
Финансовая академия при Правительстве РФ Во времени существования Великого шелкового пути развивались тесные торгово-экономические отношения между странами Центральной Азии и Китаем. Этому способствовали территориальная близость границ и взаимодополняющая производственная специализация. Данные факторы, как и перспективы сотрудничества Китая и Центральной Азии, определяют особенности развития экономик приграничных территорий. Предпосылки торгово-экономического сотрудничества
Синьцзян - уйгурский автономный район КНР (СУАР), расположен на Северо-Западе Китая в самом центре континента Евразии. Он является близким соседом Центральной Азии, в том числе граничит с Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном. Такое географическое положение предоставляет исключительные возможности для развития экономического сотрудничества Китая с этими странами. На территории СУАР КНР проживают представители основных народов, населяющих страны Центральной Азии. Это - казахи, узбеки, уйгуры, киргизы - представители тюркской группы. Этническая и культурная общность народов усиливает возможности добрососедских отношений. Развитие промышленности Китая требует большого количества сырьевых ресурсов, которыми богаты страны Центральной Азии. В свою очередь, названные страны предъявляют значительный спрос на продукцию легкой промышленности - главную экспортную отрасль Китая. Повышение заинтересованности стран Центральной Азии в укреплении экономического сотрудничества с Китаем, усилившееся после распада СССР, дополняется необходимостью объединения усилий пред угрозой распространения терроризма и исламского фундаментализма. Сохранение политической стабильности в Синьцзяне имеет важное значение для всего Китая. Торговые отношения
В развитии активной приграничной торговли заинтересованы обе стороны. Страны Центральной Азии уже сейчас стали главными торговыми партнерами Синьцзяна. С 1991-1997 гг. объем торговли Синьцзяна с пятью странами Центральной Азии составил 3,5 млрд. долл. Темп прироста объемов торговли ежегодно равнялся 24%. В результате на торговлю со странами Центральной Азии приходится 97% товарного оборота Синьцзяна с приграничными странами. Доля стран Центральной Азии в общем торговом обороте района составляет 51%. На сегодняшний день развитие торгово-экономического сотрудничества Центральной Азии и Китая опирается на железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт, который обеспечивает функционирование пассажирских и товарных потоков. Начало положили автотрасса и железная дорога Урумчи - Алашанькоу - Алма-Ата. В 1995 г. Китай и Казахстан заключили соглашение о праве транзитного использования тихоокеанского порта Китая Лианиуньган для экспортных поставок товаров. Это соглашение открыло Казахстану выход к тихоокеанскому побережью, благодаря сухопутному пути. В августе 1996 г. Китай провел железнодорожную ветку Тянь-динь-Алашанькоу - Ташкент (Узбекистан). В октябре 1996 г. Китай, Казахстан, Киргизстан, Пакистан были соединены несколькими новыми автомагистралями. 27 мая 1997 г. из Налон (Киргизстан) в Атуши (Синьцзян) прошла прямая автомагистраль. В будущем планируется проложить еще одну автотрассу через Кошкар (Синьцзян) и Йиркыштан (Киргизстан) и затем через Ферганскую долину в Ташкент. Налаживается и воздушное сообщение между странами: Урумчи (областной центр Синьцзяна) - Алма-Ата; Урумчи - Ташкент; Урумчи - Бишкек. Общим таможенным пунктом для торговли Китая и стран Центральной Азии с другими странами стали Алшанькоу, Тургат, Зимунай, Хоргос, Бакту, Йиркиштан, Дурат, Ахтубек. Наличие общих транспортных путей сообщения вносит наибольший вклад в развитие торгово-экономических отношений Синьцзяна и Центральной Азии. В 1998 г. во время азиатского кризиса показатели общих объемов торговли значительно упали, но приграничная торговля укрепила свои позиции. В 1998 г. объем экспорта Синьцзяна в страны Центральной Азии составлял в абсолютном выражении 367 млн. долл. Динамика показателей общего объема
торговли Синьцзяна со странами Центральной Азии и Россией в 1996-2000 гг.
приведена в табл. 1.
Таблица 1 млн. долл.
Источник: Статистический ежегодник Синьцзяна за 1966, 1997, 1998, 1999, 2000 гг. Относительные показатели торговли Синьцзяна
со странами Центральной Азии и России даны в табл. 2.
