Обозреватель - Observer 
Духовное наследие 

ХРОНИКА
ВОПД «ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ»
4—5 декабря 1998 г.
в Смоленске прошла Международная научно-практическая конференция
«СМОЛЕНСК И ГНЕЗДОВО В ИСТОРИИ РОССИИ»
 
Ворганизации конференции приняли участие администрации Смоленской области и города Смоленска, Смоленский Государственный университет, 80-летие которого праздновалось в те же дни, и Смоленское региональное отделение ВОПД «Духовное наследие».

В исторической науке не затихают споры о времени и месте возникновения Смоленска, о его роли в становлении российской государственности и вкладе в отечественную культуру. Все эти вопросы обсуждались на конференции учеными Белоруссии и Российской Федерации.

На конференции выступили председатель горсовета Смоленска В.Вовченко и депутат Госдумы РФ, академик, доктор исторических наук А.Подберезкин.
Участники конференции стали свидетелями открытия в Гнездово памятного знака на кургане № 13 Лесной группы, при раскопках которого был обнаружен древнейший памятник славян-ской письменности на глиняной амфоре конца IX—начала X вв.
 

Президенту Российской Федерации
Ельцину Б.Н.
Председателю Правительства Российской Федерации
Примакову Е.М.
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Строеву Е.С.
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Селезневу Г.Н.
Патриарху Московскому и Всея Руси Его Преосвященству
Алексию II
Председателю Смоленской областной Думы
Анисимову В.И.
Главе администрации Смоленской области
Прохорову А.Д.
ОБРАЩЕНИЕ
участников международной конференции
«СМОЛЕНСК И ГНЕЗДОВО В ИСТОРИИ РОССИИ»
На Великой русской равнине, в треугольнике верховьев крупнейших водных артерий Днепра, Волги и Западной Двины, соединяющих регионы Балтийского, Черного и Каспийского морей, на берегу реки Днепра находится уникальный археологический комплекс — Гнездово, состоящий из самого большого в мире Славянского Некрополя — древнерусской курганной группы VII—XI вв., насчитывающей более 3000 сохранившихся захоронений, а также из родоплеменного центра восточных славян-кривичей — городища и селища, торгово-экономического Узла великих путей «из варяг в греки» и «в булгары и персы», с производством керамики, металло- и стеклоизделий, пристанями и каналами. Гнездово, расположенное рядом с одноименным микрорайоном г. Смоленска, еще в прошлом веке получило известность как в России, так и за рубежом, широко известно мировой науке. За 50 лет археологической экспедицией Государственного университета накоплен бесценный материал, найдены погребения с оружием, украшениями, посудой, монетами, торговыми и производственными принадлежностями. Здесь обнаружена самая древняя русская надпись. На материалах Гнездова четко прослеживаются и находят подтверждение важнейшие вехи русской истории и становления Русского государства, на основе которых сделан обоснованный вывод: Приднепровье передало эстафету государственности из Древней Руси — в Московское государство — через Смоленскую землю. Гнездову обязан своим рождением г. Смоленск.

В настоящее время объекты Гнездовского археологического комплекса находятся в запустении и на грани исчезновения: на треть сократилось число курганов, многие разграблены варварским путем «кладоикателями», разрушаются чрезвычайно активной хозяйственной деятельностью, через сердцевину городища пролегла железнодорожная магистраль, теряют свои следы селища, пристани и другие объекты. На территории курганной группы воссоздаются памятники позднейших эпох (кладбище войск СС и другие объекты). Участники конференции считают, что необходимо принять немедленные меры по сохранению исторических корней нашего Отечества. Настало время придать Великому Славянскому захоронению, всему Гнездову — колыбели нашей государственности, не только значение исторического памятника российского значения, но и сделать все необходимое, чтобы он стал настоящей «меккой» для всего славянского мира, местом поклонения памяти предков, истории русского народа. Одновременно Гнездово — Смоленск может способствовать укреплению связи России со Швецией и другими странами Европы, которые также проявляют заинтересованность в исследовании археологического комплекса и его сохранности.

