Преступность - угроза России
Обозреватель - Observer


 

 ПРЕСТУПНОСТЬ И АРМИЯ


Во многих западных странах в основу борьбы с преступностью положена аксиома Дюркгейма: преступность - нормальное явление, вполне избавиться от которого никому никогда не удавалось и не удастся. Поэтому и усилия их правоохранительных органов нацелены не на то, чтобы избавить общество от преступности, а лишь на то, чтобы масштабы преступности не превышали социально терпимый уровень. В этих государствах была принята генеральная линия: в начале создать своеобразные "островки безопасности от преступности" в отдельных регионах. А затем, постепенно, расширяя эти сферы, локализовать преступность. Такая стратегия значительно повышает жизнестойкость общества, его способность нормально функционировать даже при высоком уровне преступности. Ее показатели в развитых капиталистических странах во много раз выше российских данных.

Видимо, этот путь наиболее приемлем в настоящих условиях для нашей страны. Ведь наряду с гибелью людей, увечьями, материальными потерями одним из главных отрицательных последствий преступности является подавленность населения, страх стать жертвой, утрата доверия к власти. Успех в борьбе с преступностью в масштабах всей страны в обозримой перспективе невозможен, а вот в отдельных регионах и сферах жизни он реален. И этот успех, несомненно, повысит авторитет власти, оздоровит общественное сознание, избавит людей от ощущения безысходности. Одной из областей жизни, оздоровление которой позволит получить ощутимый эффект, являются Вооруженные Силы.

Криминогенная обстановка в войсках тревожила нас прежде всего как фактор, подрывающий боевую готовность. И это правильно, особенно сейчас, когда проводится сокращение численности ВС. Укрепление дисциплины и порядка в армии и на флоте, борьба с преступностью - вот то перспективное направление, которое позволит сохранить и боевую мощь Вооруженных Сил на приемлемом уровне.

Известный царский генерал П.Н.Краснов называл армию не только лицом государства, но и школой народа. Ведь через ее ряды проходит почти все мужское население, армия может оказаться тем источником, из которого черпаются духовность, гражданственность, . патриотизм, дисциплинированность, стойкость и мужество нации, источником, который оздоровит все сферы жизни общества (См.: П.Краснов "Армия". - Русский колокол", 1928, N 3).

Преступность в Вооруженных Силах, ее состояние, динамика и, в определенной мере, структура находятся в достаточно тесном взаимодействии с преступностью в гражданском обществе. Это обусловлено политической и экономической нестабильностью, идеологическим кризисом, недостатками в работе правоохранительных органов, распадом и рассогласованием систем обучения и воспитания, шквалом отрицательного информационного воздействия (реклама неприемлемых стандартов поведения, насилия, секса, низкопробной массовой культуры и т.п.)

Однако специальная организация службы, система контроля, новизна ситуации, в которой оказывается молодой человек, - все это позволяет сделать обстановку в войсках достаточно автономной, создать условия здорового воспитания.

К сожалению, эти возможности в настоящее время не реализуются. Напротив, уровень преступности в войсках высок, и Вооруженные Силы генерируют криминогенность. Достаточно вспомнить, сколько ужаса вселяет в сердца будущих новобранцев и их родителей "дедовщина", которая вызвала движение солдатских матерей, уклонения от призыва, взбудоражила общественное сознание.

Не менее остра сейчас проблема преступлений военнослужащих против местного населения, совершаемых, в основном, по корыстным мотивам. В 1991 г. с помощью военнослужащих со складов воинских частей в руки преступников попало около 2 тысяч стволов огнестрельного оружия, в 1992 г. это число достигло 4,5 тысяч.

Для того, чтобы снизить преступность в войсках, чтобы Вооруженные Силы смогли оказывать на общество не криминогенное, а позитивное воздействие, необходимо принять ряд мер.