Таблица 2 %
Примечание: Рассчитано по данным табл. 1. Из табл. 1, 2, отражающих динамику торговли по странам в абсолютных и относительных значениях, следует, что в целом с 1996 по 2000 гг. общий объем торговли увеличился на 34%. Наиболее сильные позиции в торговле Синьцзяна занимают Киргизстан, Узбекистан, Казахстан. Сильные позиции Казахстана в объеме и структуре торговли Синьцзяна связаны с нефтяным фактором: во-первых, в 1997 г. Китайская национальная нефтяная компания стала победителем конкурса по продаже 60 % пакета акций АО "Актобемунайгаз" - третьего по залежам нефти месторождения в Казахстане; во вторых, Китай получил право эксплуатации нефтяного месторождения в Удине. В 1997 г. между Китаем и Казахстаном был заключен договор о строительстве нефтепровода, соединяющего западную часть Казахстана и нефтеперерабатывающий завод Синьцзяна в Крамаи. Общая длина нефтепровода составит 3000 км. Общая стоимость всех нефтяных инвестиций в Казахстан уже превысила 9,5 млрд. долл.1 Со стороны Центральной Азии, основными экспортными товарами, направляющимися в Синьцзян, являются:
- прокат стали, - химические удобрения, - хлопок, - машины и оборудование Общая структура экспортируемых товаров носит далеко не сырьевой характер, а идущие из Китая инвестиции оказывают существенную поддержку экономике Казахстана. Экономическое сотрудничество
До конца 1997 г. Синьцзян осуществлял инвестиции в 86 совместных предприятий на территории Центральной Азии, включая Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Общая сумма вложений составляет 22 млн. долл. США, или 82,7% общего объема инвестиций Синьцзяна в зарубежные предприятия. Отраслевая принадлежность большей части совместных предприятий: целлюлозно-бумажное производство, сельское хозяйство, производство бытовых товаров, кожевенное, текстильное и мебельное производства, общественное питание. За этот же период времени страны Центральной Азии в свою очередь осуществляли инвестиции в 21 совместный объект на территории Синьцзяна. Общая стоимость заключенных при этом договоров составляет 5,79 млн. долл. Фактически сумма осуществленных прямых инвестиций была несколько меньше - 5,02 млн. долл. США, или 2 % от общих иностранных инвестиций в Синьцзян. Отраслевая принадлежность объектов инвестиций:
- транспорт, - машиноремонт, - механические работы, - кожевенное производство, - строительство, - пищевая отрасль. - рассматривается проект о строительстве энергомоста из Экибастуза в Синьцзян протяженностью около 900 км; - переговоры о приграничных реках между Казахстаном и Синьцзяном уже начаты, планируется создать совместную комиссию по наблюдению за водозабором. Наиболее близок к реализации проект по совместному освоению водных ресурсов, так как здесь в действие вступает не только экономический, но и территориальный фактор. Географическая близость Синьцзяна и Казахстана выражается в частности, в общности водного бассейна, отсюда закономерно дальнейшее сотрудничество по развитию водного транспорта и гидроэнергетики. С 1991 г. активно развивается новая область экономического сотрудничества - туристический бизнес, пассажирские и грузовые перевозки между странами. Широко практикуется аренда транспортных средств для перевозки пассажиров и товарных потоков из одной страны в другую. С 1992-1997 гг. Синьцзян принимал туристов из СНГ, всего около 1 млн. чел., что составляет 41,5 % от всего количества туристов в Синьцзяне. Туризм занимает важное место в развитии экономического сотрудничества между Синьцзяном и Центральной Азией. Проблемы и пути их решения
Центральная Азия по своему географическому положению и запасам природных ресурсов представляет стратегический интерес для стран Европы и США, которые активно вступают в конкуренцию за сферу влияния в Центральной Азии. Традиционно сильное влияние на данной территории имеет Россия, приграничные исламские государства также включают Центральную Азию в сферу своих религиозных и политических интересов. По сравнению со своими основными конкурентами, Синьцзян не имеет особенных преимуществ - это одна из главных проблем. Прежде всего, экономическая база Синьцзяна представлена в основном добывающими отраслями продукция; идущая на экспорт, имеет слабую степень переработки, а следовательно, отличается низкой добавочной стоимостью, что является одним из основных факторов, снижающих конкурентоспособность Синьцзяна на мировом рынке. Важным сдерживающим фактором является нестабильная экономическая и политическая обстановка в Центральной Азии, непроработанность законодательных баз этих стран, высокие инвестиционные