Обозреватель - Observer
Внешняя политика

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Б. Кулик, доктор исторических наук.

К ИТОГАМ ВИЗИТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В КИТАЙ

Внезапное, выглядевшее почти драматическим сокращение программы визита Президента Российской Федерации в Китай, а затем калейдоскоп других шумных новостей отвлекли внимание общественности у нас в стране и за рубежом как от собственно визита, так и от осмысления его результатов и последствий. Между тем он несомненно представляет собой событие первостепенной важности не только в сфере российско-китайских двусторонних отношений, но и в широком международном аспекте.

Объективную значимость визиту придают два тесно взаимосвязанных обстоятельства. Во-первых, это находящееся сейчас на своем начальном этапе формирование качественно новой структуры международных отношений после распада Советского Союза. Вполне очевидно, что созидание этой структуры, ее характер будут в немалой степени зависеть от таких держав, как Россия и Китай. Во-вторых, Россия и Китай, две соседние страны, испокон веков соединенные общей границей протяженностью на многие тысячи километров и столетиями сотрудничавшие друг с другом, оказались перед весьма своеобразной необходимостью установления двусторонних отношений как бы заново. Причины этого хорошо известны. Второй раз в течение каких-то семи с небольшим десятилетий на месте давнего соседа Китая появилось иное государство, и им пришлось в очередной раз идти на дипломатическое признание друг друга.

Все это не могло не поставить множество больших и малых вопросов во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Естественно, что их обсуждение и проработка заняли не один месяц, начались сразу же после возникновения РФ как нового суверенного государства. Визит Б.Н.Ельцина в КНР официально оформил этот длительный и нелегкий процесс, в чем и состояла его главная задача. В широком внешнеполитическом плане налаживание сотрудничества между Россией и Китаем может иметь для глобальной международной обстановки даже большие последствия, чем непосредственно для наших двух стран. 

РОССИЯ И КИТАЙ В НОВОМ МНОГОПОЛЮСНОМ МИРЕ

Не принятый на VII съезде народных депутатов России проект государственного герба с изображением двуглавого орла был неожиданно подвергнут косвенной критике китайских участников состоявшейся незадолго до этого конференции ученых РФ и КНР. Разумеется, китайские политологи высказывали замечания не по самому проекту герба, который, надо полагать, их не волнует. Обыгрывая намечаемую новую символику России, они посетовали на то, что хотя орел и двуглавый, но смотрит он в действительности только в одну сторону - на Запад. Как бы ни опровергали мы подобные утверждения, до недавнего времени в реальности дело так и обстояло. И вопрос не в том, насколько больше было поездок российских лидеров в западные страны. чем в восточные - это может определяться конкретными преходящими обстоятельствами. Речь идет о внешнеполитической стратегии России, исходящей из глобальной международной обстановки, которая претерпела коренные изменения.

Визит Президента Российской Федерации в Китай - важный шаг в выработке и становлении такой стратегии. В последнее время ученые-синологи все более акцентируют внимание на долговременном характере китайских подходов к проблемам внутренней и внешней политики, на склонности и умении мыслить и оперировать весьма протяженными временными категориями, ставить отдаленные, рассчитанные на многие десятилетия и даже столетия цели. Ярким образцом этого служит провозглашенная руководством КНР программа модернизации страны, охватывающая период до середины XXI века. Такая способность, видимо, заложена в самой природе китайской нации, писаная история которой насчитывает более пяти тысячелетии.

