Обозреватель - Observer
Экономика

НИГЕРИЯ*
Таблица

Материал продолжает серию публикаций "В помощь предпривямэтмю". См."Обозреватель" 1993г. №1(5). 3(7)- Китай. №10(14) - Малайзия, 11 (15) - Королевство Таиланд, № 13(17) - Тайвань. № 14(18) - Япония. № 13(19) - Сингапур. № 19(33) - Филиппины. N"20(24) - Корея. № 21(25) - Вьетнам. № 23(27) - Камбоджа № 24(28) - Лаос. № 25(29) - Гонконг. № 26(30) - Республика Индонезия. № 27(31) - Австралия. 28(32) - Новая Зеландия. По соспмяио иа 1992 г.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Федеративная Республика Нигерия - государство в Западной Африке. Входит в Британское содружество наций. На западе граничит с Бенином, на севере - с Нигером и Чадом, на востоке и юго-востоке - с Камеруном. Омывается водами Атлантического океана (Гвинейский залив).

Страна располагает огромным промышленным и людским потенциалом.
Наличие значительных запасов полезных ископаемых, и в первую очередь нефти, относительно развитой производственной и гранспорт-ной инфраструктуры, больших возможностей в областисельскогохозяйствзпозволяет рассматривать ее в качестве потенциального партнера для взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, делает ее привлекательной для вложения иностранных инвестиций. Здесь успешно, как показывает практика, действуют сотни крупных английских, французских, германских, американских корпораций.

В отношениях с Россией торгово-эконочические и научно-технические связи заметно отстают по своим объемам от большинства других развитых стран мира. Сегодня речь пока идет об ограниченном товарообороте, оказании на межправительственной основе технического содействия в строительстве металлургического комбината в Аджаокуте и небольшом числе совместных предприятий, которые только разворачивают свою деятельность на нигерийском Рынке. 

Вместе с тем на данном этапе российско-нигерское совместное предпринимательство может стать перспективным направлением взаимовыгодного сотрудничества между странами, тем более что в своем нынешнем виде экономика Нигерии весьма восприимчива к российским технологиям и оборудованию.

1.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Независимость Нигерии провозглашена 1 октября 1960 г. С тех пор в стране последовательно сменилось несколько гражданских в военных режимов.

В настоящее время у власти находится гражданское Временное национальное правительство (ВНП), образованное в августе 1993 г., которое, как предполагается, должно управлять делами государства до 31 марта 1994 г.

Основы политике-правовой снеге мы закреплены в Конституции страны 1989 г., в которой Нигерия провозглашается "неделимым и нерасторжимым суверенным государством", образованным на принципах федерации и четкого разделения властей.

Конституция закрепляет право частной собственности на землю н свободу частного предпринимательства, одновременно предоставляя государству право контроля над главными отраслями экономики.

Законодательная власть принадлежит Национальной ассамблее (парламенту), состоящей из Сената (верхней палаты) я Палаты представителей (нижняя палата). Исполн ительную власть осуществляет президент, который лично назначает Кабинет министров. Ему помогает вице-президент.

Судебную систему Нигерии образуют федеральные суды (Верховный суд Нигерии и Федеральный апелляционный суд) и суды штатов. По решению отдельных штатов в них также действуют исламские суды шарвата. Сейчас в стране действуют две политические партии: Социал-демократическая (СДП) и Национальный республиканский конвент (НРЮ.отлчающяссялр) г от друга по признаку "чуть левее и чуть правее от центра".

Двухпартийность закреплена Конституцией Нигерии как средство консолидации национального единства и преодоления негативного влияния этнического н религиозного расколов в стране.

Велико значение в политической жизни страны также общественных организаций: профсоюзов, женских, молодежных, культурных, правозащитных ассоциации и др. В штатах вся полнота законодательной власти сосредоточена в законодательных ассамблеях (парламентах штатов), всеобщие гражданские выборы в которые на двухпартийной основе состоялись в декабре 1991 г.

В это же аремя прошли выборы и гражданских губернаторов от двух партий, возглавляющих исполнительные органы - правительства штатов.

На местах действуют также выборвые районные органы власти и управления - совет (избраны в 1990 г.). В Нигерии сохраняется o oмест большое значение в решении вопросов повседневной жизни институт традиционных правителей (эмиры, вожди). 

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 

Нигерия - аграрная страна с большим промышленным потенциалом. Природные условия позволяютнигерийцам на значительных по размерам сельскохозяйственных угодьях собирать немалые урожаи продовольственных и технических культур. Несмотря на замети сокращение лесных массивов, здесь промышленными способами добывается древесина ценных твердых пород.

Значителен потенциал для интенсивного развития рыболовства в прибрежных водах Гвинейского залива и во внутренних водоемах и реках.

Недра богаты природными ресурсами: звесь имеются крупные, промышленного значения запасы энергоносителей (нефть, природныйгаз, каменный уголь, уран), рудного сырья (железная руда, олово, колумбит, свинец, марганец, цинк, золото, вольфрам и др.), нерудных ископаемых (известняк, асбест, графит, каолин, слюда и др.).

