Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer



 ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
 (Мнение специалиста)
 
Е.САДКЕЕВ,
капитан 1 ранга в отставке
 

Готовность к защите Отечества, к боевым действиям, к действиям в экстремальных условиях, наконец, к самопожертвованию ради победы в условиях войны сама по себе таит опасность для жизни. Но если в такой ситуации гибель военнослужащих хотя и трагична, но объяснима, то гибель воина в мирное время (в результате катастрофы, аварии и других причин) вызывает общественный протест и свидетельствует о серьезных просчетах и нарушениях в работе соответствующих структур как армии, так и государства.

В наших Вооруженных Силах ежегодно происходят десятки и даже сотни катастроф и аварий, приводящих к гибели личного состава. Наибольшую тревогу при этом вызывает состояние безопасности при эксплуатации техники и вооружения, особенно оснащенных ядерными энергетическими установками, ядерным и химическим оружием, а также при ликвидации такого оружия.

В этих условиях создание системы безопасности военной службы - одна из важнейших общегосударственных задач. Без такой научно обоснованной системы, опирающейся к тому же на наш отечественный опыт и опыт армий других ведущих государств мира, нам не удастся осуществить защиту жизни, здоровья и прав военнослужащих и их семей, обеспечить высокую организацию военной службы, поддерживать на должном уровне боеготовность наших Вооруженных Сил и обеспечить армию и флот надежным высококачественным вооружением.

Как же обстоят дела с обеспечением безопасности военной службы в настоящее время, например, на флоте.

Военно-Морской Флот уже длительное время живет без доктрины, поэтому он не может планировать свою деятельность даже на ближайшую перспективу. Все его структуры живут только сегодняшним днем, да по указаниям свыше. Четких и долговременных задач, отвечающих интересам национальной безопасности государства, перед флотом не поставлено. И как следствие этого - отсутствие государственной программы строительства флота, неясность с подготовкой и обучением кадров и развитием инфраструктуры флотов. А ведь раньше флот знал свою перспективу на 10-15 лет вперед.

Не имея ясности по этим важнейшим вопросам, Военно-морской Флот медленно разваливается и умирает. Количественно флот уменьшается с геометрической прогрессией. Укомплектованность его офицерским составом в среднем сейчас составляет 80%, мичманами и сверхсрочниками - не более 60%. Младшим офицерским составом и того меньше - 55 %. И эти показатели из года в год ухудшаются.

Из-за неукомплектованности все корабли вынуждены перейти на двухсменную походную вахту. И даже при этом, как правило, на выход в море командир берет часть специалистов с других кораблей.

Такое положение еще можно допустить, если корабль уходит в море на 2-3 суток, а если на большее время? А если возникнет необходимость кораблю выйти в море на полную автономность?

Можно себе представить степень бдительности и внимательности сигнальщика, рулевого, гидроакустика, моториста и т.д., которые от бессоницы и физической усталости засыпают на вахте.

Что можно требовать от матроса, мичмана, офицера, пришедшего на 2-3 суток с другого корабля, чтобы обслуживать механизмы, техническое состояние которых им неведомо?

Это усугубляется интенсивным увольнением старших офицеров, которые по Закону о прохождении военной службы и по состоянию здоровья могут еще продолжать службу (в 1993 г. из ВМФ должно быть уволено 8000 старших офицеров). А молодые офицеры - выпускники военно-морских училищ в это же время не хотят служить на флоте, добиваются увольнения в запас, не прослужив и дня. В 1993 г. 80 офицеров-выпускников находились в "бегах". Они отказались прибыть в часть для прохождения службы, а военная прокуратура отказывается заниматься этой категорией офицеров.

Сокращение сроков действительной военной службы и сложность военной техники серьезно сказались на профессиональной подготовке личного состава, что также привело к росту аварийности в армии и на флоте. Более того, ни для кого не является тайной, что в Вооруженные Силы сегодня мы вынуждены призывать алкоголиков, наркоманов, бывших уголовников, ребят с физическими и психическими отклонениями (в допуске приказа МО).

В результате за 9 месяцев 1993 г. в Вооруженных Силах России совершено более 10 000 преступлений, в том числе сотни убийств и самоубийств. Сегодня в силу непопулярности армии в военные училища идет далеко не лучшая часть молодежи. Некоторые курсанты военных училищ - будущие офицеры имеют низкие моральные качества, занимаются воровством, фарцовкой, пробуют наркотики. Тяжело сознавать, что им через несколько лет будут доверены пусковые установки, самолеты, боевая техника и самое важное - воспитание личного состава.

Немаловажным фактором, отрицательно влияющим на состояние дисциплины, психики, а отсюда и на правонарушения, является необеспеченность огромного числа офицеров и сверхсрочников нормальными жилищными условиями, низкий материальный уровень их жизни. Ни в одной армии мира офицер не находится в таком бедственном положении, как в России.

Как следствие такого положения - распад семьи, правонарушения, злоупотребления и даже трагедии. А ведь офицеры и сверхсрочнослужащие - это становой хребет любых вооруженных сил. Их отношение к службе, их материальное благополучие, их душевное состояние - важнейшие условия боеспособности армии в самом широком понимании.

И наконец, необходимо сказать о безопасности российского военнослужащего и его семьи. Сегодня российского офицера можно запросто, причем безнаказанно, избить в Прибалтике и на Кавказе, расстрелять в упор у подъезда своего дома в Крыму и в Алжире; русского полковника вместе с детьми могут выгнать из квартиры в Грузии, взять в заложники в Таджикистане.

