Обозреватель - Observer
Внешняя политика

О КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Н.КАПЧЕНКО

Более чем тысячелетний период складывания российского государства завершается драматически. России снова предстоит решить вопрос о своем собственном существовании. Ее государственное бытие как единого целого поставлено под угрозу, и внутренний разлад настолько парализует ее международную роль. что она из субъекта мировой политики по многим параметрам превращается в се объект. За всю свою многовековую историю Россия никогда еще не была низведена до столь плачевного уровня в плане ее международных глицин. Броские аналогии с судьбами некогда великих империй прошлого едва ли правомерны, поскольку крушение Советского Союза произошло в совершенно иных исторических условиях, копа главной тенденцией развития выступает интеграция, усиление взаимозависимости в целостной международной системе.

Россия как крупное государство не способно успешно реализовать свои национально-государственные интересы, проводить эффективную международную политику, не имея продуманной, всесторонне взвешенной и реалистической внешнеполитической концепции. Такая концепция должна быть отражением коренных, как долгосрочных, так и текущих интересов страны, вытекать из реальных возможностей к учитывать важнейшие тенденции развития общемировой ситуации, место и роль страны в системе международных отношений, постоянно меняющуюся геостратегическую ситуацию. Несомненно в то, что внешнеполитическая концепция в максимальной мере должна аккумулировать и использовать накопленный опыт, сохранять определенную линию.

По существу, сегодня поставлен вопрос об основах внешней политики России преемственности и соответствовать постоянным факторам, определяющим внешнеполитический курс страны. Упрощая, можно сказать, что здесь существуют две противоположные точки зрения. Первая исходит их того, что национально-государственные интересы России предопределяют ее самобытный путь и место в системе международных отношении и что в соответствии с этим государственное битве РОССВИ превыше всех других соображений. Самобытный путь развития в той oли иной степени присущ многим государствам, o Россия здесь не составляет исключения. Сторонника такого подхода считают, что геополитические историко-культурные и многие иные характеристики отрицают возможность копирования чужого опыта, поскольку на таком пути ее ожидают неизбежные потрясения.

Другое подход ориентируется на "приобщение" Россия к западным ценностям и вхождение ее в "семью цивилизованных стран "любой ценой, поскольку, мол, Россия "сбилась" с магистрального пути мирового развития o ее "возвращению" на общий для всех маршрут нет реальной альтернативы. Думается, что в политике вообще, в том числе и во внешней, не было и не может быть такой ситуация, когда нет выбора. Безальтернативность - категория неприменимая к области политики. Столь же сомнительной представляется и позиция тех, кто считает, что Россия стоит перед выбором: вернуться к старому состоянию или стать участником мирового прогресса. В реальной жизни подобной дилеммы нет, ибо возврат к прошлому невозможен, а Россия всегда была o остается участником мирового прогресса.

Между этими двумя принципиальными позициями едва ли достижимо примирение я нахождение компромисса, хотя поиски такого компромисса могли бы открыть перспективу выработки общей внешнеполитической линии. Основой новой внешнеполитической концепция, на наш взгляд, должна быть идея примата национально-государственных интересов. В конечном счете в политике любого государства именно национально-государственная интересы играют доминирующую роль. Главные же разногласия и борьба развертываются в связи с пониманием и интерпретацией этих интересов.

Вся история России сопряжена с идеей государственности, с борьбой за ее утверждение. Исторически Россия формировалась не как мо-нонациональное, а как многонациональное государство, что предопределяло ее место и историческую роль в системе других государств. Именно поэтому в широких исторических рамках несостоятельны попытки представить Россию в качестве некоего имперского динозавра, смерть которого предопределена в силу его нежизненности, неспособности приспособиться к новым условиям. Государственное бытие России - это альфа и омега ее существования как демократического государства, предпосылка реализации всех ее устремлений. 

Демократия и все ее атрибуты - не самоцель, и во имя демократии нельзя жертвовать коренными государственными интересами. Плата же России за вступление в семью цивилизованных стран, которая ей негласно предъявляется, непомерно велика я потому неприемлема. Общечеловеческие ценности имеют подлинную цену лишь тогда, когда они преломляются через национальные интересы. В этом мы убеждаемся сами. В противном случае они - лишь фикция.

К числу фундаментальных основ концепции внешней политики, на наш взгляд, относится и вопросе соотношении прав личности и интересов народа в целом. В политической реформе сегодня преобладает идея верховенства прав личности над всеми другими правами, в том числе и государственными соображениями. Однако, по нашему мнению, было бы неверно абсолютизировать эту идею. Она должна рассматриваться не абстрактно, а в преломлении всего исторического развития России, через призму ее национально-государственных интересов. Вся история России свидетельствует о том, что права отдельной личности были производными по отношению к интересам народа в целом. Попытка перенести идею примата прав личности на российскую почву, как нам кажется, и явилась существенным источником хаоса, охватившего страну.
 