Нигерия располагает одной из наиболее развитых в Тропической Африке производственной инфраструктурой: в стране множество промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, в том числе использующих современную технологии; на страну приходятся свыше трети ВВП, производимого государствами Чернов Африки.

Большинство нигерийских промышленных центров обеспечены электроэнергией, имеют системы водоснабжения, связаны телефонное, телеграфной телексной связью, располагают разветвленной сетью объектов социальной сферы. Однако следует отметить, что имеющаяся инфраструктура в ряде случаев не отвечает растущим потребностям: частые перебои с подачеи электроэнергии и воды, имеются сложности со связью.

Страна располагает развитой по сравнению со странами "третьего мира" транспортной сетью, в которой основное место занимает автомобильный транспорт. Автомобильные дороги, протяженность которых составляет 150 тыс.км (вт.ч.40тыс.км - с твердым покрытием), соединяют все основные экономические районы и промышленные центры страны. На автотранспорт приходится свыше 70% всего внутреннего грузооборота страны.

В последнее время все большее внимание в Нигерии начинает уделяться железнодорожному транспорту. Имеются планы реконструкции железных дорог (3,5 тыс.км, которые были построены в 60-х годах и связывают океанское побережье с северными равовама страны. Развивается o морской транспорт: в стране 8 морских портов, имеется ряд судоходных компаний, владеющих более чем 40 судами. Наряду с крупной (в настоящее время приватизированной) авиакомпанией "Найджир - Экруэйз" в Нигерии функционируют и небольшие частные авиакомпании, которые обслуживают как местные, так и международные пассажирские и грузовые перевозки, используя среди прочих и самолеты российского производства (Ту-134,Як-40).

Для современной Нигерии характерно динамичноеразвитиекредитно-банковской сферы. На середину 1992 г. здесь действовало около 160 различных банков, причем свыше половины из них было зарегистрировано за последний год. Кроме того, здесь работают десятки страховых компаний, финансовых групп.

Страна располагает также значительными трудовыми ресурсами. При этом здесь достаточно велики как удельный вес, так и абсолютная численность лиц, имеющих начальное, среднее и высшее образование, т.е. имеется неплохой потенциал квалифицированной рабочей силы. 

1.3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Нигерия имеет более развитые, DO сравнению с другими странами Тропической Африки, oнсшнеэкономическиссвязи: на нес приходите" 40% внсшнсюрюаого оборота государств Африки к югу от Сахары (без ЮАР). В 1991 г. объем торговли с зарубежными странами составил приблизительно 17,7 млрд.долл., в том числе:

  • экспорт - 12,5 млрд.долл;
  • импорт - 5,2 млрд.долл.
Как ухе отмечалось, торгово-экоаомяческое сотрудничество страны в основном ориентировано на Запад. Промышленно развитые государства, обеспечивающиеоколо 80% импорта и 90% экспорта Нягерии, являются ее основными кредиторами и занимают ведущее место по абсолютному объему прямых иностранных инвестиций. Согласно официальной статистике Национального таможенного управления, в число лидеров по объему капиталовложений входят Великобритания, Франция и США. Солидных объемов достигают инвестиции из Италии, ФРГ и Японии. 

Прочные позиции занимают здесь индийские, южнокорейские и тайваньские предприниматели. В последнее время активно закрепляются бизнесмены из Южной Африки и Израиля.

Общей тенденцией на рынке иностранного предпринимательства в Нигерии является рост капиталовложений. Но этот процесс протекает неравномерно. Отдельные фермы Запада уходят из Нигерии, главным образом встраны Восточной Европы и бывшего Союза, однако, их места занимают новые. При этом возникают нетрадиционные формы инвестирования, в частности, приобретение акций государственных компаний на аукционах по конверсии нигерийского внешнего долга.

Между нашими странами действует меж правительственное торговое соглашение от 10 декабря 1987 г. Нигерия готова предложить российским бизнесменам многие виды сельскохозяйственного сырья: какао-бобы, кофе, хлопок, арахис, фрукты, полезные ископаемые: олово, колумбит, цинк, вольфрам, свинец; в также промышленные изделия: текстиль, изделия из пластмассы, косметические и парфюмерные изделия, обуаь, автопокрышки и камеры и т.д.

В тоже время нигерийские фирмы заинтересованы в закупках машин и оборудования, включая металлургическое, энергетическое, горношахтное, станки, насосы, компрессоры, а также проката, химических поваров, удобрений. Могут найти сбыт на рынках Нигерии и товары широкого потребления: посуда, медикаменты, электробытовые приборы, свежемороженая рыба, винно-водочные изделия.

2. СОВЕТЫ ДЛЯ ВЫЕЗЖАЮЩИХ В НИГЕРИЮ

2.1. ПРАВИЛА ВЪЕЗДА И ПРЕБЫВАНИЯ В СТРАНЕ

Для посещения Нигерии требуется наличие действительного паспорта и въездной визы, которая дает право на пребывание в стране иа срок до 3-х месяцев. Для получения визы необходимо обратиться я консульский отдел посольства Нигерии в Москве (ул.Качалова, 13), заполнить 2 экземпляра анкеты на английском языке м приложить 2 фотографии (4х6 см). Бизнесменам желательно предварительно получить приглашение от нигерийского партнера.