В связи с изложенным, участники конференции, выражая тревогу за состояние и сохранность одного из духовных центров Древней Руси, просят Вас незамедлительно принять следующие меры, направленные на сохранность исторических корней русского народа, истоков нашей культуры и государственности.

1. Рассмотреть вопрос через ЮНЕСКО о придании Гнездовскому археологическому комплексу, Великому Славянскому Памятнику культурного наследия народов России и Европы статус Великого Русского Памятника мирового значения.

2. Объявить Гнездовскую археологическую зону местом строжайшего запрета на хозяйственную деятельность и строительство объектов, не связанных с обустройством комплекса.

3. Выделить средства на проектирование и обустройство объектов комплекса, на консервацию археологических памятников, охрану и удаление с территории строений, сооружений, учреждений, не соответствующих требованиям охранной зоны и губительно действующих своей хозяйственной и иной деятельностью на состояние археологического комплекса.

4. Выделить средства на реконструкцию, реставрацию портовых, дорожных и других древних сооружений, на благоустройство прилегающей территории микрорайона г. Смоленска «Гнездово» для воссоздания древних ремесел, характерных для данной местности, производства керамических изделий на базе акционерного общества «Гнездово».

5. В целях содействия финансированию программ развития археологического комплекса выделить средства и построить на старинном Екатерининском шоссейном тракте Москва — Варшава, пересекающем Гнездовский заповедник, возле дорожного пункта «Белая станция» туристический центр, музей. На основе сооружений старинной почтовой «Белой станции» создать научную базу для научно-исследовательских работ и экспедиций МГУ, Смоленского педуниверситета, исторических и археологических факультетов других вузов, научно-исследовательских учреждений.

6. Ликвидировать ветку железнодорожного пути Смоленск — Орша, проходящую через курганную группу, направив поезда только по параллельной верхней двухпутной электрифицированной ветке за территорией Гнездова, что не скажется на интенсивности движения на данном участке железной дороги.

7. Оказать содействие в строительстве православной церкви в микрорайоне «Гнездово», который примыкает не только к археологическому комплексу, но и к Катынскому лесу, месту массовых расстрелов советских граждан.

Возрождая Гнездово,
мы сохраним национальные корни, живую память предков и первое звено русской истории
для сегодняшних россиян, их будущих потомков, для всего Славянского мира и цивилизации.
21 декабря 1998 г. ВОПД «Духовное наследие»,
Международная неправительственная научно-исследовательская
и образовательная организация «РАУ-Корпорация»,
Научно-издательский совет журнала «Обозреватель - Observer»
 провели в Москве
научно-практическую конференцию
«СИЛЬНАЯ РОССИЯ: БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК»
 
Во вступительном слове А.Подберезкин,  заместитель председателя Комитета Государственной
 Думы РФ по международным делам, председателя Центрального Совета «Духовное наследие» не только указал на опасность захвата власти в стране преступными группировками как угрозу существованию государства, но, фактически, обосновал необходимость принятия социальной программы профилактики преступности и обозначил механизмы реализации такой программы на принципах программно-целевого управления.

На конференции выступили А.Зданович, начальник Центра общественных связей ФСБ РФ; Е.Иванов, советник Комиссии Госдумы РФ по борьбе с коррупцией; Н.Рыжак, заместитель Руководителя Аппарата Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ; Ю.Петров, лидер общественного движения «Союз реалистов» и многие другие.

