Преступность - угроза России
Обозреватель - Observer


 

 КОРРУПЦИЯ В КИТАЕ

Недовольство коррупцией и привилегиями послужило одной из самых острых причин известных событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Китайские коммунисты верхнего эшелона власти единодушно занимали твердые позиции в борьбе с "бюрократизмом", неотъемлемой частью которого является коррупция. На протяжении четырех десятилетий истории Китайской Народной Республики вопрос о коррупции неоднократно попадал в список первоочередных проблем. Во времена Дэн Сяопина коррупция набирала силу, несмотря на постоянные попытки обуздать ее. По мнению Питера Ли (Китайский университет Гонконга), сегодня она стремится занять место скорее на исполнительском уровне, чем на политическом.

Начиная с 1980 и по сей день считается, что невиданный рост коррупции связан с передачей полномочий на места, быстрым ростом рыночной экономики, ослаблением партийной дисциплины наряду с медлительностью во введении нового законодательства. Были испробованы различные меры: судебные расследования, попытки укрепить партийную дисциплину, финансовые инспекции, организационные модернизации.

Видя, что противоречивые тенденции все сильнее проявляются в обществе, Дэн Сяопин заявил в апреле 1982 г.:

"В чем особенность настоящего момента? Некоторые кадры погрязли в коррупции за короткий период последних двух лет с того момента, как мы приняли политику открытых дверей и оживления нашей экономики. Многие, а не просто несколько человек, были связаны с преступлениями в сфере экономики. Их правонарушения намного серьезнее, чем те, что были раскрыты в период борьбы против " трех зол" и" пяти зол". Кража государственной собственности, растраты и взяточничество сказываются на материальных и финансовых ресурсах. Это совершенно очевидно, и здесь не может быть никакой ошибки. Если мы хотим положить этому конец, мы должны принять быстрые, жесткие и суровые меры".

Определение коррупции, которое дал

Дэн Сяопин, частично соответствует тому, что М.Вебер называет "идеальным типом". По Веберу, попытка контроля за коррупцией означает создание соответствующих законодательных процедур для поддержания формальной рациональности с точки зрения адекватности средств конечной цели.

Для Дэн Сяопина коррупция сопряжена с незаконными привилегиями и другими нарушениями, так как некоторые формальные требования, предъявляемые к государственному аппарату, не выполняются должным образом. С его точки зрения, "бюрократизм" (в особенности коррупция) мог быть сведен до минимума введением новых правил и предложений, улучшением подбора и расстановки кадров, дисциплинарными мерами и определением границ ответственности. 

ТРИ ТИПА ЛИЦ, ЗАМЕШАННЫХ В КОРРУПЦИИ


Коррупция связана с использованием общественной власти ради личных корыстных интересов, включая материальные выгоды. Однако понятие "личный" не следует толковать в принятом на Западе смысле.

Попробуем выделить основные группы лиц, которые занимаются коррупцией в разных сферах. В действительности, в экономической и общественной жизни Китая зачастую действуют одни и те же лица как в законной, так и в преступной сферах. Поскольку отдельные личности, семейные кланы и коллективы служащих и рабочих могут работать в официальных государственных учреждениях, они нередко являются активными участниками и преступных деяний в сфере необщественных или личных отношений.

Прежде всего, отдельным личностям в социалистическом обществе предоставлено правовое, социальное и экономическое пространство независимо от того, какое положение занимает тот или иной индивид в коллективе или территориальной единице. Люди улучшают свое общественное положение в результате быстрого роста частного предпринимательства как в городских, так и сельских условиях.

Во-вторых, несмотря на революцию и борьбу с традиционными феодальными ценностями, семейные, земляческие кланы все еще играют значительную роль в экономической и социальной жизни Китая. Семейные кланы не ограничиваются только ядром семьи, включают разросшиеся ветви генеалогического дерева и сохраняют свое влияние в аграрном секторе экономики.

В-третьих, производственные коллективы завоевывают положение как в общественной, так и необщественной сферах. С одной стороны, они получают статус законной единицы, которая, принимает участие в производстве, управлении и выполняют экономические функции в рамках командной экономики. С другой стороны, они участвуют в общественном потреблении, распределении доходов и других социальных функциях, Рабочие коллективы определяют основные правила общественной жизни в коммуне, квартале, с точки зрения бытовых условий, степени благосостояния и страхования. Зачастую отдельные личности, семейные кланы и рабочие коллективы являются организующими ядрами коррумпированной деятельности в Китае. Ведь коррупция чаще всего основывается на корыстных интересах личности.

В условиях реформ сложнее регулировать и контролировать поведение отдельных служащих. Коррупция с большей вероятностью возникает в области международной торговли. Государственные чиновники, занимающиеся этими вопросами, стремятся использовать свою власть, чтобы получить вознаграждение за посреднические услуги - взятки, дорогие подарки.

Когда в основе коррупции находятся семейные клановые связи, преступник не просто действует в интересах родственников, но также использует родственные связи для совершения незаконных действий. Большое число преступлений этого типа было связано с хранением и распределением зерна в сельских районах в начале 80-х годов: нарушения бухгалтерской отчетности, подделка документов, несоблюдение квот продажи зерна, искажение отчетности при отпуске его по весу. Большинство подобных правонарушений совершалось при использовании родственных связей.

Углубление экономической реформы сопровождалось усилением контрабанды товаров как во внутренних, так и в прибрежных районах Китая, (Гуандун, Фуцзян, Чжэцзянь и др.).