Национально-государственные интересы - фундаментальная основа внешней политики

Исторические судьбы России не раз подвергались тяжелому испытанию вследствие того, что политические силы и движения, которые определяли ее курс, произвольно, через призму своих узких расчетов толковали смысл и содержание ее национально-государственных интересов. При этом игнорировалось то первостепенной важности обстоятельство, что национально-государственные интересы имеют объективно обусловленную природу, не зависящую от воли o устремлений различных политических сил и движений.

Сама природа национально-государственных интересов, однако, совершенно несовместима с узкопартийной монополией на их толкование и реализацию. Национально-государственные интересы должны всегда превалировать над политическими амбициями и программами любого общественного движения, равно как я над всеми формами и методами организации общественной жизни. Это в Одинаковой степени приложимо как к социалистическим, так и либерально-демократическим моделям общественного развития. Ни одна из этих моделей не приводит автоматически к самореализации национально-государственных интересов. Они - всего лишь средства выражения этих интересов; сами же по себе не обладают и не могут обладать универсальным характером.

Нынешняя ситуация в России к некоторые зримые тенденции ее развития показывают, что пришедшие к власти новые силы исходят из сомнительной посылки, что они в силу лишь своей "демократической программы" выражают и национально-государственные интересы страны. Содержание и важнейшие параметры национально-государственных интересов - это синтез многих объективных и субъективных факторов, которые трудно, если вообще возможно, подвести под какой-то один знаменатель, тем более, если он отмечен партийной окраской.

Необходимо также учитывать линию исторической преемственности, без которой вообще немыслима серьезная политическая стратегия. Национально-государственные интересы, меняясь в каких-то своих параметрах вместе с внутренними и внешними изменениями, остаются в то же время постоянной величиной в системе ценностей, определяющих общественное бытие любого государства и народа. Режимы и правительства приходят и уходят, а коренные интересы страны остаются, играя роль доминанты в определения фундаментальных направлений политики. Ни одно государство, особенно столь крупное, как Россия, яе может позволить себе роскошь отмахнуться от наследи" прошлого, каким бы оно ни было, "С чистого листа" провопить политику способны лишь те, кому чужды или абсолютно непонятны национально-государственные интересы, предопределяющие историческую индивидуальность и роль страны в мировом сообществе и благодаря этому сохраняющие в каких-то важнейших параметрах линию исторической преемственности.

Ныне эта жизненно важная сфера превратилась в объект спекуляций к политического торга. Сегодня в Россия есть силы, которые стремятся реализовать цели. если и не ликвидации российской государственности, то по меньшей мере такого ее ослабления, в результате которого она может превратиться в послушный объект иностранной политики. В такой ситуации возникает необходимость выработки четкой позиции, не оставляющей никаких недомолвок и превратных толкований. Альянс радикально-демократических сил исходит из того, что единственно реальный пуп реализации коренных интересов России состоит в том, чтобы любыми способами, чуть ли не одномоментно перейти к рынку и создать демократические структуры западного образца. Переход к рыночной системе и строительство демократического государства нельзя, однако, изолировать от реальностей исторического, национального, культурного и духовного развития России. А как раз эти фундаментальные факторы, яа наш взгляд, не принимаются в расчет, Национально-государственные интересы России формировались исторически. Их фундамент гораздо более прочный и надежный, нежели интересы какого-либо одного народа, населяющего Россию. Те, кто сосредоточил главный удар на том, чтобы "разрушить империю", на самом деле разрушал не ее, а устоя российской государственности. Русский народ. выполняя предначертанную ему роль станового хребта российской государственности., никогда не выступал в качестве колонизатора и эксплуататора других народа" России. Ее исторический опыт убедительно доказывает, что коренные интересы русского народа o других народов ее населяющих, органически сочетаются, а не вступают в противоречие друг с другом. Поэтому есть все основания рассматривать национально-государственные интересы России как совокупные интересы всех народов, населяющих Россию. 

Что мы предлагаем

России необходима такая внешняя политика, которая исходила бы из ее собственных интересов и ценностей. Переход на западную систему ценностей в данных условиях сопряжен с утратой в большей или меньшей степени ее суверенитета, самостоятельной и независимой роли в мировых отношениях.