Стоимость авиабилетов Москва - Лагос в оба конца (Аэрофлот) составляет в среднем 4000 долл. США. Обязательным условием для въезда встрану является наличие обратного билета, а также международного сертификата о прививке против желтой лихорадки. Находясь в Нигерии, следует иметь при себе лекарства против тифа и паратифа, холеры, нммуноглобулин, антималярнйныс средства.

Таможенные правила. Разрешены к беспошлинному ввозу в страну: 200 сигарет, 1 л крепких спиртных напитков и 1 л вина, 284 куб.см парфюмерных изделий, а также подарки на общую сумму, не превышающую 300 найра. Запрещено к ввозу: пиво, минеральная вода и прохладительные напитки, шампанское. фрукты, овощи, крупы к яйца, ткань, ювелирные украшения и драгоценные металлы. Нарушение данного запрета карается большим денежным штрафом или тюремным заключением на срок до 6 недель. Разрешается ввоз иностранной валюты в неограниченном количестве, вывоз - суммы, эквивалентной задекларированной при прибытии. Для проживания в Нигерии свыше трех месяцев требуется получение специального вида на жительство.

Транспорт. Общественный транспорт (такси, маршрутные автобусы, служба найма автотранспорта) имеется практически во всех городах Нигерия.

Стоимость проезда в такси в Лагосе:

  • международный аэропорт - центр города - 100 найра,
  • в центре города в зависимости от расстояния - 20-50 найра.
Проживание. Во всех крупных городах Нигерии имеются гостиницы, отвечающие международным стандартам. Стоимость проживания в сутки в обычном номере составляет от 1000 до 2000 найра в зависимое ги от класса гостиницы. Рекомендуемые для проживания гостиницы в Лагосе: "Федерал Палас", "Эко Холидэй Инн", "Икойи", "Хилтон" и "Шератон".

Связь. В Лагосе м других крупных городах страны действуют автоматические международные телефонные линии связи. Звонок можно осуществить посредством магнитной карточки или через оператора (стоимость минуты телефонного разговора с Москвой - 75 найра). Для связи с внешним миром можно также использовать телекс или факс.

2.2. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

В деловой практике Нигерии широко используются различные виды мошенничеств. При работе на нигерийском рынке даже многоопытные в части бизнеса компании Западной Европы и США сталкиваются с серьезным проблемами при выборе надежных партнеров. Так, компанинСША.действувэщиебеэ согласования с компетентными органами, ежемесячно терпит убытки по разного рода фиктивным сделкам на сумму более 30 млнлолл. Аналогичные действия имели место и в отношении российских предпринимателей.

В этой связи Торговое представительство, располагая надежными контактами с представительствами других заинтересованных стран. проводиттпительвую проверку надежности нигерийских компаний и лиц и готово оказать содействие заинтересованным организациям, выходящим на рынок Нигерии, в выборе партнера.

Нигерия, и в первую очередь Лагос, в последнее время характеризуются высоким уровнем преступности. Находясь я стране по возможности, следует избегать появляться в сомнительных местах, постарайтесь не привлекать к себе внимания необычным поведением. Ювелирные украшения и крупные суммы венет при выходе в город рекомендуется оставлять в хорошо охраняемых и безопасных гостиницах.

3. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

3.1. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЭКСПОРТЕРОВ

В основу экспортной политики Нигерии положено стремление обеспечить ускорение экономического роста, добиться всестороннего развития и диверсификации национальной экономики.

Крупнейшим и практически единственным источником получения иностранной валюты в стране является нефть и нефтепродукты, на долю которых приходится до 98% всех валютных поступлений.

В последнее время в связи с падением мировых цен на нефть нигерийское правительство начало активно поощрять расширение экспортного потенциала путем поиска новых, нетрадиционных его статей, становления экспортно ориентированных отраслей промышленности, и в первую очередь за счет привлечения туда иностранных капиталовложении.

Существуют следующие экспортные привилегии и льготы: - Экспортерам разрешается держать 100% инвалютных поступлений от экспортируемых товаров на внутренних валютных счетах для финансирования закупок запчастей, необходимых для расширения экспортного производства, сырьевых компонентов, оплаты различных агентских услуг и деловых загранпоездок по вопросам, связанным с экспортными операциями. - Введение системы возврата таможенных пошлин ("duty drawback "scheme"),в соответствии с которой таможенным сбором не облагаются импортные сырье и компоненты, вывезенные для производства экспортной продукция. - Создание системы фондов стемулирования экспорта (безвозмездного Фонда расширения экспорта. Фонда развития экспорта. Фонда схемы регуляроваши экспорта), предусматривающих, в частности:

