Обозреватель - Observer

Безопасность внешнеэкономической деятельности

Начиная с 1992 г. не российский парламент, а МВФ является законодателем экономических реформ в России,- считают многое в России.

В области денежной и кредитной политики МВФ диктует отмену льготных кредитов определенным сферам народного хозяйства, хотя, например, применительно к сельскому хозяйству, наукоемким производствам, малому бизнесу многие страны практикуют льготное кредитование. Известно, что банковские процентные ставки по кредитам, по установкам МВФ должны формироваться под воздействием спроса и предложения. Однако у нас даже не говорят о 200% годовых и путях приведения процентной ставки по кредитам к ее нормальному уровню, с тем чтобы пошли инвестиции и стала оживать экономика. Создан искусственный барьер в виде единого эмиссионного центра, разрушающий интеграцию денежных систем стран СНГ. Нет и речи о создании, например, платежного союза.

В области бюджетной политики МВФ полагает приемлемыми те ставки налогов, которые действуют и ведут к ухудшению производства. Речь идет лишь о том, что надо лучше собирать налоги, а вот после того, как научатся собирать, можно будет рассмотреть вопрос о снижении налоговых ставок. С кого же только собирать останется при таких ставках?

В области обменного курса рубля МВФ диктует его формирование на основе спроса и предложения, а по вопросам структурной политики - указал на необходимость отмены экспортных квот на все товары, включая и стратегические. Причем если торговые ограничения есть со стороны других стран, то российские экспортеры обязаны их учитывать. Таким образом, экономику России приспосабливают к нуждам экономически развитых стран, не заботясь о внутреннем российском рынке, нанося прямой ущерб экономическим интересам страны.

Особая забота МВФ об умеренном уровне импортных пошлин, которые не должны использоваться для защиты отечественных производителей, напротив, правительство должно было обеспечивать в 1994 г. среднюю ставку импортных пошлин на уровне не более 15% и представлять МВФ график поэтапного снижения импортных пошлин в течение 3-5 лет. Вот один из примеров того, как надо защищать экономические интересы экономически развитых стран и транснациональных компаний, рвущихся на новые рынки сбыта.

В области приватизации МВФ настаивает на свободном доступе всех заинтересованных лиц к покупке государственной собственности. Однако - ни слова об обязательном введении декларации о доходах и о проверке источников происхождения крупных сумм, которые "новые русские" высыпают на прилавок для покупки собственности.

Озабочен МВФ и эффективным использованием российской земли. Он жестко настаивает на приватизации земли и формировании земельного рынка.

Вот в основном то, что хотело иметь МВФ за свои кредиты и консультации. Дают же один ничтожный кусочек пирога, а съесть хотят весь пирог. И результаты - налицо: спад производства на 50% за три года. Американский доллар могучей поступью пошел в российскую экономику и за три года сумел довести стоимость рубля до 0,03 цента.

Со свободной куплей-продажей валюты, либерализацией внешней торговли и "освободившимися" от злой опеки внутренними ценами в экономику был запущен вирус ее разрушения. Заниженный спекуляциями на валютной бирже курс рубля стал сам возбудителем инфляции. Его постоянное снижение вызывает рост внутренних цен, особенно на энергоносители в результате их погони за мировыми ценами, что автоматически вызывает рост всех остальных цен. Повышение же цен вновь приводит к падению курса рубля, что вызывает очередной виток инфляции.

Девальвация рубля и постоянный рост внутренних цен психологически изматывают большинство населения страны, которое начинает все более безразлично относиться и к очередным экономическим и политическим экспериментам, и к выборам своей собственной власти. При этом, однако, накапливается и внутренний протест, который может реализоваться в самых острых и разрушительных формах.

Девальвация рубля - манна небесная для иностранных экспортеров, она покрывает их затраты, даже, если затраты выше мировых. Девальвация национальной валюты ведет к расширению экспорта, а разница в скорости девальвации рубля (т.е. укрепления доллара на внутреннем рынке) и повышении внутренних рублевых цен дает возможность экспортерам путем рублево-долларовых спекуляций без особых хлопот наживать огромные состояния.

Девальвация рубля и инфляция для коммерческих банков - это Эль-Дорадо - можно под бешеные проценты спекулировать деньгами, кредитовать экспортные операции и наживаться на них, а превращение рублей в доллары и обратно - это вечный двигатель роста их благосостояния.

Судя по наплыву импортных товаров, девальвационно-инфляционный механизм выгоден и импортерам. Первый сбой в этом бесперебойном механизме произойдет тогда, когда внутренние цены на основные экспортные товары зашкалят за мировые (в долларовом исчислении). С этим столкнулись уже угольщики, недалек черед и других. Второй сбой будет связан с тем, что стране перестанут давать в долг, а жестко потребуют возврата внешних долгов. И третья, главная ступень, когда большинство населения осознает, что их грабят средь бела дня.

Осуществление безопасной, хотя бы относительно защищенной внешнеэкономической деятельности на 1995 г. исходит от продолжения курса на дальнейшую либерализацию внешней торговли, интеграцию российской экономики в мировое хозяйство, развития инвестиционной активности и погашения внешнего долга России. В области ее регулирования произойдет дальнейший переход к использованию преимущественно экономических методов.

