Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛИЗАЦИИ В РФ
КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ



Традиционно проблема взаимодействия центра и регионов, формирующих то или иное государство, всегда являлась важнейшей для обеспечения стабильности и безопасности страны.

Поскольку Советский Союз представлял собой одну, но сверхкрупную политико-экономическую корпорацию, то разрушение ее управляющей части должно было привести к радикальной автономизации ключевых элементов этой корпорации. Причем такими реальными компонентами не могли стать бывшие союзные или автономные государственные образования. Такими системообразующими компонентами являются регионы (области, края и т.д.). Процессы регионализации в настоящее время в СНГ идут на политическом, этническом, культурологическом и экономическом уровнях. Проблема взаимодействия регионов друг с другом и со своими республиканскими центрами стала не только универсальной на геополитическом пространстве бывшего СССР, но и ведущей для определения краткосрочных и среднесрочных системных трендов. Особенно учитывая тот факт, что процессы регионализации все больше начинают выходить из-под контроля новых центров власти в независимых республиках. При этом республиканские центры (за немногим исключением) не обладают адекватными стратегиями реагирования на эти процессы.

I. Уровень устойчивости регионализации


Во всех республиках процессы регионализации имеют свои внутренние и внешние причины, свои специфические черты, свою скорость и интенсивность протекания. По сравнительной десятибалльной шкале интенсивности региональных процессов Молдова имеет показатель 8,5 (коэффициент 10 соответствует крупномасштабной войне с нулевой суммой), РФ обладает показателем 6, Украина - 5, Беларусь - 2,5.

В Молдове три региона республики - Бессарабия, Приднестровье, Гагаузия находятся на стадии развертывающегося вооруженного конфликта. Де-факто Молдова уже распалась на три составные части и возврат к некоей старой модели практически невозможен. Основная причина конфликтогенности процессов регионализации в Молдове заключается в том, что стратегия НФМ на быструю "румынизацию" республики резко обострила исторические, культурные и социально-психологические компоненты существовавшего в Молдове этнополитического баланса сил. Наиболее сложно и комплексно происходит процесс регионализации в РФ. Главная причина заключается в глубокой амбивалентности самого существования Российской Федерации. Являясь по названию федеративной, Москва политически пытается остаться унитарной, но при этом ее программа экономических реформ объективно стимулирует дальнейшую регионализацию.

Закономерно, что у режима Ельцина не может быть долгосрочной стратегии по этой проблеме: если целью остается модернизация, то трансформация в конфедеративную структуру неизбежна; с другой стороны, сохранение унитарного государства требует либо прекращения процесса реформ, либо резкого его ограничения.

Процесс регионализации в РФ идет на нескольких уровнях:

    - Татарстан, Чечня: приобретение статуса политических суверенных государств. Оформление статуса локальных региональных центров;

    - Саха-Якутская Республика, Башкортостан, Тюменская область, Бурятия, Иркутская область: приобретение де-юре или де-факто особого статуса в рамках российской федеративной системы. Суть этой позиции и ее перспективы изложил М.Е. Николаев - президент Республики Саха-Якутия 21 мая с.г. на закрытом заседании правительства: "Политических прав у нас пока достаточно. А вот в экономическом плане нам нужны самостоятельность и суверенитет. Если Москва не пойдет навстречу нашим экономическим требованиям, мы должны быть готовы к более решительным шагам";

    - создание Русского государства является идеологической и политической целью около 35 политических организаций и движений в РФ. Эта цель может при определенных условиях реализоваться в форме либо единого Русского государства, либо в виде нескольких русских республик (от 2 до 9);

    - создание казаческого государства (или государств): является целью наиболее динамичного социального движения на территории РФ;

    - обеспечение региональной экономической безопасности: к середине июня с.г. свыше шестидесяти республик, областей и краев РФ ограничили в той или иной степени возможности свободного вывоза товарной массы со своей территории;

    - регионализация на уровне существующих экономических районов, включающих в себя несколько областей и краев. Уже создана и функционирует ассоциация городов Поволжья с центром в Ульяновске - вошли в ее состав Самара, Тольятти, Пенза, города Татарии, Чувашии, Мордовии и Марий-Эл. Создана и ассоциация городов Подмосковья. Задача этих и других подобных ассоциаций - координировать свою политику по экономическим и социальным проблемам, а также противодействовать политике центрального правительства. На Украине так же, как и в РФ, процессы регионализации стали ускоряться в 1992 году. Хотя украинские процессы идут с некоторым запаздыванием по сравнению с российскими (лаг запаздывания - 6-8 месяцев), тем не менее латентный конфликтный потенциал здесь весьма существенен.

