Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

БОЛЬНЕЙ ВСЕГО РОССИЯНКАМ

В.ТЕРЕХОВ, профессор

По данным Международной организации труда, две трети рабочего времени на планете приходится… на долю женщин. Между тем они получают лишь десятую часть мирового дохода и обладают лишь сотой долей всемирной собственности. В среднем защита женщин мира на 17% меньше, чем мужчин, а в России - 33%.

Ратификация бившим СССР Конвенции ООН 1979 года "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" не привела к существенным изменениям в правовом и фактическом положения женщин в нашей стране. По-прежнему конституционный принцип равноправия подправлялся скрытой, а подчас и явной дискриминацией их, особенно чувствительной на фоне бытовых трудностей. Не была воспринята ведущая идея Конвенции - о необходимости обеспечения не только равных прав и свобод, но и равной возможности их реализации женщинам и мужчинам.

В России совершенно не разработан правовой механизм осуществления провозглашенного принципа равноправия, а стало быть, и сам принцип остался декларацией. Дискриминация слабого пала ярче всего проявляется я сфере занятости. К августу 1993 года в стране насчитывалось около миллиона безработных; из них свыше 70% составляли женщины. И это несмотря на то, что каждая четвертая из них имеет высшее, а каждая третья -среднее специальное образование.

Работающие женщины, согласие обследованиям, увеличивают семейный бюджет как минимум в полтора раза, так что "выталкивание" их из производства отбросит многие семьи уже не за черту бедности, а за черту нищеты. Что в происходит в суровой кашей действительности. Восемь из каждых десяти опрошенных соотечественниц в качестве основного мотива занятости называют именно материальный. В полных семьях многие из них согласны оставить работу при условии, что реальные доходы семьи увеличатся по меньшей мере в два раза. 

Но такая возможность для большинства из них, очевидно, представится, увы, не скоро. Весьма показательно в этом плане и положение матерей, имеющих малолетних детей. Их насчитывается сейчас около шести миллионов, и только треть мам пользуются законным отпуском; остальные вынуждены, как правило, по достижении ребенком 1 года возвращаться на работу. Причина та же: уровень жизни катастрофически падает, пособие на детей не обеспечивает даже прожиточного минимума. За последнее время резко ухудшилось положение женщин в аграрном секторе. Становление рынка на селе сопряженное рядом трудностей, в определенной степени связанных с противоречиями в законодательной: базе, отсутствием эффективного механизма, регулирующего основы новых аграрных отношений.

Хотя формально мужчины и женщины имеют равные права собственности на земли oвруше средства производства, фактически их возможности не всегда равны. Ограничительные факторы носят в основном экономический характер. В результате, к примеру, женщииы-ру-ководители фермерских хозяйств на сегодня большая редкость.

Раздел земли, выделение паев, выдача акции - все это должно непременно учитывать трудовой вклад каждого человека в создание общественной собственности. Однако этот процесс зачастую происходит с нарушением прав женщин. В том случае, если положение не изменится в ходе аграрной реформы землю получат в основном мужчины, считающиеся главами семей. Социально незащищенными могут остаться неполные - материнские - семьи, женщины старших возрастов, особенно вдовы, составляющие значительную по численности: группу. Есть опасения, что, когда земля будет распределена, большую часть "безземельных" составят именно они.

Рыночные преобразования способствовали тому, что увеличился вклад женщин в индивидуальное хозяйство, где сегодня производится треть всей сельскохозяйственной продукции. Подсобное хозяйство продолжает играть важную роль в обеспечении страны продовольствием, а вот его значение в повышении жизненного уровня самих "производительниц" продуктов несколько снизилось. Они зависимы от заготовительных организаций, так как в отдаленных районах возможности, скажем, у вдовы, ведущей свое хозяйство, реализовать продукцию на свободном рынке очень ограничены.