Визит Президента РФ в Китай, выправляя дисбаланс в российской внешней политике, тем самым способствовал приданию ей большей устойчивости, необходимой для реализации долговременных целей России. Представляется несомненным, что одной из главнейших таких целей является сохранение Россией статуса мировой державы. И хотя решение названной задачи в первую очередь будет опираться на внутреннее развитие страны, многое здесь зависит и от внешнеполитических факторов. Нынешняя же ситуация и в том, и в другом аспекте складывается для России весьма неблагоприятно. Следует трезво отдавать себе отчет в том, что по своей совокупной мощи, уровнем которой и определяется статус мировой державы, Российская Федерация далеко не равнозначна бывшему Советскому Союзу. На нее приходится только 51 % населения, менее 60% валового национального продукта, всего лишь 66% производства промышленной и 46% сельскохозяйственной продукции существовавшей ранее сверхдержавы. России еще только предстоит завоевать такое признание. К тому же далеко не все государства стремятся к тому. чтобы она стала наследницей не только финансовых долгов и других обременительных обязательств прежнего Советского Союза, но и его могущества и международного влияния. Особое место в этом вопросе занимает Китай. Именно он является сейчас той страной, которая, с одной стороны, хочет, а с другой - может способствовать тому, чтобы Россия стала мошной и влиятельной международной силой. Заинтересованность Китая в успешно развивающейся России объясняется рядом объективных причин.

Ведущей тенденцией формирования современной мировой структуры является переход ее от двухполюсного (США-СССР) к многополюсному состоянию. Однако двухполюсная система прекратила свое существование в результате исчезновения не обоих "полюсов", а лишь одного из них - Советского Союза. Что касается США, то они не только не расположены считать свою прежнюю роль исчерпанной, но и стремятся к усилению, явно не исключая превращения двухполюсного мира не в много, а в однополюсный. Вполне очевидно, что такая перспектива не может устраивать Китай. Вместе с тем и многополюсность сама по себе не сулит всеобщей безопасности и благоденствия на планете. Новые "полюса" далеко не равновелики и не равнозначны друг другу. Напротив, некоторые из них настолько опередили других по уровню своего экономического развития и военному потенциалу, что начинают претендовать на особое место в возникающей международной структуре. В азиатско-тихоокеанском регионе, где сосредоточены главные геополитические и внешнеэкономические интересы Китая, находится такой экономический гигант, как Япония, валовой национальный продукт которой уже сейчас достигает 3/4 ВНП США. В 1990 г. он составлял 2,9 триллиона долларов, что почти в три раза превышает объем ВНП, который Китай намеревается достичь в 2000 г. На упоминавшейся выше научной конференции в Пекине китайские ученые, отмечая сохранение американских гегемонистских притязаний в АТР, одновременно указывали на то, что Япония, в отличие от других стран региона, явно выходит за пределы действительно необходимого в наращивании своей военной мощи.

В складывающихся обстоятельствах в Пекине считают: при наличии у России должного международного веса, что в свою очередь предполагает оздоровление ее внутреннего состояния, она станет фактором стабильности на мировой арене.

На первый план современного мирового развития все более выдвигаются экономические проблемы. Проводя политику внешней открытости, Китай к настоящему моменту далеко продвинулся по пути интеграции в мировую экономику. Однако он ощущает и нарастающие трудности в дальнейшем расширении и углублении этого процесса, сталкиваясь с противодействием сложившихся экономических блоков, ужесточением конкурентной борьбы в области международной торговли. Западные страны возводят небоскребы таможенных барьеров, а импортные возможности третьего мира, внешняя задолженность которого уже сейчас составляет почти 1,5 триллиона долларов, неуклонно снижаются. 

Показательно и то, что 80% общего объема ВНП третьего мира приходится на его малую часть -новые индустриальные страны (НИС) и страны-экспортеры нефти. Ко всему этому вследствие технологических достижений Запада неуклонно уменьшаются его потребности в сырье. В товарной структуре мировой торговли отчетливо прослеживается тенденция к сокращению объемов сбыта сырья и первичных материалов и увеличению продажи готовых изделий. Между тем Китай явно не поспевает за этой тенденцией.

На словах осуждая теории классового и идеологического подходов в международных делах, правящие круги западных государств, прежде всего США, на практике зачастую сами смешивают бизнес и идеологию. Так, в 1989 г. они ввели экономические санкции против Китая в ответ на пресечение его руководством попыток свернуть КНР на путь капитализма.