  • для экспортеров лолуобработанных товаров на сумму не менее 5О тыс. найра - выплату премий наличными для дальнейшего расширения и диверсификации экспорта: 
  • частичное финансирование затрат ва развитие экспортной деятельности частных компаний;
  • дополнительные субсидии производителям экспортной продукции для компенсации производственных затрат до уровня цен, конкурентоспособных ва мировом рынке.
- Введение Центральным банком Нигерии (ЦБН) системы рефинансирования и переучета по отношению к коммерческим и торговым банкам в целях укрепления их возможностей обеспечивать финансирование экспортеров ненефтяных товаров (проценты по кредитам, предоставленным экспортерам ненефтяных товаров, не облагаются подоходным налогом),

- У становление "пионерного статуса" (системы, в соответствии с которой компании-производители могут быть предоставлены налоговые льготы на срок до 3-хлет) для всех производителей, экспортирующих свою продукцию на сумму не менее 50% их годового оборота. Эти компании также имеют право на дополнительные ежегодные налоговые скидки а размере 5% на амортизацию первоначального капитала и основных средств (машин и оборудования).

В рамках принятого решения об образовании Нигерийского экспортно-импортного банка (Декрет от 21.08.91 г. № 38) предусмотрено создание "Возобновляемого валютного фонда" ("Foreign Exchange Revolving Fynd") для выдачи прямых ссуд экспортерам на цели финансирования импортных закупоксырья, материалов, оборудования, упаковки, а также услуг, необходимых для производства экспортной продукции.

Кроме того, предусматривается освобождение экспортеров от уплаты гербовых сборов на векселя, коммерческие бумаги, акцепты и прочие кредитные и платежные документы, используемые для финансирования экспортных операций. Помимо стимулов со стороны Федерального правительства, нигерийские экспортеры могут также пользоваться финансовой поддержкой со стороны Африканского банка развития и Международной финансовой корпорации. 

3.2. РАСХОДОВАН НЕПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ЭКСПОРТА

Средства, находящиеся на внутреннем валютном счете экспортера, могут быть использованы для осуществления законных сделок и с оформлением соответствующих документов. При этом банк только хранит выручку на сче те экспортера или переводит ее на внутренние счета с пометками "поступления от экспортера" в других банках экспортера для объединения его вкладов с целью исполнения своих платежных обязательств по законным сделкам. Экспортер может также продать имеющуюся на его счете валюту своему банку, либо любому другому банку.

Кроме того, экспорт товаров из Нигерии ве требует получения специальных лицензий, экспортная продукция не облагается акцизными сборами, облегчен процесс получения лицензий на импорт сырья для производства изделий на экспорт, за экспортерами сохраняется 25% выручки в иностранной валюте.

С целью сделать экспорт нигерийских товаров более конкурентоспособными и доходными правительство Нигерии предпринимает шаги по рационализации законодательной базы, развитию свободных экономических зон. облегчению доступа к иностранной валюте, обеспечению налоговых и финансовых льгот.

Государство также берет на себя часть расходов, связанных с продвижением товаров на внешние рынки. Это и активное участие в зарубежных выставках и ярмарках, изучение рынков сбыта, открытие при посольствах Нигерии коммерческих отделений и торговых центров, обеспечивающих сбор и распространение необходимой информации, установление контактов с потенциальными импортерами нигерийских товаров, оказание помощи нигерийским бизнесменам в зарубежных поездках, проведение рекламной работы.

3.3. ИМПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Действующая в Нигерии система организации импорта включает как меры прямого государственного регулирования (запретна импорт отдельных товаров, периодический пересмотр ставок таможенных тарифов, введение эмбарго на торговлю с отдельными странами, в частности с ЮАР и т.п.), так и меры косвенного регулирования. (За счет введения достаточно жестких правил и ограничений, связанных с функционированием рынка иностранной валюты.) Любой импортер, желающий купить валюту для оплаты импортных поставок, обязан выполнить множество формальностей, предписанных процедурой Центрального банка иигерии (цбн).

Кроме того, с 1987 г. действует так называемый "Общий порядок контроля за импортом" (CISS), включающий, в частности, требование о проведении обязательной предотгрузочно* инспекции ввозимых в Нигерию товаров в портах экспортеров силами ряда уполномоченных международных специализированных инспект торских агентств и компаний.

К наиболее распространен ним формам регулирования импорта относятся следующие требования в положения:

  • Регистрация и документирование. Все импортеры обязаны при оформлении своих заказов заполнить и зарегистрировать в своем банке форму "М" независимо от того, в какой валюте - национальной или иностранное - осуществляется расчет- При этом импортер должен указать сумму сделка в инвалюте (соответствующую счету поставщика), а также сумму предстоящей импортной пошлины. Только после должной регистрации формы "М" импортер имеет право подтвердить заказ, открыть аккредитив и получить необходимую сумму в иностранной валюте.
  • Таможенные пошлины. В своей таможенной политике правительство Нигерии преследует цели как эффективное защиты национальной промышленности, стимулирования иностранных инвестиций, повышения конкурентоспособности нигерийских товаров, так в увеличения поступлений в бюджет. 

