Преступность - угроза России
Обозреватель - Observer


 

 ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
 В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ
 ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ


Проблема борьбы с преступностью в России в ходе проведения рыночных реформ выросла в первостепенную и угрожает социальной стабильности в столь сложный исторический период. Ломка прежней организационной структуры общества, крушение устоявшихся идеологических норм привели к маргинализации значительной части населения. Возрастает вероятность, что многие изберут для себя антиобщественные нормы поведения.

Положение усугубляет концентрация в руках узкой социальной группы значительных капиталов на фоне общего падения жизненного уровня населения. Отсутствуют эффективные государственные программы переквалификации увольняющихся сотрудников силовых структур. Значительное количество оружия находится на руках у населения вследствие распада, структур Вооруженных Сил.

Снижается эффективность работы правоохранительных органов, авторитет государственной власти в стране. Обострение криминогенной обстановки требует адекватной реакции властных структур общества, в том числе на самом высоком уровне.

Среди наиболее значительных событий в этой связи - создание во главе с Вице-президентам России А. В. Руцким Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией.

Тема борьбы с уголовными преступлениями и коррупцией нашла свое отражение и в документах ведущих политических партий России. Говоря о влиятельных партиях, - а их около пятнадцати, - нужно оговориться, что их влияние все же относительно и распространяется прежде всего на парламентском уровне. В политических документах партий и движений борьба с преступностью, как правило, рассматривается лишь в аспекте критики политических оппонентов. Вопросы снижения криминогенной напряженности в их конструктивной части нашли свое отражение лишь в программных документах и занимают в них крайне незначительное место.

В документах Конституционно-демократической партии. Народной партии Свободная Россия, Республиканской партии Российской Федерации, Социал-демократической партии Российской Федерации данная тема практически не затронута.

Для ряда влиятельных политических партий характерны констатация обострения криминогенной ситуации или декларативные заявления о необходимости "решительного укрепления законности во всех сферах государственной и общественной жизни, пресечения коррупции во властных структурах" без указания конкретного механизма решения проблем в данной сфере. В числе таких организаций - Российское движение демократических реформ. Социалистическая партия трудящихся. Всероссийский союз " Обновление" и ряд других.

Тем не менее тема борьбы с обострением криминогенной ситуации, пресечения разгула преступности и коррупции рядом партий и влиятельных политических организаций рассматривается как серьезная политическая проблема. Однако в анализе проблем борьбы с преступностью вопрос о принципах ее обострения не пользовался особым вниманием партийных лидеров и идеологов.

Немногие политические партии в качестве основной причины данного явления видят высокую степень монополизации различных сфер жизни общества. Так, по мнению членов ДПР, "...монополия всегда порождает насилие. Насилие сверху обязательно вызывает ответные формы насилия и экстремизма снизу. Организуясь, все формы насилия питают друг друга, нуждаются друг в друге для оправдания своего существования".

Данное положение конкретизировано и в документах Народной партии России: "После освобождения экономики от государственной опеки и вмешательства, важнейшей задачей партий, провозглашающих принципы рыночной экономики, в том числе НПР, станет борьба с монополизмом во всех его формах, будь то административное вмешательство министерств и местных властей в работу предприятий, препятствия со стороны концернов или Ассоциаций, выходу отдельных предприятий из их состава, установление запретов на вывоз продукции из района или области, или шантажирование мафиозными группировками своих потенциальных конкурентов".

Наибольшее место в программных положениях партий и политических объединений уделяется механизму ослабления криминогенной ситуации. Партийные лидеры и идеологи выступают за проведение комплекса мер политического характера, использование как инструмента высшей государственной власти. Необходимо устранить любые влияния на деятельность правоохранительных . органов. Так, проблема департизации кажется наиболее актуальной лидерам Народной партии России (Т.Гдляна) и Партии экономической свободы (К.Борового).