Нынешняя территория Украины составлена из 13 исторически сложившихся регионов: Закарпатье, Буковина, Галиция, Подолье, Волынь, Черниговщина, Киевщина, Слобожанщина, Полтавщина, Донбасс, Запорожье, Причерноморье, Крым. Поэтому исторические и культурно-этнические факторы начинают все более активно воздействовать на углубление регионализации. На регионализацию на Украине объективно влияют и экономические условия. Оценивая каждый из вышеупомянутых 13 регионов по 14 основным факторам1 выясняется, что существующие экономические диспропорции становятся серьезным препятствием для единой экономической системы Украины. Кроме того, ориентация различных регионов дифференцирована в силу установившейся еще в рамках СССР структурной специализации. Например, Запорожье, Донбасс, Слобожанщина более других ориентированы на рынки России. (На Луганском заводе "Тепловоз" сосредоточено 96% производства дизельных локомотивов для бывшего союзного рынка. Алюминиевый завод в Николаеве производил свыше 1 млн. т алюминия в год опять-таки для всего Союза).

По интенсивности региональных процессов наиболее явственно выделяются Крым, Закарпатье, Донбасс, Слобожанщина, Галиция, Запорожье.

Наиболее умеренно процессы регионализации развиваются в Беларуси (по обобщенным экспертным оценкам лаг запаздывания, по сравнению с РФ, составляет 16-20 месяцев). Характерно, что в программе белорусского правительства по выходу из кризиса на 1992 год само понятие "регион" употребляется всего лишь один раз в следующем содержании:

"...гармоничное сочетание интересов государства, территорий и отдельных граждан в решении жилищной проблемы".

В настоящее время наиболее явственны две модели, в которых происходит регионали-зация в Беларуси: усиление автономистских настроений в Полесье и активизация деятельности Ассоциации городов Беларуси.

II. Основные движущие силы процессов рсгионализации


Развитие системного кризиса на всей территории СНГ, сохраняющаяся и углубляющаяся неэффективность центральных властных структур закономерно приводят к тому, что именно на локальные власти ложится основная обязанность по обеспечению жизнедеятельности населения.

Бывшая советская властная структура, сердцевиной которой являлась кадровая иерархия КПСС, регулировала и управляла на основе определенных гласных и негласных принципов, политическую игру разнородных политических сил в обществе, и прежде всего соотношение сил между отраслевыми министерствами и региональными властными структурами. Разрушение отраслевых министерств и ослабление, а затем и ликвидация обкомов коммунистической партии привели к резкому ослаблению прежних правил игры, но не создали в то же время глубокого политического вакуума, поскольку уже шел процесс оформления региональных политических элит. Центральными элементами этих элит становятся руководители крупных промышленных предприятий.

В рамках новой политической динамики ключевыми противоречиями, стимулирующими дальнейшие процессы регионализации, становятся:

    - противоречия между легитимизирующимися региональными политическими элитами и республиканскими центрами;

    - противоречия между соседними региональными политическими группами.

Региональные политические группы формируются на базе нескольких источников.

а) Традиционная родовая структура. Это прежде всего характерно для тех регионов РФ, где сохранилась традиционная социальная структура (Северный Кавказ, Саха-Якутия, Бурятия). Например, в Чеченской республике новая структура вайнахской элиты формируется на базе следующих тейпа (родов):

    Д. Дудаева (вооруженные формирования численностью 350-400 бойцов);

    Яраги Мамодаева (селения Алды и Старая Сунжа, 200-250 бойцов);

    Юсупа Сосламбекова (200-220 бойцов);

    А. Завгаева (Ведемский район, 150-180 бойцов);

    Умалта Алсултанова (Шатойский район, 140-160 бойцов);

    Р. Хасбулатова (Малгабекский и Натиреч-ный районы, 130-170 бойцов);

    Вали Турнуханова (полк пограничной таможенной службы).