  • Основной упор делается на установление соответствующих тарифов при одновременном отказе отторговыхбарьерови системы полных или частичных запретов.

    При классификации товаров, подвергаемых таможенному обложению, Нигерия придерхи-вается Брюссельской таможенной номенклатуры, группирующей товары по производственному принципу. Все товары, которые относятся к определенной отрасли производства, начиная от выпуска сырья до готовой продукция, объединены в один раздел.

    В стране действует адволоряая система исчисления импортных пошлин, в основу которой положена гармонизированная система таможенных тарифов. Пошлины, как правило, взимаются с нормальной цены товара, т.е. пены, при которой им портер мог бы купить его на свободном рынке с учетом оплаты фрахта, страхования, комиссионных и других расходов и издержек, необходимых при закупке и доставке товара.

    Следует отметить, что таможенные тарифы постоянно находятся в движении н быстро пересматриваются в соответствии с поставленными перед страной экономическими задачами. Примером может служить значительный пересмотр тарифов как в сторону повышения, так и снижения в рамках плана экономического развития Нигерии на 1991 г. Изменения коснулись пошлин на ввозимые продукцию металлургической промышленности, синтетические волокна, средства автоматизации, рыбу, соль и некоторые другие товары.

  • Предпогрузочная инспекция. Для обеспечения соответствия качества я количества импортируемого товара, а также его цены условиям заключенной сделки нигерийское законодательство предусматривает проведение прсдпогрузочной инспекции. Импортные надбавки. которые включают в себя:
    • сбор на развитие порта (5% от пены товара);
    • надбавку в пользу Совета судовладельцев (1 %);
    • надбавку в пользу Совета по изысканию и развитию сырьевой базы (1%).
  • Импортные запрещения(поляые или частичные). С середины 80-х годов число изделий, запрещенных к ввозу в Нигерию, яиячительно сократилось. В настоящее время в категорию полностью запрещенных к "возу входит 20 наименований товаров, в том числе оружие и снаряжение, предметы порнографии, некоторые виды продуктов (мясо, рыба), 18 наименований, запрошенных частично.
  • Технические, санитарные и фнтосаин-тарн ые требования, а также правила в отношении маркировки и упаковки товаров.
3.4. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Требования к оформлению документации и платежей по импорту товаров. При импортных сделках с расчетом по аккредитиву нм-портердолжен не позднее 90 дней с даты оплаты томра банком-корреспондентом представить в свой банк доказательство уплаты ни импортных пошлин (оформленнуюн подписанную фофму С-188).

Уплата импортной пошлины осуществляется только подтвержденными банковскими чеками или траттами, которые следует адресовать: "Федеральное правительство Нигерии - р/о импортных пошлин". На обороте каждого чека или тратта должно быть указано имя и адрес таможенного агента.

После уплаты импортных пошлин импортер в качестве документального подтверждения должен получить копиюформы С-188, индоссированную Таможенным и Акцизным управлением и полномочным представителем налоговой инспекции. форма "М" должна быть полностью и правильно заполнена в 7 экземплярах. К комплекту форм "М" импортер должен приложить следующие документы:

  • счет-проформа (1 оригинал и 6 тиши):
  • свидетельство о регистращш местной компании:
  • комплект соответствухипяд форм "С'*:
  • форму С-188 Л (учет начисления я оплаты oмпортяов пошлины);
  • свидетельство об уплате налогов местной компанией.
Требования к оформлению документации и платежей по экспорту. Для осуществления любого коммерческого экспорта из Нигерии необходимо заполнить форму NCD 3(А) в шести экземплярах. До осуществления экспортных операций необходимо заполнить и представить в Акцизное и Таможенное управление соответствующие декларации, включающие условие о том, что платеж за экспортируемый товар осуществлен (или будет осуществлен не позднее чем через три месяца после даты отгрузки) в разрешенных формах в инвалюте и что этот платеж представляет собой достаточное возмещение стоимости экспортируемого товара.

Совет поощрения нигерийского экспорта издает текущие прейскуранты на различные экспортные товары для ориентирования банков, экспортеров и Акцизного м Таможенного управления.

Экспортеры имеют возможность выбора условий платежа за экспортируемые товары - с подтвержденного и безотзывного аккредитива, в инкассо, с открытого счета либо любым иным принятым в международной практике способом расчета. Однако пне зависимости отспосо-ба платежа соответствующие поступления должны быть переведены в страну (репатриированы) в течение 90 дней с даты отгрузки товарной партии.

В случае нарушения данного положения на экспортера налагается эмбарго на осуществление валютных операций, и он заносится в "черный список". Кроме того, к нему должны быть применены меры, предусмотренные ст. 19 Декрета с рынке иностранной валюты. Полный комплект заполненных форм NCD 3(А) должен быть заверен печатями и индоссирован банком экспортера.

По мере готовности товара к отгрузке экспортер представляет 4, 5 и 6 копий формы с соответствующими счетами в Акцизное и Таможенное управление. После отгрузки товара S копия формы возвращается экспортеру.