Для стимулирования экспортных поставок в условиях сближения внутренних цен с мировыми предстоит продолжить корректировку ставок вывозных таможенных пошлин, усиления стимулирования промышленного экспорта, а также противодействия дискриминационным мерам, принимаемым против российских экспортеров зарубежными странами.

ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ. Резервом расширения объемов отечественного экспорта являются поставки другим странам промышленной продукции оборонного характера, особенно торговля оружием. За последние три года произошло снижение мировых объемов продаж Россией оружия и военной техники с 32 до 10 процентов, освободившуюся "нишу" тут же заняли США и другие развитые капиталистические страны. Такое снижение произошло главным образом из-за хаоса и неразберихи в нашей внешней политике на рубеже 1989-1991 годов, нерасторопности и отсутствия должного профессионализма внешнеторговых организаций России, что в конечном итоге наносит ущерб безопасности страны.

Надо, чтобы эти ведомства были тесно связаны с ГК "Росвооружение", Министерством обороны и предприятиями оборонной промышленности, принимали бы участие в поисках форм соединения их интересов с требованиями, особенностями и тенденциями внешнего рынка, выступая не просто посредниками, а активными участниками решения народнохозяйственных, в том числе и оборонных задач.

Сейчас многие страны третьего мира вновь проявляют к нашему оружию и военной технике большой интерес, особенно такие, как Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия и др. Немалым спросом пользуются российские самолеты-истребители, зенитные ракетные системы ПВО, зенитная артиллерия, танки с газотурбинным двигателем, бронетранспортеры и боевые машины пехоты, различное инженерно-саперное оборудование, некоторые образцы электронной техники, аппаратура связи и другие средства, главным образом оборонительного плана.

Торговать оружием, разумеется, надо крайне осторожно, учитывать не только конъюнктуру рынка, но и политическую ситуацию в том или ином регионе. В этой связи нельзя не вспомнить историю более чем двадцатилетней давности. Связав себя обязательствами продавать оружие Эритрее, а затем - Эфиопии, мы не учли, возможности возникновения военных действий между этими государствами, хотя отношения между ними были крайне натянутыми уже продолжительное время. И когда началась война между ними, мы оказались в очень сложном положении. Вопреки здравому смыслу нам пришлось поставлять оружие Южному и Северному Йеменам тоже воевавшими друг с другом, а также содержать там советских военных советников и технических специалистов. Нет нужды говорить, что все это крайне неблагоприятно отразилось на международном престиже СССР.

Памятна неудачная попытка продать Индии криогенные ракетные двигатели и резко отрицательная реакция США на этот контракт, после которого сделка не состоялась. Этого унизительного для России случая могло и не быть, если бы российские компетентные органы заранее просчитали все последствия и заблаговременно предприняли необходимые дипломатические меры для обеспечения нормального хода коммерческой акции. Некоторое время назад мы продали партию оружия Ирану, что оказалось не очень дальновидным, поскольку негативно отразилось на российских торговых связях с многими странами Персидского залива. Арабы этого региона дали понять, что они не склонны иметь одинаковую боевую технику с потенциальным противником, каким для них является Тегеран.

Готовя торговую сделку, следует внимательно изучить экономическое состояние страны-покупателя, не повторять ошибок прошлого, когда военная техника поставлялась за рубеж за кредиты, без уверенности в их скором погашении, а то и безвозмездно, если поставки преследовали политические цели. Не случайно уже много лет в наших должниках ходят такие страны, как Ливия, Йемен, Сомали, Ангола, Вьетнам, КНДР, Сирия, Египет и др., не говоря уже об Индонезии, Судане, Афганистане, Кубе, Монголии и некоторых государствах бывшего Варшавского Договора.

Их суммарный долг исчисляется многими миллиардами долларов, и нет надежд, что в ближайшем будущем он значительно сократится. Видимо, и это показывает мировой опыт, основой торговых соглашений на поставку военной продукции должен быть главным образом не долгосрочный кредит, а предоплата или бартер в виде своевременного экспортирования в Россию товаров, представляющих для нас экономический, народнохозяйственный интерес.

Особая предусмотрительность должна быть проявлена при определении объемов продаваемого оружия. Невзирая на выгодность сделки, следует поставлять в те или иные страны такое количество вооружения и военной техники, которое не могло бы резко изменить баланс сил в регионе, стать основой потенциала агрессии и, таким образом, причинить ущерб безопасности России.

Принимая решение продать партию оружия, видимо, надо исходить не только из экономической, политической и военно-стратегической выгоды и других подобных обстоятельств. Следует думать и о том, сможем ли мы регулярно поставлять запасные части для замены выбывшей из строя аппаратуры, обеспечивать необходимое техническое обслуживание как гарантийное, так и послегарантийное и проводить последующую модернизацию техники, если в этом возникает необходимость.

Регулирование импорта должно обеспечить защиту отечественных производителей и борьбу с монополизмом на внутреннем рынке в интересах потребителей, для чего предусматривается сертификация качества импортных товаров и другие меры. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]