Сельские жительницы считают, я вполне справедливо, что они поставлены в худшие, по сравнению с мужчинами, условия труда, при более низком уровне его оплаты. 

Действительно, женская рабочая сила на селе сконцентрирована главным образом в полеводстве, овощеводстве, животноводстве, то есть в отраслях, гае традиционно преобладает ручной труд. Статистика свидетельствует, что из 800 тыс. работниц, занятых в растениеводстве, только восемь процентов пользуются машинами и механизмами. Не лучше положение и в животноводстве. На многих фермах Тверской, Костромской, Рязанской, Архангельской, Пермской и некоторых других областей коров доят вручную; доярки переносят молочные фляги, мешки с кормами весом более 60 кг. Прибавьте сюда сверхдопустимые показатели сырости, температурных перепадов и станет ясно, почему каждая сельская труженица в возрасте за 45 лет страдает заболеваниями, связанными с недопустимо тяжелыми и вредными условиями труда.

Общество не может не тревожить тот факт, что в число 100 с лишним тысяч безработных, зарегистрированных за последнее время в сельской местности, попали выпускницы средних школ, ПТУ, техникумов. Следовательно, уже в начале жизненного пути они лишаются источников средств к существованию, превращаются в иждивенцев.

Острая проблемой стало практически полное отсутствие на селе системы переподготовки и повышения квалификации лиц, потерявших работу. В то время как только подобная система позволяла бы готовить жеищии-аграрников, фермеров, способных активно участвовать в реализации земельной реформы. Теряется еще один шанс адаптировать сельских жительниц к рыночным условиям, практически сводятся на нет перспективы организации ими своего дела.

Традиционное распределение обязанностей в сельской семье предусматривает возложение на хозяйку всей основной работы по дому. Фактически по своей интенсивности и продолжительности она аналогична той, за которую начисляют зарплату. Экономический кризис еще более усугубил и без того тяжелый сельский быт. Социальная инфраструктура во многом оказалась разрушенной. Стали недоступны товары, которые хоть в какой-то мере облегчали домашний труд: стиральные и швейные машины, пылесосы, холодильники. Положение усугубляется тем, что структурная перестройка, коммерциализация и приватизация сферы быта привели к резкому снижению уровня бытового обслуживания на селе.

Как известно, в 1990 году Верховным Советом России было принято постановление "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе", в соответствия с которым были определены нормы допустимых физических нагрузок для сельских тружениц. В настоящее время пересмотрены списки производств с тяжелыми и вредными условиями, на которых вообще запрещается применение женского труда или не допускается привлечение женщин детородного возраста. К последним, кстати. отнесены доярки.

Однако в условиях зарождавшегося рывка многие подобные постановления оказались малоэффективными. В этой связи, очевидно, необходимо разработать и ввести в действие правовой механизм, обеспечивающий реализацию законов, направленных на улучшение положения женщин в сельских районах. Наряду с этим в соответствии с международными требованиями. "женские" программы должны быть включены в общегосударственные проекты по развитию аграрной реформы.

В стране возникла новая острая проблем"- беженцы из зон межнациональных конфликтов. Изменение места жительства в результате вынужденной миграции резко ухудшает жилищио-бытовые условия этой группы населения, является тяжелой моральной травмой для каждого человека. Особенно тяжело испытания отражаются на женщинах, которые становятся объектами прямого насилия, грабежа, бандитизма. Необходим правовой механизм, позволяющая ускорить адаптацию женщин на новом месте жительства, создать специализированные реа-билитациониые центры н приюты для матерей и детей-беженцев, особенно с физическими и психическими травмами в заболеваниями.

Нельзя не сказать и о подучившем широкое распространение и фактически поддерживаемом некоторыми средствами массовой информации таком явлении, как проституция, что является прямым нарушением Конвенции. Наше общество - практически единственное в Европе, где в общественном сознании, особенно среди молодежи, столь высок рейтинг проституции. И это весьма тревожное социальное явление. Нестабильность в обществе, ухудшение материального обеспечения и другие причины усиливают недоступность получения образования девушками. Факты свидетельствуют о резком снижении их доли в составе студентов; с 56% в 1985/86 учебном году до 50% в 1991/92 учебном году.