Первая их группа включает решение глобальных проблем организации воинской службы. Это прежде всего укрепление командного состава подразделений и воинских частей. Возможности офицеров и сержантов по усилению дисциплины и предупреждению преступлений очень велики. А там, где они эффективно работают, вообще нет преступлений и грубых правонарушений. В Вооруженных Силах России таких воинских частей немало.

Но немало, к сожалению, и прямо противоположных примеров, когда офицеры и сержанты сами совершают

преступления. Не менее опасны их бездеятельность, попустительство преступлениям, когда они не хотят, не умеют или боятся навести твердый уставной порядок среди подчиненных.

Без подготовленных офицеров, сержантов, солдат нет армии. Подготовленность же слагается из их способностей и качественного обучения. Отсюда вывод:

необходимо совершенствовать систему отбора и обучения военнослужащих.

Для офицерских кадров главным будет отбор. И проблема не в отсутствии надежных методик, а в недостатке претендентов: падение престижа военной службы, материальная и бытовая неустроенность офицеров отпугивают многих способных молодых людей от почетной воинской профессии. В результате в училища приходят далеко не лучшие. Распространен и такой мотив поступления в военные училища: стремление стать на вещевое и котловое довольствие. Очень мал процент курсантов, которые видят в военной службе свое призвание. Поэтому из училищ в войска подчас приходят офицеры, неспособные управлять подчиненными, поддерживать во взводе или роте твердый порядок, пресекать правонарушения.

Исследования показывают, что менее четверти офицеров являются примером для подчиненных. А ведь пример в армии всегда был основным методом воспитания. Сейчас много говорят о необходимости повысить денежное содержание офицеров. Сделать это надо, но в ближайшем будущему государства не будет реальных возможностей обеспечить уровень оплаты военной службы выше средней заработной платы в стране.

Думается, стимулы к службе следует искать и в других плоскостях: обеспечивать безопасность военнослужащих и членов их семей, повышать культуру общения, особенно по. вертикали: командир-подчиненный, развивать сферу досуга, культивировать здоровый образ жизни, предоставлять по увольнению бесплатные участки земли, оказывать помощь в получении образования детьми и так далее. Нельзя недооценивать и стимулирующее воздействие привлекательных для молодежи моделей военной формы одежды.

Фигура сержанта всегда была и будет основной в войсках. Он постоянно на службе. 24 часа в сутки. В подразделениях с сильным сержантским составом невозможны нарушения дисциплины. невыполнение приказов, хищения или глумления. К сожалению, из призывного контингента все труднее и труднее отбирать достойных.

Система стимулирования лучших, наиболее способных к этой службе лиц должна быть не менее действенной, чем офицеров. Можно утверждать: все сержантские должности должны замешаться профессионалами на контрактной основе. Денежное содержание сержантов и другие материальные стимулы должны стать соразмерны с офицерскими, как это делается во всех западных армиях. В настоящее время этого нет, поэтому нет настоящего сержанта.

Среди проблем вооруженных сил следует отметить недостатки в обеспечении нормальных жизненных условий, быта и досуга военнослужащих срочной службы.

Своеобразна проблема развлечения военнослужащих. Исследования показали, что большинство солдат хотели бы, чтобы их служба носила более воинский характер: походам в театр и экскурсиям многие предпочли бы участие в стрельбах или военных играх.

Военнослужащих продолжают по-прежнему часто и подолгу отвлекать на хозяйственные работы. В отдельных случаях без этого не обойтись - соответствующие потребности войск велики. Но выполнять такие работы должны не только военнослужащие строевых частей. Для хозяйственных работ необходимо адекватное количество частей и подразделений обеспечения (резерв - альтернативная служба) - с тем, чтобы военнослужащие боевых частей занимались только боевой подготовкой.

Наряду с общими мерами предупреждения преступлений военнослужащих особенно эффективными при их "низкой стоимости" могли бы оказаться специально-криминологические меры. Например, нынешняя система оценки состояния законности и правопорядка в частях и подразделениях вынуждает командира скрывать преступления подчиненных. Ведь если он вскроет преступление, то наказан будет не только сам преступник, но и его командиры разных уровней.

