Обозреватель - Observer

СОСТОЯНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ

Пенсионное обеспечение - одна из острых социально-экономических проблем в России в период перехода к рыночным отношениям, социальная значимость которого определяется тем, что оно затрагивает жизненные интересы почти 37 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Данные о динамике основных показателей развития пенсионной системы даются в приложении.

Резкий скачок цен в 1992 году привел к тому, что, несмотря на некоторое опережение темпов роста средних пенсий в последние два года, доходы пенсионеров отстают от роста цен. Реальное содержание средней пенсии по старости в ценах 1987 года, по экспертным оценкам, в настоящее время в 4 раза ниже, чем было до либерализации цен в 1992 году. Такое положение, однако, характерно не только для пенсионеров, но и для значительной части работающего населения.

Неустойчивый характер имеет соотношение средней пенсии по старости и средней заработной платы, которое, сократившись в конце 1992 года до 23%, на конец 1994 года составляет 37%.

Произошла деформация основного принципа пенсионного обеспечения - связи с трудовым вкладом. Соотношение максимального и минимального размера пенсии в настоящее время составляет 2,28 вместо 3,0-3,5, как предусмотрено законодательством. Максимальный размер пенсии лишь на 14% выше ее среднего размера.

Действующее пенсионное законодательство отличается нестабильностью вследствие как принятия множества поправок популистского характера, так и из-за допущенных просчетов.

Рост расходов на выплату пенсий определяется как естественным увеличением численности пенсионеров, так и необходимостью направления значительных и постоянно растущих расходов на поддержание уровня их жизни в условиях роста цен. Высокая затратность пенсионной системы обусловлена тем, что внутри самой системы расходование средств осуществляется нерационально - пенсии могут назначаться независимо от уплаты страхования взносов, существует множество неоправданных льгот и т.д.

В конце 1993 года и в 1994 году обострилась ситуация с финансированием пенсионного обеспечения. Сбор страховых взносов ухудшился прежде всего из-за последствий экономического спада, снижения финансовой дисциплины, неплатежеспособности предприятий. В то же время темпы роста расходов опережают формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Переход к рыночным отношениям все больше и больше обнажает пороки пенсионной системы и предвещает кризис в случае незыблемости многих ее компонентов. Становится очевидной парадоксальность ряда основополагающих блоков пенсионного механизма Российской Федерации.

Один из парадоксов состоит в том, что пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время явно не обеспечивающей минимальных потребностей значительных по численности слоев пенсионеров. Обременительность выражается в том, что сегодня по системе трудовых пенсий на одного пенсионера приходится всего лишь 1,8 работающего (застрахованного).

Практика свидетельствует о неэффективности действующей схемы управления пенсионным обеспечением. Рассредоточение функций сбора и расходования пенсионных средств по разным организационным структурам способствует нецелевому и необоснованному их использованию, влечет за собой серьезные финансовые потери.

Таким образом, действующая пенсионная система в правовом, организационном, экономическом и социальном отношениях нуждается в принципиальных изменениях, которые делали бы ее адекватной условиям переходного периода к социально ориентированной рыночной экономике.

Практика последних лет показывает, что при сохранении действующих условий пенсионного обеспечения, при которых соотношение численности пенсионеров и работающих постоянно меняется не в пользу последних, невозможно без увеличения и так высокого страхового тарифа преодолеть падение общего уровня трудовых пенсий по сравнению с заработной платой (см. приложение). Необходим пересмотр условий назначения пенсий и в первую очередь льготного пенсионного обеспечения, организация которого противоречит принципам рыночного ведения хозяйства.

Исходя из задач перехода к рыночным отношениям должен быть переосмыслен весь механизм взаимодействия пенсионной системы с экономикой, их прямые и обратные связи. Требуется выбрать наиболее рациональные пути такого взаимодействия.

Ясно, что реформированная система пенсионного обеспечения должна содействовать стабилизации и прогрессу экономики, способствовать структурной перестройке и уменьшению нагрузки пенсионной системы на экономику. При этом имеется в виду, что общее улучшение материального обеспечения всех пенсионных групп может наступить при стабилизации экономики страны, чему должна способствовать и пенсионная система.

При выборе направлении реформы и средств ее осуществления необходимо опираться на прогнозы социально-экономического и демографического развития, на перспективы рынка труда, определяемые и экономикой и демографией, просчитывать обратное воздействие формируемой пенсионной системы на экономику, рынок труда (главным образом через пенсионный возраст и условия выплаты пенсий в период работы), а также на демографические процессы.

В целом реформа на первом ее этапе должна быть осуществлена в рамках сложившихся пропорций в распределении валового внутреннего продукта (ВВП), соотношения общего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой. Это не означает, что указанные пропорции и соотношения не будут меняться вообще. Например, в данный момент доля расходов на пенсии, выплачиваемые за счет средств Пенсионного фонда, не превышает 5,5% ВВП. Этот показатель сформировался косвенно, через соотношение расходов на пенсии с фондом оплаты труда. Последнее, в свою очередь, задано страховых взносов в Пенсионный фонд (28% фонда оплаты труда). Таким образом, в зависимости от сохранения или изменения доли оплаты труда в ВВП будет сохраняться или изменяться доля расходов на пенсии в ВВП при неизменности всех параметров пенсионного обеспечения.

Вместе с тем концепция предполагает рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий для отдельных категорий пенсионеров за счет перераспределения имеющихся ресурсов и их лучшего использования.

На этапе подготовки концепции реформы пенсионной системы представляется возможным отметить лишь общие тенденции, которые определяют выбор стратегических направлений пенсионной реформы. Важнейшей тенденцией такого рода является интеграция России в мировую систему хозяйства и переход к рыночной экономике, характеризуемой свободным перемещением товаров, услуг, рабочей силы и капитала, а также конкуренцией не только на внешнем, но и на внутреннем российском рынке. Эта тенденция потребует создания условий для обеспечения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе реорганизации пенсионной системы таким образом, чтобы снизить издержки производства российских товаропроизводителей. Интеграция России в мировую систему хозяйства, с другой стороны, потребует сближения российского пенсионного законодательства с пенсионным законодательством других стран и в первую очередь европейских, которые, хотя и установили высокие стандарты в этой области, однако имеют весьма рациональные пенсионные системы, позволяющие национальным товаропроизводителям оставаться высококонкурентными.

Другая тенденция - постарение населения. Из этого вытекает необходимость более четкого определения круга лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению, в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население.

Следующей важной тенденцией является снижение доли занятых вообще и занятых по найму, в частности, в общей численности трудоспособного населения, из которой вытекает необходимость изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсионного обеспечения различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]