Обозреватель - Observer
Внешняя политика


Проблема терроризма в ИСПАНИИ: поучительный опыт

А.Сентябрев,
политолог

Феномен политического терроризма, с которым в последнее время Россия столкнулась, можно сказать, «лицом к лицу», хорошо известен многим западным государствам. Среди стран, изрядно настрадавшихся от этой изуверской формы навязывания обществу тем или иным политическим или религиозным течением своих воли и убеждений, выделяется Испания. Терроризм в этом государстве возник как одна из форм борьбы с франкистской ди-ктатурой и был обусловлен неудовлетворенностью части общест-ва, прежде всего решительно настроенной молодежи, деятельностью (в условиях подполья) традиционных партий, неспособных оказывать эффективного противодействия правящему режиму и добиться демократических перемен в Испании.

Наиболее крупной и известной террористической организацией в Испании является ЭТА1, образовавшаяся 31 июля 1959 г. в результате раскола внутри молодежной организации Баскской националистической партии (БНП) — крупнейшего и наиболее влиятельного политического формирования Страны Басков2, возглавлявшего автономное правительство этой исторической области вплоть до падения республиканского правительства весной 1939 г. Начав вооруженное сопротивление франкизму, ЭТА одновременно провозгласила своей конечной целью создание независимого суверенного государства басков на тех территориях, где исторически проживают баски.

Несколько позже — в первой половине 70-х годов — возникли две другие леворадикальные группировки — ФРАП («Революционный патриотический и антифашистский фронт») и ГРАПО («Группы революционеров-антифашистов Первого октября»), также исповедовавшие вооруженные методы борьбы с франкизмом.

Истоки испанского терроризма

Отношение к Франко в Европе, причем как в Восточной — что понятно, так и в Западной, особенно среди демократической общественности, было крайне негативным. Как каудильо ни старался подретушировать свой режим, ему так и не удалось избавиться от устоявшегося имиджа итало-германского «выкормыша», чудом избежавшего послевоенной военно-политической ассенизации. Не помогли изменить отношение к нему западноевропейцев ни «стратегическое партнерство» с США, выразившееся в создании на территории Испании сети военных баз так называемого «двойного использования», ни назойливое навязывание западному общественному мнению восприятия Испании как некоего антикоммунистического бастиона в Юго-Западной Европе. Поэтому смелые акции борцов с франкистским режимом воспринимались в Европе с симпатией и даже восхищением. Своеобразной кульминацией антифранкистской борьбы ЭТА стали убийство боевиками организации 20 декабря 1973 г. премьер-министра Испании Карреро Бланко и взрыв бомбы в 1974 г. в кафе «Роландо», излюбленном месте сбора полицейских, которые наряду с гражданскими гвардейцами рассматривались этаровцами в качестве «цепных псов» репрессивного антинародного режима Франко.

В послефранкистский период, когда начались демократические изменения в испанском обществе, были легализованы политические партии, воссозданы профсоюзы, когда у граждан появилась возможность открыто выражать свои взгляды и убеждения, экстремистско-террористические организации не пожелали играть по новым единым для всех демократическим правилам, пытаясь сохранить за собой уже в новых условиях ореол героев-мучеников. В декабре 1976 г. всего за несколько дней до референдума по законопроекту о политической реформе, призванного юридически закрепить демонтаж франкистских институтов власти, члены ГРАПО совершили в Мадриде дерзкое похищение председателя Государственного со-вета Испании А.М. де Ориоля и Уркихо. Цель этой акции состояла в том, чтобы сорвать процесс демократизации, воспрепятствовать только начавшемуся диалогу властей с оппозицией. Проголосовав через несколько дней после совершения этого преступления, по сути дела, единодушно в пользу осуществления демократических политических реформ («за» — более 94% из числа принявших участие в референдуме, «против» — только 2,6%), испанцы тем самым совершенно однозначно выразили свое негативное отношение к действиям террористов. Однако это не стало для последних веским аргументом для прекращения во-оруженной борьбы с новым испанским обществом, решительно отвергнувшим устои и наследие франкизма и сделавшим выбор в пользу демократии и формирования правового государства. Испании предстояли десятилетия противоборства со злом терроризма, которое полностью не искоренено и по сей день.