Вот почему Россия предстает как наиболее приемлемый торгово-экономический партнер Китая. Народное хозяйство двух стран сложилось таким образом, что оно носит взаимодополняющий характер. Весьма существенно, что практическая реализация этой особенности облегчается их близким соседством, а также богатейшим опытом сотрудничества в годы становления современной китайской экономики, когда буквально с нуля создавались ее базовые отрасли. Наряду с тем, что во многих областях экономического развития Китай и Россия находятся сейчас почти на одном уровне, в силу чего возникают благоприятные условия для их "состыковки", на некоторых важных направлениях научно-технического прогресса наша страна опережает не только КНР, но и Запад, что может послужить эффективным средством прорыва Китая к овладению высокими технологиями.

Наконец, все крупные потрясения в одной из наших стран самым непосредственным образом сказывались на положении в другой. Иногда в кругах ученых КНР можно услышать, будто распад Советского Союза имеет для Китая определенное позитивное последствие, поскольку тем самым устранена угроза ему с севера. Однако анализ всех "за" и "против" приводит к выводу, что этот катаклизм и с точки зрения интересов Китая скорее следует оценить негативно. Изменилось геополитическое окружение КНР, активизировался исламский фактор на ее границах, -это и многое другое намного перевешивает плюсы от устранения чисто гипотетической угрозы Китаю с севера.

Следует добавить, что по совокупной мощи, которой сегодня так недостает Российской Федерации, Китай входит в число ведущих мировых держав, является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. 

ОТ НОРМАЛИЗАЦИИ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ К ИХ НОВОМУ КАЧЕСТВУ

Вследствие распада Советского Союза изменилась не только геополитическая картина мира, но другой стала и сама Россия. При этом отличие нового северного соседа Китая от прежнего заключалось не просто в том, что он. как шагреневая кожа, уменьшился по всем параметрам, а граница между ними сократилась почти вдвое. Еще более существенным было то, что кардинально разошлись пути общественного развития двух стран, 42 последних года пролегавшие в одной колее. Это повлекло за собой необходимость соответствующей корректировки их взаимоотношений. Осуществление такой корректировки, воплощение ее в официальных документах явилось другим главным итогом визит Б.Н.Ельцина в КНР.

Это выразилось в деидеологизации межгосу- дарственных связей, заложенной в основу советско-китайской нормализации и зафиксированных в совместных коммюнике 1989 и 1991 гг. Принцип деидеологизации межгосударственных отношений не является чем-то новым и неожиданным. Он буквально выстрадан Россией и Китаем в жаркой идеологической полемике 60-х годов. Пекин первым пришел к пониманию: недопустимо переносить идеологические разногласия на межгосударственные отношения так как в противном В случае отношения превратились бы из средства общении и сотрудничества в идеологические баталии. Такой ход событий стал тем более неприемлем для Китая с начала 80-х годов, когда он подчинил все свои усилия целям модернизации страны. Жизнь убедительно подтвердила плодотворность этой концепции. 

Неслучайно, что автором концепции деидеологизации межгосударственных отношений явилась именно Компартия Китая. Будучи правящей партией огромной страны. КПК наиболее остро ощутила потребность обеспечить максимальные благоприятные международные условия для преодоления отсталости, чего невозможно добиться при распространении идеологических разногласий на межгосударственные отношения. Однако практическая реализация концепции деидеологизации оказалась проблемой отнюдь не простой. К печальным результатам приводят попытки осуществить ее за счет лишь одной из сторон, тем более, если это сопровождается требованием к ней отказаться от своих идеологических позиций и во внутренней жизни.

Деидеологизация как раз в том и состоит, чтобы не смешивать внутреннюю и внешнюю политику. Право каждого народа - придерживаться своей идеологии, но он не должен навязывать ее другим странам и народам. В совместной декларации об основах взаимоотношений между Россией и Китаем заявляется: "Стороны подчеркивают необходимость уважения права народа любой страны на свободный выбор путей своего внутреннего развития. Различия в социальных системах и идеологии не будут препятствовать нормальному развитию межгосударственных отношений". Трудно переоценить значение этого заявления не только для РФ и КНР. но и всего мирового порядка. Россию это ограждает от попыток внешнего воздействия на нее в труднейший момент поиска ею собственной дороги в будущее. КНР по существу получает сделанное на высоком международном уровне признание своего курса строительства социализма с китайской спецификой.