Для искоренения этой прочной практики необходимо в уставах четко регламентировать обязанности командиров различных степеней по предупреждению преступлений подчиненных. На основе правовых норм можно установить жесткий порядок, при котором командир, когда его подчиненный совершит преступление, может быть наказан лишь в случае нарушения предусмотренных нормативным актом обязанностей по предупреждению преступлений.

Весьма положительный эффект может дать совершенствование военно-уголовного законодательства. Действующий Закон об уголовной ответственности за воинские преступления имеет ряд статей, в которых за одни и те же деяния предусмотрена наряду с уголовной и дисциплинарная ответственность. При достаточно неопределенных условиях командир, не заинтересованный в том, чтобы портить картину, состояния законности в части, в большинстве случаев не привлекает военнослужащих к уголовной ответственности по этим статьям. Так, за совершение уголовных деяний солдат зачастую отделывается гауптвахтой. В результате происходит деформация правосознания военнослужащих срочной службы.

Как показывают исследования, многие военнослужащие считают, что командир вправе признать дисциплинарным проступком и ограничиться соответствующими мягкими мерами не только за те деяния, которые предусмотрены указанными статьями Закона об уголовной ответственности за воинские преступления (самовольные отлучки, нарушение уставных правил караульной службы и т.п.), но и за любое преступное деяние. Отсюда и облегченное отношение к исполнению законов.

В перспективе могут быть велики профилактические возможности военной милиции: это и борьба с безнаказанностью, масштабы которой в войсках огромны (раскрытие зарегистрированных преступлений, выявление скрытых преступных деяний), пресечение преступлений на стадии приготовления и покушения. В этом смысле любые материальные затраты на создание такой службы в армии будут оправданными.

Многие преступления можно предупредить на уровне роты и воинской части с помощью так называемой микрокриминологии: изменение распорядка дня, изменение характера питания (особенно для мусульман), введение патрулирования, дополнительных караульных постов, иных мер охраны. Однако эти вопросы не решаются из-за неумения командного состава проводить криминологический анализ обстановки, выявлять причины правонарушений, делать криминологические прогнозы преступности в части и индивидуального преступного поведения, вырабатывать методику предупреждения преступлений. Нельзя упрекать офицеров за это - ведь ни в военных училищах, ни в академиях не изучается курс "Криминология".

Большой эффект могло бы дать внедрение социологических методов в практику деятельности командования для выявления латентных, скрытых преступлений, анализа причин преступности, сигналов о преступлениях и жалоб военнослужащих. Весьма проблематично, что рядовой солдат воспользуется предоставленным ему правом на жалобу. Превратить это право из эфемерного в реальное можно с помощью регулярного проведения сплошных анонимных опросов военнослужащих во всех частях.

В США дважды в год все население опрашивается: не оказывается ли человек жертвой какого-либо преступления? В наших Вооруженных Силах достаточно развита сеть военно-социологической службы, однако такие опросы не проводятся. Не ведутся и системные исследования преступности в армии, факторов, влияющих на нее.

Разработка превентивных мер нередко носит умозрительный характер, не сопровождается экспериментальной работой по оценке их эффективности. В войсках нет системы изучения и широкого внедрения передового опыта в этой области, - а такой опыт есть, но, к сожалению, не получает широкого распространения.

В Вооруженных Силах необходим информационно-аналитический центр изучения преступности и ее причин. Лишь углубленные исследования позволят точно оценить масштабы преступности, провести калькуляцию ее факторов, рассчитать коэффициент влияния на преступность каждого из них, провести экономический анализ стоимости мер по устранению каждого фактора. Командование ежегодно должно получать четкий криминологический прогноз: какой уровень преступности ожидается в следующем году, как можно его снизить, какие затраты для этого понадобятся. На основе этих данных командование, исходя из финансовых возможностей, сможет выбрать наиболее криминогенные факторы, устранение которых при минимуме затрат сможет дать максимальный эффект. Лишь такой подход к организации борьбы с преступностью в войсках можно назвать научным. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]