В России власти могут помочь иностранным спецслужбам захватить русского офицера и отдать его под суд другого государства. В Азербайджане российского офицера, действовавшего в строгом соответствии с уставом при защите охраняемого объекта, выдают местным властям, которые приговаривают его к смертной казни. В России российский офицер боится появиться в городе в военной форме.

Сегодня российский офицер и его семья беззащитны от любого посягательства, даже у себя в гарнизоне. Такого еще не было в истории России. Такого нет ни в одном государстве мира.

Например, как США защищают своих людей. В 1976 г. в Ливане исламские экстремисты взяли в заложники двух американских чиновников. Ровно через 5 дней (время на переход) на подступах к Бейруту появились американский линкор и авианосец с морской пехотой. Акт возмездия состоялся. Американский народ приветствовал решение своего президента.

В 1993 г. в Сомали был убит американский капрал. За это экстремисты заплатили сотнями жизней.

На Ямайке, Гаити, в Панаме и т.д. одна только угроза безопасности соотечественников давала основание президенту США высадить морскую пехоту и взять их под защиту.

Речь идет не о том, чтобы "око за око". Но заявление Президента РФ как Верховного Главнокомандующего ВС по поводу убийства его офицера в Севастополе должно было, на мой взгляд, последовать незамедлительно.

Нет сомнения, что против государств, тем более СНГ, где истребляют российских офицеров, где они подвергаются насилию, должны приниматься строгие экономические санкции вплоть до полной экономической блокады, как это делает любое уважающее себя государство, тем более претендующее на статус великого государства.

Если мы не будем пытаться изменить это положение, то аварии, катастрофы и гибель военнослужащих неизбежны. И никакая, даже идеальная, организационная структура "Системы безопасности военной службы" существенного эффекта не даст.

Необходимо вернуть уважение и любовь народа, молодежи к своим Вооруженным Силам. Долг государства и нации сделать профессию защитника Отечества почетной и привилегированной для молодежи.

Безусловно, большую роль при этом может сыграть восстановление общегосударственной системы допризывной подготовки молодежи, улучшение профессионального, физического и психологического воспитания. Необходимо активизировать работу оборонных добровольных обществ, клубов, лагерей на солидной технической базе бывшего ДОСААФ. Это позволит без больших затрат решить много проблем. Нетрудно в принципе создать при некоторых воинских частях (военных училищах) Клуб друзей армии, в которых молодежь близлежащих городов и поселков приобщалась бы к военной профессии, изучала военную технику, приобретала военную специальность, училась стрелять из стрелкового оружия, воспитывалась в патриотическом духе.

Вместе с тем все наши усилия будут малоэффективны и окажутся только благими намерениями, если мы параллельно как важнейшую государственную и национальную задачу не начнем решать проблему нравственного, духовного и физического воспитания подрастающего поколения. Я понимаю, что сегодня это архисложная проблема, но ведь надо отдавать себе отчет, что сегодняшние 10-15-летние мальчишки и девчонки - это будущее России! За них надо бороться государству и нации.

Знакомство с проектом "Концепции системы безопасности военной службы в Российской Федерации", разработанным Межведомственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей при Правительстве Российской Федерации, показывает, что этот документ представляет собой научно обоснованные предложения по созданию общегосударственной структуры. Межведомственная комиссия проделала огромную аналитическую работу с массой материалов по этой тематике и разработала документ, заслуживающий одобрения. Однако, на мой взгляд, учитывая нашу экономическую и политическую нестабильность, воплотить в ближайшие годы в жизнь идеи, изложенные в Концепции, вряд ли удастся.

А ведь "Система безопасности военной службы" нам нужна именно сегодня. И она в принципе есть, хотя и несовершенная.

Мне представляется целесообразным в качестве срочных мер на пути реализации Системы создать при Правительстве РФ Государственный центр безопасности военной службы и компактные центры безопасности в видах Вооруженных Сил. Все эти центры должны быть

выведены из структуры Министерства обороны. Одной из главных задач этих органов должны быть контролирующие и аналитические функции.

При этом необходимо сохранить и повысить эффективность работы действующих ныне структур, от которых в немалой степени зависит обеспечение безопасности военной службы сегодня (Главной инспекции МО РФ и инспекций видов ВС, воспитательных органов, военных комиссариатов и др.).

В высших военных учебных заведениях целесообразно иметь кафедры (или учебный курс) "Безопасность военной службы и социальная защита военнослужащих и их семей".

Надо пересмотреть все нормативные акты, прямо или косвенно влияющие на компоненты безопасности военной службы от стадии проектных разработок вооружения до его эксплуатации. Необходимо при разработке тактико-технических заданий на военную технику и вооружения повысить требования к эксплуатационной надежности, к техническим допускам и т.д.

То же самое касается аппарата военной приемки. Необходимо повысить требование и ответственность (в том числе и уголовную) военпреда при приемке от промышленности техники и вооружений.

В состав Государственной комиссии при приеме от промышленности военных объектов и техники должны входить представители Государственного центра безопасности военной службы.

Хочется надеяться, что вопрос безопасности военной службы и проблемы социальной защиты военнослужащих и их семей станут вскоре предметом специального рассмотрения в Совете безопасности РФ и Федеральном собрании РФ.

Новая Россия - великая миролюбивая держава. Ей по статусу необходимы организованные, хорошо оснащенные, боеготовые, обладающие высоким моральным духом армия и флот, способные защитить и отстоять независимость и свободу своего Отечества. Так было всегда, так должно быть и сегодня.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]