риски. Хотя в отдельных странах Центральной Азии и существует инвестиционная политика, предусматривающая привлечение иностранных инвестиций, но ее положения не всегда реализуются на практике. Промышленная база Синьцзяна, по сравнению с другими территориями Китая, незначительна. Большинство товаров, идущих на экспорт, производятся в других провинциях страны, что закрепляет за Синьцзяном роль транзитного приграничного пункта. Фактическая реализация потенциала торгово-экономических отношений составляет небольшую величину. Начатые совместные проекты характеризуются низкой отдачей. Договорные отношения строятся на краткосрочной основе. Используются устаревшие формы расчетных отношений - через взаимный обмен товарами (бартер). Товарный ассортимент импорта и экспорта крайне узок. Синьцзян, как и все страны Центральной Азии и приграничные с ними страны, попадают в пояс активизации деятельности исламских сепаратистских и террористических группировок - это крайне отрицательный фактор для развития торгово-экономического сотрудничества между странами, так как нарушается основа стабильного развития бизнеса и гарантии выполнения принимаемых на себя обязательств. Для преодоления низкой конкурентоспособности внутренняя политика Синьцзяна предусматривает укрепление экономического сотрудничества, прежде всего, с крупнейшими городами Китая, развитыми в экономическом отношении, чтобы иметь возможность поставлять на рынки стран Центральной Азии только высококачественные товары и привлекать крупных инвесторов для участия в инвестиционных конкурсах. Препятствие в форме неэффективного функционирования рыночного механизма в странах Центральной Азии и высоких политических и инвестиционных рисков на сегодняшний день могут быть преодолены только путем усиления доверительных и дружеских отношений между странами, развития практики совместного решения назревших проблем на взаимовыгодных условиях. Одним из перспективных направлений решения проблемы угрозы со стороны сепаратизма и терроризма является принятие Шанхайского соглашения, направленного на укрепление стабильности и безопасности в этих странах. В 1996 г. "пятерка", куда кроме Китая и России вошли Казахстан, Киргизия, Таджикистан, со вступлением в форум Узбекистана приобрела статус нового полиса, где уделяется внимание всем формам сотрудничества: от торгово-экономического и научно-технического до культурного и экологического2 . Переход к новым сферам сотрудничества внушает определенный оптимизм и укрепляет почву для борьбы с международным терроризмом, захлестнувшим весь мир. Особенно требуют изменений формы военно-политического сотрудничества. Сложившаяся ситуация, обостренная терактами в США, требует объединения усилий всех стран в борьбе с терроризмом. Это позиция, которой придерживаются почти все страны мира. Китайская позиция совпадает с мировой и российской. Перспективы
Циньцзян уже отмечен государством как один из приоритетных районов для освоения в XXI в. За последние годы государство все более и более усиливает поддержку экономического развития центральных и западных районов, предоставляя Синьцзяну крупные вложения и льготные политические установки во всех областях экономического строительства. Синьцзян приобретает широчайшие перспективы на развитие. Преимущество географической близости и протяженность общих границ придают Синьцзяну не только транзитное, но и самостоятельное значение для многосторонних отношений в политическом, экономическом и военно-культурном сотрудничестве. Усиливающаяся государственная поддержка Синьцзяна открывает горизонты перспективного сотрудничества для всех стран СНГ. Рыночные реформы в странах Центральной Азии начинают приносить свои плоды. Пик потребности в импортозамещающих товарах уже прошел. Международный рынок для этих стран переходит с уровня рынка продавца на уровень рынка покупателя. По-новому на фоне развития современных экономических отношений оцениваются и значительные запасы полезных ископаемых на территории этих стран, что вносит дополнительный вклад в закрепление положительного инвестиционного имиджа центральноазиатского региона, повышает интерес к нему потенциальных инвесторов. Через Синьцзян у стран Центральной Азии есть выход во внутренние и экономически развитые приморские районы Китая, а также в страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Это может стать прочной основой для экономической интеграции Синьцзяна и государств Центральной Азии. Торгово-экономическое сотрудничество имеет огромные потенциальные перспективы. Примечания 1 Независимая газета.
2001. 27.02
|
|