Экономика
Обозреватель - Observer

 КНР СВОЙ ШАНС НЕ УПУСТИТ


Экономическая экспансия Китая в Центральную Азию


Ху Хунпинь,
Финансовая академия
при Правительстве РФ

Во времени существования Великого шелкового пути развивались тесные торгово-экономические отношения между странами Центральной Азии и Китаем. Этому способствовали территориальная близость границ и взаимодополняющая производственная специализация. Данные факторы, как и перспективы сотрудничества Китая и Центральной Азии, определяют особенности развития экономик приграничных территорий.

Предпосылки торгово-экономического сотрудничества


Синьцзян - уйгурский автономный район КНР (СУАР), расположен на Северо-Западе Китая в самом центре континента Евразии. Он является близким соседом Центральной Азии, в том числе граничит с Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном. Такое географическое положение предоставляет исключительные возможности для развития экономического сотрудничества Китая с этими странами.

На территории СУАР КНР проживают представители основных народов, населяющих страны Центральной Азии. Это - казахи, узбеки, уйгуры, киргизы - представители тюркской группы. Этническая и культурная общность народов усиливает возможности добрососедских отношений. 

Развитие промышленности Китая требует большого количества сырьевых ресурсов, которыми богаты страны Центральной Азии. В свою очередь, названные страны предъявляют значительный спрос на продукцию легкой промышленности - главную экспортную отрасль Китая.

Повышение заинтересованности стран Центральной Азии в укреплении экономического сотрудничества с Китаем, усилившееся после распада СССР, дополняется необходимостью объединения усилий пред угрозой распространения терроризма и исламского фундаментализма. Сохранение политической стабильности в Синьцзяне имеет важное значение для всего Китая.

Торговые отношения


В развитии активной приграничной торговли заинтересованы обе стороны.

Страны Центральной Азии уже сейчас стали главными торговыми партнерами Синьцзяна.

С 1991-1997 гг. объем торговли Синьцзяна с пятью странами Центральной Азии составил 3,5 млрд. долл. Темп прироста объемов торговли ежегодно равнялся 24%. В результате на торговлю со странами Центральной Азии приходится 97% товарного оборота Синьцзяна с приграничными странами. Доля стран Центральной Азии в общем торговом обороте района составляет 51%.

На сегодняшний день развитие торгово-экономического сотрудничества Центральной Азии и Китая опирается на железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт, который обеспечивает функционирование пассажирских и товарных потоков. 

Начало положили автотрасса и железная дорога Урумчи - Алашанькоу - Алма-Ата. В 1995 г. Китай и Казахстан заключили соглашение о праве транзитного использования тихоокеанского порта Китая Лианиуньган для экспортных поставок товаров. Это соглашение открыло Казахстану выход к тихоокеанскому побережью, благодаря сухопутному пути.

В августе 1996 г. Китай провел железнодорожную ветку Тянь-динь-Алашанькоу - Ташкент (Узбекистан). В октябре 1996 г. Китай, Казахстан, Киргизстан, Пакистан были соединены несколькими новыми автомагистралями. 27 мая 1997 г. из Налон (Киргизстан) в Атуши (Синьцзян) прошла прямая автомагистраль.

В будущем планируется проложить еще одну автотрассу через Кошкар (Синьцзян) и Йиркыштан (Киргизстан) и затем через Ферганскую долину в Ташкент.

Налаживается и воздушное сообщение между странами: Урумчи (областной центр Синьцзяна) - Алма-Ата; Урумчи - Ташкент; Урумчи - Бишкек. Общим таможенным пунктом для торговли Китая и стран Центральной Азии с другими странами стали Алшанькоу, Тургат, Зимунай, Хоргос, Бакту, Йиркиштан, Дурат, Ахтубек.

Наличие общих транспортных путей сообщения вносит наибольший вклад в развитие торгово-экономических отношений Синьцзяна и Центральной Азии.

В 1998 г. во время азиатского кризиса показатели общих объемов торговли значительно упали, но приграничная торговля укрепила свои позиции. В 1998 г. объем экспорта Синьцзяна в страны Центральной Азии составлял в абсолютном выражении 367 млн. долл.

Динамика показателей общего объема торговли Синьцзяна со странами Центральной Азии и Россией в 1996-2000 гг. приведена в табл. 1.
 


Таблица 1

млн. долл.

Страны
1996
1997
1998
1999
2000
Россия
45,68
51,21
71,17
нет данных
67.65
Казахстан 
519,64
550,10
560,23
926,24
1179.32
Киргизстан
135,89
112,41
202,00
131,86
171.37
Таджикистан
12,50
19,78
6,09
4,87
10,28
Туркменистан
2,45
4,22
4,79
0,57
2,43
Узбекистан
80,28
72,26
60,17
3,69
9,52
Итого
796,44
809,98
904,45
1067,23
1440,57

Источник: Статистический ежегодник Синьцзяна за 1966, 1997, 1998, 1999, 2000 гг.