Третий тип - это коррупция, в которую вовлечены производственные структуры. Обычно правонарушения возникают в деловых отношениях между правительственными ведомствами и предпринимателями. Коррупции подвержены ключевые функции производства, снабжения, маркетинга. Взятки чаще всего предлагают тем, кто занимается заказом и приобретением товаров, контрактами, подрядами.

Незаконные или полузаконные сделки совершались с ведома производственных единиц. Возникновение предприятий, владельцами которых являются трудовые коллективы, и коммерческих структур в городах и сельской местности придало новый размах коррупции, поскольку их работники вынуждены бороться за свое существование в условиях смешанной экономики. 

"ГУАНЬСИ" - СВЯЗИ, БЛАТ


В большинстве случаев бюрократическая коррупция требует межличностных отношений. Подобные отношения не могут быть формально санкционированы.

Значение слова "гуаньси" многогранно, оно предполагает что-то незаконное или то, что не совсем принято. В условиях Китая "гуаньси" относится к неформальным отношениям между служащими и партийными кадрами. "Гуаньси" возникает за пределами официальной структуры: партия - государство. Как правило, это предполагает тесные взаимовыгодные отношения на личной основе.

"Гуаньси" охватывает .большой круг личных отношений: связи между членами семейного клана, взаимоотношения в различных коллективах. Например, школьные, добрососедские, земляческие отношения, контакты товарищей по работе.

Форма "гуаньси" удобна для создания неофициальной организации, сохранения тайны и, следовательно, для эффективной незаконной деятельности.

"Гуаньси" может быть побочным или прямым продуктом коррумпированного поведения.

Центральная комиссия по проверке дисциплины при ЦК КПК издала в 1981 году циркуляр о запрещении "неподобающего стиля рабочих отношений". Этот документ в первую очередь касается отношений между производственными единицами при обмене сырьем, дефицитными ресурсами, оборудованием.

Существует практика вручения подарков или других вознаграждений, чтобы создать доброжелательную атмосферу, наладить отношения с поставщиками или контрагентами. Именно на этом этапе возникают коррупция и взяточничество.

Обнаруживается удивительное сходство механизмов и процессов возникновения коррупции в Китае и России. Есть и сходство в поведении при совершении коррумпированных действий, что в наших двух странах является следствием общих черт политико-правовой системы социалистического общества. "Гуаньси" в Китае имеет общее с "блатом" в России не только с лингвистической точки зрения, но и с точки зрения условий "социалистической экономики". Китайцы и российское население применяют сходные социальные навыки в создании "связей".

Так, например, "подношения" в России равнозначно "сонгли" в Китае (предложить подарок), с целью создать доброжелательную атмосферу на начальной стадии коррумпированного действия. "Блат" в России обычно связан с коррупцией в государственной сфере, точно так же и в Китае - в производственной и распределительной функциях государства.

"Блат" необходим при приобретении товаров, проталкивании грузов, получении комиссионных и т.д. "Личные связи" используются в России, как и в Китае -для прикрытия, чтобы уменьшить опасность раскрытия правонарушителя. "Круговая порука" в России - то же самое, что и "баофузан" (защитный зонтик) в КНР. 

КОНТРОЛЬ ЗА БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИЕЙ


С самого начала борьба против бюрократической коррупции была неотъемлемой частью борьбы с привилегиями и неправовым поведением. Был издан ряд постановлений, регулирующих материальные привилегии высшего руководства КНР, распределение жилья и т.д. На правовом фронте была предпринята попытка начать поход на "экономические преступления", включая коррупцию.

Случаи взяточничества и хищений стали привлекать к себе серьезное внимание только в 1982 году. Были изданы резолюции и директивы по этому вопросу. В соответствии с Уголовным Кодексом взяточничество рассматривалось как преступление, которое каралось пожизненным заключением и смертной казнью. Поправки к статьям Уголовного Кодекса предусматривали повышение уголовной ответственности и наказаний для гражданских служащих. Хотя не все административные меры были непосредственно направлены против бюрократической коррупции, тем не менее они сыграли определенную роль. Все три подхода к борьбе с коррупцией преследовали свою цель.

Партийные меры были направлены на партийных функционеров, стремящихся к привилегиям и нарушающих "стиль работы". Это, в основном, касалось номенклатурных кадров и высшего руководства. Коррумпированные действия в этой среде рассматривались как наносящие политический ущерб режиму власти.

Правовой подход касался в основном экономических преступлений, подчеркивал роль нового экономического порядка, был нацелен на повышение производительности труда и эффективности производства.

Административные меры были приняты в отношении тех, кто допускал отклонения, расточительство и распыление финансов. Эти меры принимались для более эффективного функционирования государственной бюрократической машины. Однако ни один из трех подходов не оказался успешным. В период экономических реформ число коррумпированных элементов лишь возросло.

Проведенный анализ выявил парадокс: бюрократическая коррупция приобрела еще больший размах, несмотря на все усилия партийно-государственного руководства и Дэн Сяопина. С точки зрения пост-Веберовских взглядов, бюрократическая коррупция неизменно будет "неистовствовать", поскольку партийно-государственный аппарат не сумеет оградить себя от влияния меняющейся общественной среды.

Дэн Сяопин тоже признал, что борьба против экономических преступлений, в особенности коррупция, будет продолжаться на протяжении всего периода "четырех модернизаций" Китая. Он предложил применить двойную тактику: принять политику "открытых дверей", оживления экономики и вести решительный бой с экономическими преступлениями. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]