В то же время члены Либерально-демократической партии (В.Жириновский) считают, что необходимо обеспечить независимость судебных органов, выделить органы расследования и дознания из структуры Прокуратуры и Министерства внутренних дел, подчинить их непосредственно Президенту.

Противоположной позиции придерживается Российская коммунистическая рабочая партия. Ее лидеры считают наиболее эффективной мерой - восстановление Советской власти и жесткий контроль со стороны депутатов за деятельностью органов государственной власти.

К сторонникам контроля за деятельностью правоохранительных органов, влияния на них через первичные партийные организации относилась в свое время и Демократическая партия России.

Российское христианско-демократическое движение настаивает на проведении чрезвычайных мер по борьбе с бандитизмом, коррупцией и экономической преступностью. В качестве мер предлагалось принять закон "О борьбе с преступностью в переходный (чрезвычайный) период". Идеологи данной организации предлагали ввести более жесткий контроль "за деятельностью лиц, прибывших из-за пределов границ РФ".

Ряд мер законодательного характера предусматривают программные документы Народной партии России и в первую очередь - запрещение государственным чиновникам участвовать в деятельности коммерческих организаций.

Неполитические меры воздействия на криминогенную ситуацию пользуются меньшей популярностью в политических партиях. Так, некоторые партии являются сторонниками кадровых и дисциплинарных мер в отношении правоохранительных органов. Наиболее последовательной сторонницей таких мер (политической работы через первичные организации) является в первую очередь Российская коммунистическая рабочая партия.

Аналогичной позиции, но на других идеологических основах придерживалась до Указа Президента о деидеологизации государственных органов Демократическая партия России.

Сферы кадровых и технических мероприятий касаются предложения Партии экономической свободы. Она выступает за повышение профессионального уровня личного состава правоохранительных органов и совершенствование их технической базы.

Довольно редко политические партии выступают за внепарламентскую и внеполитическую поддержку правоохранительных органов или сотрудничество с ними. Эта линия прослеживается в документах только двух партий - РКРП и ДПР. Последняя - пожалуй, единственная организация, призывающая к непосредственному сотрудничеству с правоохранительными органами вплоть до совместного патрулирования членами местных организаций ДПР и милицией в регионах с наиболее острой криминогенной обстановкой. 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

 
1989
1990
1991
1992
Всего расследовано уголовных дел
659984
753862
823983
960127
В т.ч. в срок свыше установленного УПК
90053
140770
168035
196026
Приостановлено дел производством
689230
859466
1.141145
1.515741
Остаток неоконченных дел на конец отчетного периода
237418
301094
353008
442866
Из них со сроком расследования свыше 2 месяцев
13204
20883
24574
34419
В т.ч. свыше 1 года
497
180
421
610
Число арестованных по неоконченным делам
26308
31675
33666
47203
В т.ч. содержащихся под стражей свыше 6 месяцев
122
689
920
1186

КОЛИЧЕСТВО НЕРАСКРЫТЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1989
1990
1991
1992
% к 1989
ВСЕГО
619.375
782.128
1.041.107
1-380.526
+122,8
Тяжкие
71.300
90.676
115.000
164.277
+130,4
Умышленные убийства
1.569
1.953
2.209
3.538
+125,5
Умышленные тяжкие телесные повреждения
9.254
10.511
11.238
15.174
+63,9
Разбойные нападения
4.525
6.104
7.497
12.808
+183,0
Грабежи
36.564
45.061
59.179
90.034
+146,2
Кражи государственного и общественного имущества
107.931
160.056
241.840
341.992
+216,8
Кражи личного имущества граждан
354.242
431.599
586.053
759.933
+114,5

 

ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОВЕРШЕНЫ:
(из числа раскрытых)

ВСЕХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

УМЫШЛЕННЫХ УБИЙСТВ

УМЫШЛЕННЫХ ТЯЖКИХ ТЕЛЕСНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ

ИЗНАСИЛОВАНИЙ

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]