Коносамент. Все оригиналы всех коносаментов на все коммерческие экспортные отгрузки должны направляться перевозчиком в адрес банка экспортера, указанного в форме NCD З(А), Банк экспортера направляет документы через банки-корреспонденты в адрес грузополучателя для оплаты, следит за тем, чтобы платежи зачислялись на внутренние валютные счета экспортера в предписанный 3-месячный срок с даты отгрузки товара.

Нигерийский банк, через который осуществляется платеж за экспортированный из Нигерии товар (т.е. банк экспортера?. после получения платежей и зачисления их на внутренние валютные счета экспортера, должен соответствующим образом удостоверитьоригинал формы NCD 3(А). Удостоверенная форма направляется o адрес начальника Экспортного управления ЦЕН для учета.

4. КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

4.1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Нигерия располагает более или менее развитой к редитно-банковской системой, находящейся под государственным контролем. В нес входят Центральный банк Нигерии (ЦБН).более ста коммерческих и торговых банков, а также банки развития.

Возглавляет банковскую систему Центральный банк Нигерии, на который возложены функции поддержания стабильности национальной и формирования кредитно-денежной единицы - найра, определения и формирования кредитно-денежной политики, эмиссии денежных знаков и монет. Банк уполномочен также контролировать валютные операции и внешнеторговые сделки. Он является держателем счетов нигерийского правительства.

В настоящее время в стране действует более ста торговых и коммерческих банков, к крупнейшим из которых относятся "Юнион Банк оф Наиджерия", "Юнайтед Банк оф Африка", "Ферст Банк", "Экобанк". Как правило, ведущие банки страны имеют корреспондентские связи с крупнейшими банками практически во всех столицах и осуществляют операции в основных мировых валютах. В отличие от ЦБН, который принадлежит государству, большинство торговых и коммерческих банков находится в руках частных владельцев.

Необходимо отметить наличие в Нигерии сети банков развития, которые предоставляют инвесторам кредиты на "мягких" условиях, я том числе под создание мелких, средних и крупных предприятий. При этом условии кредитования находятся в динамике, постоянно учитывающей современные направления в раз-ввтия страны, политику правительства в т.д. Среди банков развития выделяются Нигерийский банк торговли и промышленности. Нигерийский банк промышленного развития, а также ряд государственных инвестиционных корпораций и тл.

Банковская система Нигерии предоставляет следующие услуги по операциям с иностранной валютой:

  • вывоз капиталов, прибылей и дивидендов;
  • получение займов в иностранной валюте;
  • выплаты гонораров за использование авторских прав и патентов;
  • операции с иностранными ценными бумагами.
Денежная единица Нигерии - найра - делится на 100 кобо. В обращении находятся банкноты достоинством 5, 10, 20 и 50 найра, а также монеты в 1, 10, 25, 50 кобо и 1 найра.

В настояшее время официальный курс найра к доллару США составляет: 1 долл.США -21,996 найра. 

4.2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В соответствии с действующим законодательством контроль за валютными операциями на территории Нигерии осуществляет Министерство финансов, при этом ЦНБ выступает в качестве главного исполнительного органа. 

Нынешняя политиха правительства Нигерии в данной области направлена ни максимальное стимулирование развития национальной экономики o продвижение нигерийских интересов на зарубежных рынках.

Так, в настоящее время существенно облегчен вывоз иностранным инвестором своей прибыли из Нигерии. В частности, с 1 января 1991 г. отменено положение о том, что эти прибыли должны вывозиться по частям: при оформлении соответствующих док у ментов это можно сделать единовременно. В настоящее время разрабатываются новые, более льготные правила репатриации дивидендов, прибылей к фондов, принадлежащих иностранному вкладчику капитала - без предоставления значительного числа соответствующих документов. Однако пока тяжелое положение с иностранной валютой, обусловленное наличием значительной внешней задолженности, потребностями правительства в иностранной валюте для осуществления программ развития, неконвертируемостью и нестабильностью валютного курса иайра, я ряд других причин, грепятству ют этому. Как иностранные, так и местные предприниматели поощряются в случае помещения крупных вкладов в акционерный капитал компании, в функционировании кот opofi участвует иностранный капитал.

5. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

5.5. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ Налогообложение зарегистрированных в Нигерии компаний определяется Законом № 18 1961 г. "О подоходном налоге", ставка которого составляет 40%. Раздел 49/3 Закона требует предоставления в налоговые органы подробного расчета налога вместе с отчетом о доходах, ревизионных бухгалтерских счетов и сертификата о приемке отдела промышленности инспекции.

В сумму облагаемых доходов не входят амортизационные отчисления, максимальный размер которых ограничен 75% в год для обрабатывающей промышленности и 66-67% для других отраслей.

