Преступность - угроза России
Обозреватель - Observer


 

 НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Одним из величайших бедствий XX века назвал организованную преступность Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали. Зловещие масштабы этой глобальной проблемы отразил VIII специальный Конгресс ООН по организованной преступности.

Материалы, представленные в этом сборнике - еще один сигнал тревога, определение которой дано в заголовке книги - "Преступность: угроза России".

Разгул преступности в нашей стране - следствие общего ослабления государства, его властных структур. Решение этой проблемы - общегосударственная задача, где собственно план борьбы с преступностью должен стать частью основанной на общенациональном согласии Программы укрепления и развития Государства Российского.

Специфическая деятельность по обузданию и искоренению преступности, разумеется, должна вестись и совершенствоваться параллельно со всеми мероприятиями по укреплению Российской государственности, но осуществляться гораздо быстрее и эффективнее.

Не терпят отлагательства выработка и реализация этого плана. С учетом общих черт и особенностей, присущих преступности в любой стране, важно исходить из того, что нынешнее положение в России и странах СНГ создает ситуацию, уникальную в истории человечества, характерную только для республик бывшего СССР, применительно к конкретным экономическим, политическим особенностям их истории, современного переходного периода и перспективам в будущем.

Среди всех видов и типов преступлений организованная преступность и коррупция - наиболее опасны по своим долговременным разрушительным последствиям для личности, общества и государства.

Становым хребтом организованной преступности и коррупции выступает не ведающая никаких внутренних ограничителей корыстная направленность. Все действия подчинены наживе и власти. Накопление лицами и кланами из мира организованной преступности огромных ценностей неизбежно влечет за собой потребность в политическом обеспечении интересов. Отсюда стремление контролировать власть в государстве, подкуп высокопоставленных должностных лиц, стремление к продвижению подкупленных на еще более высокие посты.

В России и странах СНГ множатся устойчивые преступные сообщества, в которых имеются или формируются финансовая база для решения их задач, крупные арсеналы оружия, иерархическая структура с четким распределением иногда наследуемых на основе кровного родства ролей и обязанностей, глубокая конспирация, жесткая дисциплина, с подчинением по вертикали, применением террора, вплоть до физического устранения людей.

Организованная преступность, с опорой на общеуголовную преступность и коррупцию, начинает пронизывать все клетки общества и государственного организма, охватывая жизненно важные центры и области: экономику, финансы, науку и технику, культуру, вооруженные силы и т.д. Поэтому и план борьбы с преступностью должен быть конкретизирован по направлениям, важно не оставить без внимания ни одну из этих областей.

Важнейшим приоритетом должно стать активное противодействие попыткам коррумпированных элементов в государственном аппарате, мафиозных финансово-экономических структур внутри и вне России превратить ее в некий сырьевой придаток зарубежья, поставить под контроль ядерный потенциал, использовать дестабилизирующие хозяйственные факторы переходного периода для создания дешевого и легкоуправляемого рынка труда на основе научно-технического, интеллектуального потенциала России.

Для обеспечения экономической безопасности страны следует срочно провести ревизию использования всех ранее выданных лицензий на вывоз сырья и материалов.

Необходим Закон о защите государственных секретов Российской Федерации, в частности, в научно-технической области, а также правовые акты, регламентирующие соблюдение коммерческой тайны. Нуждается в нормативно-правовом регулировании порядок выезда за рубеж по служебным и частным делам лиц - носителей государственных секретов, прежде всего в ядерной технике и технологии.

Особого, тщательно продуманного подхода требуют проблемы борьбы с преступностью в Вооруженных Силах. Военнослужащий - вот тот, на чью защиту от преступного насилия вправе рассчитывать каждый честный гражданин и общество в целом. Но порою в экстремальных криминогенных обстоятельствах он может сам представлять источник прямой повышенной опасности, поскольку вооружен, или опасности косвенной, когда его оружие попадает в руки преступников.

Требуется принять самые решительные меры по пресечению хищений оружия, разбазаривания военной техники, установить всеобъемлющий контроль за ними сверху донизу, от министерства до солдата, от завода-изготовителя с момента появления оружия до получения его заказчиком, а также в период эксплуатации - в соединениях и частях.

Учитывая создание странами СНГ собственных вооруженных сил, было бы эффективнее начинать контроль во всех них одновременно на основе Соглашения о едином походе к разоружению незаконных формирований и изъятию оружия у населения на всем пространстве бывшего СССР. Эта работа могла бы базироваться на положениях Договора о коллективной безопасности СНГ, где говорится о координации совместной деятельности Советом коллективной безопасности государств-участников.

Организованная преступность не имеет границ. Она все более становится не только межрегиональной, но и транснациональной. Необходимы объединенные усилия всех стран СНГ для скоординированной борьбы с этим явлением, использование новых возможностей, которые дает России членство в Интерпол. Например, создать банк данных по материалам всех предварительных следствий и судебных расследований, где прослеживаются нити организованной преступности, общего прокурорского надзора, арбитража, адвокатуры, контрольных финансовых органов, МВД, МБ и СВР Российской Федерации.

В борьбе с организованной преступностью нельзя ограничиваться только изобличением и наказанием отдельных лиц, групп и их объединений - надо вести борьбу именно с организованностью преступного мира.

Первоочередная задача - создать прочную законодательную базу, заставить уважать Закон, обеспечить его исполнение всеми гражданами, общественными объединениями и государственными структурами - прежде всего, самими правоохранительными органами. Ради этого надо принять пусть и непопулярные, но самые радикальные меры.

Россияне поддержат любые меры против преступников, если увидят, что это не очередная кампания, а государственная политика, реально обеспечивающая безопасность личности и общества.

[ СОДЕРЖАНИЕ