Обозреватель - Observer

Информационная безопасность

Внешняя и внутренняя политика развитых государств базируется на том, что страна, имеющая превосходство в силах и средствах информационной борьбы, в том числе разведки, может рассчитывать на лидерство в экономической, военно-политической области, иметь стратегическое и тактическое преимущество, более гибко регулировать экономические затраты на развитие вооружения и военной техники, поддерживать преимущество по ряду передовых технологий. В последние годы в вооруженных силах США и основных государств НАТО практически полностью обновлен парк аппаратуры разведки, резко возросли темпы ее создания, превысившие в 2-3 раза темпы создания любой другой радиоэлектронной аппаратуры.

Изменения геостратегической обстановки, реализация международных соглашений о контроле над вооружениями, активное включение российских предприятий во внешнеэкономическую деятельность и ряд других факторов позволяют иностранным государствам сформировать качественно новую разведывательную ситуацию. В частности, если раньше техническая разведка велась в основном из-за пределов Советского Союза (за исключением мест постоянного пребывания инопредставителей), то в настоящее время противник имеет возможность вести разведку в России зачастую вблизи или непосредственно на объектах ВПК и ВС РФ. Все это наносит огромный ущерб национальной безопасности России.

Процессы реформирования жизнеустройства в России обусловили новые формы организационной деятельности разведок иностранных государств. Для добывания разведывательной информации, создания позиций влияния в интересах США и других государств все шире используются легально действующие в России многочисленные совместные предприятия и различные научные центры.

Таким образом, в информационном столкновении сторон существуют и развиваются, возможно с разной интенсивностью, механизмы, обусловленные как противоборством, так и сотрудничеством государств. И в этом состоит главная особенность и сложность рассматриваемой проблемы.

Ущерб, наносимый Российской Федерации в результате несанкционированного доступа к информационным ресурсам, проявляется в нескольких сферах жизненных национальных интересов:

  • в военной сфере - за счет падения боевой эффективности конкретного образца В и ВТ, и, как следствие, соответствующих группировок войск (сил), возможного копирования образцов В и ВТ иностранными государствами;
  • в экономической сфере - в связи с необходимостью затрат дополнительных ресурсов на обеспечение прежнего уровня военно-стратегического баланса;
  • в политической сфере - из-за возрастания неопределенности в оценках суммарного военно-технического потенциала Российской Федерации, снижения эффективности фактора "устрашения" потенциальных противников.
Какими же путями реализовать мероприятия по обеспечению информационной безопасности? Следует прямо сказать, что существующая организация защиты информации в целом не вполне соответствует современным требованиям. Она эффективна лишь при решении неизменных в течении длительного времени задач, но обнаруживает совершенно недостаточную гибкость при их изменении, что так характерно для современных условий.

На наш взгляд, наиболее перспективным путем совершенствования структуры управления системой в целом представляется внедрение нетрадиционных структур управления в первую очередь ориентированных на решение проблем. 

Для этого целесообразно в МО РФ создать единый центр информационной безопасности, который бы координировал деятельность всех структур по обеспечению безопасности информационного ресурса в оборонной сфере. В его составе, например, следовало бы иметь отдел компьютерной безопасности для решения всего многообразия задач в этой области.

В качестве головного органа он должен выполнять следующие функции:

  • проводить в МО координацию всех проводимых исследований и работ по проблеме информационной безопасности;
  • принимать участие в разработке и обеспечить выполнение в МО государственных программ по защите государственной тайны;
  • организовать введение в МО обязательной сертификации средств и систем защиты информации и аттестации систем управления по требованиям безопасности информации.
В качестве органов по сертификации, аттестации и испытательных центров (лабораторий) могут быть видовые НИУ МО и любые другие учреждения, обладающие необходимой компетентностью в области защиты информации и отвечающие необходимым требованиям.

Деятельность различных государственных органов по обеспечению информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также оборонной промышленности и иных отраслей народного хозяйства, нуждается в развитой нормативно-правовой, в том числе законодательной базе.

В целом, в существующих условиях возникает необходимость окончательного отказа от концепции тотального скрытия сведений об оборонном потенциале нашей страны, как практически неосуществимой, и перехода к реализации принципиально новой методологии информационной безопасности, связанной с интеллектуальным процессом введения противника в заблуждение относительно боеготовности войск и сил флота, наиболее слабых и уязвимых звеньев системы боевого управления, боевых возможностей перспективных комплексов и систем вооружения. Разумеется, такая постановка вопроса вызовет возражения, но другого пути пока нет.

Особое внимание, с точки зрения защиты от иностранных технических разведок, должно уделяться комплексам вооружения и военной техники, позволяющим сохранить паритет в военном противостоянии.

Наиболее уязвимым элементом в структуре Вооруженных Сил с точки зрения информационного противоборства являются автоматизированные системы военного назначения, относящиеся к так называемым "критическим" системам, то есть все вычислительные системы, а также системы управления, которые обеспечивают применение оружия, средств связи, атомных, химических и экологически опасных производств и транспорта.