Финансовые льготы иностранным инвесторам, которые в заметной степени реализуются через налоговый режим путем освобождения предприятий (как находяшихсявполной собственности иностранного предпринимателя, так и в совместном с нигерийцами владении) от на логообложения или получения послеаюмя скидок на налоги, предоставляются я следующих случаях:

  • при создания предприятие в новых для Нигерии так называемых "пионерных" отраслях или при развитии производства новых "пионерных" товаров, как это предусматривается поправкамя к Закону 1971 г. об освобождении от подоходного налога на промышленное развитие, предприниматель полностью освобождается от всех налогов на 5-летний срок. Предполагается, "то в течение этого пери она он сможет создать достаточно прибыльное производство;
  • при инвестициях в экономически слаборазвитые районы (в стране к ним относятся как целые штаты, так и отдельные районы* предприниматель освобождается от налогов на 7-летний срок. В этом случае предусматривается в дополнительная 5%-иая скидка на амортизацию начального капитала компании. Кроме того, инвестору предоставляется ряд льгот со стороны правительства штата, в котором расположено предприятие;
  • при строительстве базовых инфраструктурных объектов (дорог, объектов водо- и энергоснабжения и т.д.) в случае, если они до этого не существовали, на весь период своей деятельности инвестор освобождается от налогообложения 20%-ной суммы, использованной на их создание;
  • при создании производств, ориентированных на использование местного сырья, минимальный уровень утилизации которого определен в следующих размерах:
    • 80% - для сельскохозяйственных предприятий;
    • 70% - в агропромышленном комплексе и нефтехимии;
    • 60% - в химячесхоА промышленности и машиностроении.
    При этом условии инвестору предоставляется 30%-ная скидка с налогов в течение 5 лет;
  • при использовании предпринимателем (преимущественно в машиностроении) импортируемых ресурсов (оборудования, запчастей и полуфабрикатов) в случае постоянниго повышения уровня производимой условно чистой продукции. Предоставляемая 10%-ная скидка с налогов на 5 лет, по мнению властей, стимулирует таких предпринимателей на поиск возможностей постепенно заменять импортируемые компоненты производства на местные;
  • при использовании на предприятии трудоемкой технологии и, таким образом, создания новых рабочих мест в стране инвестору предоставляются следующие скидки с налогов сроком на 5 лет: при числе занятых до 100 чел.-6%, до 200-7%,до 300-8% и т.д. Для предприятий с числом рабочих и служащих, составляющим или превышающим 1000 чел., установлена фиксированная 15%-ная скидка;
  • при производстве товаров на экспорт, если неменее 60% продукции вывозитсязарубеж.В таком случае инвестор получает 10%-ную скидку с налогов сроком на 5 лет;
  • при организации на предприятии подготовки местных специалистов - 2%-ная налоговая скидка сроком на 5 лет, рассчитанная от суммы средств, направляемых на обучение;
  • при проведении инвестором в Нигерии научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), направленных на повышение качества, расширение ассортимента и объема выпускаемой продукции. В этом случае он освобождается от убытков, не превышающих 120%-ной страховой оценки расходов на НИОКР, а при проведении аналогичных разработок, связанных с утилизацией местного сырья, до 140%. При долгосрочном характере НИОКР они рассматриваются как капиталовложения и списываются с доходов компании.
Результаты НИОКР могут быть запатентованы и защищены в соответствии с принятой международной практикой.

6. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

6.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Спад на нефтяном рынке в начале 80-х годов и соответствующее ухудшение нигерийского платежного баланса дали толчок началу нового этапа в нигерийской политике и законодательстве по отношению к деятельности иностранного капитала.

Этот этап продолжается по настоящее время и характеризуется значительным смягчением ограничений на иностранные инвестиции и другими мерами, направленными на привлечение капитала из-за рубежа. В этих целях в 1989 г. были приняты "Основные направления промышленной политикн", а в 1990 г. новый акт (NERA-1990), регулирующий иностранное участие в капитале нигерийских предприятий. NERA-1990 содержит список из 40 видов деятельности, в которых преимущественное право имеют нигерийцы. Иностранный партнер может участвовать в предприятии, относящемся к предусмотренному этим списком профилю, и даже владеть 100% его капитала, если он готов инвестировать не менее 200 млн.найра.

Иностранец имеет право полной собственности на предприятие, не относящееся к этому списку, за исключением банков, страховых компаний, нефтепоисковых и горнодобывающих предприятий, в которых независимо от размеров капитала минимум 60% акций должно принадлежать нигерийцам.

Единственным исключением из последнего правила являются нефтепоисковые и нефтедобывающие компании, которые могут, при условии получения согласия ряда министров, находиться в 100%-ной собственности иностранцев. Тем не менее для того, чтобы реально добывать нефть в Нигерии, они должны вступать в совместные предприятия яля в соглашения о распределении продукции, o которых также минимум 60% собственности должно находиться у нигерийского партнера. С учетом требующегося крупного размера капитальных вложений таким партнером обычно является Нигерийская национальная нефтяная корпорация НННК.

Следует отметить, что параграф 54 "Акта о компаниях и связанных с ними вопросах" от 1990 г. устанавливает, что иностранец имеет возможность деятельности в Нигерии только в форме компании с ограниченной ответственностью, в которой иностранец должен Быть реальным акционером. При этом минимальный уровень иностранного участия в совместных предприятиях установлен в размере 250 тыс.долл. США.