б) Руководители крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий данного региона.

Общая численность группы высших менеджеров на территории четырех республик (вместе с семьями) составляет 340-370 тысяч человек. Практически во всех крупных городах РФ и Украины за последние 2-3 месяца (начиная с марта с.г.) резко активизировались межличностные контакты между руководителями предприятий. На многочисленных формальных и неформальных встречах формируются экономические, социальные и политические требования к республиканским центрам. С апреля с.г. на имя Ельцина, Хасбулатова, Гайдара поступило 84 коллективных требований из различных регионов скорректировать те или иные элементы нынешнего курса.

Начиная с июня, региональная оппозиция промышленников выходит на новый уровень. Ряд регионов начинает выдвигать ультиматумы правительству Ельцина, угрожая массовыми социальными выступлениями (Новосибирск, Воронеж, Воркута, Кузбасс, Краснодар, Челябинск).

в) Влиятельные руководители легального бизнеса и "альтернативной экономики".

г) Региональные партии и движения (например, Партия "Сибирской независимости" А. Петрова, региональные политические организации на Северном Кавказе, в Поволжье и т.д.). Интересно, что многие региональные отделения общенациональных партий в РФ, например НПСР А. Руцкого или ДПР Травкина, начинают поддерживать региональные требования (или просто закрываются).

Однако процесс регионального самоопределения наиболее активно и неконтролируемо идет на Украине. К середине июня здесь уже создано (легально и нелегально) около 115 региональных политических движений.

д) Местные руководители органов МВД и ГБ. Хотя ситуация, по крайней мере в РФ и на Украине, двоякая. Например, руководители ГБ в Москве, Санкт-Петербурге, Мордовии, Карелии имеют выходы непосредственно на ближайшее окружение Б. Ельцина. В Краснодаре, Ставрополе, Нижнем Новгороде, Иркутске, Омске отношения между руководителями ГБ, МВД с местными представителями президента достаточно прохладные. Однако в большинстве случаев руководители органов прежде всего входят, контактируют и поддерживают формирующиеся региональные элиты.

III. Скорость тренда "регионализация"


Помимо тех универсальных факторов, о которых уже ранее говорилось (историко-культурный, степень региональной этно-языковой самоидентификации, уровень экспектаций регионального населения, степень обострения экономического кризиса, степень структурированности региональных политических элит и т.д.) необходимо выявить более специфические факторы, воздействующие на процессы регионализации.

Ослабление республиканских властных структур объективно вызывает ряд экономических последствий:

    - несбалансированность бюджетов практически всех региональных единиц из-за резкого роста расходной части и неясности источников доходов;

    - необходимость определенного периода времени для восстановления и налаживания новых хозяйственных связей и расчетов по ним;

    - преобладание прямых товарных связей и обменов между регионами;

    - резкое падение производства по всем отраслям.

В этих условиях проявляются четыре типа поведения регионов с соответствующими центробежными векторами:

а) Регионы, обладающие значимыми природными запасами нефти и газа (Тюмень, Татарстан, Башкортостан, Чечня). Учитывая особую значимость на нынешней стадии этих энергоносителей, данные регионы играют особую роль для развития процессов регионализации, занимая и наиболее радикальные позиции и создавая в дальнейшем пример "для подражания" для других регионов.

Данный статус определяется и рядом иных силовых компонент. Например, уникальность Тюменской области в том, что она поставляет около 65% нефти, добываемой в СНГ и дает около 55% валютной выручки РФ. Через Татарстан и Башкортостан проходят основные газо- и нефтепроводы из Западной Сибири. Нефтеперерабатывающий завод в Грозном дает свыше 90% авиационных масел, потребляемых в СНГ.

