Конверсия оборонной
промышленности
Национальная безопасность во многом
зависит от обеспечения армии вооружением и военной техникой. Но отечественная
оборонная промышленность с ее уникальным научным и производственным потенциалом,
по существу, уничтожается. Это является следствием двух причин. Во-первых,
антигосударственной кампанией, начатой М.Горбачевым против ВПК и Армении;
во-вторых, общим отношением в ходе реформ к науке и наукоемким технологиям.
В условиях сокращения Вооруженных Сил
приоритетной задачей становится их оснащение высокоэффективными вооружениями,
созданными на базе новейших технологий. Решение этой задачи возможно при
условии достаточного финансового обеспечения НИОКР. В этой связи конверсия
- как процесс переориентации военно-технического потенциала в научно-технический
- должна проводиться с учетом долговременных национальных интересов экономической
и военной безопасности страны.
Начиная конверсию вслед за крупномасштабным
сокращением Вооруженных Сил, не было сделано ничего для превращения ее
в экономический процесс развития научно-технического потенциала, финансового
оздоровления страны:
-
не были просчитаны экономические и социальные
последствия резкого сокращения военных программ, не определены типы и количества
вооружений, остающихся в разработке и производстве;
-
вывод наших войск из дальнего и ближнего
зарубежья потребовал значительных дополнительных расходов вместо возможных
дополнительных средств для вложения в НИОКР;
-
произошло отвлечение значительных средств
на уничтожение и утилизацию вооружений, разоружение стало очень дорогим
для государства процессом;
-
не проведена глубокая инвентаризация оборонных
отраслей промышленности, оценка их возможного вклада в развитие гражданской
экономики;
-
не был создан правовой механизм гарантированного
обеспечения финансовыми и материально-техническими средствами структурной
перестройки оборонного комплекса, его адаптации к условиям рыночной экономики.
В связи с этим наукоемкая и высокотехнологичная
оборонная промышленность оказалась в зависимости от постоянно растущих
цен на энергоносители, транспорт и услуги, а экспорт сырья привел к его
дефициту для собственно гражданского производства. Уровень военных заказов
составил менее 20% от прежнего, их выполнение стало экономически невыгодным,
а освобождаемые мощности оказались задействованы под гражданские нужды
менее чем на 50%. Дальнейшее движение в этом направлении несет прямую угрозу
безопасности России.
Исходя из этих задач, можно сформулировать
приоритетные положения концепции конверсии.
-
В соответствии с принятыми "Основными
положениями Военной доктрины" и проводимой реформой российских ВС разработать
и принять программу вооружений на период до 2015 года, включая ее научно-техническое
обеспечение. Определить перечень оборонных предприятий и разрабатывающих
организаций, которые должны остаться в управлении государственных структур.
Финансирование этих предприятий и организаций предусмотреть в бюджете отдельной
статьей.
-
Целям реформы Вооруженных Сил и обеспечения
национальной безопасности отвечает технологическая модернизация вооружений
и военной техники, создание научно-технического задела для их развития.
Для решения этой задачи необходимо предусмотреть увеличение в военном бюджете
ассигнований на НИОКР.
-
Соотношение между военными и гражданскими
программами в оборонной промышленности следует поддерживать на уровне 50:50.
При этом гражданское производство на конверсируемых предприятиях должно
стать базой развития и использования передовых технологий, научно-технического
развития промышленности России.
-
Перед проведением международных переговоров
по вопросам разоружения наряду с анализом стратегической обстановки, баланса
сил и т.д. необходимы тщательная экспертиза и экономическое обоснование
сокращений вооружений, чтобы не допустить сдерживания развития НИОКР. Целесообразно
все затраты на вооружение выделить в отдельную строку госбюджета. Важно
обеспечить здоровую конкуренцию оборонных предприятий, новых рыночных структур
за получение заказов и ассигнований.
-
Для стабильного функционирования оборонного
комплекса в условиях рынка Правительство должно гарантировать ему компенсацию
роста цен на энергоносители, транспорт, сырье и материалы. Необходимо уточнить
льготную кредитную и инвестиционную политику государства в отношении оборонного
заказа, ориентированного на наукоемкие производства.
-
Принять комплекс законодательных и правовых
мер, способствующих притоку дополнительных средств от отечественных предпринимательских
структур и из-за рубежа для инвестирования в крупные конверсионные проекты.
-
Разработать государственную концепцию
экспорта вооружений и военно-технического сотрудничества. Она должна способствовать
восстановлению рынков сбыта оружия и продвижению на новые рынки.
-
Законодательной власти РФ при формировании
оборонного бюджета на 1995 год необходимо увязывать сокращение ассигнований
на закупку вооружений и военной техники с мерами, исключающими массовую
безработицу на предприятиях ВПК, сдерживание финансирования НИОКР. Требуется
законодательно урегулировать конверсионные преобразования, например, принять
закон о переподготовке высвобождаемых из военного производства рабочих,
о льготном налогообложении конверсируемых предприятий, о зарубежных инвестициях
в конверсируемые программы и др.
-
Кадровая политика должна служить сохранению
интеллектуального потенциала, собранного в военно-промышленном комплексе,
использованию его в производстве наукоемкой гражданской продукции.
На сегодняшнем этапе конверсии следовало
бы, несмотря на объективные трудности, изыскать возможности централизованного
финансирования как по линии оборонных заказов, так и по линии перевода
предприятий ВПК на выпуск наукоемкой продукции. Если затраты на производство
вооружений и военной техники можно условно отнести к безвозвратным (за
исключением затрат на вооружения, предназначенные на экспорт), то затраты
на НИОКР должны обеспечить возврат вложенных средств в возможно короткие
сроки. Только тогда конверсия будет способствовать насыщению потребительского
рынка, повышению уровня гражданских отраслей, укреплению экспортного потенциала
страны.
|