Относительные показатели торговли Синьцзяна со странами Центральной Азии и России даны в табл. 2.
 


Таблица 2

%

Страны
1996
1997
1998
1999
2000
Россия
5,74
6,32
7,87
нет данных
4,70
Казахстан 
65,25
67,92
61,94
86,79
81,84
Киргизстан
17,06
13,88
22,33
12,36
11,90
Таджикистан
1,57
2,44
0,67
0,46
0,71
Туркменистан
0,31
0,52
0,53
0,05
0,17
Узбекистан
10,08
8,92
6,65
0,35
0,66

Примечание: Рассчитано по данным табл. 1.

Из табл. 1, 2, отражающих динамику торговли по странам в абсолютных и относительных значениях, следует, что в целом с 1996 по 2000 гг. общий объем торговли увеличился на 34%. Наиболее сильные позиции в торговле Синьцзяна занимают Киргизстан, Узбекистан, Казахстан.

Сильные позиции Казахстана в объеме и структуре торговли Синьцзяна связаны с нефтяным фактором:

во-первых, в 1997 г. Китайская национальная нефтяная компания стала победителем конкурса по продаже 60 % пакета акций АО "Актобемунайгаз" - третьего по залежам нефти месторождения в Казахстане; 

во вторых, Китай получил право эксплуатации нефтяного месторождения в Удине.

В 1997 г. между Китаем и Казахстаном был заключен договор о строительстве нефтепровода, соединяющего западную часть Казахстана и нефтеперерабатывающий завод Синьцзяна в Крамаи. Общая длина нефтепровода составит 3000 км.

Общая стоимость всех нефтяных инвестиций в Казахстан уже превысила 9,5 млрд. долл.1

Со стороны Центральной Азии, основными экспортными товарами, направляющимися в Синьцзян, являются:

    - нефть,

    - прокат стали,

    - химические удобрения,

    - хлопок,

    - машины и оборудование

.

Общая структура экспортируемых товаров носит далеко не сырьевой характер, а идущие из Китая инвестиции оказывают существенную поддержку экономике Казахстана.

Экономическое сотрудничество


До конца 1997 г. Синьцзян осуществлял инвестиции в 86 совместных предприятий на территории Центральной Азии, включая Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Общая сумма вложений составляет 22 млн. долл. США, или 82,7% общего объема инвестиций Синьцзяна в зарубежные предприятия. Отраслевая принадлежность большей части совместных предприятий: целлюлозно-бумажное производство, сельское хозяйство, производство бытовых товаров, кожевенное, текстильное и мебельное производства, общественное питание.

За этот же период времени страны Центральной Азии в свою очередь осуществляли инвестиции в 21 совместный объект на территории Синьцзяна. Общая стоимость заключенных при этом договоров составляет 5,79 млн. долл. Фактически сумма осуществленных прямых инвестиций была несколько меньше - 5,02 млн. долл. США, или 2 % от общих иностранных инвестиций в Синьцзян.

Отраслевая принадлежность объектов инвестиций:

    - металлургия,

    - транспорт,

    - машиноремонт,

    - механические работы,

    - кожевенное производство,

    - строительство,

    - пищевая отрасль.

Экономическое сотрудничество Синьцзяна со странами Центральной Азии связано с наличием на территории этих стран больших запасов энергоресурсов - дефицитного продукта для Северо-Запада Китая, что открывает широкие перспективы для будущего сотрудничества не только в сфере торговли, но и в области совместного освоения ресурсов:

- рассматривается проект о строительстве энергомоста из Экибастуза в Синьцзян протяженностью около 900 км;

- переговоры о приграничных реках между Казахстаном и Синьцзяном уже начаты, планируется создать совместную комиссию по наблюдению за водозабором.

Наиболее близок к реализации проект по совместному освоению водных ресурсов, так как здесь в действие вступает не только экономический, но и территориальный фактор. Географическая близость Синьцзяна и Казахстана выражается в частности, в общности водного бассейна, отсюда закономерно дальнейшее сотрудничество по развитию водного транспорта и гидроэнергетики.

С 1991 г. активно развивается новая область экономического сотрудничества - туристический бизнес, пассажирские и грузовые перевозки между странами. Широко практикуется аренда транспортных средств для перевозки пассажиров и товарных потоков из одной страны в другую. С 1992-1997 гг. Синьцзян принимал туристов из СНГ, всего около 1 млн. чел., что составляет 41,5 % от всего количества туристов в Синьцзяне.

Туризм занимает важное место в развитии экономического сотрудничества между Синьцзяном и Центральной Азией.

Проблемы и пути их решения


Центральная Азия по своему географическому положению и запасам природных ресурсов представляет стратегический интерес для стран Европы и США, которые активно вступают в конкуренцию за сферу влияния в Центральной Азии. Традиционно сильное влияние на данной территории имеет Россия, приграничные исламские государства также включают Центральную Азию в сферу своих религиозных и политических интересов.

