Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

Переходим на "ты"

(Россия - Украина: хроника жаркого лета)


Т.ВИНОГРАДСКАЯ,
Р.БИРЮКОВА,
Программа "Анализ
социально-политической ситуации в стране"

 

Июнь. Дагомыс. Дуэт президентов в обнимку перед купальщицами и купальщиками, ТВ, вещающим на весь СНГ, демонстрируют мир и дружбу. Многие вздохнули с облегчением после полугодовой напряженности между двумя новодержавами, когда дело доходило едва ли не до конфронтации. Только самым подозрительным казалось: президенты так крепко держатся друг за друга, потому что мало верят самим себе и как только разойдутся - начнут каждый "тянуть одеяло на себя". Отчасти так и произошло, по крайней мере со стороны Украины. Сначала "удравший на Украину" сторожевик, потом объявление о принадлежности Украине всей наземной инфраструктуры Черноморского флота. Опять в летний зной дохнуло плодом. Но...

Август. Ялта. "Дача Леонида". Блиц-встреча на пути в Болгарию с Президентом России. Приехал, встретились, договорились, что отныне президенты будут называть друг друга по имени. Многие опять вздохнули с облегчением. Адмирал И.Касатонов оповестил мир: "Черноморцы успокаиваются".

А что же дальше? Для ответа надо прежде понять, почему и о чем договаривались президенты.

Почему договаривались президенты? Потому что не все в мире определяется только субъективными устремлениями, какими бы великими эти субъекты ни были. Объективно, на "потепление и смягчение сердец" работало, по крайней мере, четыре блока факторов: экономика, внутренняя социально-политическая ситуация, вооруженные силы, внешнеполитическая обстановка. Значимость каждого из этих факторов для России и Украины, конечно, неодинакова. Так, Украину более всего тяготили экономические взаимоотношения с Россией и реакция Международного сообщества; Россию - вооруженные силы, прежде всего положение с Черноморским флотом.

1. Экономика. Конечно, "игра мускулами и нервами" пагубно отразилась на экономике обеих стран. Положение в России мы хорошо ощущаем на себе, но доля ухудшения из-за разрушения связей с Украиной значительно уступает доле ухудшения в экономике Украины из-за разрушения связей с Россией. Действительно, вклад России в конечный продукт Украины составляет 67%, доля Украины в конечном продукте России - только 12%. Ввоз Украины из СССР в 1991 г. по мировым ценам превышал вывоз на 5,06 млрд., инв. рублей, в то время как у России, наоборот, превышал вывоз и на сумму аж 32,11 млрд. инв. рублей.

Из всех кризисов, которые переживает экономика Украины, товарный наиболее ощутим для населения, хотя уровень дохода на душу населения резко упал и стал в 1,5 раза ниже, чем в России. Выпуск товаров народного потребления составил в январе - апреле 267 млн. рублей в отпускных ценах, что на 20,2% меньше, чем за это время в прошлом году. Более половины предприятий сократили производство товаров для населения. Наиболее неудовлетворительным остается производство продуктов питания. Их выработано на 31,8% меньше, чем за тот же период прошлого года. Свою лепту вложила изношенность основных фондов производства, которая на Украине приближается к 50% против 42% по СНГ.

Не лучше в сельском хозяйстве. Вице-премьер-министр В.Сытник на заседании украинского парламента назвал такие цифры: за пять последних месяцев животноводство Украины принесло республике убытков на астрономическую сумму в 55,7 млрд. рублей, реализация продукции на каждый рубль оборачивалась для села убытком в 52 копейки.

Особенно остра проблема с энергоносителями. На сегодняшний день Украина на 50% зависит от России по всем энергоносителям. Одни государственные дотации Донбассу составляют свыше 50 млрд. рублей в год при бюджете Украины в 100 млрд. Закупленные у Ирана в 1992 г. по мировым ценам 4 млн тонн нефти не покрывают 50 млн. тонн, получаемых от России по ценам значительно более низким.