Наиболее важными частными проблемами безопасности информационного ресурса можно считать следующие:

  1. В виду того, что значительная часть новых видов вооружения и военной техники осталась за пределами Российской Федерации, информация о них стала неподконтрольной руководству Российских ВС и существует реальная угроза ее утечки. (Например, продажа Белоруссией американцам зенитно-ракетного комплекса С-300). Существует опасность в отношении систем и средств управления как эксплуатацией ядерного оружия в мирное время, так и его боевым применением в военное время. Необходимо принять срочные меры по защите систем и средств управления, особенно ядерным оружием, образцы которых оказались вне контроля МО РФ от возможного негативного воздействия.
  2. Выявлена угроза поражения программного обеспечения (ПО) оружия и систем боевого управления преднамеренными программными дефектами диверсионного типа, вносимыми на этапе их разработки. Технология внесения программных закладок на этапе разработки и производства программного обеспечения является наиболее опасной разновидностью информационного оружия, возникшей в последние годы. Их наличие может привести к потере управления войсками в период боевых действий, а также к небоеготовности оружия. Например, в настоящее время ни в РВСН, ни в России в целом не существует организационно-технических структур, нормативной и правовой документации и научного базиса для решения проблемы технологической безопасности ПО. При этом следует учитывать, что угроза поражения ПО РВСН преднамеренным программным дефектом диверсионного типа (программной закладкой), внесенным на этапе разработки ПО, может привести к полной потере боеспособности РВСН. Целесообразно обеспечение технологической безопасности программного обеспечения РВСН проводить в рамках Государственной программы создания безопасных информационных технологий, разрабатываемой под руководством Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности.
  3. Информационная безопасность системы предупреждения о ракетном нападении противника (СПРН). Ей отводится особая роль. На нее возложена задача по обнаружению (вскрытию) в первую очередь старта межконтинентальных баллистических ракет (МБР) противника и своевременному (в очень сжатые сроки) оповещению высших органов государственного и военного управления. Поэтому информационный ресурс СПРН нуждается как в физической защите, так и в защите от интеллектуального (специального программно-математического) воздействия. Причем эта защита должна быть самой высшей степени надежности, без ограничений по материальным, финансовым и другим возможностям Вооруженных Сил и государства в целом. В настоящее время на повестку дня стал вопрос о практической реализации задачи обнаружения и оповещения населения нашей планеты о возможности встречи астероидов (типа Шумейкера-Леви) с Землей. На наш взгляд, РЛС СПРН (г. Скрунда, Латвия и г. Мукачево, Украина) могли бы быть использованы (после модернизации) для контроля метеорных потоков вплоть до прохождения ими атмосферы Земли. Эти РЛС могли бы иметь статус объектов ООН. Мы предлагаем отказаться от решения разобрать сооружение новой РЛС в г. Скрунде в свете глобальной проблемы выживаемости человечества, а миллионы долларов, которые США планируют израсходовать на разборку станции, направить на разработку РЛС контроля метеорных потоков.
  4. Требует решения и такая важная проблема военной безопасности. Система противоракетной обороны (ПРО), обладая весьма ограниченными возможностями по прикрытию территории и по количеству одновременно обстреливаемых боевых частей МБР, не в состоянии внести ощутимый вклад в результаты отражения массированных ракетных ударов противника. Однако информационный ресурс ПРО войск ПВО и в этих условиях практически нуждается не только в физической защите.
  5. В связи с тем, что радиотехнические войска (РТВ) противовоздушной обороны могут решать возложенные на них задачи только в ограниченных масштабах, то обеспечивать защиту их информационного ресурса в полном объеме нецелесообразно, так как этот ресурс (в существующем виде) не представляет для вероятного противника большого интереса, но они могут использоваться для навязывания разведке противника ложных представлений.
  6. Большое значение в современных условиях при проведении международных переговоров по сокращению вооружений имеет учет уровня развития информационных систем войск, вооружения и военной техники. Экспертная оценка паритета вооружения и военной техники США и бывшего СССР говорит о том, что общее соотношение сил и средств сторон без учета систем разведки, управления и РЭБ являлось примерно равным, что и было принято за основу при переговорах. Если учитывать уровень развития систем разведки, управления и РЭБ и их влияние на боевые потенциалы войск (сил), то общее соотношение боевых потенциалов вооруженных сил США и РФ становится 1:1,5 в пользу США. Ни о каком паритете, следовательно, речи и быть не может.
Количественные значения данной оценки можно оспаривать, но здесь важен принцип: в настоящее время нельзя оценивать боевой потенциал войск и вооружения без учета уровня развития информационных систем и средств. К сожалению, в свое время переговорный процесс между США и СССР по сокращению ядерных и обычных вооружений шел без учета систем разведки, управления и РЭБ, в результате чего наша страна понесла значительные военные и экономические потери.

Решение приведенных выше проблем является наукоемким процессом. В интересах обеспечения военной безопасности требуется не только привлечение большой кооперации НИУ, но и формирование комплексной программы исследований в этой области. Возникает необходимость проведения скоординированного на федеральном уровне комплекса законодательных, правовых, производственных, организационно-технических, разведывательных, дипломатических, научно-исследовательских и кадровых мероприятий с учетом интересов других ведомств и финансового положения страны. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]