Обозреватель - Observer |
Эксклюзив
|
ПОЧЕМУ НАЗАРБАЕВА НЕ БЫЛО В БЕЛОВЕЖСКОЙ ПУЩЕ? Д.ВАЛОВОЙ На этот счет опубликовано много различных домыслов. Одни утверждают, что его не хотели приглашать, так как речь шла о содружестве славянских государств, и приглашение президента Казахстана логически ставит вопрос о других руководителях мусульманских республик. Другие сообщают, что во время "тайной вечери" Назарбаев летел в Москву, и с ним не смогли связаться. Поэтому в одной из бесед я попросил его внести ясность в этот вопрос. Вот что он рассказал: В поисках выхода из тупика Горбачева на 9 декабря пригласил к себе для обсуждения ситуации Ельцина, Кравчука, Шушкевича и меня. Тогда же мне позвонил Борис Николаевич и сказал: "Я хочу полететь в Белоруссию подписывать соглашение. Туда же прилетит и Кравчук, мы там посоветуемся, с чем идти к Горбачеву". О моем участии речи не было, так как имелось в виду, что какое-то решение мы должны будем принимать сообща у Горбачева. Когда 8 декабря, в воскресенье вечером, я прилетел во Внуково, меня там ожидал представитель Ельцина, срочно попросил к телефону и тут же связал с ним. Ельцин, а затем Шушкевич предложили мне тотчас лететь в Беловежскую Пущу и присоединиться к ним. На мой вопрос "зачем"? Ельцин ответил: "Мы прямо здесь составляем и подпишем важные документы и хотели, чтобы Казахстан был четвертым". Я сказал, что без совета и консультаций я не готов подписывать важные документы. И не поехал. На другой день в 12 часов, как было намечено, я прибыл к Горбачеву. Думал, что у нас с ним будет разговор наедине. Но там оказался Ельцин, который, как потом выяснилось, не знал. что я буду у Горбачева. Общая беседа длилась больше часа. Разговор, по существу, свелся к тому, что мы с Горбачевым задавали вопросы Ельцину о Беловежской встрече, он подробно рассказал детали о существе принятых решен ни от имени тройки. После этого разговора я провел пресс-конференцию и сразу же вылетел в Алма-Ату... На конференции в переполненном зале Казахского полпредства больше всего варьировался один вопрос: " Что намерен предпринять Назарбаев, не намерен ли он создавать в противовес славянскому союзу свой мусульманский?" Как бы подводя итоги конференции, Нурсултан Абишевич сказал: - Я прагматик и буду отталкиваться от фактического развития событий... По дороге в аэропорт, продолжая в машине разговор на эту тему. Назарбаев сказал: - Конечно, ситуация сложилась острейшая. У нас еще кипят страсти от территориальных претензий России к Казахстану, а теперь вот славянский собор. Конфронтация принимает очень опасную форму. - Тяжело вздохнув и сделав небольшую паузу, собеседник продолжил свою мысль. - У нас готовится проект о создании азиатской конфедерации. Но такое глобальное противостояние может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Ведь тюрко-язычные республики есть и в составе России. Как они поведут себя атакой ситуации? А сколько славян в Казахстане и Среднеазиатских республиках? В каком положении окажутся они? - В заложниках преступной политики, - сказал я. - Совершенно верно, - согласился Назарбаев. - Такими же задолжниками окажутся и миллионы мусульман, разбросанных по территории бывшего Союза. Получится нечто худшее, чем былые крестовые походы. Трагедия в Югославия может показаться детской забавой на фоне славянско-мусульманского пожарища, на котором долго будут греть руки наши недруги. Мы оказались в роли Адама, которому Бог привел Еву и сказал: "Вот, Адам, выбирай себе жену". Или мы должны "выбирать" СНГ, или идти на противостояние. То, что на любом варианте Союзного договора на Горбачеве поставлен большой крест, уже ни у кого сомнений не вызывает. В итоге бессонной ночи я прихожу к выводу, что в интересах десятков миллионов людей второй путь надо исключить. Поиск следует вести вокруг СНГ на достойном уровне. Да, действительно, события развивались крайне неблагоприятно. Пока был Союз, республики были единодушны в борьбе с его диктатом. После развала Центра, казалось бы, дружба должна была укрепиться. Аи нет! В речах российских лидеров громко прозвучали нотки