Существуют дискриминационные ограничения на прием девушек по отдельным специальностям н специализациям. Ряд вузов из-за наличия у них военных кафедр отдает предпочтение юношам.

Несмотря на всю остроту этой проблемы, она сегодня по-настоящему не изучается. Полностью отсутствуют соответствующие научно-методические структуры, которые могли бы исследовать ее не только в социально-экономической, но в политической плоскости.

А между тем за рубежом существуют многочисленные международные и национальные женские исследовательские центры при высших учебных заведениях. Учебные курсы по этой тематике предлагают более тысячи колледжей и университетов США. В более 600 из них подготовлены программы специализации по женским исследованиям для студентов и аспирантов. 

К сожалению, бездействуют многие статьи российского законодательства, регулирующие права женщин. Признавая ухудшение положения женщин на рынке труда. Правительство бездействует. Хотя Указом Президента России от 4 марта 1993 года ему било поручено подготовить целевую программу "Женщины России". Поручение пока не выполнено. Анализ современного российского законодательства свидетельствует о декларативности многих ныне существующих норм, регулнрую-щих права женщин, с одной стороны, и недостаточно взвешенном и продуманном разрешении проблем в процессе новой законотворческой деятельности - с другой.

В новой РОССИЙСКОЙ Конституции недостаточно четко фиксируется равноправие и равенство возможностей мужчин и женщин. Есть лишь общее положение о том, что все граждане России имеют равные права. Между тем государства - участники Конвенции обязуются включать в свои национальные конституции принцип равноправия мужчин и женщин и обеспечить с помощью, закона и других соответствующих средств практическое его осуществление.

Очевидно, в последующем потребуются новая редакция и статьи, в которых провозглашается, что "государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, прав детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке". На наш взгляд, неприемлема данная группировка слоев населения, пользующихся государственной защитой, при которой материнство фактически приравнивается к инвалидности и умственное неполноценности.

В проекте Основ законодательства об охране семьи, материнства, отцовства и детства, которые предстоит принять федеральному собранию, заложена новая концепция защиты семьи, трактовка роли и места женщин в общество. Одно из основных положении проекта состоит в том, что семья выступает самостоятельным субъектом права. Соответственно права отдельных ее членов уменьшаются; в чем-то они их должны и лишиться. Предложенная концепция практически не применяется в мировом семейном праве: в демократических государствах человек обретает правовой статус прежде всего как индивидуальная личность, а не как элемент определенной общности.

Не вызывает сомнений, что новое время требует новых подходов к формированию правового статуса семьи в обществе и женщины в семье. В условиях рынка важнейшим принципом семейной политики выступает принцип суверенитета семьи. Однако он должен сочетаться с принципом суверенитета личности, которая имеет право на свободу жизненного выбора. Любые меры, ограничивающие свободу волеизъявления отдельных членов семьи в угоду кому бы то ни было, являются недопустимыми. Предложенный в Основах подход может быть расценен как нарушение прав человека.

Также должно быть пересмотрено с учетом новых реалий и трудовое законодательство. В период становления рыночных отношений трудовое право фактически рассматривает женщину не как полноправного субъекта новых отношений, а лишь как их жертву. Современное законодательство мало стимулирует экономическое поведение женщин, их участие в предпринимательстве, развитей сферы малого и среднего бизнеса.

Стоит напомнить, что государства - участники Конвенции взяли обязательства представлять Генеральному секретарю ООН национальные доклады о ходе выполнения намеченных программ, о достигнутом здесь прогрессе. Россия должна подготовить такой доклад уже в 1994 году. Времени осталось в обрез. Не оконфузиться бы перед мировым сообществом! 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]