Украина пытается выйти из экономического кризиса. Украинский парламент одобрил план радикальных мер по защите от повышения цен в соседней России. Но критики охарактеризовали его как "протекционистский". "Это очень опасная программа, - сказал журналистам Вл. Гринев, заместитель председателя Верховного Совета Украины, известный либерал, - она может обернуться для Украины трагедией. Если она воплотится в жизнь, то это будет равноценно выходу из СНГ".

По мнению проф. Ю. Шушкова, реализация этой программы "приведет к резкому свертыванию хозяйственных связей между Украиной и остальными странами Содружества". За один лишь 1991 год (еще не было таможенных барьеров и национальной валюты) ее оборот с этими странами упал на 42,5%. Свертывание экономических связей будет более разрушительным, чем то, что произошло в СЭВ, когда в 1991 году перешли на торговлю по текущим мировым ценам.

Можно продолжить. Но главное для анализа данной ситуации то, что во взаимоотношениях с Украиной экономика - козырный туз России.

2. Социально-политическая ситуация. В обоих государствах напряженная. В связи с рассматриваемой проблемой важно отметить один нюанс. В связи с активизацией в России оппозиционных Ельцину сил, в Киеве сочли необходимым содействовать укреплению позиций российского президента. "Мы должны молить Бога, чтобы Ельцин оставался у власти, ибо силы, выступающие против него, - за социализм, за империю, и в этом угроза не только для России, но и для Украины", - заявил корреспонденту "Коммерсанта" вице-премьер руховского теневого кабинета В.Чершек. То есть, Украина считает или хочет, чтобы считали другие, что ее позиции прочнее. Не будем спорить, тем более что социально-политическая стабильность - величина переменная.

3. Вооруженные силы. Как это ни парадоксально, но Украина, заявив о своем статусе нейтрального государства, на момент развала Союза продемонстрировала наибольшую подготовленность именно в вопросах военного строительства. Первое упоминание о национальной армии Украины содержится в принятой ВС Украины 16 июля 1990 г.

"Декларации о государственном суверенитете Украины". Действия же по созданию УНА начались сразу после "августовского путча". Уже 24 августа ее парламент подчинил себе все дислоцированные в регионе воинские формирования и образовал Министерство обороны. К моменту "беловежского" соглашения Украина располагала наиболее разработанным среди государств-членов СНГ национальным законодательством в области военного строительства. С начала нынешнего года Украина приступила к военной реформе, разработке военной доктрины, рассмотрение которой ВС Украины намечено на осень.

Россия значительно отстает по этим направлениям. К тому же у нее как преемницы СССР значительные обязательства перед другими странами СНГ, Украина из ОВС СНГ вышла, Россия - не только одна из стран СНГ, подписавшая Договор о коллективной безопасности, но и гарант его. Украина ни перед кем ответственности не несет.

Украина с образованием СНГ стала одной из крупнейших вооруженных держав Европы, к тому же владеющих ядерным оружием. Перед Россией образование СНГ поставило ряд серьезнейших проблем. У нее на стратегическом направлении от границ с Беларусью до Азовского моря практически отсутствуют развернутые и боеспособные группировки.

Ныне Украина намерена иметь на своей территории 48% танков, 38% бронемашин,66% артиллерийских систем, 38% боевых самолетов от того количества, которое СССР мог бы в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе разместить на европейской части своей территории. С учетом же выводимых на ее территорию войск из Западной и Северной групп войск удельный вес танков, бронемашин, боевых самолетов, попадающих под юрисдикцию Украины, может превысить 50%. К тому же на ее территории находится значительная часть "ядерного зонтика" СНГ.

Вместе с тем Украина испытывает и значительные трудности финансового и материального характера. На переговорах в Минске 14 февраля 1992 г. она отказалась от участия в формировании единого оборонного бюджета на содержание стратегических сил и войск общего назначения СНГ, предложила финансировать только содержание стратегических сил на своей территории. Однако, учитывая их объем и экономическое состояние Украины, вряд ли это ей по силам.