Прежде чем иностранец получит право владеть какой-либо собственностью в нигерийской компании, он должен получить разрешение на осуществление иностранных инвестиций. Единственным государственным органом, уполномоченным выдавать предварительное разрешения на осуществление иностранных инвестиций в Нигерию, является Координационный комитетпромышленного развития,образованный o 1990 г. в соответствии с Декретом о координации промышленного развития в имею-ший статус управления федерального министерства промышленности. 

6.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕН ИЗ СОЗДАНИЯ В НИГЕРИИ КОМПАНИЯ. НАХОДЯЩИХСЯ В ПОЛНОЙ ИЛИ ЧАСТИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Для регистрации предприятия требуется получить разрешение федерального министерства внутренних дел на:

  • пребывание в стране;
  • открытие коммерческого дела:
  • проведение экономических и других исследований, необходиммх для составления технико-экономического обоснования и других подобных документов;
  • получение подтверждения о вступлении инвестора в партнерство с указанием долей партнеров в акциях (в процентах) в предприятии (без чего партнерство не будет признано действительном) и
  • использование иностранной рабочей силы.
Иностранные специалисты для получения разрешения на работу в стране должны заполнить иммиграционную форму Т/1. После прохождения всех необходимых формальностей министерство финансов oыдае предприятию "Утвержденный статус", необходимый для первоначальное инвестирования капитала и обеспечения в дальнейшем вывоаз капитала, дивидендов. Он также дает право на получение кредитов в местных банках.

После получения "Статуса" компания навешает отдел инспектирования промышленности федерального министерства промышленности о намерении произвести капиталовложения. Первоначальный капитал акционерной компании должен быть не менее 20 тыс. найра. Затем необходимо получить одобрение Нигерской инвестиционной комиссии на выпуск акций и в Управлении содействия развития предприятий уточнить свое место в классификации видов коммерческой деятельности в стране, а также получить "Сертификат согласня". Министерст во промышленности Нигеряи советует иностранным вкладчикам капитала произвести предварительные исследования и определяться по следующим позициям: oОпределение программы действий. Сюда входит уточнение деятельности, географического района функционирования предприятия, доля в капитале, ожидаемый уровень рентабельности и согласованный принцип распределения прибыли.

Изучение местного рынка. Исследование рынка включает в себя сравнительный анализ яавестиционного климата в стране, в том числе:

  • политическая стабильность,
  • индеке цен и инфляции,
  • национальные отношения в районе расположения предприятия,
  • особенности договорного права,
  • платежный баланс в уровень экономического роста в стране,
  • стоимость получения кредитов и оплаты рабочей силы.
Кроме того, подлежат изучению такие детали, как наличие аналогичных предприятий в исследуемом районе, качество продукта и его цена. существующая система сервиса, наличие каналов сбыта.

Выбор партнера. Помимо общих данных о партнере, полезно ознакомиться с его предыдущей деятельностью, договориться о системе ценностей и стратегии развития фирмы, об общем подходе к правам потребителей.

Подбор кадров управления компанией. Персонал управления должен подбираться всеми партнерами предприятия и следовать принципам политики фирмы. Люди в команде управления должны быть технически компетентными и ответственными, способными самостоятельно решать проблемы.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) должно отражать сущность предприятие, обзор рыночных отношений, финансовые соображения, котировку завода и оборудования и сравнение с первоначально затребованной ценой. В соответствии с существующими правилами иностранные инвесторы должны представить следующие доку менты:

  • разрешение министерства внутренних дел на занятие предпринимательской деятельностью в Нигерии;
  • свидетельство о регистрации, удостоверяющее регистрацию компании в соответствии с законом от 1968г.;
  • разрешение министерства внутренних дел яа нанм иностранных специалистов м их проживание в Нигерии;
  • свидетельство о соответствии созданного предприятия соответствующим нигерийским законам;
  • свидетельство об утвержденном статусе, подтверждающее долю иностранного участия в смешанном предприятии. Наличие его облегчает в будущем репатриацию капиталов и дивидендов. Согласно существующему положению иностранный инвестор может вывезти только дивиденды, полученные на ввезенный капитал, а доходы, полученннс в Нигерии, могут быть только реинвестированы.
Имея указанные разрешения, а также подтверждение по техническим соглашениям, учредители могут получить в бюро по обмену валюту для закупок за рубежом оборудования, запчастей и сырья, необходимые дли проекта.

В рамках программы структурной перестройки а 1988 г. создан Комитет по координации промышленного развития, обеспечивающий получение требуемых разрешений на организационную деятельность я течение 6О дней.В обязанности комитета входят следующие функции:

  • одобрение "Принципиального статуса". облегчающего импорт капитала;
  • установление квоты иностранного персонала и разрешение заниматься бизнесом;
  • предоставление льгот для инвестиции в "пионерные" отрасли, экономически неразвитые районы, экспортное производство и т.д.;
  • разрешение на передачу технологий.
Посольство РФ в Нигерии 

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]