Методы борьбы

В борьбе с терроризмом испанские власти использовали самые разнообразные формы — от полностью законных, строго соответствующих канонам демократического государства, до, как принято их квалифицировать, «грязных», далеко выходящих за рамки правового поля. К числу последних можно отнести создание в первой половине 80-х годов после прихода к власти Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) так называемых ГАЛ (GAL) — антитерро-ристических освободительных групп, которые, объединив в своих рядах наиболее решительно настроенных представителей органов правопорядка, боролись с террористами их же собственными методами, включая похищения и убийства лидеров терформирований. После поражения социалистов на всеобщих выборах весной 1996 г. их оппоненты из консервативной Народной партии, сформировавшей новое правительство Испании, использовали деятельность ГАЛ для того, чтобы дополнить политическое фиаско ИСРП на «электоральном» поле развенчанием правовой безупречности и чистоты руководства соцпартии путем инициирования принятия соответствующих судебных вердиктов3.

Решением Верховного суда Испании, оглашенным 29 июля 1998 г., один из наиболее авторитетных деятелей ИСРП бывший министр внутренних дел Хосе Баррионуэво, всесильный в свое время бывший государственный секретарь по вопросам безопасности Рафаэль Вера, а также бывший губернатор провинции Бискайя Хулиан Санкристобал были приговорены к 10 годам тюремного заключения. Остальные десять подсудимых «отделались» несколько более мягкими, но также отнюдь не формальными приговорами, получив от 3 до 9 лет заключения. Серьезно бы-ла подорвана репутация самого популярного политического деятеля Испании Фелипе Гонсалеса, более 13 лет возглавлявшего испан-ское правительство. Хотя его фамилия формально не фигурировала в числе обвиняемых, оппоненты социалистов всех политических ок-расок выдвинули требование о полном отстранении Ф.Гонсалеса от политической жизни. Кстати, судья Бальтасар Гарсон, снискавший се-бе репутацию бесстрашного и бескомпромиссного борца с коррупцией и наркобизнесом, выписавший ордер на выдачу испанскому правосудию бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета, до сих пор не отказался от идеи привлечения Ф.Гонсалеса к ответст-венности по делу ГАЛ, полагая, что тот в качестве премьер-минист-ра не мог не знать об их деятельности.

Испанцы традиционно придают большое значение международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом, прекрасно понимая, что в одиночку им будет сложно побороть этот недуг. Особое место занимает взаимодейст-вие испанских спецслужб с коллегами из сопредельной Франции, на территории которой боевики ЭТА предпочитают укрываться после совершения преступлений в Испании, используя, в частности, то обстоятельство, что по другую сторону Пиренеев тоже проживают баски. Весьма активно Мадрид задействует в борьбе с терроризмом каналы сотрудничества в рамках Евросоюза, а также различные международные специализированные учреждения, занимающиеся этими вопросами.

За многие годы борьбы с терроризмом испанские спецслужбы накопили богатый опыт проведения спецопераций и достигли определенных успехов.

Так, давно ничего не слышно о деятельности некогда гремевших ФРАП и ГРАПО, что дает основание предполагать, что они прекратили свое существование4.

«Перемирие».
Кто выигрывает?