великодержавности и шовинизма. К Украине и Казахстану стали предъявляться территориальные претензии, в ответ на это последовали от ряда республик претензии к России, что резко усилило центробежные силы в республиках, острые политические вопросы отбросили экономические проблемы на задний план. По возвращении Назарбаева из Москвы ему позвонил президент Туркменистана Ниязов и предложил срочно собраться в Алма-Ате руководителям четырех Среднеазиатских государств и Казахстана. Нурсултан Абишевич ему ответил: - Я согласен, но лучше давая соберемся у тебя, а то журналистская братия уже важно, что Назарбаев сколачивает мусульманский блок, и встреча у меня даст им много пищи для различных инсинуаций. Встреча состоялась 13 декабря в Ашхабаде. В ней приняли участие президенты: Казахстана - Н.Назарбаев, Кыргызстана - А.Акаев, Таджикистана - Р.Набнев, Туркмснвстаяа - С.Ниязов, Узбекистана - И.Каримов. В ходе откровенного разговора было решено искать пути объединения всех бывших республик в общее содружество. В единодушно принятом Заявлении говорится, что в процессе формирования Содружества независимых государств необходимо: обеспечить равноправное участие субъектов бывшего Союза в процессе выработки решений и документов о Содружестве Независимых Государств, при этом все государства, образующие Содружество, должны быть признаны в качестве учредителен и указаны в тексте Соглашения как высокие договаривающиеся стороны. Участники заявили о готовности стать равноправны ми соучредителями Содружества Независимых Государств, учитывающего интересы всех его субъектов. Вопросы формирования Содружества независимых государств должны быть рассмотрены на совещания глав суверенных государств. Учитывая положительное отношение к Ашхабадскому Заявлению не только в бывшем Союзе, но и во всем мире, Назарбаев предложил собраться для обсуждения поставленных в нем вопросов и принятия совместных решений в Алма-Ате вместе со славянами. Предложение было принято. Во встрече участвовали 11 глав бывших союзных республик - А.Муталибов (Азербайджан), Л.Тер-Петросян (Армения), С.Шушкевич (Беларусь), Н.Назарбаев (Казахстан), АЛкаев (Кыргызстан), М.Снегур (Молдова), Б. Ельцин (Россия), Р.Набиев (Таджикистан), С.Ниязов (Туркменистан), И.Каримов (Узбекистан) и Л.Кравчук (Украина). 21 декабря 1991 года участники подписали Алма-Атинскую Декларацию. Встреча я Алма-Ате стада новостью номер один и приковала внимание всего мира. Для ее освещения прибыло рекордное для столицы Казахстана число журналистов-более 500,в том числе более 200 из дальнего зарубежья. 22 декабря участники встречи провели для них пресс-конференцию. Назарбаев рассказал, как после Ашхабадской встречи глав пяти государств по взаимной договоренности десять дней шло стыкование их позиций с Беловежским Соглашением, с учетом поправок и предложений. А затеи главы государств ответили на многочисленные вопросы, связанные с Алма-Атинской Декларацией. К сожалению, через десять дней после подписания Алма-Атинской Декларации Россия перечеркнула главный базовый пункт соглашений СНГ, который еще ранее был сформулирован собственноручно лидерами республик и зачитан "матросом Железняком*' на V внеочередном Съезде народных депутатов СССР. Речь идет о сохранении единого экономического пространства, координации экономических реформ, заключении межбанковского союза к "проведении согласованной политики либерализации цен я социальной политики". Со 2 января 1992 года Россия я одностороннем порядке объявила либерализацию цен! Свое отношение к этой злонамеренной акции, которая завела экономику России в беспросветный тупик, я изложил в статье Тайдаровская" бомба "для экономики" ("Правда", 12фсвраля 1992 года). Либерализация цен и налог на добавленную стоимость, по моему разумению, можно сравнить лишь с ядерным ударом по экономике. И вот почему. Эти меры "взорвали" производство и "заразили" все рублевое пространство экономической радиацией, что несравнимо ухудшило и осложнило сохранение экономических связей. В статье я высказал два возможных пути развития экономики. Второй путь - это решительное укрепление государственного и межгосударственного регулирования экономики. При этом надо избавиться от абсурдов и пороков не только застойного времени и эпохи перестройки, но и ошибок связанных с переходом к рынку. Этот путь вето крат быстрее позволит создать и развить рыночную среду и с гораздо меньшими издержками. Убедительным примером этому является опыт ЕЭС, о котором мы много и хорошо говорим, а на деле игнорируем его. В заключение статьи говорится: В марте был опубликован "Меморандум об экономической политике Российском Федерации" за подписью Е.