Участники конференции, в том числе представители государственных силовых структур и других организаций, связанных с пресечением правонарушений, приняли Обращение к Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ.
Президенту Российской Федерации
Правительству Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации

ОБРАЩЕНИЕ
участников научно-практической конференции
«СИЛЬНАЯ РОССИЯ: БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК»
 
Как свидетельствует анализ нынешней общественно-политической обстановки, происшедшие за последние годы перемены в нашей стране привели к весьма серьезным отрицательным последствиям. Это, в частности, коснулось обеспечения безопасности и правопорядка в России. Так, по данным МВД, ФСБ, Минюста и Генпрокуратуры РФ, за последние 5 лет значительно увеличилось количество особо опасных государственных преступлений, в том числе таких как шпионаж, диверсия, терроризм и другие. Возродился политический экстремизм, способный разрушить цементирующую основу государственного строя — единство народа. Преступный мир, по-существу, бросил открытый вызов всему гражданскому обществу. По данным официальных источников, оргпреступность сейчас контролирует свыше 40 тыс. предприятий и фирм различных форм собственности, в том числе более 500 банков, 100 оптовых и розничных рынков и т.п. В стране действует свыше 150 крупных региональных преступных сообществ, 12 тыс. криминальных формирований, насчитывающих более 120 тыс. активных членов. По оценкам МВД, ФСБ, ФСНП и других силовых ведомств, в начале этого года российская оргпреступность вступила в новый этап своего развития, начав легализацию и расширение сфер противозаконной деятельности. Она пытается усилить свое влияние как за счет лоббирования интересов в органах государственной власти, так и путем продвижения своих представителей на различные выборные и административные должности (выборы мэра в Нижнем Новгороде — наглядное тому подтверждение). Пособническую роль в этом процессе играют отдельные средства массовой информации.

Следует отметить, что криминализация обстановки коснулась не только управленческих и коммерческих структур, но и правоохранительных органов. Стало, к сожалению, привычным когда в МВД, ФСБ, ФСНП и других силовых структурах раз от разу возникают различные скандалы, конфликты, нарушения профессиональной этики и, что особенно опасно, — совершаются уголовные преступления, используемые некоторыми политиками и отдельными средствами массовой информации в дискредитационных целях, (пример тому — разрекламированные на ОРТ «показания» бывших сотрудников ФСБ России).

Надо также признать, что проводимая в МВД, ФСБ и других силовых структурах не совсем продуманная кадровая политика нередко играет на руку нечистоплотным деятелям и уголовным элементам. Под предлогом сокращения штатов и совершенствования структур из правоохранительных органов увольняются опытные, квалифицированные специалисты — оперативники, розыскники, аналитики — их места нередко занимают люди с недостаточно высокими профессиональными и моральными качествами. Уволенных же сотрудников охотно привлекают различные криминальные группирования и уголовные элементы, и, как показывает опыт, к сожалению, далеко не безуспешно. (Не в этом ли одна из причин нераскрытости до сих пор отдельных заказных убийств и других тяжких преступлений?)

Все это, безусловно, сказывается и на без того сложной внутриполитической, экономической и социальной обстановке в нашей стране. По оценкам Российского независимого института социальных и национальных проблем три четверти россиян испытывают сейчас ощущение тревоги, апатии и озлобления, в свыше половины — определяют обстановку в РФ как катас-трофическую!

С учетом изложенного, мы призываем Вас, господин Президент, Правительство и Парламент Российской Федерации принять срочные меры по наведению должного порядка в нашей стране и обеспечению ее безопасности. Главным, на наш взгляд, должны стать: твердая воля всех ветвей власти (как на федеральном, так и региональном уровнях); консолидация усилий всех структур в интересах искоренения причин и условий осуществления тех или иных правонарушений: разрушение экономической базы оргпреступности; совершенствование системы взаимодействия между ветвями государственной власти, общественными организациями и силовыми ведомствами, и, наконец, обеспечение необходимых условий для работы правоохранительных органов и выполнения возложенных на них задач.

В плане реализации этих требований, предлагается:

1. Поручить соответствующим министерствам и ведомствам Российской Федерации в кратчайший срок разработать долгосрочную государственную программу обеспечения безопасности и правопорядка в России и вынести ее на всенародное обсуждение.

2. Генеральной Прокуратуре и Министерству юстиции РФ усилить контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка в России; повысить ответственность всех должностных лиц за выполнение этого требования.