Серьезные удары были нанесены и по ЭТА. Был ликвидирован целый ряд ее боевых бригад («команд»), она лишилась многих своих опорных пунктов и баз. 16 сентября 1998 г. впервые за почти сорокалетнюю историю своего существования эта группировка, терракты которой унесли жизни порядка 800 чел., объявила о «бессрочном перемирии». Такое решение было встречено с энтузиазмом повсюду в стране, поскольку стало своего рода «светом в конце туннеля», позволявшим надеяться на возможность скорого освобождения Испании от террористического наваждения. Хотя, как показали опросы общественного мнения, большинство испанцев (55,7%) трезво и прагматично отнеслись к решению ЭТА, не исключив, что объявленное ею «перемирие» является не более чем «частью стратегии» экстремистов, серьезно ослабленных в результате активных действий сил правопорядка, тем не менее в стра-не, очевидно, преобладало мнение, что правительство должно использовать новую ситуацию для достижения решающего прорыва и окончательной ликвидации терроризма. В пользу установления контактов и диалога властей с ЭТА высказалось три четверти граждан Испании, причем порядка 60% испанцев настаивали на том, чтобы правительство удовлетворило хотя бы часть встречных требований ЭТА, в то время как против каких-либо уступок террористам выступал только каждый пятый житель страны. Не следует забывать также и о том, что этаровцам до сих пор симпатизирует определенная часть басков, прежде всего радикально настроенная молодежь, по-прежнему желающая видеть в них неких современных Робин Гудов, бескорыстных борцов за свободу и национальное освобождение.

Таким образом, в сентябре 1998 г. террористы на время отказались от традиционно исповеду-емых ими кровавых приемов и методов борьбы, а правительство пошло на установление с ними политического диалога.

Выбирая дату объявления «перемирия», ЭТА стремилась, кроме того, получить солидные дивиденды и на политическом поле. Не за горами были региональные выборы и ЭТА, действуя через свое легальное политическое крыло — партию «Эрри Батасуна», надеялась за счет эксплуатации известной эйфории в обществе, значительно укрепить свои позиции в парламенте Страны Басков. Однако, да-же расширив свое представительст-во в парламенте с 11 до 14 мест (всего 75), этаровцы и близко не подошли к тому результату, на который всерьез рассчитывали (около 60% голосов). Тем самым баски ясно дали понять, что их симпатии отнюдь не на стороне террористов и их политических единоверцев.

Этаровцы, которые весьма успешно сочетают террористическую деятельность с участием в легальном политическом процессе, не скрывали, что одним из цен-тральных звеньев их тактической линии было стремление расколоть единый антитеррористический фронт демократических пар-тий Страны Басков, вычленив из не-го своеобразное «слабое звено» — Баскскую националистическую партию, лидер которой Х.Х.Ибарретхе занял после выборов пост «лендакари» — главы автономного правительства. Заявляя о своем желании видеть БНП своей «попутчицей» в «левом баскском вагоне», ЭТА при этом не делала секрета из того, что «перемирие» не станет окончательным до тех пор, пока Страна Басков не реализует свое право на самоопределение5.

Расчеты ЭТА вбить клин в ря-ды противников терроризма не яв-ляются столь уж наивными. По-стоянно ведущиеся как в целом в Испании, так и непосредственно в Стране Басков острые дискуссии с участием представителей по-литических партий, профсоюзов, интеллектуальной элиты, общест-венности о том, как необходимо решать проблему терроризма в правовом государстве, что допустимо, а что — нет, каковы легальные пределы применения силы, следует ли идти на какие-то компромиссы с террористами наглядно демон-стрируют весьма широкую амплитуду умственных метаний испан-ского общества по этому вопросу. Сплачиваясь на какое-то время по-сле очередного кровавого преступления террористов, общество достаточно быстро снова становится добычей «червя сомнений», и все возвращается на круги своя — нескончаемые дискуссии, полемика, упражнения в красноречии. Не напоминает ли Вам, уважаемый читатель, все это какие-то эпизоды из нашей собственной жизни?

При этом не следует рассматривать испанские демократические партии, и прежде всего действующие в Стране Басков, как объединения неких политических несмышленышей, легко поддающихся манипулированию со стороны террористов. Это полностью относится и к упоминавшейся вы-ше БНП, где отнюдь не в восторге от перспективы оказаться в «одном вагоне» с ЭТА, нарисованной экстремистами. Сошлемся в качестве примера на высказывание видного деятеля партии И.Аскуна, который в период борьбы за пост мэра Бильбао прямо заявил, что «самое большое одолжение, которое может оказать ЭТА баскам, это вообще исчезнуть»6.