Гайдара и Г.Матюхина Международному валютному фонду, в котором обещалось "резкое снижение темпов инфляции" до конца 1992 года, максимально возможное противодействие падению производства, коренное улучшение внешнеэкономического положения. Прошел срок. Благие намерения "Меморандума" отклоняются до отметки " наоборот", ее подписаны" перс шли на другую работу". (В настоящее время Е.Гайдар вновь на прежнем посту. - Прим.ред.) Но иного к быть не могло, ведь развитие пошло по первому, роковому пути- Буду рад, если ошибусь, но самое худшее еще впереди. Сбываются и мои прогнозы относительно глав государств. Как известно, Эльчибей и Ландсберше переизбраны. С лета 1993 года зашатались позиции Кравчука. После референдума исполнительная власть, включая руководство Правительства, была втянута в очередной политический сценарий по новой Конституции. Контуры сценария обозначались явственно - добиться легитимным путем избавления от контроля в лице непослушного с-ьезлп и нынешнего состава Верховного Совета, принизить роль представительной власти. Чем сие закончится, гадать не намерен. Что же касается экономики, то тут, при всех нынешних вариантах развитии, стабилизация и улучшение жизни людей даже не маячат на горизонте. Когда началась горбачевская перестройка сводный отдел Госплана СССР сделал весьма любопытный расчет. Для того чтобы выполнить постановления ЦК КПСС и Совета Министров о развитии различных отраслей народного хозяйства и отдельных регионов, принятые в 70-е и 80-е годы, потребовал ось бы израсходовать капиталовложения до ...2055 года. А до этого опередил потребности на 70 лет. Такие постановления пеклись как блины и использовались в качестве успокоительных таблеток. Если в какой-то отрасли или регионе складывалась критическая ситуация, то создавалась солидная комиссия и готовила указанные постановления. Их принятие временно снимало остроту, а болезнь загоняло вовнутрь. Эту порочную практику ныне с лихвой использует и Борис Николаевич. За два года он назначал указов и надавал столько обещаний, что вряд ли хватит бюджетных средств предстоящих двадцати лет для их выполнения. Поэтому не следует искать партократов в Центре и на местах, бойкотирующих реформы. В абсолютном большинстве указы, включая в самый, самый первый, не выполняются из-за отсутствия необходимых ресурсов. Все вернулось на круги своя... Куда же мы идем? И почему все это терпим? Эти вопросы мучают многие головы, как, наверное, и сто лет назад. Мне понравилось рассуждение нашего великого соотечественника Д.И.Писарева по поводу зла, учиненного Калигулой, потом Нероном, потом Доннцианом: "Разве один человек может мучить десятки миллионов людей, если эти десятки миллионов не хотят, чтобы их мучили? А если десятки миллионов соглашаются быть пассивным орудием в руках полубольшого Калигулы, то Калигула-то, собственно говоря, ни в чем не виноват, не он, так другой, не другой, так третий: зло заключается не в том человеке, который его делает, а в том настроении умов, которое его допускает и терпит. Если вы сами развесите уши и позволите бить и обирать себя, то на такое занятие всегда найдутся охотники: природа человека гибка и изменчива: большая часть получает свою физиономию от обстоятельств; обстоятельства делают их хорошими людьми или негодяями; получая от обстоятельств направляющий толчок, люди вносят только в избираемую деятельность ту дозу энергии, умственной силы и изворотливости, которую они получили при рождении вместе с чертами лица и устройством черепа". А казахская пословица на эту тему гласит:
|
|