б) На втором месте по центробежному потенциалу находятся регионы с развитым аграрным сектором, производством сельскохозяйственной продукции, обеспечивающим или превышающим потребности местного населения. Экономическое поведение этих регионов будет выражаться стремлением перейти на бартерные взаимоотношения с другими областями, создав для этого необходимый резерв продукции для обмена, с одновременным запрещением или ограничением вывоза сельхозпродукции за пределы области.

в) На третьем месте по скорости регионализации находятся регионы с преобладанием добывающих отраслей промышленности и со слаборазвитым сельским хозяйством. Они будут стремиться организовать внутренний бартер как с индустриальными, так и с сельскохозяйственными областями. Особое место будет занимать возможность продажи сырья и продуктов первичной переработки за рубеж.

г) Наконец, на четвертом месте (наименее заинтересованные в ускорении регионализации) области в основном индустриального направления, где производство сельхозпродукции не достигает объемов, необходимых для обеспечения потребностей населения даже в ограниченных размерах. Их экономическое поведение связано с поиском тех видов продукции, которая может котироваться на рынке обмена на энергоносители, сельхозпродукцию или путем валютных поступлений. Это положение может подтолкнуть к структурному сдвигу или всасыванию новых технологий и интеллектуальных разработок. Но так как быстрое осуществление такого сдвига невозможно, то регионализация именно в крупных промышленных центрах приведет к наибольшему числу безработных, росту преступности, крупным социальным конфликтам.

IV. Специфика региональных тенденций в республиках


Молдова. Конфликт, вызванный неконтролируемым развитием региональных тенденций в республике, практически уже не контролируется внутренними участниками. В настоящее время он переходит в стадию международного военно-политического кризиса с прямым вовлечением РФ, Украины и Румынии.

Вторая его особенность в том, что начавшаяся здесь локальная гонка вооружений и прямое силовое вмешательство РФ, Украины и Румынии резко обострит отношения между ними.

Наконец, третья его особенность заключается в том, что эта конфликтная спираль приведет к обострению отношений между украинцами и русскими в Приднестровье, а также к резкому росту сепаратизма в Новороссии и Восточной Украине.

Российская Федерация. В РФ к середине июня ситуация с региональным трендом находилась в стадии перехода к новому качественному состоянию-резкой силовой конфронтации центра и регионов, началу перехода к конфедеративной стадии развития.

а) Центр все более теряет финансовый контроль над регионами. Например, при ставке налога на прибыль в 32% российский Минфин рассчитывал собрать за I полугодие 1992 г. только 15-16% прибыли предприятий и организаций.

б) Наиболее активные региональные политические элиты начали уже с I квартала реализовывать специфическую модель лоббирования российского правительства, добиваясь налоговых и иных финансовых льгот. Например, Москва и Санкт-Петербург, находящиеся примерно на одном уровне развития и сталкивающиеся с общими проблемами, тем не менее существенно различаются по отчислениям НДС в местный бюджет: 7,9% для Санкт-Петербурга и 17,9% для столицы РФ (при средней ставке в 20%).

Президент Б. Ельцин подписал указы о предоставлении различных льгот Карелии, Коми, Саха-Якутии, Горно-Алтайской республике, Иркутской области, Башкортостану, Бурятии, Удмуртии, Корякской, Свердловской, Читинской, Архангельской областям и некоторым другим. Эти указы предоставляют региональным администрациям право использовать большую часть валютной выручки региональных предприятий, распоряжаться частью производимой в стране продукции, а также освобождать от экспортной пошлины вывоз продукции в счет региональной квоты и тд. Общий объем только по льготе освобождения от уплаты экспортной пошлины оценивается в 170 миллиардов рублей.

в) Созданы и специфические формы лоббирования. В частности, представители сильных регионов (энергоносители) реализуют формы коррупции. Например, двадцатиминутная личная встреча с Е. Гайдаром оценивается в 3,4-4 тыс. долларов (только для посредника, организующего эту встречу). Соответствующая встреча с Руцким - в 4-6 тыс. долларов, а с Б. Ельциным - от 8 до 12 тыс. долларов.