Баскские демократические пар-тии во главе с БНП, исходя из сво-его видения ситуации, стремились одновременно играть на двух полях.

Первое — проблема ЭТА. Проводилась линия на полное вовлечение этой группировки по североирландскому образцу в политический процесс, дабы побудить ее окончательно отказаться от силовых методов борьбы и тем самым подвести черту под терроризмом.

Второе — взаимоотношения с центральным правительством. Разыгрывая в какой-то мере «карту ЭТА», баскские партии вели свою чреватую серьезным осложнением внутриполитической атмосферы игру с Мадридом, стремясь использовать ситуацию для дальнейшего расширения автономии Страны Басков — которая и сейчас, прямо скажем, значительная — вплоть, по сути дела, до признания ее права на самоопределение, хотя данная идея имеет пока что более сложное словесное обрамление, типа «признание Эускади7 в качестве исторической и культурной реальности». Как похожи действия и логика поведения национальных и региональных лидеров по отношению к центральным правительствам в различных странах мира! Как будто все они учатся по одним учебникам.

Официальный Мадрид, который на данном этапе ассоциируется с консервативным кабинетом Народной партии, традиционно не жалующей баскских террористов, под воздействием национального общественного мнения был вынужден идти на диалог и контакты с ЭТА. В целях сохранения объявленного ЭТА «перемирия» в сентябре 1999 г. было выполнено одно из требований террористов — о переводе более сотни заключенных этаровцев в тюрьмы на территории Страны Басков, наиболее приближенные к местам их обычного проживания. Параллельно с этим 16 сентября 1999 г. — ровно через год после объявления ЭТА «перемирия» — Конгресс депутатов (нижняя палата парламента Испании) единогласно в рекордно короткие сроки (не было внесено ни одной поправки) принял закон о жертвах терроризма, закрепивший право по-страдавших на получение солидной материальной компенсации8.

ЭТА на новом этапе

Однако все эти меры были уже запоздалыми. К этому времени ЭТА, использовав «перемирие», сумела «залечить раны», в основном восстановить свои порядки, рекрутировать новых членов из числа молодежи в возрасте 20—22 лет, воссоздать тыловую инфраструктуру. После некоторого перерыва многие баскские предприниматели получили «стандартные» письма от ЭТА с требованием выплатить так назыыаемый «революционный налог», размер которого колеблется в пределах 5—10 млн. песет (30—60 тыс. долл.)9.

Странным образом серьезное оживление ЭТА совпало с сентябрьскими 1999 г. террористическими актами в Москве и ряде других российских городов. Было бы, конечно, передержкой стараться усмотреть какую-то связь или, тем более, координацию действий между, скажем, чеченскими и баскскими террористами — у них все же совершенно разная идеологическая основа, хотя и тех и других можно отнести к категории классических национал-сепаратистов, — но тем не менее давно замечено, что терракты в одних точках земного ша-ра могут по принципу падающих фишек домино стимулировать активность экстремистов в других местах, служа для них неким образцом для подражания.

3 декабря 1999 г. тонкая струна политического диалога испанских властей с террористами лопнула. В этот день ЭТА заявила, что она прекращает «временное перемирие», введенное ею в одностороннем порядке 14 месяцев назад, и возобновляет вооруженную борьбу. Испанию в одночасье захлестнула волна панических настроений, затронувшая и элиту, и простых граждан. Взрывов бомб ждали повсюду и в любое время. Известные политики потребовали от министерства внутренних дел выделить сотрудников для их сопровождения и охраны жилищ, рядовые испанцы стали остерегать-ся посещать людные места. Органы правопорядка были приведены в состояние повышенной готовности, усилена охрана государственных учреждений, начались массовые проверки автомашин, прежде всего припаркованных вторым рядом у тротуаров, поскольку подрывы так называемых «машин-бомб» обычно используются баскскими террористами для того, чтобы посеять панику, запугать население, породить атмосферу страха и неуверенности.

