Обозреватель - Observer |
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ
Общие итоги кризисного, даже катастрофического развития в социальной области последних лет известны. Нет нужды повторяться. Хотелось бы, однако, подчеркнуть, что причины - объективные и субъективные - такого развития еще достаточно полно не проанализированы, а значит, и нет гарантии того, что предлагаемые сегодня Правительством меры позволяют избежать в будущем. Наконец, неясно и другое: во-первых, почему мы так упорно цепляемся за обанкротившийся курс, вновь и вновь повторяем прежние ошибки. Во-вторых, почему мы не используем для преодоления кризиса те очевидные всем преимущества, которыми обладала и обладает Россия по отношению к другим странам? Россия в 1995 году с социально-политической точки зрения представляет собой классический пример государства, выбирающего свой путь. Со всеми вытекающими из этого состояния катаклизмами, политическими и социальными последствиями. Такое в принципе тяжелое состояние Государства и Общества осложняется специфическими для сегодняшней России обстоятельствами. Назовем лишь некоторые из них, серьезно усугубляющие трудности современного положения. Во-первых, сложности, сопутствующие любым реформам, были многократно усилены полным отсутствием их стратегии, сколько-нибудь разработанной правительственной программы: на протяжении четырех лет по сути дела правительство импровизировало на ходу, зачастую принимая непродуманные, ошибочные решения. Естественно, сегодня необходимо реально оценивать ситуацию: у правительства не было ни опыта, ни политической воли для четкого и последовательного (на соответствующей законодательной базе) проведения своих решений в жизнь, не нарушая при этом достигнутого уровня социальной защищенности граждан. Импровизированные шаги правительства зачастую переходили грань допустимого, очень смахивали на авантюризм. К сожалению, ситуация принципиально не изменилась и сегодня: у нас до сих пор нет ни ясной социально-экономической стратегии, и соответственно программы и механизма ее реализации правительством. Процесс эклектического реагирования на возникающие катаклизмы, "борьба" с сиюминутными обстоятельствами - вот сущность нынешней социальной политики правительства. Сегодня нам необходимо ясно сформулировать цель реформ, продуманно и обоснованно сконструировать стратегию ее достижения и последовательно добиваться ее реализации. Думается, что это необходимо сделать в рамках Концепции национальной безопасности, поддержанной как большинством политических сил, так и ветвей власти. Во-вторых, период социально-экономических реформ осложнен тем, что Россия, вместо мобилизации собственных сил и резервов, стала уповать на помощь извне, которой она, естественно, не получила, да и не могла получить. Романтические надежды союзных и российских политиков (и что хуже - расчеты) на помощь "Запада" не имели, да и не могли иметь сколько-нибудь серьезной основы. Они имели, однако, серьезные негативные последствия:
Надо ли говорить о том, что современная концепция национальной безопасности должна учитывать сделанные ошибки и стремиться избежать их впредь. В-третьих, на социальной ситуации в стране непосредственно отразился кризис политической власти, который приобрел перманентный характер. При очевидном отсутствии многих правовых норм, откровенной борьбе за власть, беспредельных политических амбициях лидеров так необходимая в условиях переходного периода сильная политическая власть, способная сконцентрировать все внимание на оптимизации выбора пути при минимальном ущемлении социальных завоеваний страны до 70 предыдущих лет, отсутствовала, либо находилась в постоянном цейтноте, под прессингом борьбы противодействующих сил. Очевидно, что для решения социальных проблем Нации в условиях кризиса это имело катастрофическое последствие: слабая Власть это всегда возможность использовать политику как инструмент ограбления народа и личного обогащения, неоправданных экономических уступок и всякого рода послабления политическим, региональным и иным лидерам и силам. Вот почему решение социальных вопросов неразрывно связано с укреплением Власти, ее авторитета и дееспособности. Необходимо со всей откровенностью (и без боязни обвинений в антидемократичности) сказать самим себе: политическая борьба не должна превращаться в войну, расплачиваться за которую приходится гражданам России. В-четвертых, на социальном положении граждан сказывается как никогда нерешенность и запущенность проблем взаимоотношений Центра и регионов, включая (как частную) проблему национальную. Невозможно в едином государстве не только проводить, но и говорить о какой-то социальной политике до тех пор, пока некоторые республики и регионы претендуют де-факто на абсолютную самостоятельность в этой области. Эти причины, усугубляющие, повторяю, и трудности переходного период причины, усугубляющие, повторяю, и трудности переходного периода, - далеко не единственные, но, на наш взгляд, главные: Именно они представляют основные угрозы национальной безопасности России в социальной области. И их решение в краткосрочной перспективе не только возможно, но и необходимо устранить. Более того, их решение должно быть неотложным. Именно на этом необходимо сосредоточить внимание в 1995 году. Во все времена и при любом общественном строе основная задача государства - обеспечить социальную защищенность граждан. Только на этой основе можно строить национальную безопасность страны. Только народ, его творческий и интеллектуальный потенциал, духовная сила обеспечивают стабильность всей государственной системы. Достойный уровень жизни для каждого члена общества, его правовая защищенность обеспечивают надежную поддержку руководителям государства в проведении внутренней и внешней политики. Но если принимать за целевой ориентир, что проводимая реформа должна обеспечить социальную, экономическую, экологическую и правовую защищенность граждан России, то это значит, что курс преобразований ни при каких условиях не должен выходить:
Но одновременно должна решаться и долгосрочная задача - достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически благополучных стран, в том числе в области получения образования, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности. С точки зрения социальной защищенности
граждан целесообразно рассмотреть результаты четырех лет реформ.
|
|