Материально-экономические проблемы обеспечения армии вызваны и тем, что доля оборонной промышленности, расположенной в данном регионе, невысока. А инфраструктура обеспечивает лишь небольшую часть потребностей армии. Именно этот аспект дает определенные аргументы руководству России в вопросах обороны.

На территории Украины находится большая часть Черноморского флота. "Файнэншл тайме" характеризует его как не имеющий стратегического значения, содержание которого превышает возможности Украины и России вместе взятых. Однако ЧФ решал все задачи морской обороны на южном направлении в тесном взаимодействии с Северным и Балтийским флотами. И безЧФ как ключевого элемента системы морская оборона СНГ теряет свою целостность, не говоря о морально-идеологическом факторе. Особенно важен ЧФ для России как важнейшая составляющая внешних ее коммуникаций, значимость которых возросла с образованием СНГ, суверенизацией Прибалтики. Оценивая фактор "вооруженные силы", можно констатировать, что, несмотря на ряд сложнейших проблем, они - главный козырь Украины в ее политике, причем, козырь, которым она уже неоднократно пользовалась.

4. Внешнеполитическая обстановка. США, Англия, Франция, Германия, Италия и др. развитые капиталистические страны не торопятся оказывать технологической и экономической помощи Украине, исключение здесь составляет лишь Канада, да и то благодаря сильной украинской диаспоре. Причины такого отношения В.Ларцев и Э.Лисицын, сотрудники Центра оперативно-стратегических исследований главного штаба Верховного Совета Украины, видят в отсутствии на Украине каких-либо видных шагов в экономической реформе. Исходя из последней международной информации, авторы утверждают, что руководство США все более склоняется к мысли, что Украина по своему территориальному, людскому, экономическому и военному потенциалу никогда не будет для НАТО серьезным соперником, но при определенной помощи в состоянии стать мощным противовесом своему северному соседу. Накануне визита Вашингтон обратился к Украине с настоятельным призывом наладить и поддерживать хорошие отношения с Россией.

Не принесла особого оптимизма и поездка Президента Украины во Францию. Цель поездки - "завязать знакомство" и заявить об Украине, как о стране, стремящейся повернуться к Европе. Решению этой задачи было подчинено подписание Парижской хартии СБСЕ и Договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Францией. Как подчеркивалось во Франции, - это первый подобный документ, который Киев подписал с какой-либо зарубежной страной. Заложить основы экономического сотрудничества с Францией, привлечь иностранные инвестиции - такова была вторая цель украинского президента. Однако конкретных экономических соглашений в ходе французского вояжа украинского президента заключено не было, если не считать подписания министрами финансов двух стран договор о создании в Киеве финансовой биржи и о вкладе Франции в ее первоначальный капитал в размере 5 млн. франков.

"Что же касается полномасштабного выхода Украины на международную арену", то, как заметил французский президент Франсуа Миттеран, он должен проходить прежде всего через обретение этой страной надлежащего места среди других государств, образовавшихся после распада Советского Союза.

По мнению наблюдателей, заключенные в Париже финансовые соглашения свидетельствуют лишь о желании французских банков первыми обозначить свое присутствие на украинском рынке. Однако для Киева это символическое присутствие мало что значит: как сказали в украинском посольстве в Москве, "в ближайшем будущем 99 процентов внешнего оборота все равно будет идти через Москву".

Но это о будущем. А сейчас, по данным "Истюрпиэн", общее число сделок с участием иностранного капитала в первом квартале этого года по всем странам СНГ составило 206. Из них на долю России приходится 62, на долю Украины - 8. Приток иностранных инвестиций мизерный: 731,9 млн. долл. - Россия, 160 млн. долл. - Украина. Однако по числу инвестиций на внешний рынок Украина обошла Россию, заключив аж одну сделку, на долю России приходится только 0,5 сделки.

Все более становится очевидной переоценка президентом Украины ее европейской роли: не так уж много у нее привлекательных для ЕЭС ресурсов. Пока не предвидится и расцвета "новой эры индийско-украинских отношений", о коей украинская печать возвещала накануне визита Л.Кравчука в Индию, Кое-чем полезен и опыт бывших членов СЭВ. "Воленс, ноленс", но ориентироваться приходится пока прежде всего на Россию.