Через несколько дней после этого действующее легально политическое крыло ЭТА объявило о своем решении бойкотировать намеченные на март 2000 г. всеобщие парламентские выборы в Испании. Одновременно оно выступило с инициативой проведения «альтернативных» выборов в баскских провинциях Испании и Франции, по итогам которых предполагается сформировать баскское «учредительное собрание», наделенное полномочиями осуществить «политический переход к независимости» и подготовить «политические и юридические структуры» будущего суверенного государства басков. В соответствии с данным проектом все находящиеся на территории баскских провинций Испании и Франции органы и институты власти призваны будут выполнять волю «учредительного собрания», которому будет принадлежать «высшее право представлять интересы басков». Как видно, эта часть сценария по завоеванию басками независимости не является полностью оригинальной и весьма напоминает сюжеты из нашей недавней истории, когда приблизительно по такой же схеме был организован развал СССР.

Все основные общенациональные политические партии Испании, естественно, крайне негативно отреагировали на данный план. Наконец-то стали ясны все элементы многоходовой комбинации ЭТА, направленной на фактический раскол сразу двух, казалось бы, вполне благополучных и стабильных государств Западной Европы — Испании и Франции. Кроме того, в Мадриде прекрасно осознают, что баскский опыт может оказаться «заразительным» прежде всего для Каталонии, где традиционно сильны сепаратистские настроения, а также для ряда других автономных сообществ, включая, в частности, Галисию и Канарские острова.

Что касается Франции, то, помимо баскских провинций, значительно усилились сепаратистские тенденции на Корсике, а также и в Бретани. Словом, сепаратизм стал в последнее время для Мадрида и Парижа не просто неким «тео-ретическим явлением», а вполне осязаемой реальностью, требующей принятия конкретных политических решений.

Можно прогнозировать, что в Ис-пании баскская проблема окажет существенное влияние на итоги предстоящих парламентских выборов. В расставленную ЭТА ловушку уже попал нынешний глава правительства Х.М.Аснар, которому на протяжении всех лет нахождения у власти удавалось поддерживать с региональными властями Страны Басков вполне корректные отношения. Теперь же он ввязался в перепалку с лидерами БНП, обвинив их в том, что они ведут Эускади к модели «косовской Европы», где практикуются «этнические чистки и уничтожение противников». В ответ Аснару припомнили, что его семья ока-зывала полную поддержку Франко, в то время как баскские националисты преследовались франкистами во время гражданской войны в Испании и после ее окончания. Словом, на смену атмосфере надежд и ожиданий, с которыми в Испании встретили введение террористами из ЭТА в сентябре 1998 г. «бессрочного перемирия», через 14 месяцев пришли политическая нестабильность, страх, неуверенность в завтрашнем дне. Вновь воздержимся от проведения каких-то параллелей с ситуацией в России, которые кому-то могут показаться не во всем корректными.

Некоторые итоги
Отдельные, как позитивные, так и негативные, элементы испанского опыта противодействия терроризму являются весьма поучительными.

Первое. Объявив об одностороннем «бессрочном перемирии» и втянув испанское правительство в политический диалог, ослабленная и обескровленная ЭТА сумела использовать эту передышку для того, чтобы окрепнуть, восстановить боеспособность и порядок в своих рядах. После этого в оптимальный для такого шага момент она заявила о прекращении перемирия и возобновлении вооруженной борьбы. То есть, все это время инициатива оставалась за террористами, которые полностью кон-тролировали ситуацию, фактически заставив власти идти у себя на поводу. В результате этот раунд противоборства с правительством однозначно остался за ЭТА.

Второе. Этаровцы весьма искусно сочетают открытую политическую деятельность с противозаконной, подпольной. Легально существует партия «Эрри Батасуна»10, являющаяся политическим крылом ЭТА, представители которой имеют возможность открыто излагать и пропагандировать свои взгляды; издаются газеты, проводятся митинги и манифестации.

