Обозреватель - Observer

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ

Общие итоги кризисного, даже катастрофического развития в социальной области последних лет известны. Нет нужды повторяться. Хотелось бы, однако, подчеркнуть, что причины - объективные и субъективные - такого развития еще достаточно полно не проанализированы, а значит, и нет гарантии того, что предлагаемые сегодня Правительством меры позволяют избежать в будущем.

Наконец, неясно и другое: во-первых, почему мы так упорно цепляемся за обанкротившийся курс, вновь и вновь повторяем прежние ошибки. Во-вторых, почему мы не используем для преодоления кризиса те очевидные всем преимущества, которыми обладала и обладает Россия по отношению к другим странам?

* * *

Россия в 1995 году с социально-политической точки зрения представляет собой классический пример государства, выбирающего свой путь. Со всеми вытекающими из этого состояния катаклизмами, политическими и социальными последствиями. Такое в принципе тяжелое состояние Государства и Общества осложняется специфическими для сегодняшней России обстоятельствами. Назовем лишь некоторые из них, серьезно усугубляющие трудности современного положения.

Во-первых, сложности, сопутствующие любым реформам, были многократно усилены полным отсутствием их стратегии, сколько-нибудь разработанной правительственной программы: на протяжении четырех лет по сути дела правительство импровизировало на ходу, зачастую принимая непродуманные, ошибочные решения.

Естественно, сегодня необходимо реально оценивать ситуацию: у правительства не было ни опыта, ни политической воли для четкого и последовательного (на соответствующей законодательной базе) проведения своих решений в жизнь, не нарушая при этом достигнутого уровня социальной защищенности граждан. Импровизированные шаги правительства зачастую переходили грань допустимого, очень смахивали на авантюризм.

К сожалению, ситуация принципиально не изменилась и сегодня: у нас до сих пор нет ни ясной социально-экономической стратегии, и соответственно программы и механизма ее реализации правительством. Процесс эклектического реагирования на возникающие катаклизмы, "борьба" с сиюминутными обстоятельствами - вот сущность нынешней социальной политики правительства.

Сегодня нам необходимо ясно сформулировать цель реформ, продуманно и обоснованно сконструировать стратегию ее достижения и последовательно добиваться ее реализации. Думается, что это необходимо сделать в рамках Концепции национальной безопасности, поддержанной как большинством политических сил, так и ветвей власти.

Во-вторых, период социально-экономических реформ осложнен тем, что Россия, вместо мобилизации собственных сил и резервов, стала уповать на помощь извне, которой она, естественно, не получила, да и не могла получить. 

Романтические надежды союзных и российских политиков (и что хуже - расчеты) на помощь "Запада" не имели, да и не могли иметь сколько-нибудь серьезной основы. Они имели, однако, серьезные негативные последствия:

  • Россия зачастую шла на неоправданные внешнеполитические, военно-политические и иные уступки Западу, теряя при этом не только свои позиции, но и значительные действительные материальные и финансовые ресурсы.
  • Беспочвенные ожидания "западной помощи" и удовлетворение требований МВФ на деле оказывались тем скрытым механизмом, который ослаблял национальную экономику. И в первом, и во втором случае это самым негативным образом сказывалось на Нации: стремительно ухудшалась социально-экономическая ситуация, катастрофически сократилась средняя продолжительность жизни, выросла безработица и т.д.
Этого можно было бы избежать, если бы правительство более настойчиво отстаивало бы национальные интересы, более трезво оценивало обещания по иностранной помощи и их последствия.

Надо ли говорить о том, что современная концепция национальной безопасности должна учитывать сделанные ошибки и стремиться избежать их впредь.

В-третьих, на социальной ситуации в стране непосредственно отразился кризис политической власти, который приобрел перманентный характер. При очевидном отсутствии многих правовых норм, откровенной борьбе за власть, беспредельных политических амбициях лидеров так необходимая в условиях переходного периода сильная политическая власть, способная сконцентрировать все внимание на оптимизации выбора пути при минимальном ущемлении социальных завоеваний страны до 70 предыдущих лет, отсутствовала, либо находилась в постоянном цейтноте, под прессингом борьбы противодействующих сил.

Очевидно, что для решения социальных проблем Нации в условиях кризиса это имело катастрофическое последствие: слабая Власть это всегда возможность использовать политику как инструмент ограбления народа и личного обогащения, неоправданных экономических уступок и всякого рода послабления политическим, региональным и иным лидерам и силам. Вот почему решение социальных вопросов неразрывно связано с укреплением Власти, ее авторитета и дееспособности. Необходимо со всей откровенностью (и без боязни обвинений в антидемократичности) сказать самим себе: политическая борьба не должна превращаться в войну, расплачиваться за которую приходится гражданам России.

В-четвертых, на социальном положении граждан сказывается как никогда нерешенность и запущенность проблем взаимоотношений Центра и регионов, включая (как частную) проблему национальную. Невозможно в едином государстве не только проводить, но и говорить о какой-то социальной политике до тех пор, пока некоторые республики и регионы претендуют де-факто на абсолютную самостоятельность в этой области.

Эти причины, усугубляющие, повторяю, и трудности переходного период причины, усугубляющие, повторяю, и трудности переходного периода, - далеко не единственные, но, на наш взгляд, главные:

Именно они представляют основные угрозы национальной безопасности России в социальной области. И их решение в краткосрочной перспективе не только возможно, но и необходимо устранить. Более того, их решение должно быть неотложным. Именно на этом необходимо сосредоточить внимание в 1995 году.

Во все времена и при любом общественном строе основная задача государства - обеспечить социальную защищенность граждан. Только на этой основе можно строить национальную безопасность страны. Только народ, его творческий и интеллектуальный потенциал, духовная сила обеспечивают стабильность всей государственной системы.

Достойный уровень жизни для каждого члена общества, его правовая защищенность обеспечивают надежную поддержку руководителям государства в проведении внутренней и внешней политики.

Но если принимать за целевой ориентир, что проводимая реформа должна обеспечить социальную, экономическую, экологическую и правовую защищенность граждан России, то это значит, что курс преобразований ни при каких условиях не должен выходить:

  • за допустимые границы спада производства;
  • снижение жизненного уровня;
  • загрязнения окружающей среды;
  • снижения социальной обеспеченности;
  • уменьшение бюджетных ассигнований на развитие науки, культуры, образования и здравоохранения, развития социальной инфраструктуры.
Однако все этоуже произошло, и сейчас основная задача ближайших лет - это восстановление рубежей благосостояния, которые были обеспечены населению в дореформенный период.

Но одновременно должна решаться и долгосрочная задача - достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически благополучных стран, в том числе в области получения образования, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности.

С точки зрения социальной защищенности граждан целесообразно рассмотреть результаты четырех лет реформ.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]