Различна не только значимость перечисленных факторов для каждого президента, различны их исходные позиции. Россия и ее президент всегда были готовы к переговорам. И даже неоднократно подвергались критике за подчеркивание априори позитивного отношения к СНГ, желание любой ценой восстановить разрушенные связи с другими государствами - республиками бывшего СССР.

Президент Украины, напротив, придерживался курса на изоляционизм, провозглашая временность присутствия в СНГ, своими действиями постоянно противопоставлял Украину всем остальным государствам. Эволюцию взглядов должен был совершить именно Л. Кравчук. И он совершил ее. Можно, конечно, сомневаться - окончательно ли. И такие сомнения, учитывая предысторию, вполне уместны. Но на данный момент началась демонстрация изменения позиций Украины к Содружеству и России. Если на Киевском "summite" Кравчук называл СНГ мечтой, то теперь он говорит: "Для нас Содружество Независимых Государств является структурой, которая может сыграть важную роль. Но нужно, чтобы все его члены были равноправными, и чтобы ни одно государство не пыталось диктовать свою политику.

"...Украина не пытается разваливать СНГ, а хочет сделать так, чтобы его структуры работали", - заявил Л. Кравчук.

Впервые за последние месяцы президент Украины подтвердил намерения своей страны не отходить от СНГ.

Если еще в мае при посещении Польши Кравчук говорил о том, что "российские власти мыслят по-имперски" и рекламировал идею Пилсудского о создании Союза центральноевропейских стран, который стал бы противовесом России, то после визита во Францию на пресс-конференции по его итогам заявил: "Мы хотим, чтобы отношения России и Украины были такими же, как между США и Канадой".

Накануне поездки в Дагомыс Л.Кравчук сделал еще один шаг навстречу России, заявив о пересмотре Украиной своего отношения к конфликту в Приднестровье. Украина высказалась за предоставление Приднестровью статуса автономной республики в составе Молдовы. Если же та решит объединиться с Румынией, население Приднестровья по мнению Л.Кравчука должно само решить свою судьбу. Украина готова выступить гарантом этого. Возможно, Украина поддержала позицию России по Приднестровью в надежде на то, что Российская Федерация в ответ откажется от притязаний на Крым.

Л. Кравчук сам признает, что произошла эволюция, но обосновывает ее сугубо идеологически, называя главными причинами: ответственность за процессы, происходящие в России и на Украине, а именно становление подлинной государственности и необходимость совместных усилий по проведению реформ, а также консолидация сил, которые стремятся к восстановлению старых порядков.

О чем договаривались президенты? Встреча в Дагомысе, в отличие от предыдущих встреч, порадовала граждан Украины и России конкретными действиями, решениями. "Никогда не было столь полного взаимопонимания между Россией и Украиной, - заявил Б. Ельцин, - это скажется благотворно на настроении наших народов в целом, между которыми в последние месяцы отношения были не очень гладкими... Мы и собрались, чтобы снять все острые вопросы, которые были. Поэтому самое главное, чтобы вздохнули спокойно народы России и Украины, других стран СНГ, да и в мире в целом. Это, в том числе, скажется и на людях военных. Мы признали, что каждое государство имеет право создавать свои ВС, ВМФ. Ну, о стратегических вооружениях договоримся".

"...С Дагомысского соглашения начнется коренной, не побоюсь этого слова, - сказал Л.Кравчук, - поворот между двумя великими государствами, поворот, который должен вывести нас на межгосударственный уровень, равноправный, полнокровный. На защиту народа, на совместные действия по всем коренным вопросам как наших государств, так и всего европейского и мирового сообщества".

Стороны договорились строить свои отношения как дружественные государства и немедленно приступить к разработке нового, полномасштабного политического договора, который отражал бы новое качество отношений между ними. До заключения такого договора стороны договорились неуклонно соблюдать положения договора между УССР и РСФСР от 19.11.90 г. и последующих украинско-российских договоренностей.