То есть, террористы отнюдь не чураются активно использовать свои права, которые предоставляет им испанская конституция. Кстати, вспоминают они о законах и тогда, когда оказываются на скамье подсудимых или — после приговора — в местах лишения свободы.

Одновременно с этим ЭТА ведет активную подпольную деятельность, включающую как подготовку и проведение террактов, а также других действий по запугиванию своих политических оппонентов и представителей служб правопорядка, так и различные формы вымогательства, в результате чего ей удается пополнять свою казну.

Третье. Примененная ЭТА в течение последнего года тактика позволила ей существенно ослабить единый антитеррористический фронт демократических партий. В обществе вновь усилился разброд мнений по вопросу о том, как вести дела с террористами, чем следовало бы поступиться во имя вовлечения их в политический процесс.

В результате ЭТА добилась главного — значительно обострились отношения между официальным Мадридом и региональными властями Страны Басков, что, несомненно, будет усложнять поиски решения проблемы терроризма в дальнейшем. При этом богатый многолетний опыт борьбы испанского государства с терроризмом свидетельствует о том, что наибольших успехов власти добивались тогда, когда общество было едино в своем стремлении противостоять этому злу. Террористы это хорошо усвоили и нанесли расчетливый удар в одну из «болевых точек».

Четвертое. В целом же за долгие годы своего существования ЭТА, возникшая еще в эпоху Че Гевары и первоначально боровшаяся за идеалы свободы и социализма, против франкистской диктатуры, со временем выродилась в заурядную сепаратистскую группировку, зациклившуюся на создании всеми возможными и невозможными средствами независимого государства басков. При этом террористы не хотят видеть, что мир за 40 лет сильно изменился, что франкизм давно канул в Лету, что все институты и атрибуты авторитарного государства демонтированы и что на их месте сформировано новое правовое демокра-тическое испанское государство. Изображая себя защитниками интересов простых басков, этаровцы не желают учитывать, что экономика Страны Басков является неотделимой составной частью единого хозяйственного организма Испании. Вычлени, обособь ее, и тут же замрет крупнейший на побережье Бискайского залива порт в Бильбао, под ударом окажется вся промышленность этого реги-она. После распада Советского Союза мы уже все это проходили. От развала экономики страдают прежде всего рабочие и другие категории трудящихся, которые, наряду с пенсионерами, женщинами и детьми, оказываются в положении наименее защищенных слоев общества. Однако, когда на кону большие ставки — власть в новом эвентуальном государстве, о «щепках» — интересах простых людей, — заботиться, судя по всему, не принято. Как все это ни банально, но каждый должен сам наступить на грабли, прежде чем поймет, как не следует поступать. Изоляционизм, в том числе и национальный, еще не привел к процветанию ни один народ. Испанцы и баски на протяжении тысяч лет мирно живут бок о бок, взаимно дополняя друг друга. Было бы весьма печально, если бы в силу политических амбиций узкой группы радикалов-сепаратистов и поддерживающей их части населения Страны Басков был разрушен мир и стабильность в этом благодатном крае.

1 Euskadi ta Askatasuna — «Страна Басков и свобода».
2 БНП была основана еще в 1894—1895 гг.
3 При всем уважении к судебной системе Испании и ее независимости как самостоятельной ветви власти, трудно верится в то, что испанская Фемида, десятилетие ничего не замечавшая, вдруг сразу прозрела после прихода к власти консерваторов без их помощи.
4 Хотя, как показывает испанская практика, экстремистские группировки весьма живучи и едва ли кто-то мог бы дать стопроцентную гарантию их невоскрешения.
5 El Pais, 20 de mayo de 1999.
6 ABC, 6 de junio de 1999.
7 Эускади — название Страны Басков на баскском языке.
8 Размер компенсации — от 6 млн. песет (40 тыс. долл.) при частичной потере трудоспособности до 65 млн. песет (более 400 тыс. долл.) в более тяжелых случаях.
9 El Pais, 17 de septiembre de 1999.
10 На данном этапе действует под названием «Эускал Эрритаррок».


[ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]