Внешнеполитическая концепция должна четко обозначить продуманную, отвечающую стратегическим интересам и текущим потребностям систему виешнеполятических приоритетов, причем именно стратегические цели должны играть доминирующую роль. В системе приоритетов ключевое место занимает задача сохранения территориальной целостности, суверенитета и независимости государства, укрепление его безопасности. Начавшийся процесс эрозии его территориальной целостности способен обрести самодавлеющую силу, когда одна уступка неизбежно повлечет за собой отступление по другим позициям. Это таит в себе реальную, а не мифическую угрозу государственного распада.

Необходимо четко и однозначно сформулировать принципиальную линию в отношениях с бывшими республиками Союза, территориальное размежевание с которыми не может не занять длительного времени. Сама история формирования российского государства заняла ас одну историческую эпоху, поэтому было бы наивно рассчитывать на то, что рядом поспешно и непродуманно заключенных договоров можно серимо решать эту проблему.

Представляется сомнительном точка зрения тех, кто исходит из исторической оправданности и необратимости распада единого государства, ядро которого составляла Россия. В огромной и, пожалуй, решающей степени этот распад явился результатом бесчестной игры всплывших на ареяу политических сил, использовавших роковые слабости и пороки прежнего режима во имя развала мошной державы. Активную, если не доминирующую роль, здесь сыграла общая стратегия ведущих западных держав, в первую очередь США, которые стремились избавиться от Советского Союза как своего главного и наиболее мощного соперника на мировой арене. В какой-то степени эта цель оказалась реализована.

Новая внешнеполитическая концепция должна всходить не только из реальностей сегодняшнего дня, во я из объективного анализа вероятных тенденций развития всех государственных o национально-территориальных единиц бывшего Союза. Можно ожидать, что безудержный разгул национализма и упоение суверенитетом постепенно утратят присущие им сейчас силу, агрессивность и столь широкий размах. Суровые факты действительности, подкрепленные историческим наследием, рано или поздно вновь поставят вопрос о формировании определенной государственной общности. Без союза с Россией бывшим союзным республикам уготована весьма сомнительная будущность в системе современных государств, где соперничество и конкуренция не только не ослабевают даже в рамках процесса интеграции, но и часто обостряются, принимая весьма напряженные формы.

Вместе с тем совершенно понятно, что выдвижение в настоящее время вопроса о пересмотре границ чревато губительными последствиями как для самой России, так и для других стран СНГ. Поэтому в дополнение к заявлениям Президента об отсутствии у России территориальных претензий к соседям целесообразно ввести временный мораторий на пересмотр границ, что создаст необходимые предпосылки для урегулирования пылающих ныне конфликтов.

В целом же, как нам представляется, новая концепция российской внешней политики должна быть ориентирована на то, что распад единого государства есть явление временное, преходящее, вызванное не действием объективных факторов, а, плавным образом, игрой политических сил. Искусственно раздутый миф об "империи" фактически уже испускает дух, народы на своей собственной судьбе видят, чем чреват распад единой державы. Нарастающий кризис в странах СНГ, падение доверия к властям, вероятно, свидетельствуют о том, что тенденция к восстановлению Союза в модифицированной, отвечающей интересам всех народов форме будет нарастать. Думается, что вся стратегия и тактика российской внешней политики в соответствии с новой концепцией должны учитывать эту фундаментальную тенденцию o руководствоваться ею в своей Практической линии в отношениях со странами СНГ.

Нужно, видимо, создание специального государственного института, который бы занимался исключительно отношениями со странами СНГ. Наличие такой структуры позволит более квалифицированно и более целеустремленно решать возникающие проблемы. Вместе с тем это подчеркнуло бы в стремление в срочном плане поддерживать курс на воссоздание Союза на взаимоприемлемой основе. И тут не надо бояться обвинений в попытках восстановить "империю", ибо такого возрождения не хотят отдельные политические лидеры. Подавляющее большинство населения еще не забыло итогов референдума 1991 года.

Идея воссоздания на новой основе союзного государства отнюдь не похоронена, какой бы ущерб ей ни был нанесен сегодня. Концепция российской внешней политики, построенная с ориентацией на эту стратегическую цель, способна сыграть активную и созидательную роль. Сознательно избранный курс на самоизоляцию от бывших союзных республик сопряжен с огромным числом издержек, а главное - он не лежит в русле объективных тенденций развития, которые неизбежно будут обретать силу в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Именно под этим углом зрения необходимо подходить и к проблеме русского и русскоязычного населения в других республиках. Твердое и неукоснительное отстаивание их прав и интересов не только с точки зрения критериев международного права, но и исторических особенностей формирования отношений с коренными народами республик, сложившихся реальностей, не может не быть предметом первостепенной заботы российского Правительства.