Как видим, Киев изъявил готовность подписать, что еще несколько недель назад казалось невероятным.

Наметился прогресс и в сфере экономического взаимодействия. Удалось сформировать подход к очень болезненной проблеме - урегулированию платежных обязательств в связи с предстоящим переходом Украины на национальную валюту. Решено создать межгосударственную двустороннюю комиссию по регулированию торгово-экономических и кооперационных связей, в т.ч. между предприятиями оборонного комплекса, а также смешанную экспертную группу для изучения и подготовки предложений по разрешению вопросов о порядке погашения ценных бумаг, выпущенных правительством и центральными органами бывшего Союза.

Камнем преткновения практически на всех заседаниях глав государств СНГ был вопрос о разделении имущества, включая и то, которое находится за рубежом. На Киевской встрече, например, Б.Ельцин наотрез отказался обсуждать этот вопрос, что вызвало адекватную реакцию Л.Кравчука.

Теперь же российская сторона согласилась передать Украине часть имущества бывшего СССР за рубежом путем выделения в ближайшее время отдельных зданий для размещения и нормального функционирования дипломатических и консульских представительств. В этих целях создается комиссия МИД РФ и Украины, которая внесет соответствующие предложения Правительству РФ.

Более неопределенны оказались подвижки в армейских делах. В связи с созданием своих Вооруженных Сил стороны подтвердили важность продолжения переговоров по созданию на Черном море Военно-морского Флота России и Военно-Морского Флота Украины на базе Черноморского флота. Они согласились на договорной основе использовать существующую систему базирования и материально-технического обеспечения. Военнослужащие России и Украины, призванные для прохождения службы в частях, входящих в состав объединенных Военных Сил СНГ, приводятся к присяге государства, гражданами которого они являются.

Россия и Украина подтвердили свою приверженность существующим соглашениям, определяющим статус стратегических сил объединенных Вооруженных Сил СНГ. Они согласились продолжить консультации с целью достижения договоренностей по выполнению взятых на себя обязательств в соответствии с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г., Лиссабонским протоколом от 31 мая 1992 г. и ранее заключенными соглашениями в отношении стратегических ядерных сил. Они договорились о принятии мер для скорейшей ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г. и его вступлении в силу и сотрудничестве в вопросах выполнения этого международного акта.

В целях развития российско-украинских отношений в русле дружбы, сотрудничества и партнерства президенты договорились придать встречам на высшем уровне регулярный характер. Будет также создан переговорный механизм на базе государственных делегаций для разработки полномасштабного политического договора, а также подготовки таких встреч и координации действий по выполнению принимаемых на встречах решений.

Проблема Крыма не обсуждалась, а в публичных выступлениях два президента подчеркнули отсутствие территориальных претензий друг к другу.

Дагомысская встреча оправдала многие возлагавшиеся на нее ожидания. Однако эксперты-пессимисты указывают на нерешенные проблемы. Обозреватель Вл. Рубан в газете "Московские новости" отметил: "Ельцин и Кравчук пребывали в хорошем настроении, хотя по многим конкретным проблемам взаимопонимания не увеличилось или почти не увеличилось".

Россия продолжает добиваться от Украины отмены решения о двойном подчинении стратегических вооруженных сил, дислоцированных на ее территории, не только объединенному командованию Стратегических Вооруженных Сил СНГ, но и Министерству обороны Украины. Но Киев продолжает стоять на своем.

Россия склоняет Украину присоединиться к соглашению о визовом и таможенном союзе в рамках СНГ - Украина не торопится это делать. Киев настаивает на разделе культурных ценностей, которые за последние десятилетия перешли с Украины в Россию, и, наоборот, Москва считает, что "это не имеет ничего общего с цивилизованной практикой и наносит существенный ущерб отношениям между нашими народами"...

А соглашение о разделе Черноморского флота? Хотя Россия в принципе согласилась на его раздел; в будущем предстоит его расчленение на три части: российскую, украинскую и СНГ, однако как разделить 300 боевых кораблей флота? А если учесть, что военно-техническое снабжение и управление Черноморским флотом осуществлялось из России, то его переход к Украине просто лишит его боеспособности на долгие годы и даже десятилетия.