г) В июне с.г. возникла реальная угроза нелигитимного формирования одноканального механизма платежей от регионов к центру. Целый ряд крупных, прежде всего индустриальных областей выступили с угрозами удерживать определенную часть отчислений в федеральный бюджет (Свердловская, Челябинская, Ульяновская обл. и т.д.).

д) Индикатором формирования нового качественного состояния в системе региональных процессов в РФ за последние 3 месяца является представление общественному сознанию все новых проектов создания независимых республик путем выделения из РФ (концепция создания Северо-Тихоокеанской Федеративной республики. Иркутской республики, Конфедерации горских республик и т.д.).

е) В этом же ракурсе необходимо рассматривать пропагандируемые проекты субрегиональных объединений (Татаро-Башкирская республика. Тюркская конфедерация, Поволжская конфедерация и т.д.).

ж) За последние полгода усилился процесс ирредентизма (Бурятия, Карелия).

з) Наконец, очень важным фактором, свидетельствующим о росте центробежных сил в РФ, является начало формирования идеологии необходимости принципиально новой региональной политики. Суть заключается в том, что "сильные регионы" начинают требовать кардинального перераспределения в свою пользу властных полномочий (от центра). Симптоматично, что первым выдвинул эту идею Юрий Щафраник - глава администрации Тюменской области.

Украина. Одна из важных особенностей центробежного регионализма в республике, в отличие от РФ, является неустойчивый баланс между идеологией украинского унитарного государства, выдвигаемой Л. Кравчуком, и растущим украинским национализмом. Например, председатель ВС Крыма М. Багров в своем выступлении в украинском парламенте в качестве причин усиления региональной обособленности Крыма назвал такие: "...вполне понятное стремление людей к свободе... забота о том, чтобы сохранить нормальные связи, кровные узы со всеми славянскими народами... Население также крайне негативно воспринимает некоторые методы утверждения украинского национального самосознания, факты национальной ограниченности, которые имеют место на Украине".

Другой спецификой тенденции к регионализации является то, что в Донбассе, Харькове, Запорожье усиливаются требования о внесении в украинскую Конституцию положения о федерально-земельном устройстве. Самое любопытное в том, что сама эта идея возникла еще в 1950 году на так называемой Галицкой ассамблее. Однако в настоящее время стремление к федерации поддерживает не Западная Украина, а Восточная.

В то же время политические компоненты регионализации на Украине развиваются более быстрыми темпами. Например, проблема соблюдения регионального политического баланса ставится во главу угла не только во взаимоотношениях между региональными элитами, но и проникает на уровень социальных движений. Например, Интердвижение Донбасса прямо ставит вопрос: "Почему в Президиуме Верховного Совета Украины нет ни одного представителя Донбасса?" И далее: "Интердвижение Донбасса видит только один выход из создавшегося положения-самоуправляющийся Донбасс в составе федеративной Украины, в тесной связи с республиками Союза. Это не деление, не отделение, а четкое перераспределение полномочий между областью и республиканским центром. Мы не претендуем на собственную армию и внешнюю политику, но наша промышленность, культура, образование и пр. должны оставаться в местном подчинении".

V. Реакция режимов на усиление темпов регионализации


а) Режим Ельцина крайне ограничен в своих попытках воспрепятствовать, в том числе силовыми методами, росту их трендов регионализации. В то же время, начиная с 20-х чисел мая с.г., в рамках Совета безопасности рассматривались некоторые аспекты этой проблемы по инициативе Скокова - Грачева. Судя по всему, именно эти двое, наряду с Баранниковым, являются сторонниками жесткой силовой линии по данному вопросу.

б) В то же время режим Л. Кравчука занимает гораздо более гибкую, прагматическую и легитимную позицию. С одной стороны, на основе украинского закона о территориальной целостности республики предпринимаются меры по пресечению деятельности некоторых радикальных групп. Например, в мае с.г. в Закарпатье была запрещена деятельность подкарпатской республиканской партии, которая провозгласила курс на борьбу за преобразование Закарпатской области в автономную или даже независимую республику. В то же время реакция на события в Крыму была гораздо более гибкой - использовалась тактика "кнута и пряника".