По сравнению со своими основными конкурентами, Синьцзян не имеет особенных преимуществ - это одна из главных проблем.

Прежде всего, экономическая база Синьцзяна представлена в основном добывающими отраслями продукция; идущая на экспорт, имеет слабую степень переработки, а следовательно, отличается низкой добавочной стоимостью, что является одним из основных факторов, снижающих конкурентоспособность Синьцзяна на мировом рынке. 

Важным сдерживающим фактором является нестабильная экономическая и политическая обстановка в Центральной Азии, непроработанность законодательных баз этих стран, высокие инвестиционные риски. Хотя в отдельных странах Центральной Азии и существует инвестиционная политика, предусматривающая привлечение иностранных инвестиций, но ее положения не всегда реализуются на практике. 

Промышленная база Синьцзяна, по сравнению с другими территориями Китая, незначительна. Большинство товаров, идущих на экспорт, производятся в других провинциях страны, что закрепляет за Синьцзяном роль транзитного приграничного пункта. 

Фактическая реализация потенциала торгово-экономических отношений составляет небольшую величину. Начатые совместные проекты характеризуются низкой отдачей. Договорные отношения строятся на краткосрочной основе. Используются устаревшие формы расчетных отношений - через взаимный обмен товарами (бартер). Товарный ассортимент импорта и экспорта крайне узок. 

Синьцзян, как и все страны Центральной Азии и приграничные с ними страны, попадают в пояс активизации деятельности исламских сепаратистских и террористических группировок - это крайне отрицательный фактор для развития торгово-экономического сотрудничества между странами, так как нарушается основа стабильного развития бизнеса и гарантии выполнения принимаемых на себя обязательств.

Для преодоления низкой конкурентоспособности внутренняя политика Синьцзяна предусматривает укрепление экономического сотрудничества, прежде всего, с крупнейшими городами Китая, развитыми в экономическом отношении, чтобы иметь возможность поставлять на рынки стран Центральной Азии только высококачественные товары и привлекать крупных инвесторов для участия в инвестиционных конкурсах.

Препятствие в форме неэффективного функционирования рыночного механизма в странах Центральной Азии и высоких политических и инвестиционных рисков на сегодняшний день могут быть преодолены только путем усиления доверительных и дружеских отношений между странами, развития практики совместного решения назревших проблем на взаимовыгодных условиях.

Одним из перспективных направлений решения проблемы угрозы со стороны сепаратизма и терроризма является принятие Шанхайского соглашения, направленного на укрепление стабильности и безопасности в этих странах.

В 1996 г. "пятерка", куда кроме Китая и России вошли Казахстан, Киргизия, Таджикистан, со вступлением в форум Узбекистана приобрела статус нового полиса, где уделяется внимание всем формам сотрудничества: от торгово-экономического и научно-технического до культурного и экологического2 .

Переход к новым сферам сотрудничества внушает определенный оптимизм и укрепляет почву для борьбы с международным терроризмом, захлестнувшим весь мир. Особенно требуют изменений формы военно-политического сотрудничества.

Сложившаяся ситуация, обостренная терактами в США, требует объединения усилий всех стран в борьбе с терроризмом. Это позиция, которой придерживаются почти все страны мира. Китайская позиция совпадает с мировой и российской.

Перспективы


Циньцзян уже отмечен государством как один из приоритетных районов для освоения в XXI в.

За последние годы государство все более и более усиливает поддержку экономического развития центральных и западных районов, предоставляя Синьцзяну крупные вложения и льготные политические установки во всех областях экономического строительства. Синьцзян приобретает широчайшие перспективы на развитие.

Преимущество географической близости и протяженность общих границ придают Синьцзяну не только транзитное, но и самостоятельное значение для многосторонних отношений в политическом, экономическом и военно-культурном сотрудничестве. Усиливающаяся государственная поддержка Синьцзяна открывает горизонты перспективного сотрудничества для всех стран СНГ. 

Рыночные реформы в странах Центральной Азии начинают приносить свои плоды. Пик потребности в импортозамещающих товарах уже прошел.

Международный рынок для этих стран переходит с уровня рынка продавца на уровень рынка покупателя. По-новому на фоне развития современных экономических отношений оцениваются и значительные запасы полезных ископаемых на территории этих стран, что вносит дополнительный вклад в закрепление положительного инвестиционного имиджа центральноазиатского региона, повышает интерес к нему потенциальных инвесторов. 

Через Синьцзян у стран Центральной Азии есть выход во внутренние и экономически развитые приморские районы Китая, а также в страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Это может стать прочной основой для экономической интеграции Синьцзяна и государств Центральной Азии. Торгово-экономическое сотрудничество имеет огромные потенциальные перспективы.

Примечания

1 Независимая газета. 2001. 27.02
2 Независимая газета. 2001. 15.06.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]