Обозреватель - Observer

Конверсия оборонной промышленности

Национальная безопасность во многом зависит от обеспечения армии вооружением и военной техникой. Но отечественная оборонная промышленность с ее уникальным научным и производственным потенциалом, по существу, уничтожается. Это является следствием двух причин. Во-первых, антигосударственной кампанией, начатой М.Горбачевым против ВПК и Армении; во-вторых, общим отношением в ходе реформ к науке и наукоемким технологиям.

В условиях сокращения Вооруженных Сил приоритетной задачей становится их оснащение высокоэффективными вооружениями, созданными на базе новейших технологий. Решение этой задачи возможно при условии достаточного финансового обеспечения НИОКР. В этой связи конверсия - как процесс переориентации военно-технического потенциала в научно-технический - должна проводиться с учетом долговременных национальных интересов экономической и военной безопасности страны.

Начиная конверсию вслед за крупномасштабным сокращением Вооруженных Сил, не было сделано ничего для превращения ее в экономический процесс развития научно-технического потенциала, финансового оздоровления страны:

  • не были просчитаны экономические и социальные последствия резкого сокращения военных программ, не определены типы и количества вооружений, остающихся в разработке и производстве;
  • вывод наших войск из дальнего и ближнего зарубежья потребовал значительных дополнительных расходов вместо возможных дополнительных средств для вложения в НИОКР;
  • произошло отвлечение значительных средств на уничтожение и утилизацию вооружений, разоружение стало очень дорогим для государства процессом;
  • не проведена глубокая инвентаризация оборонных отраслей промышленности, оценка их возможного вклада в развитие гражданской экономики;
  • не был создан правовой механизм гарантированного обеспечения финансовыми и материально-техническими средствами структурной перестройки оборонного комплекса, его адаптации к условиям рыночной экономики.
В связи с этим наукоемкая и высокотехнологичная оборонная промышленность оказалась в зависимости от постоянно растущих цен на энергоносители, транспорт и услуги, а экспорт сырья привел к его дефициту для собственно гражданского производства. Уровень военных заказов составил менее 20% от прежнего, их выполнение стало экономически невыгодным, а освобождаемые мощности оказались задействованы под гражданские нужды менее чем на 50%. Дальнейшее движение в этом направлении несет прямую угрозу безопасности России.

Исходя из этих задач, можно сформулировать приоритетные положения концепции конверсии.

  1. В соответствии с принятыми "Основными положениями Военной доктрины" и проводимой реформой российских ВС разработать и принять программу вооружений на период до 2015 года, включая ее научно-техническое обеспечение. Определить перечень оборонных предприятий и разрабатывающих организаций, которые должны остаться в управлении государственных структур. Финансирование этих предприятий и организаций предусмотреть в бюджете отдельной статьей.
  2. Целям реформы Вооруженных Сил и обеспечения национальной безопасности отвечает технологическая модернизация вооружений и военной техники, создание научно-технического задела для их развития. Для решения этой задачи необходимо предусмотреть увеличение в военном бюджете ассигнований на НИОКР.
  3. Соотношение между военными и гражданскими программами в оборонной промышленности следует поддерживать на уровне 50:50. При этом гражданское производство на конверсируемых предприятиях должно стать базой развития и использования передовых технологий, научно-технического развития промышленности России.
  4. Перед проведением международных переговоров по вопросам разоружения наряду с анализом стратегической обстановки, баланса сил и т.д. необходимы тщательная экспертиза и экономическое обоснование сокращений вооружений, чтобы не допустить сдерживания развития НИОКР. Целесообразно все затраты на вооружение выделить в отдельную строку госбюджета. Важно обеспечить здоровую конкуренцию оборонных предприятий, новых рыночных структур за получение заказов и ассигнований.
  5. Для стабильного функционирования оборонного комплекса в условиях рынка Правительство должно гарантировать ему компенсацию роста цен на энергоносители, транспорт, сырье и материалы. Необходимо уточнить льготную кредитную и инвестиционную политику государства в отношении оборонного заказа, ориентированного на наукоемкие производства.
  6. Принять комплекс законодательных и правовых мер, способствующих притоку дополнительных средств от отечественных предпринимательских структур и из-за рубежа для инвестирования в крупные конверсионные проекты.
  7. Разработать государственную концепцию экспорта вооружений и военно-технического сотрудничества. Она должна способствовать восстановлению рынков сбыта оружия и продвижению на новые рынки.
  8. Законодательной власти РФ при формировании оборонного бюджета на 1995 год необходимо увязывать сокращение ассигнований на закупку вооружений и военной техники с мерами, исключающими массовую безработицу на предприятиях ВПК, сдерживание финансирования НИОКР. Требуется законодательно урегулировать конверсионные преобразования, например, принять закон о переподготовке высвобождаемых из военного производства рабочих, о льготном налогообложении конверсируемых предприятий, о зарубежных инвестициях в конверсируемые программы и др.
  9. Кадровая политика должна служить сохранению интеллектуального потенциала, собранного в военно-промышленном комплексе, использованию его в производстве наукоемкой гражданской продукции.
На сегодняшнем этапе конверсии следовало бы, несмотря на объективные трудности, изыскать возможности централизованного финансирования как по линии оборонных заказов, так и по линии перевода предприятий ВПК на выпуск наукоемкой продукции. Если затраты на производство вооружений и военной техники можно условно отнести к безвозвратным (за исключением затрат на вооружения, предназначенные на экспорт), то затраты на НИОКР должны обеспечить возврат вложенных средств в возможно короткие сроки. Только тогда конверсия будет способствовать насыщению потребительского рынка, повышению уровня гражданских отраслей, укреплению экспортного потенциала страны. 
 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]