в) В контексте развития конфликтной спирали между Киевом и Москвой обе стороны начинают все более активно разыгрывать "региональную карту". Киев уже заключил прямые соглашения с некоторыми важными регионами России (Тюменская, Белгородская, Ярославская обл.). Например, в обмен па дополнительную поставку двух миллионов тонн тюменской нефти принято постановление украинского правительства, в котором 400 тысячам работающим в Западной Сибири украинцам гарантировано бронирование жилья, начисления пенсий с учетом северных коэффициентов, право на долю в разгосударствлении собственности.

В свою очередь Москва пытается разыграть не только "крымскую карту", но и активно поддерживает идеи создания Донбасской и Харьковской республик.

г) Таким образом, региональные вопросы становятся элементом стратегического развития и даже потенциальным компонентом заключения стратегических, экономических и политических союзов (несмотря на подписанные декларации, не допускающие таких возможностей).

Если учесть, что в нефтяной промышленности Тюмени значительная часть инженеров, техников, квалифицированных рабочих украинского, татарского, чеченского и азербайджанского происхождения, то при соответствующей системе экономической, культурной, организационной и т.д. поддержки могут оформиться этнические политические группы, способные влиять на сам процесс нефтедобычи в контексте политических интересов своих государств. В политику может войти такое явление как широкомасштабный этнополитический и этноэкономический лоббизм.

VI. Потенциальные региональные контуры


По мере развития центробежных сил становятся более явными векторы образования крупных региональных блоков па базе дополнительности или территориальной и этнической общности. С достаточной долей уверенности можно выделить в рамках нынешней Российской Федерации такие основные региональные образования:

    - Дальневосточный регион - в составе Приморского и Хабаровского краев с включением Амурской и Магаданской областей;

    - Сахалин - провозглашает себя самостоятельным регионом;

    - Чукотка - возможно образование самостоятельного государства с использованием безвизового посещения Аляски;

    - Иркутская республика - в составе Иркутской области;

    - Сибирская ассоциация - в составе Томской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. Возможно разделение Кемеровской области на регион Кемерова и Новокузнецка, Алтайского края - с выделением Горно-Алтайской республики;

    - Центрально-Черноземная ассоциация - в составе Курской. Липецкой, Орловской, Белгородской областей;

    - Конфедерация Кавказских республик - в составе Чечни, Ингушетии, Дагестана, Осетии, Абхазии и др.;

    - Северо-Западный регион-в составе Ленинградской, Новгородской и Псковской областей;

    - Ассоциация "Большая Волга" - в составе 12 областей и республик Поволжья от Нижнего Новгорода до Астрахани;

    - Ассоциация "Области и города центра России" - в составе Брянской, Смоленской, Тульской, Калужской, Владимирской, Рязанской, Костромской, Ярославской, Тверской и Московской областей (без г. Москвы).

В регионах, где есть два крупных промышленных центра возможен раскол с образованием самостоятельных районов. Например, между центрами: Череповец - Вологда, Кемерово - Новокузнецк, Самара - Тольятти, Набережные Челны - Казань и т.д.

На Украине потенциальны такие геополитические образования:

    - Донецко-Приднестровское (историческая Слобожанщина);

    - Крым;

    - Закарпатье;

    - Западноукраинская республика (Галиция, Волынь, частично Буковина);

    - Новороссия (Херсонская, Николаевская, Одесская области, Приднестровье, Гагаузия);

    - Донецко-Криворожское;

    - Гетьманщина (Киевская, Полтавская, Черниговская области).


 

1  Уровень индустриальной базы: степень концентрации предприятий оборонного комплекса; показатель промышленного вывоза в другие регионы; самообеспеченность основной номенклатурой промышленных товаров; объем запасов минеральных ресурсов: уровень самообеспечения энергией; степень развитости инфраструктуры; сельскохозяйственный производственный потенциал: степень самообеспечения продовольствием; уровень экологической напряженности; плотность населения; этническая однородность населения; степень совпадения историко-этнических и административно-территориальных границ.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]