3. Соответствующим структурным подразделениям аппаратов Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации проанализировать эффективность кадровой политики в системе органов безопасности и правопорядка и, с учетом вышеуказанных недостатков, выработать конструктивные предложения, которые должны быть рассмотрены на самом высоком уровне.

4. Средствам массовой информации, в первую очередь — телевидению, более взвешенно и объективно относиться к вопросам обеспечения безопасности и правопорядка, стремясь играть положительную роль в решении этой сложной проблемы.

Эти и другие предложения, высказанные в ходе конференции, будут тщательно проработаны и представлены Вам для рассмотрения. Мы также выражаем свою готовность принять непосредственное участие в их осуществлении.
 

ОТВЕТ
МВД России
на Обращение участников научно-практической конференции
«СИЛЬНАЯ РОССИЯ: БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК»
 
В МВД России, ФСБ России, ФСНП России, ФСТР России, Минюсте России, Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Обращение участников состоявшейся 21 декабря 1998 г. в г. Москве научно-практической конференции на тему: «Сильная Россия: безопасность и правопорядок».

Озабоченность участников конференции ростом преступности в стране, особенно связанной с политическим экстремизмом и терроризмом, проявлениями организованной преступности, других тяжких и особо тяжких преступлений понятна и нами разделяется. С полной ответственностью заверяю Вас, что проблемы укрепления безопасности страны, правопорядка и борьбы с преступностью находятся на личном контроле руководителей правоохранительных ведомств.

События реальной жизни свидетельствуют, а непредвзятый анализ показывает, что в последние годы организованная преступность приобрела качественно новые свойства. Опираясь на коррумпированные связи и значительный капитал собственных либо контролируемых предпринимательских структур, преступные сообщества активно влияют на экономику целых регионов, внедрились в наиболее доходные сферы коммерческой деятельности, практически открыто продвигают своих ставленников в органы исполнительной и законодательной властей различного уровня.

В том же время следует заметить, что далеко не со всеми положениями указанного Обращения можно согласиться, а трактовка отдельных фактов противоречит действительности.

Сложность криминальной ситуации в стране не означает бездействия правоохранительных органов в их борьбе с организованной преступностью и коррупцией, что, по сути дела, подразумевается авторами Обращения. Так, только в 1998 г. раскрыто свыше 28,6 тыс. преступлений, совершенных членами организованных преступных групп. К уголовной ответственности привлечено более 16 тыс. человек.
Расследовалось более 18 тыс. должностных преступлений, в том числе 5807 фактов взяточничества. В суды направлены уголовные дела в отношении 3087 работников органов власти и управления.
В настоящее время в оперативной разработке находятся около 12 тыс. организованных преступных формирований, общей численностью до 80 тыс. активно действующих членов.

Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что предпринимаемые меры по борьбе с организованной преступностью и коррупцией все еще недостаточно эффективны. Это обусловлено целым рядом нерешенных проблем, в том числе и кадровой, о которой говорится в Обращении. Однако изложенная в документе оценка проводимой в МВД России, других правоохранительных органах кадровой политики свидетельствует о неосведомленности авторов по существу вопроса предпринимаемых в этой области шагов. Главной причиной «ощутимого размывания» профессионального кадрового ядра, оттока наиболее квалифицированных специалистов явилось не «сокращение штатов» (которого, в МВД России вплоть до второго полугодия 1998 г. вообще не было), не проводимая реорганизация правоохранительных органов, а разрыв между уровнем материальной обеспеченности, социально-правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел и значительно возросшими нагрузками на них, обусловленными ростом преступности, социальной напряженности, вспыхивающими вооруженными конфликтами. Положение осложняется ростом задолженности по заработной плате сотрудников.