Исчезновение с политической карты мира Советского Союза, если это событие измерять мерками исторического масштаба, сопоставимо с наиболее крупными поворотами в мировой истории. Последствия для нашего народа и для всей системы международных отношений всего происшедшего сейчас невозможно определить. Тех, кто склонен расценивать эти события исключительно в плане крушения коммунизма и торжества идеалов демократии западного типа. ждет, думается, скорее разочарование.

Речь идет о крушении всей системы международных отношений, в которой, худо-бедно, поддерживался определенный баланс сил. позволявший сохранять общую международную стабильность. Ныне геополитическая карта мира кардинально изменилась. Россия как правопреемница Союза не только оттеснена чуть ли не на периферию мировой политики, но и поставлена перед возможностью превращения в послушный придаток западных демократий.

Внешняя политика страны, находящейся в состоянии глубочайшего кризиса или даже полураспада, поневоле руководствуется преимущественно соображениями выживания и стабилизации. Внутренне ослабленное государство во многом теряет способность проводить эффективную внешнюю политику. Россия, однако, утратила не все свои "козыри" в этой сфере.

Новая концепция внешней политики России должна, кроме других факторов, рационально опираться также и на обороноспособность страны, как категорию отнюдь не сданную в архив истории. Это аргумент, с которым на Западе считаются. Добровольное и одностороннее ее ослабление окончательно задвинет Россию в разряд "прислужников" Запада и надолго лишит ее статуса великой державы.

В свете этого, а также принимая во внимание исторический опыт многих поколения, необходимо четко и ясно в новой внешнеполитической концепции подчеркнуть, что Россия не намерена в одностороннем порядке отказываться от сложившегося военного паритета, хотя он уже сейчас серьезно нарушен. Уступки в самых жизненно важных для безопасности России вопросах могут превратить страну в новый Ирак, который будет подвергнут наказании, если он не примет условий Запада.

Рассуждения официальных лиц. что у нас остается много средств для зашиты, неубедительны, поскольку речь идет не только о сегодняшнем дне, но и о будущем. Военная технология. к сожалению, развивается быстрее, нежели политическое мышление тех, кто отвечает за безопасность страны.

Это тем более очевидно, если принимать во внимание достаточно определенную перспективу появления новых ядерных государств, а также учитывать возможность серьезного осложнения отношений с некоторыми нынешними соседями, чего исключить никак нельзя.

В сложившейся ситуации обладание ядерным оружием остается весьма действенным средством сохранения статуса великой державы. Эти вопросы не могут решаться единолично или узкой группой лиц- Следует поставить этот вопрос не только под контроль нового Парламента, но и под контроль общественности. Одновременно следует положить конец попыткам США взять под контроль российский ядерные арсенал. В широком массовом сознании в последнее время все более утверждается мысль, что внешняя политика, олицетворением которой являлись 

Горбачев-Яковлев-Шеварднадзе, привела страну к банкротству. У нынешнего руководства Россия также пока нет ясной и завершенной концепции внешней политики. Вместо политики страны зачастую мы имеем дело с политикой отдельных личностей. Сейчас - это атавизм даже для самых "нецивилизованных" стран.

Внешняя политика Россия должна прежде всего строиться на основе коренных национально-государственных интересов страны, а не только текущих потребностей выхода из кризиса. Пути выхода яз него с преимущественной опорой на западную помощь представляются нереальными, даже сомнительными. Страна таких масштабов, как Россия, должна полагаться прежде всего на собственные сады. oмоя в виду к тому же неоднозначную позицию Запада в вопросах "помощи". Хотя Запад боится наступления в России полного хаоса, который несет в себе колоссальную угрозу в для него, он вместе с тем не хочет подлинного возрождения России, поскольку o с военно-стратегической, и с экономической точек зрения Россия, как прежде СССР, может стать серьезным его конкурентом.

Важным императивом новой концепции российской внешней политики должна стать линия на сохранение и возрождение национально-государственного достоинства и международного авторитета России исходя из того, что эти понятия имеют отношение не только к морально-этическим категориям, во и прямо я непосредственно отражают реальное место и роль государства в системе международных отношений и в мире в целой.

Некоторые лидеры сейчас беспрестанно толкуют о том, что Россия впервые а истории имеет беспрецедентно благоприятное международное окружение в период тяжелейших внутренних испытаний. На самом деле это не так и Россия еще никогда не находилась в столь неблагоприятном окружении, когда у нее нет союзников и почти все ее соседи прямо или косвенно выдвигают территориальные претензии к ней. Международный престиж новой России никак не совместим с ролью вселенской попрошайки. Национально-государственное достоинство страны - одна из важнейших характеристик суверенности, не говоря уже о месте и роли данной страны в системе других государств.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]