Отныне российско-китайские отношения будут определяться не только идеологическими соображениями. а общепризнанными нормами международного права. Эти нормы включают взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга равенство и взаимную выгоду, принципы мирного сосуществования. 

Согласно Совместной декларации. Россия и Китай "рассматривают друг друга как дружественные государства. Они будут развивать отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества". Важность этих положений не ограничивается тем. что они идут дальше приверженности общепризнанным нормам международного права. Они провозглашены, во-первых. после длительного периода отчуждения между двумя странами, и во-вторых, в условиях, когда выявилось расхождение путей общественного развития России и Китая. Стороны предусмотрели целый ряд конкретных мер. призванных не допустить нарушения этих положений. Они подтверждают, что все спорные вопросы между двумя государствами будут решаться мирными средствами, что не допускается использование силы или угрозы силой в отношении друг друга, что ни одна из сторон не станет участвовать в военно-политических союзах. направленных против другой стороны. 

ЛИНИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Как заявляется в Совместной декларации, Россия и Китай однозначно считают, что выведение государственных отношений между ними на новый уровень и их дальнейшее укрепление и развитие содействуют миру и стабильности в Азии и во всем мире. Реальным шагом к достижению этих целей явилось подписание во время визита Меморандума о взаимопонимании между правительствами РФ и КНР относительно взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе российско-китайской границы. Несомненно, это оздоровит ситуацию в азиатско-тихоокеанском регионе в целом. Россия и Китай первыми переходят к практическому сокращению военного присутствия в АТР, Москва и Пекин подтвердили отсутствие у них стремления к гегемонии в АТР и других районах мира, а также заявили, что выступают против любых форм гегемонизма и политики силы. Большой простор для международного взаимодействия РФ и КНР открывает выраженная ими готовность способствовать реализации двусторонних и многосторонних проектов сотрудничества в Северо-Восточной Азии.

Реальную отдачу будет иметь то. что Россия и Китай взяли на себя обязательства содействовать повышению роли и авторитета ООН. добиваться пресечения гонки вооружений, укрепления режима нераспространения ядерного оружия, вести поиск решения крупных глобальных и региональных проблем.

В то же время следует со всей определенностью подчеркнуть, что очевидное сближение России и Китая, намечаемая активизация их сотрудничества во всех областях не служат предвестником возрождения прежнего союза двух стран или создания их нового альянса. Такая линия отвергается как Москвой, так и Пекином. Обеспечить национальные интересы может толькоса-мостоятельная и независимая, национально ориентированная внешняя политика, свободная от всяких блоковых обязательств и пристрастий зарубежных партнеров. Россия и Китай ПОДАОДЯТК налаживанию отношений друг с другом не с точки зрения использования их в качестве противовеса влиянию других держав.

Нужно отметить, что и после визита Б.Н.Ельцина в Пекин остается вполне естественная дистанция между Россией и Китаем, она несомненно сохранится и в будущем. Было бы преувеличением говорить о полной идентичности внешнеполитических концепции наших стран и их порции по всем международным и двусторонним вопросам. Известно, например, что нынешний глава российского дипломатического ведомства проявляет пристрастие к западным концептуальным установкам, важнейшим элементом которых является соблюдение индивидуальных прав человека и которые трактуются как имеющие общечеловеческую ценность. Однако на Востоке, и прежде всего в Китае, где глубоко укоренилось конфуцианское мировоззрение, традиционно исходят из того, что высшей ценностью является благо не индивидуума, а общества, нации, государства. Не разделяют в КНР и западные понятия о собственно правах человека, считая, что под этими правами в первую очередь следует иметь в виду не личную свободу, а обеспечение неотложных жизненных потребностей и удовлетворение важнейших социальных запросов.

В международных делах ощущалась разница подходов Москвы и Пекина к воине в Персидском заливе, сейчас она заметна в связи с Югославии событиями. В области двусторонних отношений обращает на себя внимание, в частности, такой момент. Будучи весьма довольным тем, что Москва безоговорочно разделяет его позицию по Тайваню, Пекин тем не менее уклоняется от поддержки России в вопросе о Курильских островах. 

БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ ПРОГРАММА ДВУСТОРОННИХ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ

Документов, подписанных в ходе первой российско-китайской встречи в верхах, насчитывается необычайно много - 24. Многие из них касаются налаживания взаимодействия между министерствами, ведомствами и научными учреждениями двух стран, что создает организационную основу двустороннего сотрудничества в наиболее важных областях.

БОЛЬШУЮ группу документов составляют соглашении экономического и научно-техннческо-ГО характера, причем они охватывают такие направления. которые поднимают российско-китайское деловое взаимодействие на качественно новую ступень. Это соглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, о создании совместной компании по коммерческой реализации наукоемких проектов и разработок по атомной энергетике, об обмене специалистами, о совместных усилиях в деле мирного использования атомной энергии, о сотрудничестве в социально-трудовой сфере. Заключены соглашения об укреплении контактов между Российской Академией Наук и Академиями естественных и общественных наук КНР, культурных связей и обменов. Крупным объектом двустороннего сотрудничества станет сооружение в КНР при содействии России атомной электростанции.

Резервы широкомасштабного делового взаимодействия России и Китая поистине велики. Можно испытывать удовлетворение, например, по поводу того, что товарооборот между нашими странами в 1992 г. составил 5 млрд.долл., превысив рекордный уровень торговли всего бывшего Советского Союза с КНР. Как отметил Б.Н.Ельцин, подписанные во время визита соглашения позволят за два-три года довести российско-китайский товарооборот примерно до 8 млрд.долл. в год. Однако напомним, что в 1991г.обьем торговли Китая с США достигал 17.3 млрд.долл.. а с Японией - 22.8 млрд.долл.

Или взять другую сферу. Сегодня не только среди китайских инженеров, но и в высшем руководящем эшелоне КНР немало людей, получивших образование в Советском Союзе. А что будет завтра? В западных странах сейчас обучаются десятки тысяч китайских студентов, в России -менее 100 человек.

Объектом пристального внимания российского Президента не могли не стать экономические реформы в КНР. Согласно высказываниям Б.Н.Ельцина на пресс-конференции по завершении визита, они вызвали у него большой интерес, поскольку сопровождались не снижением, а повышением жизненного уровня народа. Президент заявил, что следует взять из китайского опыта все лучшее, что подходит к условиям России. По сообщению агентства Синьхуа. в беседе с Генеральным секретарем ЦК КПК Цзян Цзэ-минем Б.Н.Ельцин отметил: "Мы с большим вниманием следили за решениями XIV съезда КПК и высоко оцениваем огромные успехи, достигнутые Китаем в ходе реформ, быстрое улучшение жизни его народа".

Теперь, когда наши страны располагают широкомасштабной программой делового взаимодействия, на первый план встает задача ее практической реализации. Потребуются немалые усилия для того. чтобы она оказалась не очередной жертвой царящей у нас хозяйственной неразберихи, а сыграла бы вполне доступную ей роль важного фактора оздоровления и подъема экономики Российской Федерации.

Нельзя, однако, впадать в эйфорию, сопоставляя сиюминутные выгоды с отдаленными последствиями каждого нового шага. Дружественные добрососедские отношения отнюдь не исключают жесткого прагматического подхода. твердого и решительного отстаивания национальных интересов. 

В заключение хотелось бы коснуться следующего момента. Исторически сложилось так, что отношения между нашими странами, особенно после образования КНР, являлись для каждой из них не только частью ее внешней, но и определенным элементом внутренней политики, оказывая воздействие на расстановку общественных сил. Деидеологизация резко ослабляет, но вряд ли свезет полностью на нет значение этого феномена. Поэтому насущно необходимо не допустить нарушения того единодушия, которое сложилось сейчас в России по вопросу о линии ее политики в отношении Китая, выраженной в ходе визита Президента РФ в КНР. Эта линия не должна пострадать от схваток противоборствующих политических сил. преследующих свои конъюнктурные цели. Если этого не произойдет, российско-китайские отношения будут способствовать стабилизации, наряду с экономическим. и политического положения в нашей стране. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]