Необходимо отметить, что работа с кадрами является приоритетной в деятельности правоохранительных органов. Так, проблеме совершенствования кадрового строительства в органах внутренних дел была посвящена состоявшаяся 23 декабря 1998 г. коллегия МВД России. Коллегия министерства одобрила Концепцию кадровой политики в системе МВД России, которая должна стать инструментом научно-обоснованной и всесторонней активизации работы с личным составом органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

В рамках ее реализации разработаны и осуществляются неотложные меры, направленные на создание современной системы работы с кадрами. Значительное место в них отводится и осуществлению комплекса мероприятий, направленных на предотвращение нарушений законности, дисциплины, формированию духовно-нравственных устоев и социально-психологической защищенности службы в органах внутренних дел.
Аналогичная Концепция кадровой политики, а также Целевая программа по совершенствованию кадрового обеспечения органов безопасности разработаны и действуют в Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Что касается вопросов борьбы за «чистоту собственных рядов», то эта работа ведется решительно и бескомпромиссно. Только за 1998 г. из органов внутренних дел было уволено 10 783 чел. по дискредитирующим основаниям, из органов налоговой полиции — 95 сотрудников. Активную борьбу с нарушениями законности и преступлениями среди сотрудников правоохранительных органов ведут службы собственной безопасности соответствующих министерств и ведомств. В целях усиления эффективности работы по профилактике противоправных действий и дисциплинарных проступков сотрудников в МВД России принято решение о возрождении Инспекции по личному составу.

Значительные усилия направлены на укрепление кадрового ядра ведущих оперативных служб органов внутренних дел. За последний год удалось приостановить отток квалифицированных кадров, прежде всего, в службах уголовного розыска, БЭП, следственных подразделениях.

Относительно конкретных предложений, имеющихся в Обращении, то здесь тоже необходимо высказать ряд замечаний и уточнений.

По поводу п. 1. — о разработке «долгосрочной государственной программы обеспечения правопорядка и безопасности в России».

Это предложение фактически уже реализовано: МВД России с участием заинтересованных министерств и ведомств разработан проект «Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1998—2000 гг.», который еще 4 декабря 1997 г. был одобрен Правительством Российской Федерации и направлен на согласование в инстанции. В декабре 1998 г. согласованный вариант представлен в Правительство Российской Федерации на утверждение. Кроме того, в настоящее время Советом безопасности Российской Федерации доработан проект указа Президента Российской Федерации «Об укреплении правопорядка в стране», в котором предполагается осуществить в 1999 г. при участии органов государственной власти Российской Федерации, а также всех зинтересованных министерств и ведомств комплес мер по решительному перелому в борьбе с преступностью. Правоохранительным органам совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовлен проект Основ государственной политики борьбы с преступностью, который в ближайшее время будет представлен в Правительство Российской Федерации и Президенту Российской Федерации.

По п. 2. — об «усилении контроля за соблюдением законов» со стороны Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции Российской Федерации.

Формулировка данного предложения представляется недостаточно корректной, так как Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет функции надзора, а контрольные функции Минюста России ограничиваются проведением юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.95. № 550) и осуществлением государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов (постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009).

Поэтому речь может идти об усилении эффективности осуществления именно этих функций. Проблемы здесь имеются, и упомянутые государственные службы ведут интенсивную работу по их решению.

Кроме того, следует вообще подчеркнуть, что задачи обеспечения безопасности государства и его граждан, правопорядка в стране, борьбы с организованной преступностью и коррупцией ни в коей мере не могут быть замкнуты только на правоохранительные органы. В решении этих задач должны быть задействованы все институты власти, в том числе и так называемая «четвертая власть» — средства массовой информации.

И здесь приходится констатировать, что, зачастую, правоохранительные органы оказываются один на один с преступным миром, особенно в противостоянии организованной преступности и коррупции.

В Российской Федерации до сих пор отсутствует полноценная законодательная база для действительно эффективной борьбы с организованной преступностью и коррупцией: годами откладывается принятие ключевых в этой сфере федеральных законов, в том числе «О коррупции», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» и ряда других. Их скорейшее принятие — это задача Государственной Думы.