Не прошло и суток после того, как Ельцин и Кравчук договорились, а единству позиции России и Украины по Черноморскому флоту грозит новое испытание: Шеварднадзе уже предложил в Стамбуле делить Черноморский флот между всеми черноморскими республиками бывшего СССР.

И еще вопросы. Кто будет контролировать одностороннюю эмиссию денег в безналичный оборот? Чем погасить миллиардный долг Украины России?

А Крым? Как справедливо заметил обозреватель "Известий" Вл. Надеин, "отказавшись даже обсуждать его статус, не оказались ли стороны в положении больного, который боится неизбежной операции больше, чем болезни?"

Лидер РХДД Виктор Аксючиц уже приравнял дагомысские соглашения 1992 года к мюнхенскому 1938 г.

И все же, готовность признать компромисс в качестве основного средства улаживания всех без исключения конфликтов делает Дагомыс важнейшим событием истории России и Украины.

Однако именно "неопределенность" в решениях в сфере вооруженных сил, как и уже у помянутые действия Украины по отношению к ЧФ, предопределили необходимость встречи в Ялте.

В центре внимания переговоров в Ялте было соглашение о Черноморском флоте, согласно которому, вопреки договоренностям, достигнутым ранее, о его разделе, принято решение на переходный период до 1995 г. -вывести его из состава ОВС СНГ и перевести под объединенное командование России и Украины. Командующий назначается президентами и подчиняется только им.

Оба президента выразили здоровый оптимизм по этому поводу. Л.Кравчук назвал соглашение "политически важным, выверенным и соответствующим ситуации". Б.Ельцин считает, что решение "отвечает интересам, традициям и законодательствам обоих государств". Но что же оно означает по своей сути? Вопрос непрост. Пока несомненно только одно: президенты взяли тайм аут и постарались проблему, которую невозможно разрешить ко всеобщему удовлетворению, "заморозить".

Теперь в "список" факторов, влияющих на позиции России и Украины по спорным вопросам, добавлен еще один: время. На какие процессы будет работать этот фактор?

Адмирал И. Касатонов считает, что "переходный период приведет не к разделению, а к его (ЧФ) еще большему объединению".

Моряки говорят, что это полумера, что единого флота с единым командованием быть не может, как не может быть и флота без национальной принадлежности. Подобного прецедента не знает международное право. И фантазируют, будто теперь у ЧФ будет флаг "Андреевский на желто-голубом фоне".

"Файнэншнл тайм" интерпретирует как "поражение Украины, которая активно стремилась к созданию собственного военно-морского флота в кратчайшие сроки". Такого же мнения придерживается и Украинская республиканская партия, которой принадлежит инициатива в оказании поддержки президенту со стороны всех национально-демократических сил Украины, оценивая соглашение резко и однозначно как абсолютно проигрышное для Украины.

Конечно, соглашение оперативно играет положительную роль для обоих государств как средство снижения опасной напряженности. И, возможно, сегодня это окупает все. Но стратегически, вероятнее, что оно усилит "козыри Украины", которая, добившись уступок по важным для нее экономическим вопросам, вплоть до таких мелочей, как раздел загрансобственности, сняв негативное отношение со стороны мирового сообщества, в первую очередь США, обозначив начало переговорного процесса, почти ничего не уступила России из своих козырей в вопросе вооруженных сил. К тому же вариант двойного подчинения ЧФ, вывод его из ОВС СНГ, как близнец, похож на предложения Л.Кравчука по ядерному вооружению. Он предлагал "разделить" ядерную кнопку с Москвой, т.е. установить "негативный контроль", который дополнить "административным контролем" над личным составом, т.е., по сути неявно перейти к позитивному контролю над ядерным вооружением.

Впрочем, говорить определенно, как будут развиваться события с ЧФ, еще преждевременно. По соглашению статус трехлетнего переходного периода будет определен только к 1 октября. Ну, что ж, - "цыплят по осени считают". 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]