В отношении средств массовой информации мы выражаем полную солидарность с высказанным предложением о более взвешенном и объективном освещении в них, в первую очередь, на телевидении, вопросов обеспечения безопасности и правопорядка.

Поэтому в развитии предложения, высказанного в п. 4. Обращения считаем целесообразным:
 

Заместитель министра  В.ФЕДОРОВ
 
12 января 1999 г. по инициативе
Московского регионального отделения ВОПД «Духовное наследие»
состоялась конференция
«РОЛЬ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В ПРЕОДОЛЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КРИЗИСА»
 
Около 400 чел. приняли участие в работе конференции. Тему и напрвление дискуссии на конференции определил в своем выступлении председатель ЦС ВОПД «Духовное наследие», заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по международным делам, академик, доктор исторических наук А.Подберезкин: историческая справка о Москве; проблемы восстановления экономики; возможность использования научно-технического и культурного потенциала столицы в решении общероссийских проблем; расстановка политических сил в преддверии избирательной кампании 1999 г.; задачи, стоящие перед региональными отделениями Движения.

С докладом выступил член ЦС Движения Б.Басманов. Он отметил, что разрушение межрегиональных хозяйственных связей, ведущее к дифференциации и обособлению региональных интересов и, как следствие, к стихийной автаркизации  регионов, невозможно остановить в условиях всеохватывающего системного кризиса власти, экономики, морального и нравственного состояния общества. В то же время в докладе прозвучало предостережение: «...не впасть бы нам в другую крайность и, пренебрегая социально-экономической целесообразностью, попытаться решить наши общероссийские проблемы только нормативно-правовой коррекцией структур власти и государства».

В докладе заведующей отделом науки Адми-нистрации Московской области Н.Колдаевой были конкретизированы отдельные проблемы экономической нестабильности Московского региона.

Председатель Совета Московского региональ-ного отделения, член ЦС Движения В.Исайченков и член ЦС Движения А.Бондарев рассмотрели задачи Московского отделения Движения на 1999 г. и варианты их решений.

В других докладах и выступлениях предлагались вниманию общественности  новые технологии социокультурных реформ и активизации структур общественно-политических объединений.
На конференции принята резолюция, в которой отмечено, что и через «8 лет «рыночных» опытов над Россией, проводимых Ельциным, Гайдаром, Чубайсом, Черномырдиным и Кириенко», ввергших страну в «долговую яму», Москва не только устояла, но может и должна взять на себя инициативу формирования и проведения в жизнь единой государственной региональной политики. В соответствии с политической ситуацией, сложившейся в Российской Федерации к началу 1999 г., Совет Московского регионального отделения ВОПД «Духовное наследие» обозначил задачи, стоящие перед первичными организациями Движения в Московском регионе.
 

ИНФОРМАЦИЯ

Отличительной чертой русского человека всегда была отзывчивость и бескрыстная помощь ближнему. Этим всегда руководствуется в своих действиях Движение и наши коллективные члены и партнеры.
Около 2000 детей, учащихся и воспитанников интернатов, детских домов Московского региона бесплатно смогли побывать в дни зимних каникул на представлениях Цирка на Цветном бульваре. Основными спонсорами и организаторами являлись ВОПД «Духовное наследие», Межрегиональная общественная организация «Русское индустриально-техническое общество», Российское общественное движение «Союз реалистов», I промышленное общество взаимного страхования.

Межрегиональный общественный фонд «Время» (г. Москва, ул. Садовническая, д. 75, тел./факс: 953-31-26) совместно с нашим Движением спонсировали и провели 25 января, в «Татьянин день», славный студенческий праздник, одно из главных мероприятий — массовую дискотеку в известном Московском молодежном клубе «SVALKA».

Мы приглашаем все заинтересованные организации и движения, кого волнует духовность и нравственность нашей молодежи, к широкому сотрудничеству.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]